Коррекционно-развивающая программа для 3-4 класса Я и мы

Раздел Другое
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1.Пояснительная записка

Особое место в современной школе занимает психолого-педагогического сопровождение обучающихся. Важностью такого сопровождения является оказание помощи в освоении школьных знаний, умений и навыков.

Данная коррекционно-развивающая программа предназначена для обучающихся 3-4 классов средней школы, с учетом возрастных особенностей, ранее приобретенных навыков и представляет собой систему взаимосвязанных занятий, выстроенных в определенной логике и направлена на формирование у обучающихся знаний, умений, навыков.

Основное содержание занятий составляют развивающие игры и психотехнические упражнении, беседы, направленные на развитие познавательной, эмоционально-волевой сферы обучающихся, навыков адекватного социального поведения, а также беседы, теоретическое изложение материала, тесты. Учитывая особенности подросткового возраста, первая часть цикла занятий посвящено самоопознанию школьников, развитию навыков общения и сотрудничества, решению проблем и конфликтов, здоровому образу жизни, а вторая часть развитию познавательных процессов. Процесс проведения занятий предполагает гибкость и творчество.

Каждое занятие состоит из 3 частей:

1 часть занятия - игра на активизацию внимания, на регуляцию психофизического состояния, сотрудничество, развитие эмоционально-волевой сферы.

2 часть занятия - теоретическое изложение материала, игры и психотехнические упражнения, направленные на реализацию цели урока, темы, гимнастика для глаз.

3 часть - анализ урока, аутотренинг, психомышечная тренировка, дыхательная гимнастика, упражнения на развитие сенсомоторики.

Реализации программы предполагает развитие у обучающихся эмоционально-волевой и познавательной сферы психики, навыков саморегуляции, общения, сотрудничества, изучение особенностей своей личности, продолжение страхов, тревожности, агрессивных тенденций.

Программа рассчитана на обучающихся 8-9 лет. Основные формы занятий: групповые и индивидуальные. Программа «Я и мы » будет способствовать развитию коммуникативных способностей обучающихся, усвоению представлений о невербальных средствах выражения эмоций, развитие памяти, внимания, формирование мыслительной деятельности и обучение саморегуляции своего эмоционального состояния.

Цель : развитие эмоциональной сферы детей, умения понимать свое эмоциональное состояние, распознавать чувства других людей.

Задачи:

 Осознание своих ощущений и переживаемых чувств;

 Адекватное восприятие себя и других в ситуациях общения;

 Развитие и совершенствование способности к эмоциональной и поведенческой саморегуляции;

 Формирование адекватных способов реагирования в ситуациях взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Реализация программы предполагает определенную поэтапность работы.

1 этап работы: диагностический.
На этом этапе проводится диагностика учащихся .

Обследование проводится на материале следующих методик:

1. Проективная методика «Кактус».

С помощью данной методики можно выявить состояние эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.
2. Проективная методика для диагностики школьной тревожности.

(Прихожан А.М. на основании методики Amen E.W., Renison N.). С помощью данной методики можно выявить уровень тревожности учащихся в различных школьных ситуациях, определить, в каких именно сферах внутришкольных отношений локализуется тревожность и какие конкретно формы принимает.

3. Методика «Цветовой тест отношений» (ЦТО).

Методика предназначена для изучения эмоционального отношения ребенка к нравственным нормам.

2 этап работы связан с определением содержательного компонента, то есть подбором упражнений, соответствующих задачам программы и индивидуальным особенностям учащихся. Проведение коррекционно-развивающей работы.

3 этап работы: вторичная диагностика.

2.Тематическое планирование в 3 классе

п/п

Тема

Цели и задачи

Содержание

Дата

Мой школьный путь

-познакомить обучающихся с целями уроков и формами работы;

-понятие правил поведения на уроках;

- развивать представление о новом социальном статусе трехклассника по сравнению с прошлым годом;

- стремление к самосовершенствованию;

-предоставить возможность каждому ребенку представить себя другим детям.

1 часть.

Упражнение «Имя и цветок». Принятие правил.

2 часть.

Упражнение «Продолжи фразу».

Упражнение «Те, кто».

Гимнастика для глаз.

Упражнение «Школьный путь»

Упражнение «Что важно для меня».

3 часть.

Дыхательная и координационная гимнастика «Круги».

Ритуал прощания


Познай себя.

-создать у учеников мотивацию на самопознание. -формировать позитивное отношение к своим возможностям;

- принятие себя и стремление к самосовершенствованию.

1 часть.

Упражнение «Цвет настроения».

2 часть.

Самоанализ «Кто я? Какой я?».

Гимнастика для глаз.

Упражнение «Вот я какой. Угадали?».

3 часть.

Дыхательная и координационная гимнастика.

Ритуал прощания


Школьные правила

-способствовать умению учиться, планировать свою деятельность;

-обсудить условия учебного процесса в средней школе;

-развивать навыки сотрудничества и умения соревноваться со сверстниками, правильно воспринимать и сравнивать свои достижения с успехами других.

1 часть.

Упражнение «Дождик».

2 часть.

Упражнение «Школьная жизнь».

Гимнастика для глаз

Упражнение «Правила наоборот»

Упражнение «Дерево».

