- Преподавателю
- Другое
- Коррекционно-развивающая программа для 3-4 класса Я и мы
Коррекционно-развивающая программа для 3-4 класса Я и мы
Раздел | Другое |
Класс | 4 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ловчева О.И. |
Дата | 14.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
1.Пояснительная записка
Особое место в современной школе занимает психолого-педагогического сопровождение обучающихся. Важностью такого сопровождения является оказание помощи в освоении школьных знаний, умений и навыков.
Данная коррекционно-развивающая программа предназначена для обучающихся 3-4 классов средней школы, с учетом возрастных особенностей, ранее приобретенных навыков и представляет собой систему взаимосвязанных занятий, выстроенных в определенной логике и направлена на формирование у обучающихся знаний, умений, навыков.
Основное содержание занятий составляют развивающие игры и психотехнические упражнении, беседы, направленные на развитие познавательной, эмоционально-волевой сферы обучающихся, навыков адекватного социального поведения, а также беседы, теоретическое изложение материала, тесты. Учитывая особенности подросткового возраста, первая часть цикла занятий посвящено самоопознанию школьников, развитию навыков общения и сотрудничества, решению проблем и конфликтов, здоровому образу жизни, а вторая часть развитию познавательных процессов. Процесс проведения занятий предполагает гибкость и творчество.
Каждое занятие состоит из 3 частей:
1 часть занятия - игра на активизацию внимания, на регуляцию психофизического состояния, сотрудничество, развитие эмоционально-волевой сферы.
2 часть занятия - теоретическое изложение материала, игры и психотехнические упражнения, направленные на реализацию цели урока, темы, гимнастика для глаз.
3 часть - анализ урока, аутотренинг, психомышечная тренировка, дыхательная гимнастика, упражнения на развитие сенсомоторики.
Реализации программы предполагает развитие у обучающихся эмоционально-волевой и познавательной сферы психики, навыков саморегуляции, общения, сотрудничества, изучение особенностей своей личности, продолжение страхов, тревожности, агрессивных тенденций.
Программа рассчитана на обучающихся 8-9 лет. Основные формы занятий: групповые и индивидуальные. Программа «Я и мы » будет способствовать развитию коммуникативных способностей обучающихся, усвоению представлений о невербальных средствах выражения эмоций, развитие памяти, внимания, формирование мыслительной деятельности и обучение саморегуляции своего эмоционального состояния.
Цель : развитие эмоциональной сферы детей, умения понимать свое эмоциональное состояние, распознавать чувства других людей.
Задачи:
Осознание своих ощущений и переживаемых чувств;
Адекватное восприятие себя и других в ситуациях общения;
Развитие и совершенствование способности к эмоциональной и поведенческой саморегуляции;
Формирование адекватных способов реагирования в ситуациях взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Реализация программы предполагает определенную поэтапность работы.
1 этап работы: диагностический.
На этом этапе проводится диагностика учащихся .
Обследование проводится на материале следующих методик:
1. Проективная методика «Кактус».
С помощью данной методики можно выявить состояние эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.
2. Проективная методика для диагностики школьной тревожности.
(Прихожан А.М. на основании методики Amen E.W., Renison N.). С помощью данной методики можно выявить уровень тревожности учащихся в различных школьных ситуациях, определить, в каких именно сферах внутришкольных отношений локализуется тревожность и какие конкретно формы принимает.
3. Методика «Цветовой тест отношений» (ЦТО).
Методика предназначена для изучения эмоционального отношения ребенка к нравственным нормам.
2 этап работы связан с определением содержательного компонента, то есть подбором упражнений, соответствующих задачам программы и индивидуальным особенностям учащихся. Проведение коррекционно-развивающей работы.
3 этап работы: вторичная диагностика.
2.Тематическое планирование в 3 классе
№
п/п
Тема
Цели и задачи
Содержание
Дата
Мой школьный путь
-познакомить обучающихся с целями уроков и формами работы;
-понятие правил поведения на уроках;
- развивать представление о новом социальном статусе трехклассника по сравнению с прошлым годом;
- стремление к самосовершенствованию;
-предоставить возможность каждому ребенку представить себя другим детям.
1 часть.
Упражнение «Имя и цветок». Принятие правил.
2 часть.
Упражнение «Продолжи фразу».
Упражнение «Те, кто».
Гимнастика для глаз.
Упражнение «Школьный путь»
Упражнение «Что важно для меня».
3 часть.
Дыхательная и координационная гимнастика «Круги».
Ритуал прощания
Познай себя.
-создать у учеников мотивацию на самопознание. -формировать позитивное отношение к своим возможностям;
- принятие себя и стремление к самосовершенствованию.
1 часть.
Упражнение «Цвет настроения».
2 часть.
Самоанализ «Кто я? Какой я?».
Гимнастика для глаз.
Упражнение «Вот я какой. Угадали?».
3 часть.
Дыхательная и координационная гимнастика.
Ритуал прощания
Школьные правила
-способствовать умению учиться, планировать свою деятельность;
-обсудить условия учебного процесса в средней школе;
-развивать навыки сотрудничества и умения соревноваться со сверстниками, правильно воспринимать и сравнивать свои достижения с успехами других.
1 часть.
Упражнение «Дождик».
