- Преподавателю
- Другое
- Томилин Развитие творческих способностей
Томилин Развитие творческих способностей
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Томилин Д.А. |
Дата | 13.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Развитие творческих способностей учащихся на уроках информатики
Среди всех дисциплин, изучаемых в школе, информатика занимает особое место. Это связано не только с быстрыми темпами развития технических и программных средств, но и с особенностями предмета, которые обусловлены объективными законами научно-технического прогресса. Каждые два года происходит модернизация аппаратных и программных средств вычислительной техники. Такого развития одной отрасли история науки и техники еще не знала. Фактически мы можем говорить о том, что в последние годы на наших глазах произошла компьютерная революция, затронувшая все сферы социальной, культурной, научной и производственной деятельности людей. Дело идёт к тому, что всего через 5-7 лет в мире не останется людей, которых не коснуться изменения, вызванные существованием этого единого информационного поля, сколь бы далеки они ни были от вычислительной техники и персональных компьютеров.
Наше время - это время перемен. В современном мире нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. К сожалению, современная массовая школа еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству. Одна из основных проблем современного образования низкая творческая инициатива учащихся. Подавляющее большинство школьников проявляют полную неспособность к решению задач, не имеющих стандартных алгоритмов решения.
Развитие детей с помощью работы на компьютерах, как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт, является одним из важных направлений современной педагогики. Актуальными становятся вопросы о формах и методах обучения детей. Задача современной школы: разработка и применение специальных методик направленных на развитие мышления и творческих способностей обучающихся.
Поработав учителем информатики в школе, я пришёл к выводу, что образовательная программа по информатике предусматривает навыки практической работы с компьютером, в учебниках по информационным технологиям излагается в основном информационный материал, в них мало заданий творческого характера. Передо мной постоянно вставали и встают вопросы: «Чему учить? Как учить? Как воспитать активную, творчески мыслящую личность, способную воплощать свои творческие идеи современными методами и способами? Как добиться от учащихся высокого уровня информационной культуры, умений оперативно, целенаправленно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные средства? Как научить ребёнка легко и непринужденно ориентироваться в калейдоскопе быстро развивающихся информационных технологий?».
В классической системе образования учебный процесс построен на запоминании, накоплении фактов и других нетворческих формах деятельности. Современных школьников не устраивает роль пассивных слушателей на уроке, им уже не интересно записывать за учителем или списывать готовые решения с доски… Мой опыт преподавания информатики в школе позволил мне увидеть противоречия в массовой практике между стремлением личности к творчеству, оригинальности, самовыражению и обязательным единым планом и режимом общеобразовательной школы. Ведь традиционное обучение развивает в детях, в основном, только одну сторону - исполнительские способности, а более сложная и важная сторона - творческие способности человека отдаются воле случая. Другим противоречием является противоречие между требованиями современного общества к знаниям выпускников общеобразовательных школ в области информационных технологий и количеством учебного времени в школьных программах, отведенного на изучение информационных технологий.
Из этих противоречий возник вопрос: «Какие педагогические условия являются необходимыми и достаточными для развития творческих способностей на уроках информатики». Проблема возникла, но как её решить, если школа недостаточно времени в учебном плане, если многие обучающиеся школы не обеспечены домашними компьютерами. Также не давал покоя вопрос: «А какие новые информационные технологии нужно использовать на уроках информатики и как они влияют на развитие творческих способностей обучающихся?»
Идея моей работы заключена в словах: «Имеет смысл только то знание, которое используется на практике», которые подчёркивают значимость и прикладной характер информатики.
Творческой деятельностью называют такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке. Творческий процесс - это всегда прорыв в неизвестное, но ему предшествует длительное накопление опыта, знаний, умений и навыков, он характеризуется переходом количества всевозможных идей и подходов в новое своеобразное качество. Способности - это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся.
Признаки и критерии творческой деятельности: продуктивность, нестандартность, оригинальность, способность к генерации новых идей, возможность «выхода за пределы ситуации», сверхнормативная активность. Для выявления и развития способностей зачастую решающую роль играет труд, возможность приобретения высокого мастерства и значительных успехов в творчестве.
На основе этого можно сформулировать основные цели развития творческих способностей учащихся:
-
Приобщить учащихся к творческой работе;
-
Прививать интерес к творчеству, поиску;
-
Развивать навыки созидания, самореализации.
-
Задачи работы.