3 часть.

Дыхательная и координационная гимнастика.

Ритуал прощания


Понимаем ли мы друг друга

-показать значимость собственного «Я»;

-подвести обучающихся к пониманию необходимости жить в согласии с собой и другими, показать важность взаимоотношения.

1 часть.

Упражнение «Кто я?».

2 часть.

Упражнение «Рисунок по инструкции».

Тест «Умеете ли вы слушать?».

Гимнастика для глаз.

Игра «Пойми меня».

3 часть.

Дыхательная и координационная гимнастика.

Ритуал прощания


Мир эмоций

-познакомить обучающихся с эмоциями4

-научить определять эмоциональное состояние других людей, тренировать умение владеть своими эмоциями;

-актуализировать представление о факторах, влияющих на проявление тех или иных эмоций;

-развивать навыки произвольного внимания на собственное эмоциональное состояние.

1 часть.

Упражнение на внимание «Что ты услышал?».

2 часть.

Игра «Угадай эмоцию».

Упражнение «Фигуры эмоций».

Гимнастика для глаз.

Игра «Назови эмоцию».

Игра «Изобрази эмоцию».

Упражнение «Поставь балл эмоции».

3 часть.

Дыхательная и координационная гимнастика.

Ритуал прощания


Наши учителя.

-помочь обучающимся занять новую социальную позицию по отношению к педагогам;

-помочь обучающимся в создании внутренней «когнитивной карты» учебного процесса;

-формирование представлений о педагоге как о профессионале, решающем свои задачи;

-формирование представлений и педагогах, как об интересных личностях.

1 часть.

Упражнение на внимание «Нос, пол, потолок».

2 часть.

Упражнение «Учебные предметы».

Упражнение «Как зовут наших учителей?».

Упражнение «Настоящий учитель - это…. Какие они наши учителя?»

3 часть.

Дыхательная и координационная гимнастика.

Ритуал прощания


Как найти друга

-помощь обучающимся в самораскрытии;

-способствование преодолению барьеров в общении;

-совершенствование навыков общения;

- помощь обучающимся в определении критериев, дружеского общения;

-формирование представлений о друге как единомышленнике;

-получении и осмысление опыта предъявления себя;

1 часть.

Упражнение «Пальчики».

2 часть.

Дискуссия по вопросам о дружбе, друзьях.

Гимнастика для глаз.

Упражнение «Ищу друга».

3 часть.

Дыхательная и координационная гимнастика.

Ритуал прощания


Мы и наш класс

-снижение тревожности,

достижение внутригруппового сплочения,

-осмысление своего персонального «Я» как части общего «Мы»;

-обобщить полученный опыт взаимодействия в группе;

-обеспечить каждому участнику обратную связь от группы,

-осмыслить себя как члена группы.

1 часть.

Упражнение Коллективный счет».

2 часть.

Упражнение «Коллаж класса».

Гимнастика для глаз.

Упражнение «Как мы».

3 часть.

Дыхательная и координационная гимнастика.

Ритуал прощания


Узнай о себе

-способствовать стремлению обучающихся к самопознанию, саморефлексии;

-изучение обучающимися особенностей своей личности.

1 часть.

Игра «Комплементы».

2 часть.

Тест «Кто ты?».

Беседа о том, что такое темперамент.

Упражнение «Мой темперамент».

Гимнастика для глаз.

Анкета «Есть ли у тебя чувство юмора?».

3 часть.

Дыхательная и координационная гимнастика.

Ритуал прощания


Успех и я.

-формирование чувства успешности обучающихся в себе.

1 часть.

Упражнение «Я люблю».

2 часть.

Тест «Успех и Я».

Упражнение»Мое отношение к себе».

Гимнастика для глаз».

Упражнение «Дом успеха».

Упражнение «Когда я себя уважаю».

3 часть.

Дыхательная и координационная гимнастика.

Игра «Круг силы».

Ритуал прощания


Мои интересы

-выявление интересов, жизненных ценностей обучающихся;

-способствовать стремлению обучающихся к самопознанию.

1 часть.

Упражнение «Я не люблю».

2 часть.

Анкета «Мои интересы».

Гимнастика для глаз.

Упражнение «График интересного»

Упражнение «Мое хобби».

3 часть.

Дыхательная и координационная гимнастика.

Ритуал прощания


Мои проблемы

-способствовать стремлению обучающихся у самопознанию

саморефлексии;

- показать способы решения проблем.

1 часть.

Игра «Гомеостат».

2 часть

Упражнение «Мои проблемы»

Гимнастика для глаз.

Игра «Сладкая проблема».

Упражнение «Как решить проблему».

3 часть.

Дыхательная и координационная гимнастика.

Игра «Коробка переживаний»

Ритуал прощания


Поведение в конфликте

-дать обучающимся представление о конфликте;

- поведение в конфликте, способах решения конфликтов.

1 часть.

Игра «Скульптор».

2 часть.

Беседа «Что такое конфликт? Нужны ли конфликты в нашей жизни? Как правильно разрешать конфликты?».

Гимнастика для глаз.

Упражнение «Найди совет для себя и для друга».

Игра «Голосование».

3 часть.

Дыхательная и координационная гимнастика.

Игра «Шутливое письмо».

