• Преподавателю
  • Другое
  • Рабочая программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий для учащихся с ЗПР, 1-6 класс

Рабочая программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий для учащихся с ЗПР, 1-6 класс

Раздел Другое
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий для учащихся с ЗПР, 1-6 класс.





Содержание


Пояснительная записка

  1. Актуальность программы

  2. Цель коррекционно-развивающей программы.

  3. Задачи коррекционно - развивающей программы.

  4. Принципы коррекционно-развивающей работы

  5. Основные направления коррекционно-развивающей работы.

  6. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.

  7. Методы по степени активности познавательной деятельности.

  8. Методы организации деятельности и опыта поведения.

  9. Методологическая основа рабочей коррекционно-образовательной программы для младших школьников с ЗПР

  10. 10. Формы проведения коррекционно-развивающих занятий .


III. Перспективное планирование коррекционно- развивающих занятий


VI. Справочная литература













Пояснительная записка

1. Актуальность программы



В настоящее время возросло число учеников начальных классов, которые в силу своих индивидуальных психологических особенностей развития (ЗПР), ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) не могут освоить Программу по основным предметам. Коррекционно-развивающие занятия особенно актуальны, т. к. дают дополнительную возможность коррекции знаний, умений и навыков. В соответствии с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования появляются новые программы, учебники, новые подходы в обучении. Детям, имеющим особенности в развитии, к сожалению, невозможно соответствовать высоким качественным стандартам. Однако, образовательная среда - необходимое условие для качественного и поступательного развития личности каждого ученика, если учебный процесс и содержание образования соответствует его индивидуальным возможностям. .
Дети ЗПР не вполне готовы к школьному обучению. У них не сформированы умения, навыки, не достает знаний программного материала. Они не в состоянии без специальной помощи овладеть счетом, письмом, чтением. Им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. Они испытывают трудности в произвольной организации деятельности. Эти трудности усугубляются ослабленным состоянием их нервной системы. Существуют типичные особенности, свойственные всем детям с ЗПР. Ребенок с ЗПР уже на первый взгляд не вписывается в атмосферу класса массовой школы своей наивностью, непосредственностью. Он часто конфликтует со сверстниками, не воспринимает и не выполняет школьных требований, но в то же время очень хорошо чувствует себя в игре. Не осознавая себя учеником и не понимая мотивов учебной деятельности и ее целей, такой ребенок затрудняется в организации собственной целенаправленной деятельности.
Детям с ЗПР свойственна пониженная работоспособность, неустойчивость внимания. У многих детей наблюдаются трудности с восприятием. Это говорит о недостаточности, ограниченности фрагментарности знаний ребенка об окружающем мире. Это обусловлено тем, что его восприятие неполноценно и не обеспечивает достаточной информацией. Отставание в развитии зрительного восприятия является одной из причин трудности в обучении. Серьезный недостаток восприятия - это значительная замедленность процесса переработки информации. Недостаток восприятия затрудняет обучение чтению и письму и математики.
У всех детей с ЗПР наблюдается недостаток памяти, причем они касаются всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. В первую очередь снижена прочность запоминания. Это распространяется на запоминание как наглядного, так и (особенно) словесного материала, что не может не сказываться на неуспеваемости.

У детей с ЗПР характерно снижена познавательная активность. Это проявляется недостаточной любознательностью. Такие дети медлительны, пассивны, с замедленной речью. Они не готовы к решению познавательных задач, т.к. нет особой сосредоточенности и собранности. Значительное отставание и своеобразие обнаруживается в развитии у этих детей мыслительной деятельности. Это выражается в несформированности таких операций, как анализ, синтез, неумение выделять существенные признаки и делать обобщения. Для этих учеников характерны - неумение организовать свою деятельность, отсутствие самоконтроля.
У младших школьников должен быть определенный уровень речевого развития: правильное звукопроизношение, способность опознать и дифференцировать акустические признаки звуков; достаточный уровень сформированности словаря и грамматического строя речи.
У детей с ЗПР устная речь характеризуется незрелостью, неполноценностью, примитивностью содержания, бедностью словарного запаса. Недостаточный уровень развития речи детей, особенно словаря, приводит к дополнительным сложностям при обучении чтению. Эти ученики с большим трудом осваивают процесс чтения, допускают много ошибок: пропуск и перестановка букв, смешение букв, а иногда и слов. В целом чтение детей характеризуется монотонностью. Невыразительностью, замедленным темпом.

