Томилин Развитие творческих способностей

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие творческих способностей учащихся на уроках информатики

Среди всех дисциплин, изучаемых в школе, информатика занимает особое место. Это связано не только с быстрыми темпами развития технических и программных средств, но и с особенностями предмета, которые обусловлены объективными законами научно-технического прогресса. Каждые два года происходит модернизация аппаратных и программных средств вычислительной техники. Такого развития одной отрасли история науки и техники еще не знала. Фактически мы можем говорить о том, что в последние годы на наших глазах произошла компьютерная революция, затронувшая все сферы социальной, культурной, научной и производственной деятельности людей. Дело идёт к тому, что всего через 5-7 лет в мире не останется людей, которых не коснуться изменения, вызванные существованием этого единого информационного поля, сколь бы далеки они ни были от вычислительной техники и персональных компьютеров.

Наше время - это время перемен. В современном мире нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. К сожалению, современная массовая школа еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству. Одна из основных проблем современного образования низкая творческая инициатива учащихся. Подавляющее большинство школьников проявляют полную неспособность к решению задач, не имеющих стандартных алгоритмов решения.

Развитие детей с помощью работы на компьютерах, как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт, является одним из важных направлений современной педагогики. Актуальными становятся вопросы о формах и методах обучения детей. Задача современной школы: разработка и применение специальных методик направленных на развитие мышления и творческих способностей обучающихся.

Поработав учителем информатики в школе, я пришёл к выводу, что образовательная программа по информатике предусматривает навыки практической работы с компьютером, в учебниках по информационным технологиям излагается в основном информационный материал, в них мало заданий творческого характера. Передо мной постоянно вставали и встают вопросы: «Чему учить? Как учить? Как воспитать активную, творчески мыслящую личность, способную воплощать свои творческие идеи современными методами и способами? Как добиться от учащихся высокого уровня информационной культуры, умений оперативно, целенаправленно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные средства? Как научить ребёнка легко и непринужденно ориентироваться в калейдоскопе быстро развивающихся информационных технологий?».

В классической системе образования учебный процесс построен на запоминании, накоплении фактов и других нетворческих формах деятельности. Современных школьников не устраивает роль пассивных слушателей на уроке, им уже не интересно записывать за учителем или списывать готовые решения с доски… Мой опыт преподавания информатики в школе позволил мне увидеть противоречия в массовой практике между стремлением личности к творчеству, оригинальности, самовыражению и обязательным единым планом и режимом общеобразовательной школы. Ведь традиционное обучение развивает в детях, в основном, только одну сторону - исполнительские способности, а более сложная и важная сторона - творческие способности человека отдаются воле случая. Другим противоречием является противоречие между требованиями современного общества к знаниям выпускников общеобразовательных школ в области информационных технологий и количеством учебного времени в школьных программах, отведенного на изучение информационных технологий.

Из этих противоречий возник вопрос: «Какие педагогические условия являются необходимыми и достаточными для развития творческих способностей на уроках информатики». Проблема возникла, но как её решить, если школа недостаточно времени в учебном плане, если многие обучающиеся школы не обеспечены домашними компьютерами. Также не давал покоя вопрос: «А какие новые информационные технологии нужно использовать на уроках информатики и как они влияют на развитие творческих способностей обучающихся?»

Идея моей работы заключена в словах: «Имеет смысл только то знание, которое используется на практике», которые подчёркивают значимость и прикладной характер информатики.

Творческой деятельностью называют такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке. Творческий процесс - это всегда прорыв в неизвестное, но ему предшествует длительное накопление опыта, знаний, умений и навыков, он характеризуется переходом количества всевозможных идей и подходов в новое своеобразное качество. Способности - это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся.

Признаки и критерии творческой деятельности: продуктивность, нестандартность, оригинальность, способность к генерации новых идей, возможность «выхода за пределы ситуации», сверхнормативная активность. Для выявления и развития способностей зачастую решающую роль играет труд, возможность приобретения высокого мастерства и значительных успехов в творчестве.

На основе этого можно сформулировать основные цели развития творческих способностей учащихся:

  1. Приобщить учащихся к творческой работе;

  2. Прививать интерес к творчеству, поиску;

  3. Развивать навыки созидания, самореализации.

  1. Задачи работы.

  1. Определить структуру творческих способностей;

  2. Определить комплекс показателей развития творческих способностей обучающихся;

  3. Выделить педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей обучающихся на уроках информатики с применением новых информационных технологий;

  4. Развивать информационную компетентность обучающихся - обладание компьютерной грамотностью, представлениями об информационной картине мира, умениями и навыками ориентироваться в мире информации;

  5. Создать систему обучения, направленную на раскрытие творческих способностей обучающихся посредством новых информационных технологий.