Ритуал прощания


Что я знаю о себе и своем здоровье

-дать представление о том, что такое здоровье;

-способствовать стремлению обучающихся к здоровому образу жизни;

-научить вступать в контакт и общаться в позитивном ключе, создать обстановку доверия и комфорта.

1 часть.

Упражнение «Ромашка».

2 часть.

Беседа «Что такое здоровье? Почему люди желают друг другу здоровья? Зачем люди хотят быть здоровыми?».

Гимнастика для глаз.

Упражнение «Лепесток здоровья».

Упражнение «Что нужно делать, чтобы быть здоровым?».

3 часть.

Дыхательная и координационная гимнастика.

Ритуал прощания


Время жизни. Планирование времени.

-способствовать проявлению интереса к внутренней психической жизни человека.

1 часть.

Игра «Минутка».

2 часть.

Чтение сказки «Сказка о жизни».

Обсуждение.

Игра «Что бы было».

Гимнастика для глаз.

Упражнение «Режимные моменты в моей жизни».

3 часть.

Дыхательная и координационная гимнастика.

Ритуал прощания



Чтобы душа была здорова.

-дать детям представление о душевной красоте и душевном здоровье человека; -для значения добра и зла для здоровья и счастья;

-активизировать личную активность обучающихся. -развивать способность помогать и сочувствовать людям.

1 часть.

Игра «Добрые мысли - добрые чувства».

2 часть.

Беседа о том, что такое душевное здоровье с использованием пословиц.

Гимнастика для глаз.

Игра «Как меня видят другие».

Рисование на тему «Добро, как я его представляю».

3 часть.

Дыхательная и координационная гимнастика.

Игра «Похвали автора».

Ритуал прощания


Что такое дружба

- формирование внимательного, доброжелательного отношения к сверстникам, чувства общности, умение выражать свое положительное отношение к другим. Помочь детям осознать качества настоящего друга.

1 часть

Игра "Молекула".

2 часть

Прослушивание стихотворения "Дружат дети всей земли".

Игра "Вырежи елочку".

3 часть

"Окажи внимание другому".

Ритуал прощания


Слушаем себя

- учить детей оценивать себя; ребенок должен попытаться увидеть себя со стороны;
- воспитание чувства собственного достоинства, уникальности и неповторимости;
- Формирование адекватной самооценки.

1 часть

«Нарисуй свое имя».

Игра «Почтальон».

2 часть

«Психологический автопортрет».

3 часть

«Слушаем себя».

Ритуал прощания


Развитие восприятия

-развитие восприятия, наблюдательности, глазомер обучающихся.

1 часть.

Игра «Какой размер?».

2 часть.

Упражнение «Что было на листе?».

Упражнение «Величина предмета».

Гимнастика для глаз.

Упражнение «Удаленность предмета».

3 часть.

Дыхательная и координационная гимнастика.

Ритуал прощания


Развитие восприятия

-развитие восприятия, наблюдательности, глазомер обучающихся.

1 часть.

Упражнение «Числа».

2 часть.

Упражнение «Восприятие времени».

Упражнение «Найди отличия».

Гимнастика для глаз.

Упражнение «Поиск информации».

3 часть.

Дыхательная и координационная гимнастика.

Упражнение на развитие сенсомоторики «Луна и облака».

Ритуал прощания


Тренинг для развития и восприятия наблюдательности

-совершенствование восприятия и наблюдательности обучающихся.

1 часть.

Выработка правил участников тренинга.

2 часть.

Игра «Что в свертке?».

Игра «Измеряем на глазок».

Игра «Определи длину».

Игра «Определи размер на ощупь».

3 часть.

Ритуал прощания


Кто Я

-дать детям возможность открыться, расширить представление о себе; выяснить, принимает ли ребенок собственное Я.

1 часть

Игра «Волшебная палочка».

«Что делает ученик?»

2 часть

Игра «Кто Я?»

Игра: «Какой я есть и каким бы хотел быть».

3 часть

Игра «Невидимая надпись».

Ритуал прощания


Развитие внимания

-развития произвольного внимания обучающихся.

1 часть.

Игра «Кто быстрее».

2 часть.

Упражнение «Наблюдатель».

Упражнение «Корректурная проба» (с самопроверкой».

Гимнастика для глаз.

Упражнение «Муха».

3 часть.

Дыхательная и координационная гимнастика.

Упражнение на развитее сенсомоторики «Солнце и облака».

Ритуал прощания


Развитие внимания.

-развитие произвольного внимания обучающихся.

1 часть.

Методика «Расстановка чисел».

2 часть.

Упражнение «Найди слова».

Гимнастика для глаз.

Упражнение «Найди числа».

Упражнение «Найди ошибку».

3 часть.

Дыхательная и координационная гимнастика.

Упражнение на развитие сенсомоторики «Птица».

Ритуал прощания


Тренинг для развития внимания.

-совершенствование внимания обучающихся.

1 часть.

Игра «Пропусти число».

2 часть

Игра «Числа».

Игра «Часы»

Игра «Исправь ошибки».

Игра «Пишем предложения»

3 часть.

Дыхательная и координационная гимнастика.

Ритуал прощания.