В письменной речи дети с ЗПР делают специфические ошибки: не соблюдают строку, элементы букв непропорционально увеличены или уменьшены, пропуск букв, замена букв, перестановка слогов и др. В работах много исправлений, помарок. Дети с трудом усваивают правила выделения границ предложения.

Организованы коррекционные занятия, которые направлены на компенсацию недостатков развития детей, восполнение пробелов предшествующего обучения, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности, повышение самооценки, работоспособности, активной познавательной деятельности.
Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим. Сотрудничество педагога, психолога, логопеда в оказании совместной помощи ребенку лежит в основе всей коррекционной работы.



2. Цель программы:



Развитие необходимого уровня психофизических функций, обеспечивающих готовность к обучению детям младшего школьного возраста с задержкой психического развития посредством коррекционно-развивающих занятий.

3. Задачи:



На первой ступени обучения учащиеся должны овладеть навыками чтения, письма, счёта, основными навыками и умениями учебной деятельности, элементами теоретического мышления, умениями самоконтроля учебных действий, культурой речи и поведения, основой личной гигиены.

Задачи коррекционно-развивающего обучения систематизируются в зависимости от итогов предшествующего периода. Задачи эти достаточно значимы и продиктованы опытом работы с данной категорией учащихся, в целом они сводятся к такому перечню:

Обучающие коррекционно-развивающие:

  1. развитие до необходимого уровня психофизических функций, обеспечивающих готовность к обучению: артикуляционного аппарата, фонематического слуха, мелких мышц руки, оптико-пространственной ориентации, зрительно - моторной координации ;

  • развитие речи учащихся как средство общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности;

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных);

  • синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с выполнением недостающих компонентов;

  • выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

  • подведение под понятие, выведение следствий;

  • установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;


Формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида:

- умение ориентироваться в задании;

- планировать предстоящую работу и выполнять ее в соответствии с наглядным образом или словесном указании педагога;

- осуществлять самоконтроль и самооценку и др.

Формирование отчетливых разносторонних представлений о предметах, явлениях окружающей действительности, которые помогут ученику воспринимать учебный материал сознательно.

Формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, практической группировки, логической классификации, умозаключений и др.)

Повышение общего уровня развития школьников и коррекция индивидуальных отклонений (нарушений) в развитии (учет темпа деятельности, готовности к усвоению нового учебного материала и т.д.)

Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность), преодоление интеллектуальной пассивности, характерной для детей с трудностями в обучении.

Индивидуальная коррекция недостатков в зависимости от актуального уровня развития ученика, его потребности в коррекции индивидуальных отклонений в развитии (систематическое повторение ключевых вопросов изученного, учет динамики развития и готовности к усвоению нового учебного материала).

Формирование учебной мотивации.


Воспитывающие:

1. Формирование социально-нравственного поведения:

- ответственное отношение к учебе; - соблюдение правил поведения на занятиях, правил общения; - осознание собственных недостатков (неумение общаться, неумение строить межличностные отношения, пассивность и др.); - осознание необходимости самоконтроля;

2. Эстетическое и экологическое воспитание.

