• Преподавателю
  • Другое
  • Особенности усвоения математических знаний, умений и навыков учащимися класса с глубокой умственной отсталостью

Особенности усвоения математических знаний, умений и навыков учащимися класса с глубокой умственной отсталостью

    Овладение даже элементарными математическими понятиями требует от ребёнка достаточно высокого уровня развития таких процессов логического мышления, как анализ, синтез, обобщение, сравнение. Именно эти способности, необходимые для успешного овладения математическими знаниями, у учащихся нашей школы развиты чрезвычайно слабо. Известно, что математика является одним из самых трудных предметов для учащихся коррекционной школы. Это объясняется, с одной стороны, абстрактностью математических понят...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГОУ ТО « Кимовская школа VIII вида»















Выступление на МО учителей математики

«Особенности усвоения математических знаний, умений и навыков учащимися класса с глубокой умственной отсталостью»

Подготовила: учитель начальных классов Кувшинова Л.А.







Овладение даже элементарными математическими понятиями требует от ребёнка достаточно высокого уровня развития таких процессов логического мышления, как анализ, синтез, обобщение, сравнение.

Именно эти способности, необходимые для успешного овладения математическими знаниями, у учащихся нашей школы развиты чрезвычайно слабо. Известно, что математика является одним из самых трудных предметов для учащихся коррекционной школы. Это объясняется, с одной стороны, абстрактностью математических понятий, с другой стороны, особенностями усвоения математических знаний. Успех в обучении математике умственно отсталых школьников во многом зависит, с одной стороны, от учёта трудностей и особенностей овладения ими математическими знаниями, а с другой - от учёта потенциальных возможностей учащихся. Состав учащихся класса ГУО чрезвычайно разнороден, поэтому трудности и потенциальные возможности каждого ученика своеобразны. Максим К. работает только с учителем, а Егор, Б. Максим предпочитают работать самостоятельно, от учителя они ждут лишь направления в действиях и поощрения.

Наблюдения и специальные исследования показывают, что узость, нецеленаправленность и слабая активность восприятия создают определённые трудности в понимании задачи, математического задания. Учащиеся воспринимают задачу не полностью, а по частям, а несовершенство анализа и синтеза не позволяет эти части связать в единое целое, установить между ними связи и зависимости и, исходя из этого, выбрать правильный путь решения. Поэтому я стараюсь использовать задачи из действительности. К примеру, в нашу столовую привезли…… в автобус сели… пешком ушли….и т.д.

Слабая активность восприятия приводит к тому, что учащиеся не узнают знакомые геометрические фигуры, если они даются в непривычном положении или их нужно выделить в предметах, найти в окружающей обстановке. Они не могут найти в задаче числовые данные, если они записаны не цифрами, а словами, выделить вопрос, если он стоит не в конце, а в начале или в середине задачи, и т. д.

Трудности при обучении математике вызывают также несовершенством зрительных восприятий (зрительного анализа и синтеза) и моторики учащихся. Это проявляется в обучении письму цифр . У умственно отсталых школьников наблюдается зеркальное письмо цифр. Это проявляется у моих учеников постоянно.

Учащиеся часто путают цифры 3, 6 и 9, 2 и 5, 7 и 8 и при чтении, и при письме под диктовку. Причиной слабого различения цифр 7 и 8является, очевидно, и несовершенство слуховых восприятий: учащиеся не различают на слух слова семь - восем. Лена постоянно путает, вот уже на протяжении 5 лет цифры 6 и 9.

Учащиеся не редко строят цифры, а пишут: например, при написании цифры 1 сначала пишут вертикальную палочку, а потом к ней пристраивают крючочек справа, пишут цифры снизу вверх (не запоминают, с какого элемента надо начинать написание цифры). ( Руслан, К. Максим)

Несовершенство зрительных восприятий, трудности пространственной ориентировки приводят к тому, что учащиеся не видят строки и не понимают её значения. Клава, Егор, К. Максим может начать писать строчку цифр в левом верхнем углу тетради, а закончить её в правом нижнем углу, т. е. располагает цифры по диагонали, также располагает и строчки примеров, не соблюдает высоту цифр, интервалов.

Письмо цифр, примеров из года в год совершенствуется, так как в процессе обучения корригируется моторика, зрительные восприятия.

У умственно отсталых школьников с большим трудом вырабатываются новые условные связи, особенно сложные, но, возникнув, они оказываются непрочными, хрупкими, а главное, недифференцированными. Слабость дифференциации нередко приводит к употреблению знаний. Учащиеся быстро утрачивают те существенные признаки, которые отличают одну фигуру от другой, один вид задачи от другого, те признаки, которые позволяют различать числа, действия, правила и т. д. Например, получив задание найти похожие геометрические фигуры, учащиеся отбирают и квадраты, и прямоугольники, и треугольники. У умственно отсталых школьников снижена способность к обобщению. Это проявляется в трудностях формирования математических понятий, усвоения законов и правил. С трудом формируются понятия числа, счёта, усваиваются закономерности десятичной системы счисления. Например, К. Максим, умея пересчитывать палочки, нередко отказывается от пересчёта других предметов, а Егор считает только с помощью линейки.

