Олимпиада по Материаловедению для 2 курсов

  Приоритетным направлением развития современного образования стала гуманистическая направленность обуче­ния, при которой ведущее место занимает личностный принцип. Он предполагает учет потребностей и инте­ресов обучающихся, реализацию дифференцированно­го подхода к обучению. Принципиальной задачей об­разования становится  выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей. Выявле­ние и формирование творческих наклонностей осуществляются на всех этапах развития личности с использован...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Автор: Столярчук Наталия Тимофеевна



ГБУ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОО ОЗЁРСКИЙ ТЕХНИКУМ ПРИРОДООБУСТРОЙСТВА











ОЛИМПИАДА

для 2 курсов

ПО МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЮ НА СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СТРОИТЕЛЬСТВО И ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И АЭРОДРОМОВ», «ПРИРОДООХРАННОЕ ОБУСТРОЙСТВО ТЕРРИТОРИЙ»

















2015г.

АННОТАЦИЯ

Приоритетным направлением развития современного образования стала гуманистическая направленность обучения, при которой ведущее место занимает личностный принцип. Он предполагает учет потребностей и интересов обучающихся, реализацию дифференцированного подхода к обучению. Принципиальной задачей образования становится раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей. Выявление и формирование творческих наклонностей осуществляются на всех этапах развития личности с использованием нетрадиционных специфических форм и методов.

Одной из таких форм являются олимпиады. Они проводятся по различным дисциплинам. Цель данного пособия - обобщить и систематизировать знания о строительных материалах .

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОЛИМПИАДЫ

Олимпиады являются одной из популярных форм внеурочной работы по дисциплине, представляют собой логическое продолжение учебной деятельности студентов. Этот массовый вид соревнований позволяет проверить не только знания и умения по, но и особенно опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение студентов к действительности. Состязательность, эмоциональное переживание, волевое напряжение, проверка своих возможностей являются потребностью студентов. Олимпиада, воздействуя на мотивационную сферу обучающихся, способствует осознанию многоаспектной ценности полученных знаний. К этим выводам приводят анализы ответов студентов на вопрос: «Чем привлекает Вас олимпиада?» Вот ответы некоторых учащихся: «Желанием выиграть», «Хочу себя проверить», «Интересно узнать, какие будут вопросы», «Мне интересно, привлекает необычная обстановка во время олимпиады». Из ответов становится ясно, что побудительным мотивом является познавательный интерес.

Одной из особенностей олимпиад является развитие творчества учащихся. Творчеству присуща, во-первых, социальная значимость. Во-вторых, новизна. Творчество - это свобода создавать, открывать, переживать что-то новое. В-третьих, для творчества характерно самовыражение, т. е. реализация идеалов и сущностных начал личности. Кроме того, творчество связано с определенным риском, возможно, неудачей, ибо положительный результат, победа не гарантированы. Все эти специфические особенности проявляются в олимпиадах

Каждый из этапов олимпиады имеет свои цели и особые задачи. На первом этапе олимпиады важно обобщить знания, развить познавательные потребности, интерес к различным областям применения строительных материалов. Решение этих задач позволит достичь целей: - существенная мотивация изучения строительных материалов, развитие познавательного интереса, проверка полученных знаний, умений, опыта творческой и эмоционально-ценностной деятельности.

Организуя олимпиады, необходимо учитывать, что их главная цель, наряду с развитием интереса к предмету, - выявление ориентации студентов на профессии, связанные с изучением строительных материалов и применением на практике. Профессиональную ориентацию желательно осуществлять с учетом потребностей города и области в тех или иных профессиях. Олимпиады как соревновательные формы позволяют выявить особо одаренных.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ

ОЛИМПИАД по Строительным материалам

Наиболее длительный период в организации олимпиады - ее подготовка вовлечение в нее как можно большего количества учащихся.

Именно первый этап должен быть наиболее массовым. Этот этап связан с формированием положительного отношения обучающихся. Положительная мотивация позволяет обеспечить активность студентов в самом соревновании.