4. Принципы коррекционно-развивающей работы:

* принцип соблюдения интересов ребенка. Педагог работает с максимальной пользой и в интересах ученика;
* принцип системности обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений учеников с разными возможностями здоровья, нарушением интеллекта, а также многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ученика, участие в данном процессе всех участников образовательного процесса;

*принцип деятельного подхода предусматривает формирование различных функций в процессе организации совместной деятельности;
* принцип усложнения заданий, упражнений;
* принцип развивающей направленности обучения;
*принцип наглядности и занимательности обучения;
* принцип доступности обучения;
* принцип игровой деятельности, использование дидактического материала, применение скороговорок, считалок, заучивание стихов;
*принцип вариативности;
*принцип последовательности: каждое последующее занятие включает в себя задачи предыдущего, уточняя, конкретизируя, систематизируя и углубляя знания, умения и навыки, приобретенные детьми.

5. Основные направления коррекционно-развивающей работы:

Программа коррекционной работы на ступени начального образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают ее основное содержание:

5. 1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

  1. развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

  2. развитие навыков каллиграфии;

  3. развитие артикуляционной моторики


5.2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

  1. развитие зрительного восприятия и узнавания;

  2. развитие зрительной памяти и узнавания;

  3. формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

  4. развитие пространственных представлений и ориентации;

  5. развитие временных понятий;

  6. развитие слухового внимания и памяти;

  7. развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа


5.3. Развитие основных мыслительных операций:

  1. формирование навыков относительно анализа;

  2. развитие навыка группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);

  3. формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

  4. формирование умения планировать свою деятельность;

  5. развитие комбинаторных способностей


5.4. Развитие различных видов мышления:

  1. развитие наглядно-образного мышления;

  2. развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями, событиями);


5.5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и др.).

1. Развитие речи, владение техникой речи.
2. Расширение представлений об окружающем мире, обогащение словарного запаса.
3. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
4. Организация благоприятной социальной среды, которая обеспечила бы соответствующее возрасту общее развитие ребенка, его познавательной деятельности, коммуникативных функций речи, активное воздействие на формирование интеллектуальных и практических умений.
5.Предупреждение психофизиологических перегрузок, эмоциональных срывов. Создание климата психологического комфорта, обеспечение успешной учебной деятельности.
6. Создание учебно-методологического оснащения, необходимого для успешного освоения детьми образовательных (коррекционных программ) в соответствии с требованиями образовательного стандарта к знаниям и умениям учащихся.


6. Методы организации и осуществления учебно - познавательной деятельности:

* словесные методы: рассказ, пересказ, беседа, объяснение;
* наглядные методы: показ образца, демонстрация, иллюстрирование;
* практические методы: копирование, упражнения, творческие задания, списывание, диктант и др.

7. Методы по степени активности познавательной деятельности:

* репродуктивные;

8. Методы организации деятельности и опыта поведения:

* поручение;
* упражнение;
* приручение;
* оценивание;
* создание воспитывающей ситуации.

9. Рабочая коррекционно-образовательная программа для детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) составлена на основе: «Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы»/ Под редакцией С.Г. Шевченко, авторы-составители: Р.Д.Тригер, Ю.А. Костенкова, И.Н. Волкова С.Г. Шевченко и др. - М.: Школьная пресса, 2004 «Программы коррекционо-развивающего обучения в начальной школе»/ Под редакцией Т.Г.Рамзаевой, М.: Просвещение, 2010;

Условия эффективности: постановка цели, формирование положительного отношения к деятельности и ее цели, опора на имеющиеся знания и опыт, организация деятельности на основе образца, формирование активной самостоятельной позиции, стремление к успеху с опорой на общественное мнение.

Методологическую основу « Рабочей коррекционно-образовательной программы» составили теоретические положения о необходимости комплексного коррекционного воздействия на психическое развитие ребенка с ЗПР, отраженные в научных трудах М.М. Кольцовой, Л.С.Выготского, А.Р. Лурия и др. и практической значимости коррекционно - развивающего обучения детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, нарушением интеллекта, ЗПР, социально-педагогической запущенностью.