  6. Разработать комплекс заданий, наиболее эффективных для развития творческих способностей на уроках информатики;

  7. Выработать критерии оценки результатов творческой работы ученика;

  8. Формировать методическую папку (портфолио) учителя информатики.

Решение поставленных задач позволяет сделать процесс обучения захватывающим, интересным и для ребенка и для учителя.

В ходе выполнения методической работы определена структура творческих способностей:

Содержательно-операционный компонент обеспечивает реализацию побуждений к учебно-творческой деятельности. Большинство авторов выделяют его в качестве основного компонента творчества. Особое место в нём занимают интеллектуальные способности и умения личности, которые включают в себя интеллектуально-логические умения и интеллектуально-эвристические способности. Таким образом, логическое мышление не противостоит творческому, творческое мышление включает в себя как необходимый компонент логическое.

Мотивационный компонент, обеспечивая направление на творческое усвоение знаний, включает в себя мотивы творческого усвоения и мотивы овладения умениями такого рода.

Мировоззренческий компонент определяет позицию личности в процессе деятельности и в оценке её результатов. В качестве основных мировоззренческих свойств личности, способствующих успешности учебно-творческой деятельности, выделены:

1) Способность отстаивать свою творческую позицию.

2) Осознание личностью своих мировоззренческих свойств.

Рефлексивный компонент даёт основание говорить об его многофункциональности.

Эмоциональный компонент влияет на формы выражения потребностей, предшествует деятельности, побуждая и направляя её. Благодаря эмоциям человек регулирует своё поведение и соотносит его с поведением других людей, с которыми он вступает в общение.

Коммуникативный компонент теснейшим образом связан со всеми сторонами человеческого сознания и проявляется в формировании отношений между людьми, в обмене представлениями, образами, идеями, раскрытии субъективного мира одного человека для другого и главное в достижении социальной общности при сохранении индивидуальности.

В психологическом же плане творчество является совокупностью тех компонентов деятельности субъекта, которые для этого субъекта являются носителями качественно новых идей.

Английский ученый Г. Уоллес выделил четыре стадии процессов творчества:

  • Подготовка (зарождение идеи);

  • Созревание (концентрация, стягивание знаний, прямо или косвенно относящихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений);

  • Озарение (интуитивное схватывание искомого результата);

  • Проверка.

Определены показатели развития творческих способностей:

  • владение большим объёмом информации;

  • самостоятельный перенос усвоенного на новый материал;

  • установление причинно-следственных связей;

  • обнаружение скрытых зависимостей и связей;

  • умение делать выводы, интегрировать и синтезировать информацию;

  • по собственной инициативе выбирать для решения сложные задачи;

  • способность обобщать и организовывать имеющуюся информацию и др.

Развитию творческих способностей на уроках информатики способствуют следующие педагогические условия (апробированные мной):

  • разрешение и поощрение множества вопросов;

  • создание и разработка приёмов, стратегий, инструментов, предметов для последующей деятельности;

  • стимулирование ответственности и независимости;

  • акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях, сопоставлениях;

  • поощрение помощи «отстающим» со стороны «продвинутых» учеников, выступающих в роли помощников и консультантов

  • внимание к интересам детей со стороны родителей, окружающих.

За период работы учителем информатики я сделал следующий вывод: уровень компьютерной грамотности учащихся растет год от года благодаря следующим факторам:

  • Смещение основы изучаемого предмета от «компьютера» в сторону «информации»;

  • Применение новых форм работы, направленных на развитие активности и самостоятельности;

  • Использование новых компьютерных технологий в разработке и проведении уроков;

  • Возможность использования результатов детского творчества при обучении следующих поколений учеников;

  • Увеличение количества домашних компьютеров;

  • Доступность большего объема информации благодаря информационно-коммуникативным технологиям.

Система обучения, направленная на развитие творческих способностей учащихся посредством новых информационных технологий.

В современной школе нет более трудной профессии, чем учитель информатики. Необходимость каждые два года начинать все «с нуля» не знакома преподавателям других дисциплин. В этой ситуации учитель вынужден напряженно следить за развитием средств вычислительной техники, за появлением новых программ и за непрерывно изменяющимися приемами и методами работы с ними.