Хозяин моего Я

- показать детям, кто ответственен за выполненную ими работу, от чего зависит качество работы, как можно влиять на результат работы; научить детей принимать и давать обратную связь.

1 часть

«Закончить предложения».

«Замечательные дети».

2 часть

Беседа «Как стать самим собой или кто хозяин моего «Я».

3 часть

«Обратная связь».

Ритуал прощания


Развитие памяти.

-развитие слуховой, кратковременной и долговременной памяти.

1 часть.

Игра «Ипподром».

2 часть.

Упражнение «Запомни слова».

Упражнение «Соберем урожай фруктов».

Упражнение «Запомни слова к картинкам».

Гимнастика для глаз.

Упражнение «Запомни лишнее слово».

3 часть.

Дыхательная и координационная гимнастика.

Упражнение на развитие сенсомоторики «Пружинки».

Ритуал прощания


Развитие памяти.

-развитие зрительной, кратковременной и долговременной памяти.

1 часть.

Упражнение «Вспомни слова по картинкам».

2 часть.

Упражнение «Запомни слова наоборот».

Упражнение «Поломанные буквы».

Гимнастика для глаз.

Игра «Соберем урожай овощей».

Упражнение «Запомни пословицы».

Упражнение «Вспомни слова».

3 часть.

Дыхательная и координационная гимнастика.

Упражнение на развитие сенсомоторики «Значки».

Ритуал прощания


Тренинг для развития памяти.

- развитие памяти

1 часть.

Игра «Вспомни пословицу».

2 часть.

Игра «Соберем букет».

Игра «Смысловые пары».

Игра «Запомни и изобрази».

3 часть.

Дыхательная и координационная гимнастика.

Ритуал прощания.


Мой друг

- формирование доброжелательного отношения друг к другу, чувства близости с другими, чувства ценности и самоценности, умения сотрудничать со сверстниками.

1 часть « Мое настроение»

2 часть

Рисунок "Мой лучший друг".

Игра "Новоселье".

3 часть"Связующая нить".

Ритуал прощания


Развитие мышления

-развитие различных операций мышления обучающихся

1 часть.

Игра «Нос, пол, потолок».

2 часть.

Упражнение «Зашифрованные слова».

Упражнение «Найди лишнее».

Гимнастик для глаз.

Упражнение «Слова наоборот».

Упражнение «Подбери третье слово».

3 часть.

Дыхательная и координационная гимнастика.

Упражнение на развитие сенсомоторики «Зайчик под елочкой.

Ритуал прощания


Развитие мышления

-развитие различных операций мышления обучающихся

1 часть.

Игра «Определи на слух».

2 часть.

Упражнение «Зашифруй слова».

Упражнение «Составь пословицы и объясни их смысл».

Гимнастика для глаз.

Упражнение «Продолжи ряд числе».

Упражнение «Убери холодное, останется горячее».

3 часть.

Дыхательная и координационная гимнастика.

Упражнение на развитие сенсомоторики «Цветы».

Ритуал прощания


Игровой тренинг мышления

-развитие мышления

1 часть.

Игра «Слова».

2 часть.

Игра «Отгадай загадку».

Игра «Составь предложение».

Игра «Что лишнее»

Игра «Реши анаграммы».

3 часть.

Дыхательная и координационная гимнастика.

Ритуал прощания


Заключительный урок «Чему я научился за этот год»

-подведение итогов за год, планирование будущего

1 часть.

Игры «Гомеостат», «Хлопок».

2 часть.

Анкета «Чему я научился за этот год».

Упражнение «Я хочу, чтобы в следующем год….».

Гимнастика для глаз.

Упражнение «Коллаж мечты класса».

3 часть.

Дыхательная и координационная гимнастика.

Ритуал прощания



Тематическое планирование 4 класс

п/п

Тема

Цели и задачи

Содержание

Дата

1

Познакомимся поближе

-создание положительного эмоционального настроя в группе;

-развитие навыков рефлексии,

снижение эмоционально - психического напряжения.

1 часть.

Упражнение «Поздоровайся».

Упражнение «Молекулы».

Упражнение «Верблюд».

2 часть.

Упражнение «Надпись на футболке».

Упражнение «Паровозик».

Упражнение «На полянке»

3 часть.

Подведение итогов (участники

группы, сидя в круг,

характеризуют свое настроение,

обмениваются впечатлениями о

занятии, о том, что

понравилось, что нет).

Упражнение «Круг любви».


2

Мое имя

-формирование и развитие коммуникативных навыков и контактности;

-способствовать самораскрытию, осознанию своих личных особенностей, раскрепощение членов группы;

-развитие эмоционального принятия себя, осознание своего имени, повышение уверенности в себе (образы, обратная связь).

1 часть.

Упражнение

«Я рад общаться с тобой».

Упражнение «Снежный ком».

Упражнение «Мое имя» (в кругу).

2 часть.

Упражнение «Рисуем имя».

Упражнение «Что означают наши имена».

Упражнение «Муравьиная тропа».

Упражнение «Постройте букву».

Упражнение «Воздушные шарики».

3 часть.

Упражнение «Круг любви».


3

Кто я? Какой я?

-формирование и развитие коммуникативных навыков и контактности; развитие эмоционального принятия себя;

-сформировать положительное отношение к себе, повышение уверенности в себе (образы, обратная связь);

-снижение эмоционально - психического напряжения.

