- Преподавателю
- Другое
- Исследовательская работа Витамины. Значение для школьников
Исследовательская работа Витамины. Значение для школьников
Раздел | Другое |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Зайцева И.В. |
Дата | 27.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №22»
ВИТАМИНЫ.
ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ.
(научно-исследовательская работа)
Выполнил:
Филиппова Кира
ученица 2 класса А
МБОУ «Гимназия № 22»
(Алтайский край, г.Барнаул)
Руководитель:
Зайцева И.В.
учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия № 22»
Барнаул - 2016
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………..
3
Глава 1. Витамины, их значение для здоровья школьников (обзор литературы)………………………………………………………………….
7
Глава 2. Оценка знаний школьников о витаминах ……….………………
10
Глава 3. Оценка содержания витамина «С» в овощах и фруктах (киви, апельсине, болгарском перце)……………………………………………..
12
Выводы….………………………………………………………………..
17
Практические рекомендации…………..……………..………………….
18
Список литературы……….…………………………………………………
19
Приложение 1………………………………………………………………..
20
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования:
Однажды случилось так, что я простудилась и заболела. У меня появился насморк, кашель, поднялась температура. Это случилось прошлой осенью, когда я только пошла в первый класс. Такое со мной уже случалось и раньше в детском саду. А так как я совсем не люблю болеть, и мне не хочется пропускать занятия в школе, то я задала вопрос маме о том, как же я могу укрепить свое здоровье. Мама сказала, что для этого нужно заниматься спортом, гулять на свежем воздухе, вовремя ложиться спать и кушать полезные продукты, которые содержат витамины. Все, о чем она мне сказала, было понятно, кроме одного, что такое витамины? И я спросила об этом маму, она работает в медицинском университете и учит студентов - будущих врачей. Вот, что он мне рассказала.
Витамины - это разнообразные химические соединения, выполняющие важнейшие функции в организме человека, их недостаток вызывает различные заболевания. Основным источником витаминов для человека служит пища.
Для детей витамины - одна из главных составляющих их здоровья, энергичности и быстрого, гармоничного развития. Организм ребёнка нуждается во всех витаминах без исключения для роста, работы всех внутренних органов, формирования скелета и правильной работы всей нервной системы. При этом, с ростом и взрослением общее количество витаминов, в котором нуждается детский организм, растёт. Правильное развитие ребёнка возможно только при достаточном поступлении в организм витаминов с пищей. В тоже время известно, что неправильное питание влияет на количество поступающих витаминов, что влечет за собой нарушения здоровья [3, 6]. Частичный недостаток витамина в организме называется гиповитаминозом, полное отсутствие какого-либо витамина - авитаминозом.
Организм может испытывать недостаток только одного витамина, но чаще встречается недостаток нескольких витаминов. Есть некоторые общие характерные моменты:
-
быстрая утомляемость, сонливость
-
раздражительность,
-
слабость, головокружения
-
плохой аппетит,
-
уязвимость к болезням,
-
кровоточивость десен и др.
Я подумала, что ученики младших классов, как и я, недостаточно знают о том, что такое витамины, в чем их польза и где они содержатся. Мне пришла идея попросить маму помочь разобраться в этом вопросе, чтобы рассказать об этом одноклассникам. Мама и я решили, что оценка содержания витамина «С» в различных овощах и фруктах, позволит наглядно показать наличие в продуктах питания витаминов, а изучение литературы о витаминах позволит, в доступной для одноклассников форме, рассказать об их пользе, что и определило актуальность настоящего исследования.
Цель исследования: Научное обоснование роли и значения витаминов в питании школьников.
Гипотеза: Ученики младших классов недостаточно знают о том, что такое витамины, в чем их польза и где они содержатся.
Задачи исследования:
-
Изучить данные литературы о значении и пользе витаминов для здоровья школьников.
-
Оценить знания учеников 2 классов о витаминах.
-
Оценить содержание витамина «С» в овощах и фруктах.
-
На основании полученных результатов объяснить школьникам, как витамины влияют на организм человека, где они содержатся, об их пользе и значении для здоровья.