-
Определить структуру творческих способностей;
-
Определить комплекс показателей развития творческих способностей обучающихся;
-
Выделить педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей обучающихся на уроках информатики с применением новых информационных технологий;
-
Развивать информационную компетентность обучающихся - обладание компьютерной грамотностью, представлениями об информационной картине мира, умениями и навыками ориентироваться в мире информации;
-
Создать систему обучения, направленную на раскрытие творческих способностей обучающихся посредством новых информационных технологий.
-
Разработать комплекс заданий, наиболее эффективных для развития творческих способностей на уроках информатики;
-
Выработать критерии оценки результатов творческой работы ученика;
-
Формировать методическую папку (портфолио) учителя информатики.
Решение поставленных задач позволяет сделать процесс обучения захватывающим, интересным и для ребенка и для учителя.
В ходе выполнения методической работы определена структура творческих способностей:
Содержательно-операционный компонент обеспечивает реализацию побуждений к учебно-творческой деятельности. Большинство авторов выделяют его в качестве основного компонента творчества. Особое место в нём занимают интеллектуальные способности и умения личности, которые включают в себя интеллектуально-логические умения и интеллектуально-эвристические способности. Таким образом, логическое мышление не противостоит творческому, творческое мышление включает в себя как необходимый компонент логическое.
Мотивационный компонент, обеспечивая направление на творческое усвоение знаний, включает в себя мотивы творческого усвоения и мотивы овладения умениями такого рода.
Мировоззренческий компонент определяет позицию личности в процессе деятельности и в оценке её результатов. В качестве основных мировоззренческих свойств личности, способствующих успешности учебно-творческой деятельности, выделены:
1) Способность отстаивать свою творческую позицию.
2) Осознание личностью своих мировоззренческих свойств.
Рефлексивный компонент даёт основание говорить об его многофункциональности.
Эмоциональный компонент влияет на формы выражения потребностей, предшествует деятельности, побуждая и направляя её. Благодаря эмоциям человек регулирует своё поведение и соотносит его с поведением других людей, с которыми он вступает в общение.
Коммуникативный компонент теснейшим образом связан со всеми сторонами человеческого сознания и проявляется в формировании отношений между людьми, в обмене представлениями, образами, идеями, раскрытии субъективного мира одного человека для другого и главное в достижении социальной общности при сохранении индивидуальности.
В психологическом же плане творчество является совокупностью тех компонентов деятельности субъекта, которые для этого субъекта являются носителями качественно новых идей.
Английский ученый Г. Уоллес выделил четыре стадии процессов творчества:
-
Подготовка (зарождение идеи);
-
Созревание (концентрация, стягивание знаний, прямо или косвенно относящихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений);
-
Озарение (интуитивное схватывание искомого результата);
-
Проверка.
Определены показатели развития творческих способностей:
-
владение большим объёмом информации;
-
самостоятельный перенос усвоенного на новый материал;
-
установление причинно-следственных связей;
-
обнаружение скрытых зависимостей и связей;
-
умение делать выводы, интегрировать и синтезировать информацию;
-
по собственной инициативе выбирать для решения сложные задачи;
-
способность обобщать и организовывать имеющуюся информацию и др.
Развитию творческих способностей на уроках информатики способствуют следующие педагогические условия (апробированные мной):
-
разрешение и поощрение множества вопросов;
-
создание и разработка приёмов, стратегий, инструментов, предметов для последующей деятельности;
-
стимулирование ответственности и независимости;
-
акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях, сопоставлениях;
-
поощрение помощи «отстающим» со стороны «продвинутых» учеников, выступающих в роли помощников и консультантов
-
внимание к интересам детей со стороны родителей, окружающих.
За период работы учителем информатики я сделал следующий вывод: уровень компьютерной грамотности учащихся растет год от года благодаря следующим факторам:
-
Смещение основы изучаемого предмета от «компьютера» в сторону «информации»;
-
Применение новых форм работы, направленных на развитие активности и самостоятельности;
-
Использование новых компьютерных технологий в разработке и проведении уроков;
-
Возможность использования результатов детского творчества при обучении следующих поколений учеников;
-
Увеличение количества домашних компьютеров;
-
Доступность большего объема информации благодаря информационно-коммуникативным технологиям.
Система обучения, направленная на развитие творческих способностей учащихся посредством новых информационных технологий.
В современной школе нет более трудной профессии, чем учитель информатики. Необходимость каждые два года начинать все «с нуля» не знакома преподавателям других дисциплин. В этой ситуации учитель вынужден напряженно следить за развитием средств вычислительной техники, за появлением новых программ и за непрерывно изменяющимися приемами и методами работы с ними.