1 часть.

Упражнение

«Я рад общаться с тобой».

Упражнение «Коленочки».

2 часть.

Упражнение

«Мой цветок волшебства».

Упражнение «Кто я?».

Упражнение «Горячий стул».

Упражнение «Ассоциации».

Упражнение «Самооценка».

Упражнение «На полянке».

3 часть.

Упражнение

«Круг любви».


4

Мои сильные и слабые стороны 1

-создание положительного эмоционального настроя в группе;

-формирование и развитие доверительных отношений в группе;

-формирование и развитие коммуникативных навыков и контактности;

1 часть.

Упражнение

«Я рад общаться с тобой».

Упражнение «Восковая палочка».

2 часть.

Упражнение

«Что моя вещь знает обо мне».

«Достойный человек не тот у кого нет недостатков, а тот, у кого есть достоинства» (В. О. Ключевский).

Упражнение «Волшебное психологическое зеркало».

Упражнение «Воздушные шарики».

3 часть.

Упражнение «Круг любви».


5

Мои сильные и слабые стороны 2

-создание положительного эмоционального настроя в группе;

-формирование и развитие коммуникативных навыков и контактности;

-развитие эмоционального принятия себя, повышение уверенности в себе (образы, обратная связь).

1 часть.

Упражнение «Я рад общаться с тобой».

Упражнение «Доверительное падение».

2 часть.

Упражнение «Что моя вещь знает обо мне».

Упражнение «Мой портрет в лучах солнца».

Упражнение «Закончи предложение».

Упражнение «Воздушные шарики».

3 часть.

Упражнение «Круг любви».


6

Вредные привычки

-создание положительного эмоционального настроя в группе;

-формирование у учащихся представлений о вредных привычках;

-развитие навыков рефлексии;

-развитие навыков саморегуляции.

1 часть.

Упражнение «Я рад общаться с тобой».

Упражнение «Имя в движении».

2 часть.

Упражнение «Кто присел?» (на колени с закрытыми глазами).

«Вредные привычки» (обсуждение, коллаж).

Упражнение «Я- это Я».

3 часть.

Упражнение «Синее озеро».

Упражнение «Круг любви».


7

Я и мое здоровье

-формирование и развитие коммуникативных навыков и контактности;

-формирование мотивации к сохранению здоровья, осознание вреда факторов, разрушающих здоровье;

-формирование навыков командной работы, сотрудничества

1 часть.

Упражнение «Имя в движении».

Беседа «Будь здоров!».

2 часть.

Упражнение «Закончи предложение:«Быть здоровым для меня это означает…».

Упражнение «Что я знаю и чего не знаю».

Игра «На мое здоровье влияют…»(мяч).

«Карта здоровья».

3 часть.

Упражнение «Порхание бабочки».

Упражнение «Круг любви».


8

Пойми меня

-создание положительного эмоционального настроя в группе;

-развитие способности понимать эмоциональное состояние другого, способов выразительного поведения (мимики, пантомимики);

-снижение эмоционально - психического напряжения, снятие телесных зажимов;

1 часть.

Упражнение «Имя в движении».

Упражнение «Волшебный мяч».

2 часть.

Упражнение «Делай как я».

Упражнение «Найди пару».

Упражнение «Совместный рисунок».

3 часть.

Упражнение «Порхание бабочки».

Упражнение «Ладошка».


9

Я многое могу

-формирование и развитие коммуникативных навыков и контактности;

-способствовать самораскрытию, самопознанию, осознанию своих личных особенностей, раскрепощение членов группы;

-развитие тактильного контакта, взаимопонимания.

1 часть.

Упражнение «Имя в движении».

Упражнение «Волшебный мяч».

2 часть.

Упражнение «Гадкий утенок».

Упражнение «Скульптор».

Упражнение «Скалолаз».

Упражнение «Танец победителей».

3 часть.

Упражнение «Порхание бабочки».

Упражнение «Ладошка».


10

Рука помощи

-создание положительного эмоционального настроя в группе;

-развитие способности понимать эмоциональное состояние другого, сопереживания;

-формирование и развитие доверительных отношений в группе;

-развитие навыков рефлексии.

1 часть.

Упражнение «… имя».

Упражнение «Нас объединяет».

2 часть.

Упражнение «Путаница».

Упражнение «Переправа».

Упражнение «Найди нужные слова утешения» (проблемная ситуация).

3 часть.

Упражнение «Облака».

Упражнение «Водопад любви».


11

Я среди людей

-создание положительного эмоционального настроя в группе;

-способствовать самораскрытию, самопознанию, осознанию своих личных особенностей, раскрепощение членов группы;

-развитие эмоционального принятия себя, осознание своего имени, повышение уверенности в себе (образы, обратная связь).

1 часть.

Упражнение «Ласковое имя».

Упражнение «Молекулы».

2 часть.

Тест «Приятно ли со мной общаться».

Упражнение «Групповой танец».

3 часть.

Упражнение «Радуга».

Упражнение «Слово на прощание».