Большой сложностью для учителя является составление вопросов и заданий для олимпиады. Олимпиадные задания должны охватывать все аспекты содержания развития познавательной самостоятельности учащихся: применение знаний и умений по образцу в повторяющейся учебной ситуации, творческое применение знаний и умений в новой учебной ситуации (все туры олимпиады).

При составлении заданий необходимо иметь в виду их содержательную, процессуальную, формальную и функциональную характеристики. Содержательная характеристика требует, чтобы задания предусматривали знание предмета, владение умениями, наличие опыта творческой деятельности.

Как правило, олимпиадные задания должны касаться основополагающих, а не второстепенных вопросов. При составлении заданий в их содержание закладываются следующие основные положения:

научные основы материаловедения, определяющие категориальный аппарат мышления (комплексность, территориальность, глобальность, конкретность);

взаимосвязь с другими дисциплинами образовательного цикла

общие понятия и умения;

умение работать с различными источниками знаний;

умение выявлять истоки, сущность и пути решения проблемы, оценивать и прогнозировать производственную ситуацию на основе знаний и межпредметных связей; осуществлять многовариантность решения поставленной проблемы;

определение ценностных отношений обучающихся: ситуации нравственного выбора, оценки, обоснование мировоззренческих идей; интегрированный характер предлагаемых проблем.

К процессуальной характеристике относится учет двух уровней развития познавательной самостоятельности. Содержательная и процессуальная характеристики задания учитывают деятельность обучающихся, его возможности. Функциональная и формальная характеристики задания учитывают главным образом деятельность учителя, его творчество. Функциональная характеристика учитывает многообразие контроля за учебной деятельностью. Задание может формулироваться в разнообразной форме, с учетом степени сложности и творчества в виде задачи, вопроса, проблемной ситуации, теста, высказывания и т. д.

Чтобы поставить всех в равные условия, вопросы олимпиады должны соответствовать базовому уровню образования, однако отличаться нестандартной формой и проблемным содержанием, лично значимым содержанием (экологические, социальные, экономические проблемы).

Следует учитывать, что интерес к продолжению какой-либо деятельности побуждается достигнутыми успехами. Поэтому нельзя забывать о том, что чрезмерно сложные задания подрывают веру обучающихся в свои силы, снижают интерес к олимпиаде.

Разумное сочетание требовании нестандартности и доступности достигается путем подбора комплекта заданий для олимпиады. Для того чтобы олимпиада способствовала развитию интереса к предмету, позволяла выявить сильнейших и способных, в комплекте должны быть задания разного уровня, рассчитанные на учащихся средних способностей и выходящие за рамки рассмотренных в классе стандартных заданий.

Заключительный этап - подведение итогов олимпиады. Главное на этом этапе - четкая работа жюри, членами которого являются учителя, ученые, методисты, студенты старших курсов. Жюри определяет критерии оценки выполнения заданий, проверяет и оценивает работы участников олимпиады, рассматривает апелляции, определяет победителей, распределяет призы. Работы участников проверяются и хранятся в специальном помещении, они поступают на проверку под шифром. Оценка проводится по балльной системе, утвержденной на заседании жюри, например, полный правильный ответ с оригинальным решением - 3 балла; полный правильный ответ - 2; правильный с неточностями - 1, неправильный или нет ответа - 0.

Однако олимпиада - дело творческое, поэтому не на все вопросы, особенно связанные с составлением прогнозов, моделей, можно создать эталоны ответов. Одним из важнейших критериев ответа должна быть

оценка личностного подхода учащихся, наличие суждений оценочного характера, нестандартное осмысление вопроса, раскрытие собственной системы ценностей.

Примерные задания олимпиады

по строительным материалам.



ВАРИАНТ 1

Задачи

1. Масса образца камня в сухом состоянии 50 г. Определите массу образца после насыщения его водой, а также истинную плотность твердого вещества камня, если известно, что водонасыщение по объему равно 18%, пористость камня - 25%, средняя плотность - 1800 кг/м³.

2. Сколько получится известкового теста, содержащего 50% воды, из 2 т извести-кипелки, имеющей активность 85% ?