10. Формы проведения коррекционных занятий:

  1. индивидуальные занятия

  2. групповые занятия



Рабочая коррекционно-обучающая программа для детей младшего школьного возраста с ЗПР рассчитывается индивидуально и корректируется в рабочем порядке. На долю же каждого обучающегося приходится в неделю от 15 до 30 минут, поскольку занятия ведутся индивидуально или в маленьких группах (из 2-3 обучающихся) укомплектованных на основе сходства коррегируемых недостатков. Занятия проводятся 2 раза в неделю с 3-5 минутной релаксацией, физминутками.

Дети с различными нарушениями в развитии должны выполнять доступные им по возможностям задания, удерживаться в рамках структуры занятия, выполнять основные требования, рекомендации в ходе различных моментов занятия.

Требования к качеству усвоения материала индивидуальны для каждого ученика.

Оценивается, прежде всего, динамика развития ребенка на фоне изучаемого материала в целом, его отношение к занятиям, интерес к предъявленному материалу, степень самостоятельности в выполнении заданий. У учеников младших классов с ЗПР очень трудно, медленно идет формирование универсальных учебных действий.
Перспективное планирование индивидуально для каждого обучающегося и зависит от корригируемых недостатков.

Индивидуальное перспективное планирование по теме:

«Эмоциональная сфера» (15 часов)

Эмоции человека

Сформировать представление об эмоциях людей.

Виды эмоций

Уточнить и расширить представления о видах эмоций.

Радость

Сформировать представление об эмоции «Радость».

Радость

Продолжить работу над данной темой.

Печаль

Сформировать представление об эмоции «Печаль».

Печаль

Продолжить работу над данной темой.

Спокойствие

Сформировать представление об эмоции «Спокойствие».

Злость

Сформировать представление об эмоции «Злость».

Злость

Продолжить работу над данной темой.

Удивление

Сформировать представление об эмоции «Удивление».

Страх

Сформировать представление об эмоции «Страх».

Интерес

Сформировать представление об эмоции «Интерес».

Вина, стыд

Сформировать представление об эмоции «Вина, стыд».

Вина, стыд

Продолжить работу над данной темой.

Итоговое занятие

Подвести итог и обобщить полученные знания.


Перспективное планирование по формированию разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащению словаря, развитию связной речи

(20 часов)

Цветы.

Познакомить детей с цветами, их значением в жизни человека, строением.

Деревья и кустарники.

Расширить и уточнить знания детей о растениях ближайшего окружения, познакомить с изменениями в жизни растений осенью и зимой, закреплять знания о желтом, зеленом, красном цветах в природе.

Характерные признаки времен года

Закрепить представления о изменениях происходящих в природе в разное время года. Погода, растения, поведение животных.

Наш дом

Закрепить знания о частях дома (подъезд, лестница, лифт, квартира), назначении комнат в квартире, домашнего адреса. Закрепить умение образовывать сложные прилагательные.

Фрукты и овощи

Закрепить умение детей различать овощи и фрукты. Развитие умения составлять предложение с союзом «а», составлять рассказ по опорным картинкам.

Наша школа

Учить детей рассказывать о внешнем виде здания школы, закрепить знания о названиях и назначении помещений, учить отвечать на вопросы о труде учителя, воспитателя, учителя-дефектолога, логопеда, врача.

Обобщающие понятия


Закрепить понятия «фрукты», «ягоды», умение образовывать относительные прилагательные, существительные в И. п. и Р.п. мн.ч., согласовывать прилагательные с существительными, подбирать синонимы и антонимы.

Транспорт

Сформировать представление о наземном транспорте, о профессиях людей, работающих на наземном транспорте, о правилах перехода улицу.

Мебель в доме

Уточнить и расширить представления об основных видах мебели, о ее частях. Закрепить умение образовывать относительные прилагательные, существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Ягоды.

Формировать понятие «ягоды», места произрастания (садовые, лесные). Закрепить цвет: красный, желтый, синий.

Овощи, фрукты, ягоды.

Закрепить умение различать ягоды, фрукты и овощи, учить образовывать существительные И.п. и Р.п. мн.ч.