12

Мои поступки 1

-формирование и развитие коммуникативных навыков и контактности; осознание различных способов взаимодействия;

-формирование конструктивных способов взаимодействия, осознание и проигрывание моделей уверенного, неуверенного, грубого поведения;

-развитие эмоционального принятия себя, повышение уверенности в себе (образы, обратная связь).

1 часть.

Упражнение «Я рад общаться с тобой».

Упражнение « «Скульптор и глина».

Упражнение «Встреча на узком мостике".

2 часть.

Упражнение «Зубы и мясо».

Обсуждение «Уверенное, неуверенное, агрессивное поведение».

Тест «Умеете ли вы слушать?»

3 часть.

Упражнение « «Облака».

Упражнение « «Слово на прощание».


13

Мои поступки 2

-формирование и развитие коммуникативных навыков и контактности;

-способствовать самораскрытию, осознанию своих личных особенностей, раскрепощение членов группы;

-развитие умения взаимодействовать в паре;

-развитие навыков рефлексии.

1 часть.

Упражнение «Я рад общаться с тобой».

Упражнение «Эмоции».

2 часть.

Упражнение «Доверяющее падение».

Проблемная ситуация «Вызов к директору» (демонстрация уверенного, неуверенного, грубого поведения).

Упражнение «Слепой и поводырь».

3 часть.

Упражнение «Мои сильные стороны».

Упражнение «Рисунок настроения».


14

Почему люди ссорятся

-создание положительного эмоционального настроя в группе;

-определить особенности поведения в конфликте;

-формирование навыков командной работы, сотрудничества, повышение сплоченности группы;

1 часть.

Упражнение «Части тела».

Упражнение «Тропинка».

2 часть.

Упражнение «Дерево ссор» (запись причин; коллаж).

Упражнение «Отдай предмет».

Упражнение «Толкалки без слов».

3 часть.

Упражнение «Красивая поляна».

Упражнение «Ладошки».


15

Конфликтны ли вы?

-формирование и развитие коммуникативных навыков и контактности;

-дать возможность учащимся проанализировать эмоции и чувства, возникающие в конфликтной ситуации;

-определение степени собственной конфликтности;

-развитие эмоционального принятия себя;

1 часть.

Упражнение «От улыбки станет всем светлей» (жест).

Упражнение «Выйти по числу пальцев».

2 часть.

Упражнение «Настойчивость - сопротивление».

Методика «Конфликтный ли вы человек?».

Упражнение «Постройтесь по…» (росту, по цвету волос, дням рождения .

3 часть.

Упражнение «Красивая поляна».

Упражнение «Жест».


16

Способы выхода из конфликтной ситуации

-создание положительного эмоционального настроя в группе;

-пределить особенности поведения в конфликте;

-познакомить со способами выхода из конфликтной ситуации

-способствовать самораскрытию, осознанию своих личных особенностей, раскрепощение членов группы;

-развитие навыков рефлексии.

1 часть.

Упражнение «От улыбки станет всем светлей» (жест).

Упражнение «Да и нет».

2 часть.

Обсуждение.Проблемная ситуация «В классе»(новый ученик занял парту). Проигрывание.

Упражнение «Способы выхода из конфликтной ситуации».

Упражнение «Постройтесь по…» (росту, по цвету волос, дням рождения (январь…).

3 часть.

Упражнение «Красивая поляна».

Упражнение «Ладошки».


17

Предотвращение конфликтов

-формирование и развитие коммуникативных навыков и контактности;

-способствовать самораскрытию, осознанию своих личных особенностей, раскрепощение членов группы;

-развитие эмоционального принятия себя, повышение уверенности в себе (образы);

-отработка навыка предотвращения конфликтов, поведения в конфликтной ситуации;

1 часть

Упражнение

«Представление о себе в предложении»

2 часть

Упражнение «Разведчики»

Отработка навыка

предотвращения конфликтов.

Проблемные ситуации.

(тебя публично обвинили в том, чего ты не делал; учитель поставил несправедливо заниженную отметку; одноклассник, не разобравшись в ситуации, начинает тебя оскорблять).

3 часть.

Упражнение «Петухи».

Упражнение «На озере».

Упражнение «Жест».


18

Неконфликтная личность

-создание положительного эмоционального настроя в группе;

-развитие тактильного контакта, взаимопонимания

-отработка навыка поведения в конфликтной ситуации

-способствовать самораскрытию, осознанию своих личных особенностей и соотнести с качествами «неконфликтной личности» (т. е. личности, способной к эффективному взаимодействию);

- раскрепощение членов группы.

1 часть.

Упражнение «От улыбки станет всем светлей» (жест).

Упражнение «Парные толкалки».

2 часть.

Упражнение «Армреслинг».

Упражнение «Сила власти».

Упражнение «Неконфликтная личность».

3 часть.

Упражнение «На озере».

Упражнение «Ладошки».


19

Умение слушать

-создание положительного эмоционального настроя в группе

-формирование и развитие коммуникативных навыков и контактности

-подвести к пониманию необходимости жить в согласии с собой и окружающими, развитие способности понимать эмоциональное состояние другого;

-формирование навыков командной работы, сотрудничества

-снижение эмоционально - психического напряжения, снятие телесных зажимов.

1 часть.

Упражнение «От улыбки станет всем светлей» (жест).

2 часть.

Упражнение «Пойми меня».