Вопросы и задания

1. Как меняются свойства строительных материалов под воздействием атмосферных факторов?

2. Какие материалы называют огнеупорными? Область применения огнеупорных материалов.

3. Какие добавки вводятся в глины при изготовлении керамических изделий и каково их назначение?

4. Чем отличаются способы производства глиняного кирпича (пластическое формование и полусухое прессование) ?

5. Что такое глиноземистый цемент? Каков его химический состав? Какие химические реакции протекают при твердении цемента?

ВАРИАНТ 2

Задачи

1. Определите пористость горной породы, если известно, что ее водополощение по объему в 1,7 раза больше водопоглощения по массе, а истинная плотность твердого вещества равна 2,6 г/см³.

2. Вычислите, сколько получится строительного гипса после термической обработки 10 т гипсового камня. Содержание примесей в гипсовом камне - 8% , а естественная влажность -5%.

. Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте технические свойства горных пород осадочного происхождения, применяемых в строительстве.

2. Перечислите разновидности керамического кирпича, укажите основные требования к сырью для его производства.

3. В чем заключается сущность процесса твердения гипса ?

4. В каком виде и для каких целей применяют воздушную известь ?

5. Какое сырье применяют для производства портландцемента и по каким схемам технологического процесса получают этот материал?

ВАРИАНТ 3

Задачи

1. Камневидный материал в виде образца кубической формы, длина ребра которого равна 6,5 см, в воздушно-сухом состоянии имеет массу 520 г. Определите коэффициент теплопроводности и возможное название материала.

2. Рассчитайте, сколько получится негашеной и гидратной извести из 20 т известняка. Содержание в известняке СаСО3- 85% по массе, а естественная влажность - 8%.

Вопросы и задания

1. Как изменяются свойства строительных материалов по мере их увлажнения ? Приведите примеры.

2. Как образовались глины в природе и каковы их основные минеральные компоненты ?

3. Что представляет собой высокопрочный гипс ?

4. Как происходит твердение известковых строительных растворов ?

5. Что такое шлакопортландцемент ? Какие химические реакции протекают при твердении цемента ?

ВАРИАНТ 4

Задачи

1. Масса образца камня в сухом состоянии - 76 г. После насыщения образца водой его масса увеличилась до 79 г. Определите среднюю плотность и пористость камня, если его водо-поглощение по объему составляет 8,2%, а истинная плотность твердого вещества равна 2,68 г/см³.

2. Определите выход сухой извести-кипелки из 20 т известняка, содержащего 8%

глинистых примесей. Естественная влажность известняка - 5%.

Вопросы и задания

1. Что такое пуццолановый портландцемент? Его свойства и области применения.

2. В каком виде и для каких целей применяют известь в строительстве?

3. Что служит сырьем для портландцемента и какова технология его производства ?

4. Асбестоцементные материалы и изделия и их применение в строительстве.

5. Теплоизоляционные материалы на основе полимеров. Принципы их производства, свойства и применение.

ВАРИАНТ 5

Задачи

1. Масса образца камня в сухом состоянии - 250 г. При погружении образца в градуированный цилиндр с водой уровень воды поднялся на 100 см³. После того как образец был вынут из воды, вытерт и снова погружен в цилиндр, он вытеснил уже 125 см³ воды. Затем образец был снова высушен и измельчен для измерения абсолютного объема, который оказался равным 90 см³. Вычислите среднюю и истинную плотность камня в сухом состоянии, водопоглощение по массе и объему, пористость камня.

2. Определите расход по массе и объему глины, необходимой для изготовления 1000 шт.

красного обыкновенного кирпича, при следующих данных: средняя плотность кирпича - 1750 кг/м³; средняя плотность глины - 1650 кг/м³; влажность глины-13%. При обжиге сырца в печи потери при прокаливании составляют 8,5% от массы сухой глины.

Вопросы и задания

1. Впишите в таблицу названия главнейших изверженных (глубинных) пород, укажите их среднюю плотность, предел прочности при сжатии, минералогический состав и область применения в строительстве.

2. Как образовались глины, каковы их основные свойства?