2 часть.
Упражнение «Школьная жизнь».
Гимнастика для глаз
Упражнение «Правила наоборот»
Упражнение «Дерево».
3 часть.
Дыхательная и координационная гимнастика.
Ритуал прощания
Понимаем ли мы друг друга
-показать значимость собственного «Я»;
-подвести обучающихся к пониманию необходимости жить в согласии с собой и другими, показать важность взаимоотношения.
1 часть.
Упражнение «Кто я?».
2 часть.
Упражнение «Рисунок по инструкции».
Тест «Умеете ли вы слушать?».
Гимнастика для глаз.
Игра «Пойми меня».
3 часть.
Дыхательная и координационная гимнастика.
Ритуал прощания
Мир эмоций
-познакомить обучающихся с эмоциями4
-научить определять эмоциональное состояние других людей, тренировать умение владеть своими эмоциями;
-актуализировать представление о факторах, влияющих на проявление тех или иных эмоций;
-развивать навыки произвольного внимания на собственное эмоциональное состояние.
1 часть.
Упражнение на внимание «Что ты услышал?».
2 часть.
Игра «Угадай эмоцию».
Упражнение «Фигуры эмоций».
Гимнастика для глаз.
Игра «Назови эмоцию».
Игра «Изобрази эмоцию».
Упражнение «Поставь балл эмоции».
3 часть.
Дыхательная и координационная гимнастика.
Ритуал прощания
Наши учителя.
-помочь обучающимся занять новую социальную позицию по отношению к педагогам;
-помочь обучающимся в создании внутренней «когнитивной карты» учебного процесса;
-формирование представлений о педагоге как о профессионале, решающем свои задачи;
-формирование представлений и педагогах, как об интересных личностях.
1 часть.
Упражнение на внимание «Нос, пол, потолок».
2 часть.
Упражнение «Учебные предметы».
Упражнение «Как зовут наших учителей?».
Упражнение «Настоящий учитель - это…. Какие они наши учителя?»
3 часть.
Дыхательная и координационная гимнастика.
Ритуал прощания
Как найти друга
-помощь обучающимся в самораскрытии;
-способствование преодолению барьеров в общении;
-совершенствование навыков общения;
- помощь обучающимся в определении критериев, дружеского общения;
-формирование представлений о друге как единомышленнике;
-получении и осмысление опыта предъявления себя;
1 часть.
Упражнение «Пальчики».
2 часть.
Дискуссия по вопросам о дружбе, друзьях.
Гимнастика для глаз.
Упражнение «Ищу друга».
3 часть.
Дыхательная и координационная гимнастика.
Ритуал прощания
Мы и наш класс
-снижение тревожности,
достижение внутригруппового сплочения,
-осмысление своего персонального «Я» как части общего «Мы»;
-обобщить полученный опыт взаимодействия в группе;
-обеспечить каждому участнику обратную связь от группы,
-осмыслить себя как члена группы.
1 часть.
Упражнение Коллективный счет».
2 часть.
Упражнение «Коллаж класса».
Гимнастика для глаз.
Упражнение «Как мы».
3 часть.
Дыхательная и координационная гимнастика.
Ритуал прощания
Узнай о себе
-способствовать стремлению обучающихся к самопознанию, саморефлексии;
-изучение обучающимися особенностей своей личности.
1 часть.
Игра «Комплементы».
2 часть.
Тест «Кто ты?».
Беседа о том, что такое темперамент.
Упражнение «Мой темперамент».
Гимнастика для глаз.
Анкета «Есть ли у тебя чувство юмора?».
3 часть.
Дыхательная и координационная гимнастика.
Ритуал прощания
Успех и я.
-формирование чувства успешности обучающихся в себе.
1 часть.
Упражнение «Я люблю».
2 часть.
Тест «Успех и Я».
Упражнение»Мое отношение к себе».
Гимнастика для глаз».
Упражнение «Дом успеха».
Упражнение «Когда я себя уважаю».
3 часть.
Дыхательная и координационная гимнастика.
Игра «Круг силы».
Ритуал прощания
Мои интересы
-выявление интересов, жизненных ценностей обучающихся;
-способствовать стремлению обучающихся к самопознанию.
1 часть.
Упражнение «Я не люблю».
2 часть.
Анкета «Мои интересы».
Гимнастика для глаз.
Упражнение «График интересного»
Упражнение «Мое хобби».
3 часть.
Дыхательная и координационная гимнастика.
Ритуал прощания
Мои проблемы
-способствовать стремлению обучающихся у самопознанию
саморефлексии;
- показать способы решения проблем.
1 часть.
Игра «Гомеостат».
2 часть
Упражнение «Мои проблемы»
Гимнастика для глаз.
Игра «Сладкая проблема».
Упражнение «Как решить проблему».
3 часть.
Дыхательная и координационная гимнастика.
Игра «Коробка переживаний»
Ритуал прощания
Поведение в конфликте
-дать обучающимся представление о конфликте;
- поведение в конфликте, способах решения конфликтов.
1 часть.
Игра «Скульптор».
2 часть.
Беседа «Что такое конфликт? Нужны ли конфликты в нашей жизни? Как правильно разрешать конфликты?».
Гимнастика для глаз.
Упражнение «Найди совет для себя и для друга».