Домашние животные

Уточнить и расширить представления о внешнем виде домашних птиц, о том, чем питаются, где живут, какую пользу приносят людям; закрепить знания об их детенышах. Закрепить умение образовывать прилагательные от существительных, согласовывать их.

Дикие животные

Уточнить и расширить представления о внешнем виде домашних птиц, о том, чем питаются, где живут, об их повадках; закрепить знания об их детенышах. Закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные от существительных, согласовывать их.

Посуда


Закрепить название и назначение чайной, столовой и кухонной посуды. Закрепить умение образовывать относительные прилагательные, существительные в И. п. и Р.п. мн.ч., согласовывать прилагательные с существительными, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Моя семья

Закрепить знания о себе и своей семье (имя, фамилия, возраст, имена и отчества родителей и кем они работают, домашний адрес, состав семьи).

Обобщающее занятие

Повторение тем изученных в ходе коррекционных занятий.


Перспективное планирование по формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков (10 часов)

Размер предметов

Упражнять в сравнении нескольких предметов по ширине способами приложения и наложения. Закрепить понятия «широкий», «узкий», «одинаковый по ширине», «самый широкий», «самый узкий».

Пространственные и временные понятия

Закрепить представления о последовательности дней недели, месяцев в году. Показать, что эта последовательность всегда одна и та же. Закрепить представления о настоящем, прошедшем и будущем времени (сегодня, завтра, вчера).

Геометрические фигуры

Закрепить представление о свойствах предметов. Учить сравнивать предметы по цвету, форме, размеру, находя признаки сходства и различия.

Цвет, форма, размер предметов

Закреплять понятия о равенстве и неравенстве. Учить уравнивать совокупности предметов. Учить сопровождать действия словами: «прибавил», «убавил», «стало больше», «стало поровну», «стало меньше».

Количество предметов

Закреплять понятия о равенстве и неравенстве. Учить уравнивать совокупности предметов. Учить сопровождать действия словами: «прибавил», «убавил», «стало больше», «стало поровну», «стало меньше».

Равенства и неравенства, сравнение количества

Сформировать умение видеть и устанавливать равенства и неравенства, сравнивать количества, давая определение больше (меньше) на 1.

Уравнение групп предметов.

Сформировать умение уравнивать количество предметов путем увеличения или уменьшения их количества, сопровождать практические действия словами «столько же», «стало больше», «стало поровну», «стало меньше»

Понятия «далеко», «близко», «около», «рядом»

Закрепить понятия «далеко», «близко», «около», «рядом»

Пространственные понятия

Закрепить пространственные понятия «верх», «низ», «левое», «правое», «середина», «вверху», «внизу», «слева», «справа», «влево», «вправо» на плоскости и на листе бумаги.

Сравнение предметов по одному и двум признакам

Закрепить и обобщить представления о свойствах предмета (цвет, форма, размер). Сформировать умение составлять группы предметов с заданными признаками.



Перспективное планирование по формированию разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащению словаря, развитию связной речи

(25 часов)

Цветы.

Познакомить детей с цветами, их значением в жизни человека, строением.

Деревья и кустарники.

Расширить и уточнить знания детей о растениях ближайшего окружения, познакомить с изменениями в жизни растений осенью и зимой, закреплять знания о желтом, зеленом, красном цветах в природе.

Характерные признаки времен года

Закрепить представления о изменениях происходящих в природе в разное время года. Погода, растения, поведение животных.

Наш дом

Закрепить знания о частях дома (подъезд, лестница, лифт, квартира), назначении комнат в квартире, домашнего адреса. Закрепить умение образовывать сложные прилагательные.

Фрукты и овощи

Закрепить умение детей различать овощи и фрукты. Развитие умения составлять предложение с союзом «а», составлять рассказ по опорным картинкам.