3. Что такое гидрофобный цемент, какими свойствами он обладает и где применяется в

строительстве?

4. Опишите способ изготовления керамических облицовочных плиток.

5. Как изготовляют ячеистые бетоны с применением алюминиевой пудры и пены? Каковы основные этапы технологии?

ВАРИАНТ 6

Задачи

1. Определите среднюю плотность каменного образца неправильной формы, если на воздухе его масса равна 80 г. Масса образца, покрытого парафином, равна 80,75 г. При взвешивании парафинированного образца в воде масса составила 39 г. Истинную плотность парафина принять равной 0,93 г/см³.

2. Определите, сколько получится кирпича из 2,5 м³ глины, если средняя плотность кирпича - 1700 кг/м³, средняя плотность глины - 1600 кг/м³, влажность глины - 12%. При обжиге сырца в печи потери его при прокаливании составляют 8% от массы сухой глины.

Вопросы и задания

1. Приведите химико-минералогический состав портландцемента и опишите основные процессы, протекающие при обжиге исходного сырья.

2. Назовите горные породы, состоящие из карбонатов, сульфатов кальция и магния, используемые для производства минеральных вяжущих веществ.

3. Что такое керамзит, каковы его свойства, для каких целей он применяется в строительстве?

4. Как изменить тепловые свойства глин?

5. Что такое пуццолановый цемент, какими свойствами он обладает и где применяется в строительстве?

ВАРИАНТ 7

Задачи

1. Масса сухого образца известняка составляет 400 г, а после насыщения его водой - 412 г. Средняя плотность известняка - 2500 кг/м³. Определите водопоглощение по массе и объему, а также пористость известняка, если его истинная плотность составляет 2,65 г/ см³.

3. Определите коэффициент размягчения, если при испытании образца (15х15х15 см) в сухом состоянии на сжатие максимальное показание манометра пресса было равно 38,8 кН, тогда как при испытании образца в водонасыщенном состоянии показание манометра было 34,1 кН.

Вопросы и задания

1. Какие технические свойства являются основными характеристиками качества строительных материалов?

2. Какие разновидности облицовочной керамики применяют в строительстве и какие требования предъявляют к исходной глине?

3. Что представляет собой строительное стекло, какие сырьевые материалы применяют для его изготовления?

4. Какие существуют современные представления о соединениях, возникающих при гидратации портландцемента?

5. Отделочные полимерные материалы и изделия. Номенклатура, состав и область применения.

ВАРИАНТ 8

Задачи

1. Во сколько раз пористость камня В отличается от пористости камня А, если известно, что истинная плотность твердого вещества обоих камней практически одинакова и составляет 2,72 г/см³, но средняя плотность камня А на 20% больше, чем камня В, у которого водопоглощение по объему в 1,8 раза больше водопоглощения по массе?

2. Определите количество строительного гипса, полученного из 5 т природного гипсового камня, содержащего 8% примесей и имеющего влажность 5%.

Вопросы и задания

1.Что называется коэффициентом теплопроводности и от чего он зависит?

2. К каким типам и к каким группам горных пород относятся гравий, кварцит, доломит, базальт, песок, известняк, мрамор?

3. Виды черепицы. Основные требования, предъявляемые к ним.

4. Опишите характерные свойства специальных портландцементов: гидрофобного, расширяющегося и пластифицированного.

5. Коррозия цементного камня и меры защиты от коррозии.


ВАРИАНТ 9

Задачи

1. Масса сухого известняка - 300 г, а после насыщения водой - 308 г. Средняя плотность известняка - 2450 кг/м³. Вычислите водопоглощение по массе и объему.

2. Определите выход известкового теста по массе и объему из 5 т негашеной извести, если она имеет активность (содержание СаО) 75%. Содержание воды в тесте - 50% от общей массы, а средняя плотность известкового теста - 1400 кг/м³.

Вопросы и задания

1.Перечислите горные породы, состоящие из карбоната и сульфата кальция и магния, применяющиеся в строительстве и производстве строительных материалов.

2. Какой кирпич относится к легковесному, в чем его преимущество перед обыкновенным кирпичом?

