• Преподавателю
  • Другое
  • Трагедия человеческого существования в новелле Ф. Кафки В исправительной колонии

Трагедия человеческого существования в новелле Ф. Кафки В исправительной колонии

Раздел Другое
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
  1. Трагедия человеческого существования в новелле Ф.Кафки «В исправительной колонии».


  1. Ориентировочно-мотивационный этап.

  1. Выравнивание знаний по теме.

а) Слово учителя.

Мы говорили о том, что на рубеже веков реализм сохраняет, а иногда и приобретает заново ведущее положение в литературном процессе, так как пытливая мысль художников - реалистов направлена не на потусторонний мир с его мистическими тайнами, а на самые коренные и глубокие социальные и духовные проблемы человеческого бытия. На какое-то время за реализмом закрепилось монопольное право на правду жизни.

Но со временем пробивается более полное суждение о том, что понятие жизненной правды шире, чем реализм или какой-нибудь другой метод. В связи с этим...

б) Эвристическая беседа.

- Какие изменения происходят в сфере эстетического в начале XX века? Какие особенности развития рубежа веков вы можете назвать?

- В связи с чем происходят такие изменения в литературе? Расскажите о влиянии общественных реалий на сознание рубежа веков?

(XX век утвердил трагическое мироощущение, а в качестве ключевых понятий войны и насилие, технократизированное сознание, экологическую катастрофу, кризис гуманистических идеалов. Сфера Разума столкнулась с безумием, а самые крупные научные и технические достижения оказались использованы против человека).

-Какова, в связи с этим, главная тема искусства XX века? (Трагизм существования человека в окружающем мире).

-Почему многие художники XX века не принимали искусства прошлого? Каково ваше мнение, откуда этот «бунт против отцов»? (Требовались особые методы, чтобы отразить духовно-душевную ситуацию рубежа веков: страх, надежду, отчаяние).

в) Введение нового понятия.

Трагизм мироощущения связан с «отчуждением».

Отчуждение - итог цивилизации, подавившей человека в государстве. 3 монстра, созданные человеком, - экономика, политика, техника - превратились в самодовлеющие системы, человек стал на них работать.

Когда человек создаёт нечто, вносит туда частички себя, а после от этого зависит, это и есть отчуждение. Отчуждённое значит порабощённое, рабство у самого себя. То, что он создал, обернулось катастрофой.

Аспекты понимания человека и личности в их соотношении с государством, обществом, историей многовариантны - от активно преобразующего мир героя до его полной противоположности - человека абсурдного и трагического.


  1. Коллективная учебная деятельность.

Организация работы в группах:

Группы получают разное задание, включаются в обсуждение. Затем «спикеры» каждой группы отчитываются перед классом. Учитель координирует работу групп.

Первая группа.

- Что такое абсурд? Какие определения нашли?

- Как он себя проявляет на страницах произведения? В чем абсурдность кафковского мира?

- Какие ситуации в произведении показались вам абсурдными?

Для справки.

(Абсурдный - бессмысленный, нелепый.

Абсурд - противоречие между стремлением человека найти смысл жизни и объективной ее бессмыслицей).

  1. Осужденный не знает, за что его наказывают.

  2. Он не только не знает приговора, он не знает, что вообще осужден.

  3. Офицер с восторгом говорит о машине - убийце.

  4. Солдат и осужденный испытывают жгучее любопытство к машине, которая чуть было не убила осужденного.

  5. Патологически трепетное отношение к тому, что убивает. Сосуществование старых противоестественных порядков с новыми, противоположными.

__________________________________

- Почему это произведение относят к экспрессионизму? (Фр. еxpression - выражение).

Признаки:

  1. Аллегорические фигуры: Человек, Грешник, Натура Людская.

  2. Выражение души художника, его внутреннего «я» вместо изображения объективной реальности.

  3. Тяготение к абстракциям, заменившим конкретные понятия, идее и моральные принципы.

  4. Обобщенные символы и собирательные образы. (Безымянный, Рабочий, Воин).

  5. Художник-экспрессионист - главный субъект и объект искусства.

  6. Состояние экстаза - образ крика.

  7. Экспрессионисты против машины цивилизации за нравственное усовершенствование.

  8. Антивоенная позиция.

  9. Мышление философскими категориями.

Слово учителя.

Произведение строится на абсурдных ситуациях. До сих пор в литературе мы имели дело с героями, которые были нам понятны. Здесь мы впервые встречаемся с человеком абсурдным. И сейчас мы постараемся понять, кого надо исправлять в этой исправительной колонии-цивилизации.

Вторая группа.

- Что собой представляют путешественник, комендант, осужденный, солдат?

