- Преподавателю
- Другое
- Статья Современное интерактивное занятие в системе СПО
Статья Современное интерактивное занятие в системе СПО
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Жданова М.В. |
Дата | 18.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Современное интерактивное занятие в системе СПО.
В настоящее время главная цель процесса обучения - это способность выпускника СПО грамотно действовать в различных профессиональных ситуациях.
Можно назвать около двух десятков современных педагогических технологий и методов обучения и все они направлены на развитие активности личности в учебном процессе, превращение студента из объекта образования в субъект, а преподавателя - из ментора в организатора познавательной и творческой деятельности студентов. Поэтому неудивительно, что если несколько лет назад можно было четко формулировать «это занятие проводилось по технологии контекстного обучения», а «это занятие проводилось по методу проектов», то сейчас, при планировании занятия, преподаватели используют несколько педагогических технологий и методов.
Вот пример практического занятия (4 академических часа) «Сестринская помощь при ИППП» для бригады 8-10 студентов специальности «Сестринское дело» очно-заочной формы обучения. Обычно это люди 20-45 лет, работающие (в том числе и в ЛПУ),, имеющие жизненный опыт и достаточно мотивированные на обучение. На занятия приходят после работы, поэтому на их активности сказывается усталость. Поэтому вначале занятия используется фронтальный опрос по методу мозгового штурма (с вопросами по личным наблюдениям и знаниям фактов, опыту предшествующего обучения и усвоению лекционного материала, актуальности для будущей профессиональной деятельности) .
На этапе подготовки занятия каждый студент получил задание подготовить сообщение на 3-5 мин. об определённом венерическом заболевании по четко поставленным вопросам. Приветствуются визуализированные в виде мультимедийных презентаций сообщения (метод проектов). Если сообщение без визуализации (не надо забывать , что это студенты с реальным дефицитом времени), то у преподавателя есть фотографии и мультимедийныея презентации по темам, фрагменты учебных фильмов. (использование ЭОР).
После фронтального опроса каждый студент представляет своё сообщение, а все остальные принимают участие в создании обобщающей таблицы. Это частично-поисковый метод, приемами которого в данном случае являются слушание, осмысление, анализ и систематизация.
На следующем этапе занятия применяется технология обучения в сотрудничестве. Для формирования медицинского работника среднего звена как профессионала особенно важно умение работать в команде. Студентов делят на группы по 3-4 человека (причем в одной группе - сильный, слабый и средний студенты). Студентам объясняются основные принципы работы - одно задание для всей группы, одинаковое поощрение для всех в группе, ответственность каждого за всех). Каждая группа получает ситуационную задачу (технология контекстного обучения по методу «case study») , необходимые информационные материалы. Задание - ответить на вопросы задачи и представить схему сестринского процесса.
В результате группа должна представить вариант решения задачи, причём любой член команды должен уметь дать необходимые пояснения, аргументировать ответы. Студенты других групп могут задавать вопросы, уточнять и дополнять ответы, исправлять неточности, что благоприятно будет отражаться на оценке. Преподаватель отмечает уровень активности каждого студента и подводя итоги этого этапа занятия оценивает не только продемонстрированные знания и умения, но и усилия , которые затрачивают студенты на достижение общего результата.
Таким образом, на примере этого практического занятия можно видеть, что в одном занятии преподаватель использует, по крайней мере, 5-6 методов обучения, то есть занятие - мультитехнологично.
При выборе педагогической технологии и методов обучения преподаватель должен ориентироваться на специфику дисциплины (или раздела модуля), возраст студентов, техническую оснащённость учебного процесса, формирование конкретных профессиональных и общих компетенций. Выбираются технологии, которые могут помочь в решении определённой образовательной задачи на данном этапе обучения. Поэтому, если перед преподавателем стоит несколько образовательных задач, часто требуется использование нескольких технологий и методов обучения в одном занятии.