Наша школа

Учить детей рассказывать о внешнем виде здания школы, закрепить знания о названиях и назначении помещений, учить отвечать на вопросы о труде учителя, воспитателя, учителя-дефектолога, логопеда, врача.

Обобщающие понятия


Закрепить понятия «фрукты», «ягоды», умение образовывать относительные прилагательные, существительные в И. п. и Р.п. мн.ч., согласовывать прилагательные с существительными, подбирать синонимы и антонимы.

Транспорт

Сформировать представление о наземном транспорте, о профессиях людей, работающих на наземном транспорте, о правилах перехода улицу.

Мебель в доме

Уточнить и расширить представления об основных видах мебели, о ее частях. Закрепить умение образовывать относительные прилагательные, существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Ягоды.

Формировать понятие «ягоды», места произрастания (садовые, лесные). Закрепить цвет: красный, желтый, синий.

Овощи, фрукты, ягоды.

Закрепить умение различать ягоды, фрукты и овощи, учить образовывать существительные И.п. и Р.п. мн.ч.

Домашние животные

Уточнить и расширить представления о внешнем виде домашних птиц, о том, чем питаются, где живут, какую пользу приносят людям; закрепить знания об их детенышах. Закрепить умение образовывать прилагательные от существительных, согласовывать их.

Дикие животные

Уточнить и расширить представления о внешнем виде домашних птиц, о том, чем питаются, где живут, об их повадках; закрепить знания об их детенышах. Закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные от существительных, согласовывать их.

Посуда


Закрепить название и назначение чайной, столовой и кухонной посуды. Закрепить умение образовывать относительные прилагательные, существительные в И. п. и Р.п. мн.ч., согласовывать прилагательные с существительными, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Моя семья

Закрепить знания о себе и своей семье (имя, фамилия, возраст, имена и отчества родителей и кем они работают, домашний адрес, состав семьи).



Индивидуальное перспективное планирование по формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков

(15 часов)

Размер предметов

Упражнять в сравнении нескольких предметов по ширине способами приложения и наложения. Закрепить понятия «широкий», «узкий», «одинаковый по ширине», «самый широкий», «самый узкий».

Пространственные и временные понятия

Закрепить представления о последовательности дней недели, месяцев в году. Показать, что эта последовательность всегда одна и та же. Закрепить представления о настоящем, прошедшем и будущем времени (сегодня, завтра, вчера).

Геометрические фигуры

Закрепить представление о свойствах предметов. Учить сравнивать предметы по цвету, форме, размеру, находя признаки сходства и различия.

Цвет, форма, размер предметов

Закреплять понятия о равенстве и неравенстве. Учить уравнивать совокупности предметов. Учить сопровождать действия словами: «прибавил», «убавил», «стало больше», «стало поровну», «стало меньше».

Количество предметов

Закреплять понятия о равенстве и неравенстве. Учить уравнивать совокупности предметов. Учить сопровождать действия словами: «прибавил», «убавил», «стало больше», «стало поровну», «стало меньше».

Равенства и неравенства, сравнение количества

Сформировать умение видеть и устанавливать равенства и неравенства, сравнивать количества, давая определение больше (меньше) на 1.

Уравнение групп предметов.

Сформировать умение уравнивать количество предметов путем увеличения или уменьшения их количества, сопровождать практические действия словами «столько же», «стало больше», «стало поровну», «стало меньше»

Понятия «далеко», «близко», «около», «рядом»

Закрепить понятия «далеко», «близко», «около», «рядом»

Пространственные понятия

Закрепить пространственные понятия «верх», «низ», «левое», «правое», «середина», «вверху», «внизу», «слева», «справа», «влево», «вправо» на плоскости и на листе бумаги.

Ориентировка в пространстве

Сформировать умение ориентироваться в пространстве: наверху, внизу, над, под, слева, справа. Закрепить представление о цифре 1 и 2.

Сравнение по высоте

Сформировать умение сравнивать высоту предметов путем приложения и наложения. Закрепить понятия «выше» и «ниже». Закрепить умение различать левую, правую руку, ногу и другие части тела.