Слабость обобщения проявляется в механическом заучивании правил, без понимания их смысла, без осознания того, когда их можно применить. Например, ученик знает переместительное свойство сложения, но при решении примеров его не использует.

Бедность словаря, непонимание значения слов и выражений создают значительные трудности в обучении математике, особенно в обучении решению задач. Нередко учащиеся не решают задачу потому, что не понимают значения слов, выражений, предметной ситуации задачи, а также той математической «нагрузки», которую несут такие слова, как «другой», «второй», «оба», «каждый».

Учащиеся испытывают затруднения в использовании имеющихся знаний в новой ситуации, а также в практической деятельности. Причиной этого являются трудности переноса знаний без критического отношения к ним, без учёта ситуации, трудности в актуализации имеющихся знаний, а также отсутствие «гибкости ума», трудности обобщений при решении новых задач.

Для успешного обучения учащихся коррекционной школы математике учитель должен хорошо изучить состав учащихся, знать причины умственной отсталости каждого ученика, особенности его поведения, определить его потенциальные возможности, чтобы наметить пути включения его в работу класса с учётом его психофизических особенностей, степени дефекта. Это даст возможность осуществить коррекцию или компенсацию недостатков познавательной деятельности и личностных качеств учеников, т.е. обеспечить их всестороннее развитие.











































ГОУ ТО « Кимовская школа VIII вида»



Открытый урок.

Математика

класс ГУО

Учитель начальных классов: Кувшинова Л.А.

Октябрь 2012



Слабая группа

( Клава, Егор, Лена, Руслан)

Сильная группа

Максим Б., Дима

Индивидуал

Максим Крючков

Тема: закрепление знаний полученных в 1 четверти.

Цели: овладение умениями навыками счёта, устных и письменных вычислений, решения простых арифметических задач, знание геометрических фигур.

Коррекция и развитие познавательной деятельности учащихся

(создание условий для коррекции памяти, внимания; мышления - сравнение, обобщение, анализ).

Воспитание организации, дисциплины, самостоятельности.

Оборудование: счётный материал, линейка, карандаш, геометрический материал, наглядный материал (картинки, таблицы)

Ход урока

1 Организационный момент

2 Устный счёт

Счёт прямой и обратный до 10;до 20.

Устные вычисления в пределах 10 (Ромашка)

3 Работа в тетради и у доски

Продолжи числовой ряд 0 1 2 3 4…………………………….20

Индивидуальные задания

Самостоятельная работа учащихся Работа с учителем

12-2+3= 9+1-5=

7-5+2= 7+2-3=

11-2+5= 6-0+4=

10-9+1= 15-5+3=

8-8+2= 14-3+0=

2х3-6= 12:3+14=

2х9-8= 16:2+0=

3х7-1= 14:2+5=

4х5-10= 18:3+10=

3х5-15= 20:2+9=

Работа с математическим набором

Сосчитай от 1 до 5

Разложи цифры по порядку

Покажи число: 4,2, 3,1

Работа с учителем

Проверка выполненного задания

На доске пишут ответы Егор, Клава / Дима и Макс обмениваются тетр.

Задача

Синих-7 к

Красных-5к

Сколько всего цветов?

Самостоятельная работа

Задание в тетради

Самостоятельная работа учащихся

Запись задачи в тетрадь

Работа с учителем

1.Отсчитывание

-грибов

-яблок

2.Соотношение количества и цифры


Физкультминутка


Работа с учителем

4.Задания на развития внимания. Сколько детей? Из них мальчиков, девочек? Кого больше? А кого меньше? Сравнить и записать в тетрадь

Сколько уток? Сколько грибов? и т.д.

Задание: найди третий ( пятый) лишний. Объяснить почему.

Отправляемся в страну ГЕОМЕТРИ. Возьмите из конверта геометрический материал. Покажите большой квадрат, маленький прямоугольник, круг большой, круг маленький, треугольник. Какие геометрические фигуры вы видите на доске?

Какие предметы в классе имеют форму квадрата, прямоугольника, круга?

Из каких геометрических фигур построен дом? Пирамидка?

5.Задание на развитие памяти.

Запомнить, как расположены фигуры. Меняем местами и по памяти располагаем как было.

6.Самостоятельная работа в тетради

Начертить отрезок 5 см

Начертить квадрат, измерив стороны

(прямоугольник)

7.Итог урока

Мы повторили и закрепили знания устного счёта, вычислительные навыки, геометрический материал. Сегодня хорошо работали следующие ученики: Дима, Б.Максим, Егор. Путались при ответах: Клава, К.Максим.

8.Домашнее задание

( запись в дневнике)

с. 52 пр.163

С. 83 пр. 99

Задание в тетради



© 2010-2022