Игра «Голосование».
3 часть.
Дыхательная и координационная гимнастика.
Игра «Шутливое письмо».
Ритуал прощания
Что я знаю о себе и своем здоровье
-дать представление о том, что такое здоровье;
-способствовать стремлению обучающихся к здоровому образу жизни;
-научить вступать в контакт и общаться в позитивном ключе, создать обстановку доверия и комфорта.
1 часть.
Упражнение «Ромашка».
2 часть.
Беседа «Что такое здоровье? Почему люди желают друг другу здоровья? Зачем люди хотят быть здоровыми?».
Гимнастика для глаз.
Упражнение «Лепесток здоровья».
Упражнение «Что нужно делать, чтобы быть здоровым?».
3 часть.
Дыхательная и координационная гимнастика.
Ритуал прощания
Время жизни. Планирование времени.
-способствовать проявлению интереса к внутренней психической жизни человека.
1 часть.
Игра «Минутка».
2 часть.
Чтение сказки «Сказка о жизни».
Обсуждение.
Игра «Что бы было».
Гимнастика для глаз.
Упражнение «Режимные моменты в моей жизни».
3 часть.
Дыхательная и координационная гимнастика.
Ритуал прощания
Чтобы душа была здорова.
-дать детям представление о душевной красоте и душевном здоровье человека; -для значения добра и зла для здоровья и счастья;
-активизировать личную активность обучающихся. -развивать способность помогать и сочувствовать людям.
1 часть.
Игра «Добрые мысли - добрые чувства».
2 часть.
Беседа о том, что такое душевное здоровье с использованием пословиц.
Гимнастика для глаз.
Игра «Как меня видят другие».
Рисование на тему «Добро, как я его представляю».
3 часть.
Дыхательная и координационная гимнастика.
Игра «Похвали автора».
Ритуал прощания
Что такое дружба
- формирование внимательного, доброжелательного отношения к сверстникам, чувства общности, умение выражать свое положительное отношение к другим. Помочь детям осознать качества настоящего друга.
1 часть
Игра "Молекула".
2 часть
Прослушивание стихотворения "Дружат дети всей земли".
Игра "Вырежи елочку".
3 часть
"Окажи внимание другому".
Ритуал прощания
Слушаем себя
- учить детей оценивать себя; ребенок должен попытаться увидеть себя со стороны;
- воспитание чувства собственного достоинства, уникальности и неповторимости;
- Формирование адекватной самооценки.
1 часть
«Нарисуй свое имя».
Игра «Почтальон».
2 часть
«Психологический автопортрет».
3 часть
«Слушаем себя».
Ритуал прощания
Развитие восприятия
-развитие восприятия, наблюдательности, глазомер обучающихся.
1 часть.
Игра «Какой размер?».
2 часть.
Упражнение «Что было на листе?».
Упражнение «Величина предмета».
Гимнастика для глаз.
Упражнение «Удаленность предмета».
3 часть.
Дыхательная и координационная гимнастика.
Ритуал прощания
Развитие восприятия
-развитие восприятия, наблюдательности, глазомер обучающихся.
1 часть.
Упражнение «Числа».
2 часть.
Упражнение «Восприятие времени».
Упражнение «Найди отличия».
Гимнастика для глаз.
Упражнение «Поиск информации».
3 часть.
Дыхательная и координационная гимнастика.
Упражнение на развитие сенсомоторики «Луна и облака».
Ритуал прощания
Тренинг для развития и восприятия наблюдательности
-совершенствование восприятия и наблюдательности обучающихся.
1 часть.
Выработка правил участников тренинга.
2 часть.
Игра «Что в свертке?».
Игра «Измеряем на глазок».
Игра «Определи длину».
Игра «Определи размер на ощупь».
3 часть.
Ритуал прощания
Кто Я
-дать детям возможность открыться, расширить представление о себе; выяснить, принимает ли ребенок собственное Я.
1 часть
Игра «Волшебная палочка».
«Что делает ученик?»
2 часть
Игра «Кто Я?»
Игра: «Какой я есть и каким бы хотел быть».
3 часть
Игра «Невидимая надпись».
Ритуал прощания
Развитие внимания
-развития произвольного внимания обучающихся.
1 часть.
Игра «Кто быстрее».
2 часть.
Упражнение «Наблюдатель».
Упражнение «Корректурная проба» (с самопроверкой».
Гимнастика для глаз.
Упражнение «Муха».
3 часть.
Дыхательная и координационная гимнастика.
Упражнение на развитее сенсомоторики «Солнце и облака».
Ритуал прощания
Развитие внимания.
-развитие произвольного внимания обучающихся.
1 часть.
Методика «Расстановка чисел».
2 часть.
Упражнение «Найди слова».
Гимнастика для глаз.
Упражнение «Найди числа».
Упражнение «Найди ошибку».
3 часть.
Дыхательная и координационная гимнастика.
Упражнение на развитие сенсомоторики «Птица».
Ритуал прощания
Тренинг для развития внимания.
-совершенствование внимания обучающихся.
1 часть.
Игра «Пропусти число».
2 часть
Игра «Числа».
Игра «Часы»
Игра «Исправь ошибки».
Игра «Пишем предложения»
3 часть.