3. Что происходит с глинами при их нагревании?

4. Охарактеризуйте сульфатостойкий, дорожный и пуццолановый портландцементы.

5. Рулонные материалы для полов. Состав, свойства и области применения.

ВАРИАНТ 10

Задачи

1. Цилиндрический образец горной породы диаметром и высотой 5 см весит в сухом состоянии 245 г. После насыщения водой его масса увеличилась до 249 г. Определите среднюю плотность камня и его водопоглощение по массе и объему.

2. Определите среднюю плотность известкового теста, в котором содержится более 50% воды (по массе), если истинная плотность извести-пушонки равна 2,08 г/см³.

Вопросы и задания

1. Каково влияние минералогического состава цементного клинкера на величину тепловыделения цементов? В каких случаях применения цементов полезна его высокая экзотермия, а в каких вредна? Приведите примеры.

2. Что такое выветривание горных пород, какие существуют меры для защиты от выветривания камня в конструкциях?

3. Какие добавки и для каких целей вводятся в глину при изготовлении керамических изделий?

4. Какие искусственные пористые заполнители получают из глины? Приведите одну из технологических схем производства.

5. Минеральная вата и минераловатные изделия.





Верю- не верю

  1. Верите ли вы, что строительство будет продуктивнее и быстрее если прорабом будет женщина?

  2. Верите ли вы, что для изготовления одного кирпича требуется 100 грамм сахара и сто грамм соли?

  3. Верите ли вы, что древесина содержит около 50% углерода, 6% водорода и 4% кислорода?

  4. Верите ли вы, что в состав кирпича входит этиловый спирт?

  5. Верите ли вы, что мужчина средней комплекции и умственных способностей, при наличии необходимых строительных материалов способен построить собачью будку за 2 часа?

  6. Верите ли вы, что раньше, а именно в 19 веке дома красили в желтый цвет чтобы они меньше выгорали на солнце?

  7. Верите ли вы, что цемент получается при нагревании гашенной извести и глины или других материалов сходного состава?

  8. Верите ли вы, что в состав бетона входит яичный белок, который способствует укреплению и затвердеванию бетонной смеси, который также укрепляет зубную эмаль у мужчин в возрасте до 21 года 21 года?

  9. Верите ли вы, что из известняков сложены целые горные цепи в Альпах?

  10. Верите ли вы, что в ходе научных тестов британские ученые установили следующий факт: при прочих равных условиях, в ходе пиления древесины ручной пилой спил у женщин получается ровнее и аккуратнее?

  11. Верите ли вы, что высота самого высокого здания в мире 82 метра?

  12. Верите ли вы, что для изготовления стекла понадобится 100 граммов стирального порошка?

  13. Верите ли вы, что мелкозернистые разновидности известняка используются для создания скульптур в древнем Риме?

  14. Верите ли вы, что самое высокое строение в мире - здание в 162 этажа?

  15. Верите ли вы, что в состав гипсокартона входит крахмал, целлюлоза и фруктоза?

  16. Верите ли вы, что для приготовления одного кирпича понадобиться 10 грамм цемента?

  17. Верите ли вы, что профессиональный день строителя в России отмечают 14 авг.?

  18. Верите ли вы, что длина самого длинного моста в мире составляет 36км?

  19. Верите ли вы, что в состав асфальтобетона, в отличии от обычного бетона. Не входит вода?

  20. Верите ли вы, что в синодальный период (история русской церкви 1700-1917г.) настоятелей некоторых монастырей называли строителями?

  21. Верите ли вы, что если клеить обои под музыку, то пузырей в процессе клейки получиться меньше?

  22. Верите ли вы, что чем больше пустот в кирпиче, тем он теплее и легче?

  23. Верите ли вы, что самые яркие сны снятся малярам и работникам лакокрасочного производства?

  24. Верите ли вы, что самый длинный эскалатор Санкт -Петербурга - эскалатор на станции «Площадь Ленина?



ЗАДАНИЕ №1

НАЗОВИТЕ СВОЙСТВА СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ.

  1. Назовите основные свойства строительных материалов.