Материалы и методы исследования:
Данное исследование было выполнено на базе МБОУ «Гимназия № 22» (теоретическая часть исследования), ГБОУ ВПО «Алтайский государственный медицинский университет» (лабораторная часть исследования). Исследование проходило в период сентябрь-ноябрь 2015 года.
Объекты исследования: ученики 2 класса, овощи и фрукты.
Предмет исследования: значение витаминов в питании школьников, содержание витамина «С» в овощах и фруктах.
Использовались следующие методы исследования: гигиенические, лабораторные, анкетирование.
Исследовательская работа состояла из нескольких этапов.
Первый этап включал в себя обзор литературы, посвященной вопросам значения витаминов для здоровья школьников.
На втором этапе проводилось анкетирование учащихся 2 классов (см. приложение 1).
На третьем этапе проводилась оценка содержания витамина «С» в овощах и фруктах. Метод определения аскорбиновой кислоты (витамина С) в пищевых продуктах основан на окислительно-восстановительной реакции между аскорбиновой кислотой и реактивом Тильманса. Раствор краски реактива Тильманса в нейтральной и щелочной средах имеет синюю окраску, в кислой среде розовую. После окисления всего количества аскорбиновой кислоты избыток краски, попадая в кислую среду, окрашивается в розовый цвет.
На 4 этапе на основании полученных результатов сделаны выводы о том, как витамины влияют на организм детей, где они содержатся, об их пользе и значении для здоровья. А так же подготовлена презентация «Витамины, их значение для здоровья школьников».
Практическая значимость:
Полученные данные оформлены в виде презентации «Витамины, их значение для здоровья школьников» и направлены на решение задачи по повышению знаний школьников 2 классов о пользе витаминов.
Структура и объем исследовательской работы: Работа изложена на 20 страницах, состоит из введения, обзора литературы, описания материалов и методов исследования, результатов собственных исследований, их обсуждения, выводов, предложений, списка литературы.
ГЛАВА 1. ВИТАМИНЫ, ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ.
(ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)
Для детей витамины - одна из главных составляющих их здоровья, энергичности и быстрого, гармоничного развития. Организм ребёнка нуждается в витаминах для сбалансированной работы всех внутренних органов, формирования скелета и правильной организации всей нервной системы.
Важно знать, что дети нуждаются во всех витаминах без исключения. В организме у детей витамины расходуются значительно быстрее и требуют регулярного пополнения из-за высоких затрат энергии и различных веществ.
Самой же главной особенностью при разработке детского рациона является то, что потребность в разных витаминах у ребёнка меняется с возрастом. В два года соотношение этих витаминов в рационе должно быть одним, в пять лет - несколько иным, а к десяти оно и вовсе поменяется.
Витамины в детском организме выполняют самые разнообразные функции. Например:
-
Витамин А - «ВИТАМИН РОСТА», крайне необходимый, во-первых, для нормального зрения, во-вторых - для формирования скелета, в-третьих - для нормального роста детей, развития их лёгких и пищеварительного тракта.
-
Витамин В1, который также поддерживает зрение, но в первую очередь обеспечивает нормальное протекание процессов обмена углеводов в организме и поддерживает умственную деятельность. Именно благодаря витамину В1 ребёнок получает из пищи максимум энергии для игр, учёбы и развития.
-
Витамин В2, также участвующий в обмене веществ и поддерживающий рост и хорошее состояние волос, ногтей и кожи.
-
Витамин В6, отвечающий за развитие иммунитета ребёнка и нормальное формирование красных кровяных телец. В достаточных количествах витамина В6 нуждается нервная система детей.
-
Витамин В12, важный активатор работы нервной системы и компонент, участвующий в кроветворении.
-
Витамин С, являющийся главным защитником ребёнка от неблагоприятных факторов окружающей среды, а также позволяющий тормозить различные аллергические реакции.
-
Витамин D, необходимый для развития скелета детей и регуляции количеств магния и кальция в их организме.
-
Витамин Е, который обеспечивает нормальную работу нервной, мышечной и кровеносной систем и повышает защитные силы организма.
-
Витамин К, обеспечивающий гармоничную работу кровеносной системы.
-
Витамин РР, участвующий в процессах обмена веществ и усвоения всех необходимых компонентов пищи: жиров, белков, углеводов, минералов и других витаминов.