Дыхательная и координационная гимнастика.
Ритуал прощания.
Хозяин моего Я
- показать детям, кто ответственен за выполненную ими работу, от чего зависит качество работы, как можно влиять на результат работы; научить детей принимать и давать обратную связь.
1 часть
«Закончить предложения».
«Замечательные дети».
2 часть
Беседа «Как стать самим собой или кто хозяин моего «Я».
3 часть
«Обратная связь».
Ритуал прощания
Развитие памяти.
-развитие слуховой, кратковременной и долговременной памяти.
1 часть.
Игра «Ипподром».
2 часть.
Упражнение «Запомни слова».
Упражнение «Соберем урожай фруктов».
Упражнение «Запомни слова к картинкам».
Гимнастика для глаз.
Упражнение «Запомни лишнее слово».
3 часть.
Дыхательная и координационная гимнастика.
Упражнение на развитие сенсомоторики «Пружинки».
Ритуал прощания
Развитие памяти.
-развитие зрительной, кратковременной и долговременной памяти.
1 часть.
Упражнение «Вспомни слова по картинкам».
2 часть.
Упражнение «Запомни слова наоборот».
Упражнение «Поломанные буквы».
Гимнастика для глаз.
Игра «Соберем урожай овощей».
Упражнение «Запомни пословицы».
Упражнение «Вспомни слова».
3 часть.
Дыхательная и координационная гимнастика.
Упражнение на развитие сенсомоторики «Значки».
Ритуал прощания
Тренинг для развития памяти.
- развитие памяти
1 часть.
Игра «Вспомни пословицу».
2 часть.
Игра «Соберем букет».
Игра «Смысловые пары».
Игра «Запомни и изобрази».
3 часть.
Дыхательная и координационная гимнастика.
Ритуал прощания.
Мой друг
- формирование доброжелательного отношения друг к другу, чувства близости с другими, чувства ценности и самоценности, умения сотрудничать со сверстниками.
1 часть « Мое настроение»
2 часть
Рисунок "Мой лучший друг".
Игра "Новоселье".
3 часть"Связующая нить".
Ритуал прощания
Развитие мышления
-развитие различных операций мышления обучающихся
1 часть.
Игра «Нос, пол, потолок».
2 часть.
Упражнение «Зашифрованные слова».
Упражнение «Найди лишнее».
Гимнастик для глаз.
Упражнение «Слова наоборот».
Упражнение «Подбери третье слово».
3 часть.
Дыхательная и координационная гимнастика.
Упражнение на развитие сенсомоторики «Зайчик под елочкой.
Ритуал прощания
Развитие мышления
-развитие различных операций мышления обучающихся
1 часть.
Игра «Определи на слух».
2 часть.
Упражнение «Зашифруй слова».
Упражнение «Составь пословицы и объясни их смысл».
Гимнастика для глаз.
Упражнение «Продолжи ряд числе».
Упражнение «Убери холодное, останется горячее».
3 часть.
Дыхательная и координационная гимнастика.
Упражнение на развитие сенсомоторики «Цветы».
Ритуал прощания
Игровой тренинг мышления
-развитие мышления
1 часть.
Игра «Слова».
2 часть.
Игра «Отгадай загадку».
Игра «Составь предложение».
Игра «Что лишнее»
Игра «Реши анаграммы».
3 часть.
Дыхательная и координационная гимнастика.
Ритуал прощания
Заключительный урок «Чему я научился за этот год»
-подведение итогов за год, планирование будущего
1 часть.
Игры «Гомеостат», «Хлопок».
2 часть.
Анкета «Чему я научился за этот год».
Упражнение «Я хочу, чтобы в следующем год….».
Гимнастика для глаз.
Упражнение «Коллаж мечты класса».
3 часть.
Дыхательная и координационная гимнастика.
Ритуал прощания
Тематическое планирование 4 класс
№
п/п
Тема
Цели и задачи
Содержание
Дата
1
Познакомимся поближе
-создание положительного эмоционального настроя в группе;
-развитие навыков рефлексии,
снижение эмоционально - психического напряжения.
1 часть.
Упражнение «Поздоровайся».
Упражнение «Молекулы».
Упражнение «Верблюд».
2 часть.
Упражнение «Надпись на футболке».
Упражнение «Паровозик».
Упражнение «На полянке»
3 часть.
Подведение итогов (участники
группы, сидя в круг,
характеризуют свое настроение,
обмениваются впечатлениями о
занятии, о том, что
понравилось, что нет).
Упражнение «Круг любви».
2
Мое имя
-формирование и развитие коммуникативных навыков и контактности;
-способствовать самораскрытию, осознанию своих личных особенностей, раскрепощение членов группы;
-развитие эмоционального принятия себя, осознание своего имени, повышение уверенности в себе (образы, обратная связь).
1 часть.
Упражнение
«Я рад общаться с тобой».
Упражнение «Снежный ком».
Упражнение «Мое имя» (в кругу).
2 часть.
Упражнение «Рисуем имя».
Упражнение «Что означают наши имена».
Упражнение «Муравьиная тропа».
Упражнение «Постройте букву».
Упражнение «Воздушные шарики».
3 часть.
Упражнение «Круг любви».
3
Кто я? Какой я?