Ответ:_____________________________________________________

  1. Способность одного материала прилипать к поверхности другого.

Ответ:_____________________________________________________

3.Способность материала сопротивляться проникновению в него другого, более твердого материала.

Ответ:_____________________________________________________

4.Способность материала вызывать отравления и заболевания у людей.

Ответ:_____________________________________________________

5.Способность материала уменьшаться в массе и объеме под действием истирающих усилий.

Ответ:_____________________________________________________

6. Свойство материала затвердевать (переходить из пластичного состояния в твердое в результате химико-физических процессов) и приобретать ряд новых свойств.

Ответ:_____________________________________________________

7. Прибор для определения истинной плотности материала

Ответ:_____________________________________________________

8. Сроки схватывания цемента.

Ответ:_____________________________________________________

9. Прибор для определения сроков схватывания цемента. Ответ:_____________________________________________________

10. Способность материала не расслаиваться при транспортировке. Ответ:_____________________________________________________

ЗАДАНИЕ №2

Вариант 1

1. Перечислите физические свойства строительных материалов. Дайте краткую характеристику и укажите их значение.

2. Назовите сырье и кратко опишите способы производства керамического кирпича.

3. Строительно-технические свойства портландцемента. Как минеральный и химический состав влияет на свойства портландцемента?

4. Опишите состав и свойства легких бетонов на пористых заполнителях. Дайте их классификацию по назначению.

Задача.

Образец плотного известняка цилиндрической формы диаметром 5 см и высотой 5 см, имеет массу в сухом состоянии 230г. После насыщения его водой масса составила 240г.

Определить среднюю плотность известняка, его водопоглощение по массе и по объёму.

Вариант 2

1. Механические свойства строительных материалов. Укажите факторы, влияющие на них.

2. Назовите сырье и кратко опишите технологическую схему производства керамических изделий

3. Разновидности портландцемента: быстротвердеющий, гидрофобный, сульфатостойкий, белый. Чем отличаются от обычного портландцемента, где применяются?

4. Что представляют собой ячеистые бетоны? Дайте их классификацию по виду вяжущих и по назначению.

Задача

Образец камня в сухом состоянии весит 150г., а после насыщения его водой 200г. Определить пористость, водопоглощение по массе и объёму, если истинная плотность равна 2,4 г/см3, а объём 130 см3.

Вариант 3

1. Способы повышения долговечности деревянных конструкций.

2. Классификация и основные виды изделий строительной керамики.

3. Портландцементы с активными минеральными добавками. Получение, свойства и применение.

4. Охарактеризуйте основные схемы производства сборного железобетона.

Задача

Масса высушенного образца горной породы, имеющей истинную плотность 2,5 г/см3, равна 35г; а после насыщения образца водой, масса увеличилась до 38г. Определить пористость породы, если известно, что водопоглощение по объёму в 1,5 раза больше, чем водопоглощение по массе.

Вариант 4

1. Виды лесоматериалов и изделий из древесины.

2. Свойства керамического полнотелого кирпича. Перечислите виды эффективной керамики.

3. Специальные цементы: глинозёмистый, расширяющийся, безусадочный. Чем они отличаются от обычного портландцемента, где применяются?

4. Предварительное напряжение бетона. Два вида железобетонных конструкций с предварительно напряженной арматурой.

Задача

Масса образца горной породы, насыщенной водой, равна 60г. Определить среднюю плотность и пористость породы, если плотность её равна 2,5 г/см3, водопоглощение по объёму 12 %, а масса сухого образца равна 50г.


Вариант 5

1. Керамзит, его получение, свойства и применение в строительстве. Назовите аналогичные материалы на основе глин.

2. Строительные материалы на основе отходов промышленности.

3. Коррозия металлов, виды коррозии и способы защиты металлов от коррозии.

4. Сырьевые материалы для производства бетона. Требования по качеству к компонентам бетона.

Задача

Определить коэффициент размягчения плотного известняка, если прочность его образца-куба в сухом состоянии 95 Мпа, а в насыщенном водой состоянии 80 Мпа. Сделать вывод о водостойкости материала.

