Выступление на тему Модель личности выпускника интерната

  Приступая к какому-либо делу, мы стараемся, как можно детальнее представить конечный результат. Любая человеческая деятельность начинается с постановки цели. Осознанность, целенаправленность - непременные условия человеческой жизнедеятельности. Деятельность педагогическая, конечно же, не является в этом отношении исключением. Педагогическая цель предполагает соответствующую деятельность, т.е. воздействие на процесс становления человека и соответствующие изменения в этом процессе. Известный пис...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Выступление на тему: «Модель личности выпускника ИСТ»


В современных условиях, когда, как говорится в "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года", «воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития" возрождается интерес педагогов к проблемам целеполагания в воспитательной деятельности.

Приступая к какому-либо делу, мы стараемся, как можно детальнее представить конечный результат. Любая человеческая деятельность начинается с постановки цели. Осознанность, целенаправленность - непременные условия человеческой жизнедеятельности. Деятельность педагогическая, конечно же, не является в этом отношении исключением.

Педагогическая цель предполагает соответствующую деятельность, т.е. воздействие на процесс становления человека и соответствующие изменения в этом процессе. Известный писатель С.Соловейчик утверждает: "Воспитатель, как и художник, действует не по плану, не по отвлечённой идее, не по заданному перечню каких-то качеств и не по образцу, а по образу. У каждого из нас, даже если мы об этом не знаем, живёт в голове образ Идеального Ребёнка, и мы незаметно для себя стараемся подвести реального нашего ребёночка под этот идеальный образ".

Идеал играет решающую роль в целеполагании, поскольку представляет нам образ конечного результата, на достижение которого направлены наши усилия. В разработке идеала воспитания важно учитывать педагогический запрос общества, когда, как утверждает академик педагогических наук Е.В.Бондаревская, молодой человек, подготовленный к жизни в обществе, видится свободной, деловой, предприимчивой, компетентной, творческой личностью, обладающей внутренним механизмом нравственной саморегуляции, обращённой к человеку, ориентированной на саморазвитие и созидательную деятельность. Достижение указанного результата возможно при решении проблемы формирования у детей культуры жизненного самоопределения. Поэтому наряду с педагогическим запросом общества следует признать равноправными источниками целеполагания самого воспитанника и воспитателя, учителя, педагогический коллектив.

В качестве идей, определяющих базовые основы содержания воспитания, используя материалы Е.В.Бондаревской, полагается выделить:

* воспитание свободного человека, обладающего высоким уровнем гражданского самосознания, чувством собственного достоинства, самостоятельностью и ответственностью в принятии решений, независимостью суждений, способностью к свободному выбору сфер своей жизнедеятельности, образа жизни;

* воспитание гуманного человека, осознающего высокую ценность человеческой жизни, обращённого к людям, доброго, способного к состраданию, сопереживанию, милосердию, к бескорыстному оказанию помощи конкретным людям, стремящегося к миру, добрососедству, взаимопониманию;

* воспитание духовного человека, имеющего развитые потребности в познании и самопознании, рефлексии, в поиске смысла жизни, идеала, в общении с искусством, в автономии внутреннего мира, в приобщении к ценностям мировой цивилизации и национальной культуры;

* воспитание творческого человека, обладающего развитым интеллектом и творческим потенциалом, имеющего потребность в преобразующей деятельности, в чувстве нового, способного к жизнетворчеству;

* воспитание практичного человека, владеющего практическими умениями, необходимыми для жизни в новой социокультурной ситуации (предпринимательство, компьютерная грамотность, владение иностранными языками, физическая закалка, хорошие манеры и др.);

* воспитание устойчивого человека, имеющего осознанные и развивающиеся мировоззренческие позиции в отношениях к окружающим, к себе и к предметам внешнего мира, определяющего систему жизненных смыслов.

Идеал воспитания также может формироваться из онтологического представления о человеке как единстве его личностных, индивидуальных и субъективных характеристик. В этом случае выделяются три аспекта воспитания:

* социально-нормативный - обретение чувства общности с окружением через принятие социальных норм, выраженных в идеологии школы, общественном мнении, традициях и ритуалах (результатом является выбор соответствующего принятой норме способа поведения как формы взаимодействия с окружающим миром);

* индивидуально-смысловой - выделение себя из среды: самоопределение, самостановление, самореализация и прочие "само", которые определяют самоценность человека в жизни и деятельности (результат такого воспитания проявляется в характере общения человека с окружающим миром как способе обмена информацией и связанными с нею эмоциональными состояниями);

* ценностно-деятельностный - взаимодействие со средой: обмен влияниями, не только принятие ценностей среды, но и утверждение в ней своих взглядов, своего значения (результатом такого воспитания становится деятельная активность воспитанника как форма утверждения ценностных установок субъекта).

Традиционно цель образования представлялась как заказ общества, выраженный в модели личности, в стандарте образования и поведения. Личностная ориентация образования предполагает, что "самые совершенные ценности человеческого рода должны как бы заново родиться в её (личности) опыте, иначе они просто не могут быть адекватно присвоены, т.е. обрести личностный смысл".

Известно, что педагогические закономерности (в отличие от законов природы) имеют статистический характер, т.е. вероятность их действия не стопроцентная. Педагогический закон не может предопределить с неизбежностью достижение предполагаемого результата. Поэтому даже основанная на научном знании педагогическая цель не будет реальной без учёта собственной активности личности, её избирательности, саморазвития, целостности. Следовательно, педагогическая цель в современном её понимании - это не взгляды и убеждения, которыми должен, с точки зрения педагога, обладать воспитанник, а те его проявления, которые обществом воспринимаются как выражение личности: принятие и обоснование деятельности, опосредование внешних воздействий и внутренних импульсов поведения, видение скрытых противоречий действительности, критичность в отношении предлагаемых извне ценностей и норм, конструирование и удержание определённого образа "Я", определение системы своих жизненных смыслов вплоть до сути жизни.