Тест «Умеете ли вы слушать?».

Беседа «Что мешает слушать других

людей».

3 часть.

Игра «Испорченный телефон».

Упражнение «На реке».

Упражнение «Слово на прощание».


20

Умей договориться

-создание положительного эмоционального настроя в группе;

-помочь детям понять, как влияют на эффективность коллективной работы модели поведения, продемонстрированные каждым ее участником. Показ ребенку примера эффективного поведения во время коллективной деятельности;

-формирование коммуникативных навыков (развитие умения слушать другого, работать вместе над поставленной задачей).

-развитие умения работать в паре, группой;

-расширение представлений учащихся о себе, формирование навыков рефлексии, развитие умения оценивать себя, свое поведение.

1 часть.

Упражнение "Здравствуйте" с разными оттенками интонаций.

2 часть.

Упражнение «Паутина».

Коллективная аппликация.

Упражнение «Список».

3 часть.

Упражнение «Близнецы».

«На озере».

Упражнение «Жест».


21

Нужна ли агрессия

-создание положительного эмоционального настроя в группе;

-формирование собственного представления и отношения к агрессии;

-определить особенности агрессивного поведения;

-способствовать самораскрытию, осознанию свих личных особенностей, раскрепощение членов группы;

1 часть.

Упражнение «Улыбка».

Упражнение «Кричалки, шепталки, молчалки».

2 часть.

Беседа «Агрессия. Понятия сердитость, злость, гнев. Нужна ли агрессия?» Притча о змее.

Упражнение «Агрессивное существо».

3 часть.

Упражнение «Переманивания».

Упражнение «На реке». Упражнение «Жест».


22

Когда я зол

-создание положительного эмоционального настроя в группе;

-формирование конструктивных способов взаимодействия;

-развитие эмоционального принятия себя, повышение уверенности в себе (образы);

-формирование навыков командной работы, сотрудничества, повышение сплоченности группы.

1 часть.

Упражнение «Здравствуйте» (с разной интонацией).

Упражнение «Койот и кролик».

2 часть.

Упражнение «Как я зол».

Проблемные ситуации (взяли без спроса плеер и сломали; обвинили в том, чего ты не делал, и накричали напрасно).

Упражнение «Продолжи предложение «Когда я зол…».

3 часть.

Упражнение «Рецепт агрессивности».

Упражнение «На реке».

Упражнение «Жест».


23

Что делать со злостью и агрессией

-создание положительного эмоционального настроя в группе;

-выработка приемлемого способа разрядки гнева и агрессии, выплеска негативных эмоций;

-развитие эмоционального принятия себя, повышение уверенности в себе (образы);

-снижение эмоционально - психического напряжения, снятие телесных зажимов.

1 часть.

Упражнение « От улыбки станет всем светлей» (жест).

Упражнение «Бабочка-ледышка»

2 часть.

Упражнение «Лист гнева».

Беседа «Способы снятия агрессии».

Упражнение «Договор о поведении».

Упражнение «Спустить пар»(дети говорят друг другу, что им мешает или на что он сердится).

3 часть.

Упражнение «Стеклянная стена» (сдвинуть с места).

Упражнение «На реке».

Упражнение «Жест».


24

Освободись от негативных чувств 1

-создание положительного эмоционального настроя в группе;

-формирование и развитие коммуникативных навыков и контактности;

-способствовать самораскрытию, осознанию своих личных особенностей, раскрепощение членов группы;

-развитие навыков саморегуляции.

1 часть.

Упражнение «От улыбки станет всем светлей» (жест).

Упражнение «Выйти по числу пальцев».

2 часть.

Упражнение «Самый маленький шарик» (кто сомнет лист бумаги в самый маленький шарик).

Упражнение «Мусорное ведро».

Упражнение «Бумажный дождь».

Упражнение «Постройтесь по…» (росту, по цвету волос, дням рождения (январь…).

3 часть

Упражнение «На озере».

Упражнение «Ладошки».


25

Освободись от негативных чувств 2

-создание положительного эмоционального настроя в группе;

-выработка приемлемого способа разрядки гнева и агрессии, выплеска негативных эмоций;

-способствовать самораскрытию, осознанию свих личных особенностей, раскрепощение членов группы;

-развитие эмоционального принятия себя, повышение уверенности в себе (образы);

1 часть.

Упражнение « От улыбки станет всем светлей» (жест).

Упражнение «Постройте букву».

2 часть.

Упражнение «Шла Саша по шоссе».

Упражнение «Обзывалки».

Упражнение «Муравьиная тропа».

3 часть.

Упражнение «На реке».

Упражнение «Жест».


26

Обиды

-создание положительного эмоционального настроя в группе;

-обучение конструктивным способам избавления от обиды;

-формирование навыков командной работы, сотрудничества.

1 часть.

Упражнение «От улыбки станет всем светлей» (жест).

Упражнение «Магнит».

2 часть.

Упражнение. «Продолжи предложение» («Я обижаюсь, когда»).

Упражнение «Обидься…»(уверенно, неуверенно, грубо, трусливо).

Упражнение «Рисуем обиду».

Упражнение «Как перестать обижаться».

3 часть.

Упражнение «На озере».

Упражнение «Жест».


