Пальчиковые игры для детей с огр. возможностями

Раздел Другое
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

[Дата]

Коваленко Наталья Анатольевна

ГАУ АО ОРЦ ДИП с ОГР ВОЗМ

Игры с пальчиками для детей с ограниченными возможностями

[Подзаголовок документа]



В жизни человека существует недолгий, но поистине уникальный период, когда детский мозг запрограммирован на интенсивное формирование и обучение. Детство…Игра, основной вид деятельности детей. В игре ребенок развивается, познает окружающий мир, подражает взрослому. Существует много игр, способствующие развитию детей это с/р.игра, настольные, д.и., п.и., словесные и многие другие.

Сегодня мы поговорим о пальчиковых играх. Это веселое, увлекательное и полезное занятие! Это игры, в которых активно задействуются пальчики и ладони ребенка,т.е. развивается мелкая моторика. Известному педагогу В.А.Сухомлинскому принадлежит высказывание «Ум ребенка находится на кончиках пальцев».

Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.

Пальчики помогают говорить

Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы рук и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Почему же это так? Давайте разберемся. Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становление речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Кроме того, целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга. В правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и явлений, а в левом они находят словесное выражение. Происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активные мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу,- с раннего возраста начинайте развивать его руки: пальцы и кисти.







Откуда пришли пальчиковые игры?

У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна.

В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Регулярные занятия с ними улучшают память, деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, устраняет эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.

В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.

У нас с малолетства учили детей играть в «Ладушки», «Сороку-белобоку», «Козу рогатую». Сегодня специалисты возрождают старые игры, придумывают новые.

Более подробно остановимся на игре «Сорока -белобока».

На ладошках и на стопах есть проекции всех внутренних органов. И все эти «бабушкины сказки»- не что иное, как массаж в игре.

Круговые движения взрослым пальцем по детской ладони в игре «Сорока -белобока кашу варила, деток кормила» стимулируют работу желудочно-кишечного тракта у малыша. На центре ладони- проекция тонкого кишечника; отсюда и надо начинать массажик. Затем увеличивайте круги - по спирали к внешним контурам ладони: так вы «подгоняете» толстый кишечник (текст надо произносить не спеша). Закончить «варить кашу» надо на слове «кормила», проведя линию от развернувшейся спирали между средним и безымянным пальцами: здесь проходит линия прямой кишки (кстати, регулярный массаж между подушечками среднего и безымянного пальцев на собственной ладони избавит вас от запоров).

Дальше- внимание! Описывая работу «Сороки -белобоки» на раздаче каши, не стоит халтурить, указывая легким касанием пальцев. Каждого «детку»,т.е. пальчик надо взять за кончик и слегка сжать. Сначала мизинчик: он отвечает за работу сердца. Безымянный- для хорошей работы нервной системы и половой сферы. Средний палец - стимулирует работу печени. Указательный - желудок. Большой палец - отвечает за голову.

Кстати, эта игра совершенно не противопоказана и взрослым. Только вы уж сами решайте, какой пальчик нуждается в массаже.

Как играть в пальчиковые игры?

  1. Игры с пальчиками подбираются с учетом его возможностей и постепенно усложняются. Не требуйте от ребенка ничего несоответствующего его психомоторному и физическому развитию.

  2. Для начала разогрейте пальчики: потереть ладошки, согнуть или разогнуть кисти рук.

  3. Если вы разучиваете новую игру, начните с чтения потешки. Произносить текст произносить максимально выразительно, то понижая голос, то повышая голос, делая паузы подчеркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом.

  4. Обсудить содержание игры (главные герои, как они говорят и т.д.) при этом показывая необходимые жесты, комбинации пальцев.

  5. Упражнения выполняются в медленном темпе, то 3 до 5раз, сначала правой рукой потом левой. Если ребенок не может выполнить то или иное движение самостоятельно, нужно выполнить вместе с ним.

  6. Выполнять упражнение следует вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой.

  7. При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.

  8. Добиваться, чтобы упражнения выполнялись ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость.

Использование пальчиковых игр в ОРЦ для детей и подростков с ограниченным возможностями .

Применение пальчиковых игр нашло свое отражение в работе педагогов центра. Любое занятие педагога - логопеда начинается с пальчиковой и артикуляционной гимнастики. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во 2 веке до н.э. в Китае. Специалисты утверждали, что игры типа нашей «Сороки - белобоки» помогают найти гармонию в тандеме тело - разум, поддерживают мозговые системы в переходном состоянии. Педагоги - психологи тоже используют пальчиковые игры, как с предметами, так и без них. А также используют такую методику, как Суджокотерапию - катание на ладони специальных шариков и колечек. Это дает определенный результат в работе.

Для воспитателя пальчиковая игра - это палочка - выручалочка, т.к. используется в любом виде деятельности: на занятиях, на прогулке, в любое свободное время. Пальчиковые игры помогают организовать детей, настроить на нужный лад, повысить эмоциональный и психологический комфорт. В нашем центре имеется огромная база для развития моторики рук. Речь идет о Монтессори оборудовании. Это стеллажи с разными поверхностями (замочки, крючочки, мешочки с наполнителями), вкладыши, рамки с разными застежками, колечки на подставке, гаечки и многое другое.

Литература

  • О.И. Крутинчук «Тренируем пальчики, развиваем речь»

  • Е.Ф. Черенкова «Оригинальные пальчиковые игры»

  • Е.С. Анищенкова «Пальчиковая гимнастика»

  • Л.П. Савина «Пальчиковая гимнастика для развития речи»

  • О.В. Бачина, М.Ф. Коробова «Пальчиковая гимнастика с предметами»

  • logos1.ru

  • дети-всё.рф/page/42/



© 2010-2022