Возбудить силы самодвижения, а не "вылепить" свой идеальный образ из ребёнка - вот основная задача воспитателя. Она выражена древней мудростью, что "ученик - это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь".

Кто, где, как и по какому праву определяет идеал человека? На эти вопросы невозможно ответить.

Определяя идеал человека, прежде всего, необходимо помнить, что в его формировании мы вынуждены, начав с общечеловеческих ценностей, пройти через ценности национальной культуры, традиции региона, социальной группы до взглядов конкретной семьи и самого ребёнка на своё будущее. Важно вовремя остановиться, когда мы детализируем образ своего воспитанника. В процессе целеполагания важную роль играет наше владение методами психолого-педагогической диагностики личностных качеств. Педагогу необходимо не только располагать достаточным количеством методик, но и конструировать из них программу изучения личности. При этом изучение должно органично вплетаться во весь учебно-воспитательный процесс. При целеполагании очень важно избегать мелочности, стремления подогнать конкретного ребёнка под сформулированный идеал:

*Во-первых, нельзя быть до конца уверенным в том, что этот идеал сформулирован корректно.

*Во-вторых, всегда трудно провести в достаточной степени полную диагностику выделенных качеств.

*В-третьих, личность непрерывно изменяется, и "вчерашние" знания о ней могут устареть.

Сущность современного воспитания (даже в личностном аспекте) состоит в отказе от моделирования личности как идеологического заказа, стандартов мышления, оценок и поведения, принятых какой-либо политической партией или социальной группой. Современное воспитание - не привитие определённой модели, а организация педагогических условий для формирования и осознания ребёнком собственного личностного опыта, приобретаемого на основе межличностных отношений и обусловленных ими ситуаций, проявляющегося в форме переживаний, смыслотворчества, саморазвития.

В процессе изучения личности и коллектива, в постановке цели, в подборе и осуществлении средств воспитания, при анализе результатов воспитательной работы профессиональный педагог ставит себя в позицию равноправного партнёра с воспитуемым, отказываясь от авторитаризма, увлекая, а не привлекая. На эффективность воспитательного процесса в большей мере влияют мастерство педагога, особенности его личности, а главное, отношение воспитанника к воспитателю. Продуктивность самой замечательной воспитательной технологии часто зависит от степени авторитета педагога и от многих других факторов, иногда даже незначительных, - настроения, самочувствия педагога и детей.

(Вопрос: Как вы понимаете равноправие участников воспитательного процесса, педагога и воспитанника?)

Под критериями приближённости к идеалу мы понимаем качественные характеристики личности воспитанника в их единстве, взаимосвязи и соподчинённости.

Можно выделить четыре группы данных характеристик: здоровье; культура личности, жизненные и нравственные позиции; познавательная деятельность; знания и умения.

Модель личности выпускника

Здоровье

Культура личности, жизненные и нравственные позиции

1)здоровье физическое и психическое.

2)ведение здорового образа жизни.

3)осознанное отношение к здоровью и физической культуре.

1)гуманистическое мировоззрение. 2)культура самоопределения личности, стремление к совершенствованию.

3)коммуникативность, культура общения.

4)бережное отношение к общественным ценностям, гражданственность.

5)честность, принципиальность, умение отстаивать свои взгляды и убеждения.

6)оптимизм, настойчивость в преодолении трудностей.

7)адекватная самооценка

Познавательная деятельность

Знания и умения

1)интеллектуальная готовность и способность к продолжению образования.

2)осознанные познавательные интересы и стремление реализовать их

3)рациональная организация труда, самообразование.

1)достижение уровня компетентности в знаниях.

2)знания способов рациональной работы, способность к самообразованию.

3)умение применять знания в нестандартных ситуациях для решения возникающих проблем.

Таким образом, создаётся желательная модель личности выпускника: творчески развитая, свободная, социально ориентированная личность, способная к саморазвитию и самореализации.


Литература

1.Борытко Н. Целеполагание в воспитательной работе // Воспитание школьников.- 2007.-№1.- С.2-8.

2.Бондаревская Е.В. Гуманизация воспитания как основа возрождения гражданина России, человека культуры и нравственности // Воспитание и развитие личности в обновляющейся системе образования: Материалы к научно-практической конференции. - Вып.1. - Ростов-н/Д., - 1993. - С.4-5.

3.Веснина Н.И. Классные часы: Кто я, какой Я? // Классный руководитель.- 2007.- №1.-С.21-25.

4.Гаврилин А.В., Кузнецова Т.В. Прогностическое представление образа школы и выпускника // Классный руководитель.- 2002.- №1.- С.71-77.

5.Лузина Л. Как помочь школьнику в жизненном самоопределении // Воспитание школьников.- 2003.- №10.- С.24-26.

6.Методика воспитательной работы // Под ред.В.А.Сластёнина.-М.,2002.

7.Немчинов Г. Изучение и прогнозирование личности ученика // Воспитание школьников.-2001.- №7.- С.13-16.

8.Сериков В.В. Личностно ориентированное образование // Педагогика. - 1994. - №5. - С.18.

9.Соловейчик С.Л. Педагогика для всех: Книга для будущих родителей. -2-е изд. - Детская литература. - 1989. - С.122.

10.Степанов Е. Технология моделирования и построения воспитательной системы образовательного учреждения // Воспитание школьников.- 2006. - №8.- С.2-7.

11.Тараненко О. Диагностика воспитательной работы в классе // Воспитание школьников. -2004.- №8.- С.16-20.








4

© 2010-2022