27

Критика

-формирование и развитие коммуникативных навыков и контактности;

-отработка навыков правильного реагирования на критику;

-способствовать самораскрытию, осознанию своих личных особенностей, раскрепощение членов группы;

-снижение эмоционально - психического напряжения, снятие телесных зажимов.

1 часть.

Упражнение « От улыбки станет всем светлей» (жест).

Упражнение «Постройте цифру».

2 часть.

Упражнение «Что звучит обидно?» (игра с мячом). Упражнение «Я - сообщение».

3 часть.

Упражнение «Корзина цветов».

Упражнение «Красивая поляна».

Упражнение «Жест».


28

Как справиться с плохим настроением

-создание положительного эмоционального настроя в группе;

-развитие умения выражать и распознавать различные эмоциональные состояния;

-развитие способности осознавать свое состояние и находить слова для его обозначения;

-развитие эмоционального принятия себя, повышение уверенности в себе (образы).

1 часть.

Упражнение «От улыбки станет всем светлей» (жест).

Упражнение «Построй фигуру».

2 часть.

Упражнение «Мое настроение».

Упражнение «Покажи эмоцию».

Беседа «Как справиться с плохим настроением».

Упражнение «Я как природное явление».

3 часть.

Упражнение «На реке».

Упражнение «Жест».


29

Как уберечь себя от обмана

-формирование и развитие коммуникативных навыков и контактности;

-определить особенности поведения лживого, неискреннего человека;

-формирование и развитие доверительных отношений в группе.

1 часть.

Упражнение «Поздоровайся …» (весело, грустно и т. д.).

Упражнение «Выйти по числу пальцев».

2 часть.

Беседа «Поведение лживого, неискреннего человека».

Упражнение «За и против».

Упражнение «Доверчивое падение»

3 часть.

Упражнение «Открытые ладони».

Упражнение «На озере».

Упражнение «Жест».


30

Оценить себя и других по достоинству

-формирование и развитие коммуникативных навыков и контактности;

-определить особенности завистливого поведения;

-снижение эмоционально - психического напряжения, снятие телесных зажимов.

1 часть.

Упражнение «Поздоровайся как…». (учитель, обиженный ребенок, разгневанный взрослый и т. д.).

Упражнение «Верблюд».

2 часть.

Обсуждение притчи «Сребролюбец и завистливый».

Упражнение «Белая и черная зависть».

Упражнение «Способы избавления от зависти».

3 часть.

Упражнение «Я и ты».

Упражнение «На реке».

Упражнение «Жест».


31

Люди, значимые для меня

-формирование и развитие коммуникативных навыков и контактности;

-развитие способности принимать друг друга;

-осознание учащимися важности настоящей дружбы и настоящих друзей в жизни человека;

-развитие навыков рефлексии.

1 часть .

Упражнение «От улыбки станет

всем светлей» (жест).

Упражнение «Приятные слова».

2 часть.

Упражнение «Идеал».

Тест «Настоящий друг».

Упражнение «Новый друг».

Упражнение «Скажи мне, кто твой друг».

3 часть

Упражнение «Красивая поляна».

Упражнение «Жест».


32

Вместе уютно

-создание положительного эмоционального настроя в группе;

-формирование и развитие коммуникативных навыков и контактности;

-способствовать самораскрытию, осознанию своих личных особенностей, раскрепощение членов группы;

-формирование навыков командной работы, сотрудничества;

-развитие навыков рефлексии

1 часть.

Упражнение «Я рад общаться с тобой».

Упражнение «Аплодисменты».

2 часть.

Упражнение «Пять добрых слов».

Упражнение «День рождения».

3 часть.

Упражнение «Радуга».

Упражнение «Круг любви.





33-34

Заключительный урок. Чему я научился за этот год

-создание положительного эмоционального настроя в группе;

-формирование и развитие коммуникативных навыков и контактности;

-снижение эмоционально - психического напряжения, снятие телесных зажимов;

-развитие навыков рефлексии

1 часть.

Упражнение «От улыбки станет всем светлей» (жест).

Игра «подарок».

2 часть.

Диагностика психических состояний.

3 часть.

Упражнение «Аплодисменты».



3.Ожидаемые результаты реализации программы.

- развитие навыков уверенного поведения;

- познание своих сильных и слабых сторон;

- развитие навыков рефлексии;

- снижение эмоционально - психического напряжения.










4. Список литературы


  1. Бабкина Н.В. Пособие для психологов. М.:, 2006.

  2. Глазуков Д.А. Психология. Развивающие занятия. 3 класс. М.: Глобус, 2008.

  3. Клюева Н.В, Филиппова Ю.В. Общение. Ярославль: . Академия развития: Академия холдинг, 2001.

  4. Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг, Ярославль.: Академия развития, 2001.

  5. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: Искусство отношений. М.: Международная пед.акад., 1994.

  6. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов и родителей. - М.: ГНОМ , 2000.

  7. Сартан П.Н. Тренинг самостоятельности у детей. М.: Сфера, 2001.

  8. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Программа формирования психологического здоровья у младших школьников, М.: Генезис, 2001.

  9. Чистякова М.И. Психологическое развитие ребенка. М.:Наука и техника, 2008.


© 2010-2022