- Преподавателю
- Другое
- Рекомендации Заповеди педагогического общения
Рекомендации Заповеди педагогического общения
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ступина Ф.Г. |
Дата | 27.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Истоки педагогического мастерства в системе межличностных отношений
Взаимодействие учителя и ученика тесно связано с уровнем педагогического мастерства учителя, его педагогическими способностями.
Сложность профессионально-педагогической коммуникации заключается не только в том, что она предъявляет значительные требования к коммуникативной культуре педагога, но и в том, что она предполагает активное участие в общении детей, которое нужно организовать. Это общение должно быть таким, чтобы дети стали соучастниками, а не просто присутствующими - только тогда возможна реализация творческих задач.
Отношения с детьми влияют на педагогический процесс в целом и на личность каждого ребёнка, придают каждому «педагогическому движению» неповторимый личностный смысл, гамму чувств, без которых никогда не постигается тайна детской души.
Заповеди педагогического общения
-
Успех в общении и воспитании школьников невозможен без ощущения психологической атмосферы в классе. Для этого необходимо:
-
Уметь наблюдать за детьми;
-
Воспринимать выражение глаз ребят, их мимику, экспрессию;
-
Учитывать нюансы поведения учащихся, их настроение;
-
Быть гибким, находчивым и оперативным в своих реакциях на поведение класса;
-
Сопоставлять сегодняшнюю психологическую атмосферу с вчерашней, замечать перемены в настроении класса.
-
Важнейший показатель внимания педагога к личности учащихся - это умение его слушать. Можно проанализировать по следующим направлениям:
-
Способность дослушать ученика до конца;
-
Не перебивать речь учащегося, даже если он излагает мысль слишком многословно или неточно;
-
Принять мысль школьника, не предъявляя высказываниям «взрослые» требования.
-
В общении с детьми не должно быть штампов, которые проявляются:
-
В общей манере вести себя;
-
В однотипных реакциях на поведение учащихся;
-
В жестком следовании запланированной схеме разговора без учёта его реального развития;
-
В «психологической закрытости» учителя, который реализует на уроке только педагогические функции.
-
Чаще улыбайтесь детям. Улыбка педагога создает общий благоприятный настрой: располагает учащихся к общению, вызывает стремление работать.
-
«Голая» критика ставит учащихся в позицию обороняющегося, а не раскаивающегося. В общении с детьми теряется доброжелательность дружественность, без которых невозможно педагогическое сотрудничество.
Источник:
Ахметдинова Т. Р. Истоки педагогического мастерства в системе межличностных отношений / Формирование профессиональной компетентности в условиях непрерывного образования/ Материалы Всероссийской НПК - Уфа - БИРО - 2008 - с. 320-322.
2