-формирование и развитие коммуникативных навыков и контактности; развитие эмоционального принятия себя;
-сформировать положительное отношение к себе, повышение уверенности в себе (образы, обратная связь);
-снижение эмоционально - психического напряжения.
1 часть.
Упражнение
«Я рад общаться с тобой».
Упражнение «Коленочки».
2 часть.
Упражнение
«Мой цветок волшебства».
Упражнение «Кто я?».
Упражнение «Горячий стул».
Упражнение «Ассоциации».
Упражнение «Самооценка».
Упражнение «На полянке».
3 часть.
Упражнение
«Круг любви».
4
Мои сильные и слабые стороны 1
-создание положительного эмоционального настроя в группе;
-формирование и развитие доверительных отношений в группе;
-формирование и развитие коммуникативных навыков и контактности;
1 часть.
Упражнение
«Я рад общаться с тобой».
Упражнение «Восковая палочка».
2 часть.
Упражнение
«Что моя вещь знает обо мне».
«Достойный человек не тот у кого нет недостатков, а тот, у кого есть достоинства» (В. О. Ключевский).
Упражнение «Волшебное психологическое зеркало».
Упражнение «Воздушные шарики».
3 часть.
Упражнение «Круг любви».
5
Мои сильные и слабые стороны 2
-создание положительного эмоционального настроя в группе;
-формирование и развитие коммуникативных навыков и контактности;
-развитие эмоционального принятия себя, повышение уверенности в себе (образы, обратная связь).
1 часть.
Упражнение «Я рад общаться с тобой».
Упражнение «Доверительное падение».
2 часть.
Упражнение «Что моя вещь знает обо мне».
Упражнение «Мой портрет в лучах солнца».
Упражнение «Закончи предложение».
Упражнение «Воздушные шарики».
3 часть.
Упражнение «Круг любви».
6
Вредные привычки
-создание положительного эмоционального настроя в группе;
-формирование у учащихся представлений о вредных привычках;
-развитие навыков рефлексии;
-развитие навыков саморегуляции.
1 часть.
Упражнение «Я рад общаться с тобой».
Упражнение «Имя в движении».
2 часть.
Упражнение «Кто присел?» (на колени с закрытыми глазами).
«Вредные привычки» (обсуждение, коллаж).
Упражнение «Я- это Я».
3 часть.
Упражнение «Синее озеро».
Упражнение «Круг любви».
7
Я и мое здоровье
-формирование и развитие коммуникативных навыков и контактности;
-формирование мотивации к сохранению здоровья, осознание вреда факторов, разрушающих здоровье;
-формирование навыков командной работы, сотрудничества
1 часть.
Упражнение «Имя в движении».
Беседа «Будь здоров!».
2 часть.
Упражнение «Закончи предложение:«Быть здоровым для меня это означает…».
Упражнение «Что я знаю и чего не знаю».
Игра «На мое здоровье влияют…»(мяч).
«Карта здоровья».
3 часть.
Упражнение «Порхание бабочки».
Упражнение «Круг любви».
8
Пойми меня
-создание положительного эмоционального настроя в группе;
-развитие способности понимать эмоциональное состояние другого, способов выразительного поведения (мимики, пантомимики);
-снижение эмоционально - психического напряжения, снятие телесных зажимов;
1 часть.
Упражнение «Имя в движении».
Упражнение «Волшебный мяч».
2 часть.
Упражнение «Делай как я».
Упражнение «Найди пару».
Упражнение «Совместный рисунок».
3 часть.
Упражнение «Порхание бабочки».
Упражнение «Ладошка».
9
Я многое могу
-формирование и развитие коммуникативных навыков и контактности;
-способствовать самораскрытию, самопознанию, осознанию своих личных особенностей, раскрепощение членов группы;
-развитие тактильного контакта, взаимопонимания.
1 часть.
Упражнение «Имя в движении».
Упражнение «Волшебный мяч».
2 часть.
Упражнение «Гадкий утенок».
Упражнение «Скульптор».
Упражнение «Скалолаз».
Упражнение «Танец победителей».
3 часть.
Упражнение «Порхание бабочки».
Упражнение «Ладошка».
10
Рука помощи
-создание положительного эмоционального настроя в группе;
-развитие способности понимать эмоциональное состояние другого, сопереживания;
-формирование и развитие доверительных отношений в группе;
-развитие навыков рефлексии.
1 часть.
Упражнение «… имя».
Упражнение «Нас объединяет».
2 часть.
Упражнение «Путаница».
Упражнение «Переправа».
Упражнение «Найди нужные слова утешения» (проблемная ситуация).
3 часть.
Упражнение «Облака».
Упражнение «Водопад любви».
11
Я среди людей
-создание положительного эмоционального настроя в группе;
-способствовать самораскрытию, самопознанию, осознанию своих личных особенностей, раскрепощение членов группы;
-развитие эмоционального принятия себя, осознание своего имени, повышение уверенности в себе (образы, обратная связь).
1 часть.
Упражнение «Ласковое имя».
Упражнение «Молекулы».
2 часть.
Тест «Приятно ли со мной общаться».
Упражнение «Групповой танец».
3 часть.
Упражнение «Радуга».
Упражнение «Слово на прощание».
