- Преподавателю
- Другое
- Пальчиковые игры для детей с огр. возможностями
Пальчиковые игры для детей с огр. возможностями
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Презентации |
Автор | Коваленко Н.А. |
Дата | 14.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
[Дата]
Коваленко Наталья Анатольевна
ГАУ АО ОРЦ ДИП с ОГР ВОЗМ
Игры с пальчиками для детей с ограниченными возможностями
[Подзаголовок документа]
В жизни человека существует недолгий, но поистине уникальный период, когда детский мозг запрограммирован на интенсивное формирование и обучение. Детство…Игра, основной вид деятельности детей. В игре ребенок развивается, познает окружающий мир, подражает взрослому. Существует много игр, способствующие развитию детей это с/р.игра, настольные, д.и., п.и., словесные и многие другие.
Сегодня мы поговорим о пальчиковых играх. Это веселое, увлекательное и полезное занятие! Это игры, в которых активно задействуются пальчики и ладони ребенка,т.е. развивается мелкая моторика. Известному педагогу В.А.Сухомлинскому принадлежит высказывание «Ум ребенка находится на кончиках пальцев».
Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.
Пальчики помогают говорить
Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы рук и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Почему же это так? Давайте разберемся. Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становление речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Кроме того, целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга. В правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и явлений, а в левом они находят словесное выражение. Происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активные мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу,- с раннего возраста начинайте развивать его руки: пальцы и кисти.
Откуда пришли пальчиковые игры?
У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна.
В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Регулярные занятия с ними улучшают память, деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, устраняет эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.
В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.
У нас с малолетства учили детей играть в «Ладушки», «Сороку-белобоку», «Козу рогатую». Сегодня специалисты возрождают старые игры, придумывают новые.
Более подробно остановимся на игре «Сорока -белобока».
На ладошках и на стопах есть проекции всех внутренних органов. И все эти «бабушкины сказки»- не что иное, как массаж в игре.
Круговые движения взрослым пальцем по детской ладони в игре «Сорока -белобока кашу варила, деток кормила» стимулируют работу желудочно-кишечного тракта у малыша. На центре ладони- проекция тонкого кишечника; отсюда и надо начинать массажик. Затем увеличивайте круги - по спирали к внешним контурам ладони: так вы «подгоняете» толстый кишечник (текст надо произносить не спеша). Закончить «варить кашу» надо на слове «кормила», проведя линию от развернувшейся спирали между средним и безымянным пальцами: здесь проходит линия прямой кишки (кстати, регулярный массаж между подушечками среднего и безымянного пальцев на собственной ладони избавит вас от запоров).
Дальше- внимание! Описывая работу «Сороки -белобоки» на раздаче каши, не стоит халтурить, указывая легким касанием пальцев. Каждого «детку»,т.е. пальчик надо взять за кончик и слегка сжать. Сначала мизинчик: он отвечает за работу сердца. Безымянный- для хорошей работы нервной системы и половой сферы. Средний палец - стимулирует работу печени. Указательный - желудок. Большой палец - отвечает за голову.
Кстати, эта игра совершенно не противопоказана и взрослым. Только вы уж сами решайте, какой пальчик нуждается в массаже.
Как играть в пальчиковые игры?
-
Игры с пальчиками подбираются с учетом его возможностей и постепенно усложняются. Не требуйте от ребенка ничего несоответствующего его психомоторному и физическому развитию.
-
Для начала разогрейте пальчики: потереть ладошки, согнуть или разогнуть кисти рук.
-
Если вы разучиваете новую игру, начните с чтения потешки. Произносить текст произносить максимально выразительно, то понижая голос, то повышая голос, делая паузы подчеркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом.
-
Обсудить содержание игры (главные герои, как они говорят и т.д.) при этом показывая необходимые жесты, комбинации пальцев.
-
Упражнения выполняются в медленном темпе, то 3 до 5раз, сначала правой рукой потом левой. Если ребенок не может выполнить то или иное движение самостоятельно, нужно выполнить вместе с ним.
-
Выполнять упражнение следует вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой.
-
При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.
-
Добиваться, чтобы упражнения выполнялись ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость.
Использование пальчиковых игр в ОРЦ для детей и подростков с ограниченным возможностями .
Применение пальчиковых игр нашло свое отражение в работе педагогов центра. Любое занятие педагога - логопеда начинается с пальчиковой и артикуляционной гимнастики. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во 2 веке до н.э. в Китае. Специалисты утверждали, что игры типа нашей «Сороки - белобоки» помогают найти гармонию в тандеме тело - разум, поддерживают мозговые системы в переходном состоянии. Педагоги - психологи тоже используют пальчиковые игры, как с предметами, так и без них. А также используют такую методику, как Суджокотерапию - катание на ладони специальных шариков и колечек. Это дает определенный результат в работе.
Для воспитателя пальчиковая игра - это палочка - выручалочка, т.к. используется в любом виде деятельности: на занятиях, на прогулке, в любое свободное время. Пальчиковые игры помогают организовать детей, настроить на нужный лад, повысить эмоциональный и психологический комфорт. В нашем центре имеется огромная база для развития моторики рук. Речь идет о Монтессори оборудовании. Это стеллажи с разными поверхностями (замочки, крючочки, мешочки с наполнителями), вкладыши, рамки с разными застежками, колечки на подставке, гаечки и многое другое.
Литература
-
О.И. Крутинчук «Тренируем пальчики, развиваем речь»
-
Е.Ф. Черенкова «Оригинальные пальчиковые игры»
-
Е.С. Анищенкова «Пальчиковая гимнастика»
-
Л.П. Савина «Пальчиковая гимнастика для развития речи»
-
О.В. Бачина, М.Ф. Коробова «Пальчиковая гимнастика с предметами»
-
logos1.ru
-
дети-всё.рф/page/42/