Основной целью курса информатики в школе является необходимость научить растущего человека самостоятельно мыслить, развивать фантазию и практически воплощать свои творческие идеи с помощью компьютера. Это означает, что выпускник школы должен обладать определенным уровнем информационной культуры, что и должно в конечном итоге определить структуру знаний, приобретаемых им на уроках информатики.
Для достижения этих целей учебный процесс должен быть построен таким образом, чтобы учащиеся испытывали сверхдоверие к компьютеру и обладали психологической готовностью к активной встрече с ним. Только при таком подходе общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, способствует развитию творческих способностей каждой личности, формированию умений и навыков свободно ориентироваться в мире стремительно развивающихся информационных технологий.
В настоящее время существуют различные классификации методов обучения. Для того, чтобы решать творческие задачи, необходимы творческие методы.
-
Репродуктивные методы:
-
инструктаж;
-
практическая тренировка;
-
методы иллюстрации, демонстрации, показа и др.
-
Программированное обучение:
-
метод алгоритмов;
-
метод аналогий;
-
проведение опытов, исследований, лабораторных работ и др.
-
Методы дифференциации:
-
каждодневного применения самостоятельной работы;
-
постепенного нарастания сложности;
-
решение одной и той же задачи различными средствами и др.
-
Методы самооценки и самоконтроля.
-
Метод работы в группах.
-
Эвристические методы:
-
метод мозгового штурма;
-
извлечения скрытых знаний (метод Сократа);
-
индивидуальной образовательной траектории;
-
рефлексии и др.
-
Метод проектов.
Проектный метод обучения, как никакой другой, позволяет школьнику быть креативным, развивает умение ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно конструировать свои знания, нестандартно подходить к решению задач. Но это - тема отдельного исследования.
В курсе информатики учащиеся младших классов знакомятся с множеством новых терминов и понятий: алгоритм, информация, курсор, процессор и т.д. Дети этого возраста способны хорошо запоминать достаточно большой объем материала, а точнее - «вызубрить», то есть изучить без осознания. В результате, когда на последующих этапах обучения требуется усваивать новую информацию на базе уже выученной, этой базы может не быть или она непрочная: механически выученный материал не является хорошей опорой.
Кроме того, информатику невозможно выучить, запомнить без осознания и выделения взаимосвязей, без формирования операций логического мышления.
Один из методов, способствующих осознанию материала, - его образное представление. Большинство детей младшего школьного возраста хорошо воспринимают информацию, которая представлена в виде занимательного сюжета: рассказа, сказки и т.д. Еще больше им нравится сочинять самим, причем творческая фантазия детей очень плодотворна. Они очень любят рисовать. Предлагаемые детям задания не являются чисто теоретическими, они связаны с реальными жизненными ситуации, что поддерживает мотивацию школьников к изучению предмета.
В заключении хотелось бы отметить, что при организации подобных форм творческой работы учащихся появляется возможность использовать результаты детского творчества при обучении «следующего» поколения, причем авторы работ знают об этом, а иногда и сами выступают перед другими школьниками. Для ребят это переход в позицию взрослого который дает большой стимул к познанию, ведь в этом случае ученик учится не потому, что так хотят взрослые, а потому что это нужно ему самому, чтобы научить кого-то другого.
В основе моего педагогического опыта лежит творческое сочетание и применение различных форм работы, методик, приёмов, а также современных педагогических информационных технологий в процессе обучения информатике. Такая система работы позволяет максимально раскрыть творческие способности учащихся, привлечь к процессу творчества, реализовать интеллектуальные запросы и потребности каждого.
Подводя итог, хочу сказать, что самая главная задача учителя - научить ребенка учиться, так как после школы этот процесс не заканчивается, а продолжается всю жизнь. Научить ребенка созидать, творить, получать от этого процесса удовольствие. Правильно определив способности учащегося, максимально раскрыть и развить его талант, направить весь его потенциал на созидание, на помощь другим.
Реализую заявленную цель через использование:
-
современных образовательных информационных технологий;
-
различных форм организации познавательной деятельности учащихся (групповую - парную);
-
методов и приёмов, максимально раскрывающих творческие способности учащихся (интерактивные методы);
-
организацию учебного процесса на основе дифференцированного подхода, свободного выбора учащимся уровня сложности решаемых задач.
Хочется отметить, что использование моего опыта работы требует от участников учебно-воспитательного процесса определенных временных и интеллектуальных затрат (постоянное изучение новой литературы, изучение новых сред и языков программирования, определение индивидуальной траектории развития каждого учащегося посредством педагогических средств, мониторинг уровня достижений учеников). Однако вложенный труд, время учителя компенсируются полученным результатом.
7