12
Мои поступки 1
-формирование и развитие коммуникативных навыков и контактности; осознание различных способов взаимодействия;
-формирование конструктивных способов взаимодействия, осознание и проигрывание моделей уверенного, неуверенного, грубого поведения;
-развитие эмоционального принятия себя, повышение уверенности в себе (образы, обратная связь).
1 часть.
Упражнение «Я рад общаться с тобой».
Упражнение « «Скульптор и глина».
Упражнение «Встреча на узком мостике".
2 часть.
Упражнение «Зубы и мясо».
Обсуждение «Уверенное, неуверенное, агрессивное поведение».
Тест «Умеете ли вы слушать?»
3 часть.
Упражнение « «Облака».
Упражнение « «Слово на прощание».
13
Мои поступки 2
-формирование и развитие коммуникативных навыков и контактности;
-способствовать самораскрытию, осознанию своих личных особенностей, раскрепощение членов группы;
-развитие умения взаимодействовать в паре;
-развитие навыков рефлексии.
1 часть.
Упражнение «Я рад общаться с тобой».
Упражнение «Эмоции».
2 часть.
Упражнение «Доверяющее падение».
Проблемная ситуация «Вызов к директору» (демонстрация уверенного, неуверенного, грубого поведения).
Упражнение «Слепой и поводырь».
3 часть.
Упражнение «Мои сильные стороны».
Упражнение «Рисунок настроения».
14
Почему люди ссорятся
-создание положительного эмоционального настроя в группе;
-определить особенности поведения в конфликте;
-формирование навыков командной работы, сотрудничества, повышение сплоченности группы;
1 часть.
Упражнение «Части тела».
Упражнение «Тропинка».
2 часть.
Упражнение «Дерево ссор» (запись причин; коллаж).
Упражнение «Отдай предмет».
Упражнение «Толкалки без слов».
3 часть.
Упражнение «Красивая поляна».
Упражнение «Ладошки».
15
Конфликтны ли вы?
-формирование и развитие коммуникативных навыков и контактности;
-дать возможность учащимся проанализировать эмоции и чувства, возникающие в конфликтной ситуации;
-определение степени собственной конфликтности;
-развитие эмоционального принятия себя;
1 часть.
Упражнение «От улыбки станет всем светлей» (жест).
Упражнение «Выйти по числу пальцев».
2 часть.
Упражнение «Настойчивость - сопротивление».
Методика «Конфликтный ли вы человек?».
Упражнение «Постройтесь по…» (росту, по цвету волос, дням рождения .
3 часть.
Упражнение «Красивая поляна».
Упражнение «Жест».
16
Способы выхода из конфликтной ситуации
-создание положительного эмоционального настроя в группе;
-пределить особенности поведения в конфликте;
-познакомить со способами выхода из конфликтной ситуации
-способствовать самораскрытию, осознанию своих личных особенностей, раскрепощение членов группы;
-развитие навыков рефлексии.
1 часть.
Упражнение «От улыбки станет всем светлей» (жест).
Упражнение «Да и нет».
2 часть.
Обсуждение.Проблемная ситуация «В классе»(новый ученик занял парту). Проигрывание.
Упражнение «Способы выхода из конфликтной ситуации».
Упражнение «Постройтесь по…» (росту, по цвету волос, дням рождения (январь…).
3 часть.
Упражнение «Красивая поляна».
Упражнение «Ладошки».
17
Предотвращение конфликтов
-формирование и развитие коммуникативных навыков и контактности;
-способствовать самораскрытию, осознанию своих личных особенностей, раскрепощение членов группы;
-развитие эмоционального принятия себя, повышение уверенности в себе (образы);
-отработка навыка предотвращения конфликтов, поведения в конфликтной ситуации;
1 часть
Упражнение
«Представление о себе в предложении»
2 часть
Упражнение «Разведчики»
Отработка навыка
предотвращения конфликтов.
Проблемные ситуации.
(тебя публично обвинили в том, чего ты не делал; учитель поставил несправедливо заниженную отметку; одноклассник, не разобравшись в ситуации, начинает тебя оскорблять).
3 часть.
Упражнение «Петухи».
Упражнение «На озере».
Упражнение «Жест».
18
Неконфликтная личность
-создание положительного эмоционального настроя в группе;
-развитие тактильного контакта, взаимопонимания
-отработка навыка поведения в конфликтной ситуации
-способствовать самораскрытию, осознанию своих личных особенностей и соотнести с качествами «неконфликтной личности» (т. е. личности, способной к эффективному взаимодействию);
- раскрепощение членов группы.
1 часть.
Упражнение «От улыбки станет всем светлей» (жест).
Упражнение «Парные толкалки».
2 часть.
Упражнение «Армреслинг».
Упражнение «Сила власти».
Упражнение «Неконфликтная личность».
3 часть.
Упражнение «На озере».
Упражнение «Ладошки».
19
Умение слушать
-создание положительного эмоционального настроя в группе
-формирование и развитие коммуникативных навыков и контактности
-подвести к пониманию необходимости жить в согласии с собой и окружающими, развитие способности понимать эмоциональное состояние другого;
-формирование навыков командной работы, сотрудничества
-снижение эмоционально - психического напряжения, снятие телесных зажимов.
1 часть.