Вариант 6

1. Опишите условия образования метаморфических горных пород. Назовите основных представителей этих пород и укажите область их применения в строительстве.

2. Свойства и применение строительного гипса.

3. Перечислите виды керамических облицовочных материалов. Требования по качеству керамических фасадных плиток.

4. Что представляет собой железобетон. Дайте его классификацию по способу изготовления, перечислите сборные железобетонные изделия, выпускаемые промышленностью.

Задача.

Образец бетона в виде куба с ребром 15 см при испытании на сжатие разрушился при нагрузке 30000 КГС. Определить предел прочности на сжатие. Сделать вывод о марке и классе бетона.

Вариант 7

1. Условия образования магматических горных пород. Дайте краткую характеристику основных представителей и укажите область их применения в строительстве.

2. Назовите сырье для получения строительного гипса, его свойства и применение в строительстве.

3. Основные свойства тяжелого бетона. Перечислите факторы, влияющие на его прочность.

4. Как получают минеральную вату? Назовите изделия из неё. Как они применяются в строительстве?

Задача.

Определить среднюю плотность и пористость кирпича, если его масса в сухом состоянии 4,3 кг, а в насыщенном водой 4,5 кг. Размер кирпича соответствует стандарту, истинная плотность составляет 2,5 г/см3.

Вариант 8

1. Опишите условия образования осадочных горных пород. Дайте краткую характеристику основных представителей этих пород и укажите область применения в строительстве.

2. Рулонные кровельные материалы на основе битума и их применение в строительстве.

3. Коррозия бетона и меры по защите бетонных сооружений от коррозии.

4. Сырье для получения силикатного кирпича. Перечислите его свойства и особенности применения в строительстве.

Задача.

Сколько можно получить гидратной извести при гашении 4 т негашеной извести с активностью 80% (содержание СаО).


Вариант 9

1. Маркировка стали. Виды стальных изделий, применяемые в строительстве.

2. Сырье для получения портландцемента. Свойства и применение портландцемента.

3. Твердение бетона и уход за ним. Контроль качества бетона.

4. Виды органических теплоизоляционных материалов и их применение в строительстве.

Задача.

Определить среднюю плотность кирпича, если его масса в сухом состоянии составляет 3,5 кг. Размер керамического кирпича соответствует стандарту.

Вариант 10

1. Виды природных каменных материалов и изделий и способы защиты их от разрушения.

2. Основные виды керамических пористых заполнителей, их свойства и применение в строительстве.

3. Свойства бетонной смеси.

4. Сырье для производства стекла. Свойства стекла. Изделия из стекла и их применение.

Задача.

Определить пористость камня-ракушечника, если размер образца 10х10х10 см., масса образца 1,6кг., истинная плотность 2,4 г/см3.







1. Что такое масса, истинная и средняя плотность, пористость материала?

Как определяют эти физические свойства? Приведите примеры значений пористости и

плотности строительных материалов.

2. Что такое водопоглощсние, влажность, гигроскопичность,

водопроницаемость материала?

3. Что такое водостойкость и морозостойкость материала, марка материала по

морозостойкости? Как определяют эти свойства?

4. Что такое теплопроводность, теплоемкость, огнестойкость и огнеупорность

материалов?

5. Что такое прочность материалов? Как определяют прочность? Приведите примеры

значений прочности некоторых строительных материалов.

6. Дайте определение таким механическим свойствам материалов, как упругость,

пластичность, хрупкость, твердость.

7. Перечислите и опишите важнейшие породообразующие минералы, входящие в состав горных пород, применяемых в транспортном строительстве и путевом хозяйстве.

8. Опишите свойства основных горных пород, наиболее широко используемых в транспортном строительстве и путевом хозяйстве.

9. Опишите наиболее распространенные природные каменные материалы и изделия, используемые в транспортном строительстве и путевом хозяйстве.

10. Опишите каменные материалы, применяемые в качестве балластного слоя: горные породы, зерновой состав, основные физические и механические свойства.

11. Какие материалы называют керамическими? Опишите сырье и основные этапы технологии производства керамических изделий.