Так как основным источником витаминов для человека служит пища*, то недостаточное поступление витаминов с пищей или нарушение усвоения витаминов на уровне желудочно-кишечного тракта является одной из важных причин ухудшения состояния здоровья детей и приводит к возникновению витаминной недостаточности разной степени. Следовательно, важно знать продукты, в которых содержатся витамины (табл.1):
*не только пища может быть источником витаминов, например, витамин Д так же вырабатывается в коже под действием солнечных лучей
Таблица 1.
Витами-
ны
Продукты-лидеры по содержанию витаминов
Витамин А
Морковь, боярышник, шиповник, цитрусовые фрукты. Среди животных продуктов питания: сыр, сливочное масло, печень, яйца и рыбий жир.
Витамин Д
Жирные сорта рыбы, печень трески, рыбий жир, яйца, икра рыбы.
Витамин Е
Печень, яйца, растительные масла. А также в брюссельской капусте, брокколи, шиповнике, облепихе, рябине, черешне, семенах яблок, подсолнечника. В миндале, арахисе, зеленых овощных листьях, в бобовых и злаковых культурах.
Витамин К
Яичный желток, печень, рыбий жир, зеленые листовые овощи, зеленый горошек, помидоры и тыква, соевое масло.
Витамин В1
В животных продуктах питания: печени и сердце, яичном желтке, молоке. Есть в составе сухих дрожжей, хлеба, круп, гороха, отрубей, арахиса, грецких орехов.
Витамин В2
Печень, сыр, яйца, проростки пшеницы, капуста брокколи, пшеничные отруби, соевые бобы и шпинат.
Витамин В6
В печени, яйцах, рыбе и молочной продукции. Из растительных продуктов: в дыне, зеленом перце, капусте и моркови.
Витамин В12
В растениях встречается только в водорослях и дрожжах. В животных продуктах питания витамин В12 есть в сердце, почках и печени, сыре, в мясе птицы, в крабах, сардинах и лососевых рыбах.
Витамин С
Только свежие фрукты и овощи, ягоды. Лидеры: красный перец, черная смородина, шиповник, зелень и облепиха.
Витамин РР
Печень, мясо белых сортов, яйца и рыба. Хлеб из муки грубого помола, пивные дрожжи, постное мясо, сыр, кунжут, семечки подсолнуха, финики, фасоль и чернослив, картофель.
Витамин Р
В основном содержится в плодах цитрусовых растений. В некотором количестве витамин можно встретить в гречихе, ежевике, черной смородине, абрикосах, черешне, салате, петрушке, черноплодной рябине и в шиповнике.
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ЗНАНИЙ ШКОЛЬНИКОВ О ВИТАМИНАХ
В исследовании методом анкетирования оценивались знания учеников 2 классов о том, что такое витамины, где они содержатся и какую пользу приносят здоровью. Всего на вопросы анкеты (приложение 1.) ответили 57 учеников. В результате установлено: 60% учеников считают, что знают, что такое витамины, 35% знают, но мало, а 5% не знают о витаминах ничего (рис.1). 56% второклассников ежедневно, как это и рекомендовано, едят фрукты, 14% от 3 до 5 раз в неделю, а 30% всего 1-2 раза в неделю, что является недостаточным для восполнения потребности в витаминах (рис.2).
Рисунок - 1. Распределение учеников 2 классов по их знаниям о витаминах, %.
Рисунок - 2. Кратность употребления фруктов в неделю в рационе у учащихся 2 классов, %.
При этом, 96% второклассников знают, что основными источниками витаминов являются овощи и фрукты и только 4% думают, что это торты и пирожные (рис.3). В целом же, второклассники знают о пользе витаминов. Так 77% указали, что витамины защищают от болезней, 67% указали, что витамины помогают лучше учиться и запоминать, 70% указали, что витамины помогают расти и заниматься спортом. И только 2% считают, что от витаминов нет никакой пользы (рис.4).
Рисунок - 3. Распределение учеников 2 классов по их знаниям о продуктах - источниках витаминов, %.
Рисунок - 4. Распределение учеников 2 классов по их знаниям о пользе витаминов, %.