Упражнение «От улыбки станет всем светлей» (жест).
2 часть.
Упражнение «Пойми меня».
Тест «Умеете ли вы слушать?».
Беседа «Что мешает слушать других
людей».
3 часть.
Игра «Испорченный телефон».
Упражнение «На реке».
Упражнение «Слово на прощание».
20
Умей договориться
-создание положительного эмоционального настроя в группе;
-помочь детям понять, как влияют на эффективность коллективной работы модели поведения, продемонстрированные каждым ее участником. Показ ребенку примера эффективного поведения во время коллективной деятельности;
-формирование коммуникативных навыков (развитие умения слушать другого, работать вместе над поставленной задачей).
-развитие умения работать в паре, группой;
-расширение представлений учащихся о себе, формирование навыков рефлексии, развитие умения оценивать себя, свое поведение.
1 часть.
Упражнение "Здравствуйте" с разными оттенками интонаций.
2 часть.
Упражнение «Паутина».
Коллективная аппликация.
Упражнение «Список».
3 часть.
Упражнение «Близнецы».
«На озере».
Упражнение «Жест».
21
Нужна ли агрессия
-создание положительного эмоционального настроя в группе;
-формирование собственного представления и отношения к агрессии;
-определить особенности агрессивного поведения;
-способствовать самораскрытию, осознанию свих личных особенностей, раскрепощение членов группы;
1 часть.
Упражнение «Улыбка».
Упражнение «Кричалки, шепталки, молчалки».
2 часть.
Беседа «Агрессия. Понятия сердитость, злость, гнев. Нужна ли агрессия?» Притча о змее.
Упражнение «Агрессивное существо».
3 часть.
Упражнение «Переманивания».
Упражнение «На реке». Упражнение «Жест».
22
Когда я зол
-создание положительного эмоционального настроя в группе;
-формирование конструктивных способов взаимодействия;
-развитие эмоционального принятия себя, повышение уверенности в себе (образы);
-формирование навыков командной работы, сотрудничества, повышение сплоченности группы.
1 часть.
Упражнение «Здравствуйте» (с разной интонацией).
Упражнение «Койот и кролик».
2 часть.
Упражнение «Как я зол».
Проблемные ситуации (взяли без спроса плеер и сломали; обвинили в том, чего ты не делал, и накричали напрасно).
Упражнение «Продолжи предложение «Когда я зол…».
3 часть.
Упражнение «Рецепт агрессивности».
Упражнение «На реке».
Упражнение «Жест».
23
Что делать со злостью и агрессией
-создание положительного эмоционального настроя в группе;
-выработка приемлемого способа разрядки гнева и агрессии, выплеска негативных эмоций;
-развитие эмоционального принятия себя, повышение уверенности в себе (образы);
-снижение эмоционально - психического напряжения, снятие телесных зажимов.
1 часть.
Упражнение « От улыбки станет всем светлей» (жест).
Упражнение «Бабочка-ледышка»
2 часть.
Упражнение «Лист гнева».
Беседа «Способы снятия агрессии».
Упражнение «Договор о поведении».
Упражнение «Спустить пар»(дети говорят друг другу, что им мешает или на что он сердится).
3 часть.
Упражнение «Стеклянная стена» (сдвинуть с места).
Упражнение «На реке».
Упражнение «Жест».
24
Освободись от негативных чувств 1
-создание положительного эмоционального настроя в группе;
-формирование и развитие коммуникативных навыков и контактности;
-способствовать самораскрытию, осознанию своих личных особенностей, раскрепощение членов группы;
-развитие навыков саморегуляции.
1 часть.
Упражнение «От улыбки станет всем светлей» (жест).
Упражнение «Выйти по числу пальцев».
2 часть.
Упражнение «Самый маленький шарик» (кто сомнет лист бумаги в самый маленький шарик).
Упражнение «Мусорное ведро».
Упражнение «Бумажный дождь».
Упражнение «Постройтесь по…» (росту, по цвету волос, дням рождения (январь…).
3 часть
Упражнение «На озере».
Упражнение «Ладошки».
25
Освободись от негативных чувств 2
-создание положительного эмоционального настроя в группе;
-выработка приемлемого способа разрядки гнева и агрессии, выплеска негативных эмоций;
-способствовать самораскрытию, осознанию свих личных особенностей, раскрепощение членов группы;
-развитие эмоционального принятия себя, повышение уверенности в себе (образы);
1 часть.
Упражнение « От улыбки станет всем светлей» (жест).
Упражнение «Постройте букву».
2 часть.
Упражнение «Шла Саша по шоссе».
Упражнение «Обзывалки».
Упражнение «Муравьиная тропа».
3 часть.
Упражнение «На реке».
Упражнение «Жест».
26
Обиды
-создание положительного эмоционального настроя в группе;
-обучение конструктивным способам избавления от обиды;
-формирование навыков командной работы, сотрудничества.
1 часть.
Упражнение «От улыбки станет всем светлей» (жест).
Упражнение «Магнит».
2 часть.
Упражнение. «Продолжи предложение» («Я обижаюсь, когда»).
Упражнение «Обидься…»(уверенно, неуверенно, грубо, трусливо).
Упражнение «Рисуем обиду».
Упражнение «Как перестать обижаться».