- Что вменяют в главную заслугу прежнего коменданта? С каким чувством офицер вспоминает о нем?

1. Изобрел машину.

2. Сформировал структуру колонии.

3. Придумал целостную систему: нельзя изменить старый порядок в течение многих лет.

4. Офицер подчеркивает как достоинства: сила убеждения, единоличная власть.

- Что в поведении офицера вызывает удивление путешественника?

- Как себя ведет осужденный? За что осужден? (Взбунтовался против нелепого установления - через каждый час отдавать честь перед дверью капитана).

- Почему офицер возмущен поведением нового коменданта?

- Как ведет себя офицер сообщая об отсутствии защиты? Как вы думаете, согласен ли он с мировым общественным мнением на этот вопрос?

- Каковы аргументы офицера? (1. Это запутало бы дело. 2. виновность всегда несомненна).

Вывод: Кафка ставит извечный вопрос о границах власти общества над человеком.

Бердяев писал:

Общество имеет тоталитарные притязания и склонно говорить человеку: «Ты мое создание и безраздельно принадлежишь мне».

Человека лишили неотъемлемого права защиты.

Третья группа.

- Для чего нужна машина? Какова цель массовых сборищ?

- Какое чувство машина вызывает у солдата и осужденного?

(Все в машине их занимало...Осужденный воспринял приказ уйти чуть ли не как наказание, шестеренки приводили его в восторг).

- Для чего введен образ путешественника? Что он собой представляет и как чувствует себя в данной ситуации?

- Чем объяснить пробудившийся интерес путешественника по сравнению с прежним равнодушием?

- Как выглядит кофейня? Почему старый комендант похоронен здесь? Что это за символ?

- Что означает надпись на захоронении коменданта?

- Чем объяснить бездействие, инертность нового коменданта в нынешних условиях?

Учитель.

Многие ученые считают, что тайна подчинения людей носителям власти до сих пор не вполне разгадана.

Назначение любой власти - бороться с проявлениями зла. Тоталитарная власть, подменяя суть, перетолковав идеалы, вырезав из них самое существенное - права, свободы, культуру - манипулирует сознанием, превращает общество в инструмент коллективного давления на человека.

Это строй бесконтрольного произвола без малейшей гарантии, оставленной священным правам справедливости.

Четвёртая группа.

Объясните все алгоритмы притчи.

- Что такое притча? Почему это повествование можно считать притчей?

- Какова главная аллегория притчи?

(Машина тоталитаризма).

- Объясните название произведения. Какие значения слова «колония» существуют?

(1. Общежитие лиц, поселённых для совместной жизни с той или иной целью.

2. Страна, лишённая самостоятельности.

3. Сообщество земляков, живущих в чужой стране).

- Кого и от чего надо исправлять в этой колонии? Сравните разницу ощущений путешественника и осуждённого. Что вы можете сказать об интересе осужденного и солдата к этой машине? (Готовы поверить в её целесообразность. Такие, как они одобряли наказание, верили, что вина несомненна).

- Как же улучшить человеческую природу? Можно ли сделать человека лучше, не изменив систему?

- Есть ли польза в изменении системы до того, как человек станет лучше? (Будет сохраняться опасность диктатуры: воскресение старого коменданта).

Замкнутый круг.

- Почему путешественник не берёт с собой караульного и осуждённого?

- Каковы «сегодня» и «завтра» колонии?

Каждый человек ответственный прежде всего сам за себя.

Работа со всеми группами.

- Каковы жертвы в нашем произведении? Каковы их духовные качества?

Запуганный, забитый человек вдруг проявляет недовольство значительным лицом, грубо его принижавшим и оскорблявшим. Другой герой русской литературы может сделать это лишь в состоянии бреда.

- О ком разговор? («Шинель»).

Эта смерть означает крайнюю, предельную потерянность маленького человека в этом страшном мире.

У Кафки эта тема получает зловещее продолжение. Ещё Гоголь выводит некий глобальный социальный закон: всеобщую обезличенность чином. Он губителен для людей, стоящих на любой ступени социальной лестницы. Об этом писатель хочет предупредить человечество. Помните: значительное лицо, усмотревшее в поведении Акакия Акакиевича бунтарство, ещё недавно было совсем незлым существом, да генеральский чин совершенно сбил его с толку.

Нетрадиционный вопрос для домашнего задания:

Представьте, что заслуги Акакия Акакиевича отметили, и он стремительно вознёсся по службе, получив высокий чин.

- Каково было бы его отношение к вышестоящим и стоящим ниже его?

- А если бы осуждённого облекли властью? Как бы он стал руководить людьми, каким образом он бы это осуществлял? Примите во внимание его духовный уровень?


© 2010-2022