12. Перечислите основные группы керамических изделий по конструктивному назначению. Приведите примеры

таких материалов и изделий, кратко опишите их свойства. Выполните эскизы.

13. Опишите стеновые и облицовочные керамические материалы, керамические пористые заполнители; их основные свойства и применение. Выполните эскизы.

14. Опишите основные керамические материалы и изделия специального назначения: канализационные и дренажные трубы, кислотоупорные и огнеупорные материалы, санитарно-технические изделия, электрокерамические материалы; их основные свойства и применение. Сделайте эскизы.

15. Что называют стеклом? Кратко опишите, как получают стекло; что является сырьем для его производства.

16. Опишите основные свойства стекла и виды изделий из него. Проиллюстрируйте ответ эскизами изделий.

17. Дайте определение чугуна. Опишите сущность процесса доменной плавки. Опишите продукты доменного производства: передельный и литейный чугуны, доменные ферросплавы.

18. Дайте характеристику чугуна как конструкционного материала. Опишите состав, применение и марки чугунов: серого, высокопрочного, белого, ковкого - и влияние химического состава на свойства чугунов.

19. Опишите способы производства стали: конверторный, мартеновский, электроплавку.

20. Приведите общую классификацию сталей:

- по степени раскисления: кипящие, спокойные,

полуспокойные;

- по химическому составу: углеродистые и легированные.

Дайте краткую характеристику сталям каждой группы,

приведите примеры сталей различных марок.

21. Опишите марки, свойства, применение конструкционных углеродистых сталей общего назначения; инструментальных углеродистых сталей; влияние примесей на свойства сталей.

22. Опишите виды стальных изделий: прокатную профильную и листовую сталь, стальные трубы, мелкие стальные изделия (болты, гайки, шайбы, заклепки); их применение. Проиллюстрируйте ответ эскизами.

23. Приведите классификацию арматурных сталей по способу изготовления: горячекатанную стержневую и холоднотянутую проволочную. Назовите марки сталей, применяемых для изготовления арматуры. Опишите способы термического и механического упрочнения арматуры. Выполните эскизы арматурных профилей.

24. Опишите углеродистые стали специального назначения: рельсовую и мостовую стали; их механические свойства; влияние примесей на свойства сталей.

25. Опишите легированные стали: конструкционные и специальные стали; твердые сплавы; их применение. Объясните маркировку легированных сталей.

26. Опишите виды и назначение термической обработки железоуглеродистых сплавов: закалку, отпуск, отжиг, нормализацию. В качестве примера опишите термическое упрочнение рельсов.

27. Опишите методы защиты металлов от коррозии.

28. Опишите наиболее распространенные цветные металлы, сплавы на их основе, марки, применение.

29. Опишите способы изготовления стальных изделий, виды обработки стальных слитков давлением: прокатку, волочение, ковку, штамповку, прессование. Приведите примеры изделий, полученных перечисленными способами.

30. Опишите способы химико-термической обработки стали: цементацию, азотирование, нитроцементацию, диффузионную металлизацию.

31. Приведите классификацию неорганических (минеральных) вяжущих веществ; опишите их основные свойства.

32. Опишите основные свойства, состав, способы получения, область применения строительной извести.

33. Опишите основные свойства, сырье для получения, область применения гипсовых вяжущих материалов.

34. Объясните, что представляют собой жидкое стекло и кислотоупорный цемент. Где применяются эти материалы?

35. Опишите сырье, схему производства, минералогический состав портландцемента; процессы гидратации, происходящие при твердении этого вяжущего вещества.

36. Укажите минералогический состав портландцемента и опишите его основные физические и механические свойства, классификацию по маркам.

37. Опишите виды коррозии цементного камня и способы борьбы с этим явлением.

38. Опишите такие разновидности портландцемента, как быстротвердеющий, пластифицированный, гидрофобный, сульфатостойкий.

39. Опишите состав и свойства цементов с активными минеральными добавками и шлакопортландцемента.

40. Опишите состав и сырье для получения глиноземлистого цемента, расширяющихся и безусадочных цементов; их свойства и область применения.











© 2010-2022