3 часть.
Упражнение «На озере».
Упражнение «Жест».
27
Критика
-формирование и развитие коммуникативных навыков и контактности;
-отработка навыков правильного реагирования на критику;
-способствовать самораскрытию, осознанию своих личных особенностей, раскрепощение членов группы;
-снижение эмоционально - психического напряжения, снятие телесных зажимов.
1 часть.
Упражнение « От улыбки станет всем светлей» (жест).
Упражнение «Постройте цифру».
2 часть.
Упражнение «Что звучит обидно?» (игра с мячом). Упражнение «Я - сообщение».
3 часть.
Упражнение «Корзина цветов».
Упражнение «Красивая поляна».
Упражнение «Жест».
28
Как справиться с плохим настроением
-создание положительного эмоционального настроя в группе;
-развитие умения выражать и распознавать различные эмоциональные состояния;
-развитие способности осознавать свое состояние и находить слова для его обозначения;
-развитие эмоционального принятия себя, повышение уверенности в себе (образы).
1 часть.
Упражнение «От улыбки станет всем светлей» (жест).
Упражнение «Построй фигуру».
2 часть.
Упражнение «Мое настроение».
Упражнение «Покажи эмоцию».
Беседа «Как справиться с плохим настроением».
Упражнение «Я как природное явление».
3 часть.
Упражнение «На реке».
Упражнение «Жест».
29
Как уберечь себя от обмана
-формирование и развитие коммуникативных навыков и контактности;
-определить особенности поведения лживого, неискреннего человека;
-формирование и развитие доверительных отношений в группе.
1 часть.
Упражнение «Поздоровайся …» (весело, грустно и т. д.).
Упражнение «Выйти по числу пальцев».
2 часть.
Беседа «Поведение лживого, неискреннего человека».
Упражнение «За и против».
Упражнение «Доверчивое падение»
3 часть.
Упражнение «Открытые ладони».
Упражнение «На озере».
Упражнение «Жест».
30
Оценить себя и других по достоинству
-формирование и развитие коммуникативных навыков и контактности;
-определить особенности завистливого поведения;
-снижение эмоционально - психического напряжения, снятие телесных зажимов.
1 часть.
Упражнение «Поздоровайся как…». (учитель, обиженный ребенок, разгневанный взрослый и т. д.).
Упражнение «Верблюд».
2 часть.
Обсуждение притчи «Сребролюбец и завистливый».
Упражнение «Белая и черная зависть».
Упражнение «Способы избавления от зависти».
3 часть.
Упражнение «Я и ты».
Упражнение «На реке».
Упражнение «Жест».
31
Люди, значимые для меня
-формирование и развитие коммуникативных навыков и контактности;
-развитие способности принимать друг друга;
-осознание учащимися важности настоящей дружбы и настоящих друзей в жизни человека;
-развитие навыков рефлексии.
1 часть .
Упражнение «От улыбки станет
всем светлей» (жест).
Упражнение «Приятные слова».
2 часть.
Упражнение «Идеал».
Тест «Настоящий друг».
Упражнение «Новый друг».
Упражнение «Скажи мне, кто твой друг».
3 часть
Упражнение «Красивая поляна».
Упражнение «Жест».
32
Вместе уютно
-создание положительного эмоционального настроя в группе;
-формирование и развитие коммуникативных навыков и контактности;
-способствовать самораскрытию, осознанию своих личных особенностей, раскрепощение членов группы;
-формирование навыков командной работы, сотрудничества;
-развитие навыков рефлексии
1 часть.
Упражнение «Я рад общаться с тобой».
Упражнение «Аплодисменты».
2 часть.
Упражнение «Пять добрых слов».
Упражнение «День рождения».
3 часть.
Упражнение «Радуга».
Упражнение «Круг любви.
33-34
Заключительный урок. Чему я научился за этот год
-создание положительного эмоционального настроя в группе;
-формирование и развитие коммуникативных навыков и контактности;
-снижение эмоционально - психического напряжения, снятие телесных зажимов;
-развитие навыков рефлексии
1 часть.
Упражнение «От улыбки станет всем светлей» (жест).
Игра «подарок».
2 часть.
Диагностика психических состояний.
3 часть.
Упражнение «Аплодисменты».
3.Ожидаемые результаты реализации программы.
- развитие навыков уверенного поведения;
- познание своих сильных и слабых сторон;
- развитие навыков рефлексии;
- снижение эмоционально - психического напряжения.
4. Список литературы
-
Бабкина Н.В. Пособие для психологов. М.:, 2006.
-
Глазуков Д.А. Психология. Развивающие занятия. 3 класс. М.: Глобус, 2008.
-
Клюева Н.В, Филиппова Ю.В. Общение. Ярославль: . Академия развития: Академия холдинг, 2001.
-
Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг, Ярославль.: Академия развития, 2001.
-
Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: Искусство отношений. М.: Международная пед.акад., 1994.
-
Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов и родителей. - М.: ГНОМ , 2000.
-
Сартан П.Н. Тренинг самостоятельности у детей. М.: Сфера, 2001.
-
Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Программа формирования психологического здоровья у младших школьников, М.: Генезис, 2001.
-
Чистякова М.И. Психологическое развитие ребенка. М.:Наука и техника, 2008.