Основной целью курса информатики в школе является необходимость научить растущего человека самостоятельно мыслить, развивать фантазию и практически воплощать свои творческие идеи с помощью компьютера. Это означает, что выпускник школы должен обладать определенным уровнем информационной культуры, что и должно в конечном итоге определить структуру знаний, приобретаемых им на уроках информатики.

Для достижения этих целей учебный процесс должен быть построен таким образом, чтобы учащиеся испытывали сверхдоверие к компьютеру и обладали психологической готовностью к активной встрече с ним. Только при таком подходе общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, способствует развитию творческих способностей каждой личности, формированию умений и навыков свободно ориентироваться в мире стремительно развивающихся информационных технологий.

В настоящее время существуют различные классификации методов обучения. Для того, чтобы решать творческие задачи, необходимы творческие методы.

  1. Репродуктивные методы:

  • инструктаж;

  • практическая тренировка;

  • методы иллюстрации, демонстрации, показа и др.

  1. Программированное обучение:

  • метод алгоритмов;

  • метод аналогий;

  • проведение опытов, исследований, лабораторных работ и др.

  1. Методы дифференциации:

  • каждодневного применения самостоятельной работы;

  • постепенного нарастания сложности;

  • решение одной и той же задачи различными средствами и др.

  1. Методы самооценки и самоконтроля.

  2. Метод работы в группах.

  3. Эвристические методы:

  • метод мозгового штурма;

  • извлечения скрытых знаний (метод Сократа);

  • индивидуальной образовательной траектории;

  • рефлексии и др.

  1. Метод проектов.

Проектный метод обучения, как никакой другой, позволяет школьнику быть креативным, развивает умение ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно конструировать свои знания, нестандартно подходить к решению задач. Но это - тема отдельного исследования.

В курсе информатики учащиеся младших классов знакомятся с множеством новых терминов и понятий: алгоритм, информация, курсор, процессор и т.д. Дети этого возраста способны хорошо запоминать достаточно большой объем материала, а точнее - «вызубрить», то есть изучить без осознания. В результате, когда на последующих этапах обучения требуется усваивать новую информацию на базе уже выученной, этой базы может не быть или она непрочная: механически выученный материал не является хорошей опорой.

Кроме того, информатику невозможно выучить, запомнить без осознания и выделения взаимосвязей, без формирования операций логического мышления.

Один из методов, способствующих осознанию материала, - его образное представление. Большинство детей младшего школьного возраста хорошо воспринимают информацию, которая представлена в виде занимательного сюжета: рассказа, сказки и т.д. Еще больше им нравится сочинять самим, причем творческая фантазия детей очень плодотворна. Они очень любят рисовать. Предлагаемые детям задания не являются чисто теоретическими, они связаны с реальными жизненными ситуации, что поддерживает мотивацию школьников к изучению предмета.

В заключении хотелось бы отметить, что при организации подобных форм творческой работы учащихся появляется возможность использовать результаты детского творчества при обучении «следующего» поколения, причем авторы работ знают об этом, а иногда и сами выступают перед другими школьниками. Для ребят это переход в позицию взрослого который дает большой стимул к познанию, ведь в этом случае ученик учится не потому, что так хотят взрослые, а потому что это нужно ему самому, чтобы научить кого-то другого.

В основе моего педагогического опыта лежит творческое сочетание и применение различных форм работы, методик, приёмов, а также современных педагогических информационных технологий в процессе обучения информатике. Такая система работы позволяет максимально раскрыть творческие способности учащихся, привлечь к процессу творчества, реализовать интеллектуальные запросы и потребности каждого.

Подводя итог, хочу сказать, что самая главная задача учителя - научить ребенка учиться, так как после школы этот процесс не заканчивается, а продолжается всю жизнь. Научить ребенка созидать, творить, получать от этого процесса удовольствие. Правильно определив способности учащегося, максимально раскрыть и развить его талант, направить весь его потенциал на созидание, на помощь другим.

Реализую заявленную цель через использование:

  • современных образовательных информационных технологий;

  • различных форм организации познавательной деятельности учащихся (групповую - парную);

  • методов и приёмов, максимально раскрывающих творческие способности учащихся (интерактивные методы);

  • организацию учебного процесса на основе дифференцированного подхода, свободного выбора учащимся уровня сложности решаемых задач.

Хочется отметить, что использование моего опыта работы требует от участников учебно-воспитательного процесса определенных временных и интеллектуальных затрат (постоянное изучение новой литературы, изучение новых сред и языков программирования, определение индивидуальной траектории развития каждого учащегося посредством педагогических средств, мониторинг уровня достижений учеников). Однако вложенный труд, время учителя компенсируются полученным результатом.

7



© 2010-2022