Сравнение групп предметов с разным интервалом

Сформировать умение устанавливать равенство и неравенство групп предметов при различных интервалах между предметами в каждой из них, сравнивать количество предметов, используя эквиваленты. Закрепить умение определения направления расположения предметов от самого себя: спереди, сзади, слева, справа.

Закрепление установления соотношения между предметами.

Закрепить понятия «шире» и «уже». Закрепить умение сравнивать длину предметов путем приложения и наложения, устанавливать соотношение между 5 предметами по ширине.

Сравнение по длине

Сформировать умение сравнивать длину предметов путем приложения и наложения. Закрепить понятия «длиннее» и «короче». Закрепить умение обследовать фигуры осязательно-двигательным способом. Закрепить представления о пространственном положении предметов: вверху, внизу, слева, справа.

Квадрат и треугольник

  1. Сформировать представление о треугольнике, сформировать умение различать и правильно называть квадрат и треугольник. Закрепить умение обследовать фигуры осязательно-двигательным способом. Закрепить умение раскладывать указанное количество предметов (один - много). Закрепить умение различать правую и левую руку.

Перспективное планирование по формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков (10 часов)

Размер предметов

Упражнять в сравнении нескольких предметов по ширине способами приложения и наложения. Закрепить понятия «широкий», «узкий», «одинаковый по ширине», «самый широкий», «самый узкий».

Пространственные и временные понятия

Закрепить представления о последовательности дней недели, месяцев в году. Показать, что эта последовательность всегда одна и та же. Закрепить представления о настоящем, прошедшем и будущем времени (сегодня, завтра, вчера).

Геометрические фигуры

Закрепить представление о свойствах предметов. Учить сравнивать предметы по цвету, форме, размеру, находя признаки сходства и различия.

Цвет, форма, размер предметов

Закреплять понятия о равенстве и неравенстве. Учить уравнивать совокупности предметов. Учить сопровождать действия словами: «прибавил», «убавил», «стало больше», «стало поровну», «стало меньше».

Количество предметов

Закреплять понятия о равенстве и неравенстве. Учить уравнивать совокупности предметов. Учить сопровождать действия словами: «прибавил», «убавил», «стало больше», «стало поровну», «стало меньше».

Равенства и неравенства, сравнение количества

Сформировать умение видеть и устанавливать равенства и неравенства, сравнивать количества, давая определение больше (меньше) на 1.

Уравнение групп предметов.

Сформировать умение уравнивать количество предметов путем увеличения или уменьшения их количества, сопровождать практические действия словами «столько же», «стало больше», «стало поровну», «стало меньше»

Понятия «далеко», «близко», «около», «рядом»

Закрепить понятия «далеко», «близко», «около», «рядом»

Пространственные понятия

Закрепить пространственные понятия «верх», «низ», «левое», «правое», «середина», «вверху», «внизу», «слева», «справа», «влево», «вправо» на плоскости и на листе бумаги.

Сравнение предметов по одному и двум признакам

Закрепить и обобщить представления о свойствах предмета (цвет, форма, размер). Сформировать умение составлять группы предметов с заданными признаками.

VI. Справочная литература:

1. Программы коррекционно-развивающего обучения в начальной школе/Р.Д.Тригер, М.:» Школьная пресса», 2005г
2. . «Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы»/ Под редакцией С.Г. Шевченко, авторы-составители: Р.Д.Тригер, Ю.А. Костенкова, И.Н. Волкова С.Г. Шевченко и др. - М.: Школьная пресса, 2004.

3. .«Программы коррекционо-развивающего обучения в начальной школе»/ Под редакцией Т. Г. Рамзаевой, М.: Просвещение, 2010


















Программа
коррекционно-развивающей работы учителя - дефектолога МОУ СОШ №2 г Ханты-Мансийска

Москвиной Валентины Викторовны

на 2015-16 учебный год
в 1-6 классах


© 2010-2022