ГЛАВА 3. ОЦЕНКА СОДЕРЖАНИЯ ВИТАМИНА «С» В ОВОЩАХ И ФРУКТАХ (киви, апельсине, болгарском перце)
От простуды и ангины,
Помогают апельсины.
Ну а лучше есть лимон,
Хоть и очень кислый он.
Никогда не унываю,
И улыбка на лице,
Потому что принимаю
Витамины А, В, С.
Методом определения аскорбиновой кислоты (витамина С) в пищевых продуктах, основанном на реакции между аскорбиновой кислотой и реактивом Тильманса, проведена оценка содержания витамина С в фруктах киви, апельсине и овоще болгарском (сладком) перце (рис. 1-7.).
Рисунок - 1. Лабораторная работа по определению витамина С в овощах и фруктах в Алтайском государственном медицинском университете
Рисунок - 2. Лабораторная работа по определению витамина С в овощах и фруктах в Алтайском государственном медицинском университете
Рисунок - 3. Лабораторная работа по определению витамина С в овощах и фруктах в Алтайском государственном медицинском университете
Рисунок - 4. Лабораторная работа по определению витамина С в овощах и фруктах в Алтайском государственном медицинском университете
Рисунок - 5. Лабораторная работа по определению витамина С в овощах и фруктах в Алтайском государственном медицинском университете
Рисунок - 6. Лабораторная работа по определению витамина С в овощах и фруктах в Алтайском государственном медицинском университете
Рисунок - 7. Лабораторная работа по определению витамина С в овощах и фруктах в Алтайском государственном медицинском университете
В результате исследования установлено, что содержание витамина С в киви составляет 90 мг на 100 г продукта, в апельсине 60 мг на 100 г, в болгарском перце 128 мг на 100 г (рис.8).
Рисунок - 8. Содержание витамина С в овощах и фруктах, мг на 100 граммов.
Такие показатели говорят нам о том, что лидером по содержанию витамина С оказался болгарский перец.
Болгарский, или сладкий, перец - это овощ, который любят употреблять в пищу почти во всех странах мира благодаря его уникальному вкусу и пользе. Именно такой вид наиболее популярен, он сладкий на вкус, сочный, из него легко приготовить огромное количество самых разных блюд. А по содержанию витаминов и различных микроэлементов его можно назвать даже одним из самых полезных овощей!
Витамины в сладком перце содержатся в огромных количествах, всего пару кусочков плода помогут полностью возместить нехватку витаминов в организме взрослого человека. Сладкий перец может быть желтым, зеленым, красным и оранжевым. Многие люди ошибочно считают, что из-за цвета они различаются и по составу. Однако, это не так. Количество витаминов в разных плодах фактически одинаковое, но иногда они немного различаются по вкусу.
ВЫВОДЫ
1. Для детей витамины - одна из главных составляющих их здоровья, энергичности и быстрого, гармоничного развития. Организм ребёнка нуждается в витаминах для сбалансированной работы всех внутренних органов, формирования скелета и правильной организации всей нервной системы. Питание школьников должно быть разнообразным и включать различные продукты, богатые витаминами. Только в этом случае, школьник не будет болеть, сможет лучше запоминать то, что говорит учитель и лучше учиться, а так же активно заниматься спортом.
2. В исследовании установлено, что 40% второклассников мало или ничего знают о витаминах (35% знают, но мало, а 5% не знают о витаминах ничего). Только 56% второклассников ежедневно, как это и рекомендовано, едят фрукты, 14% от 3 до 5 раз в неделю, а 30% всего 1-2 раза в неделю, что является недостаточным для восполнения потребности в витаминах. 4% второклассников думают, что основными источниками витаминов являются торты и пирожные. В целом же, второклассники знают о пользе витаминов, только 2% считают, что от витаминов нет никакой пользы.
3. В результате исследования установлено, что содержание витамина С в киви составляет 90 мг на 100 г продукта, в апельсине 60 мг на 100 г, в болгарском перце 128 мг на 100 г. Таким образом, такие показатели говорят нам о том, что лидером по содержанию витамина С оказался болгарский перец. Он сладкий на вкус, сочный, из него легко приготовить огромное количество самых разных блюд. А по содержанию витаминов и различных микроэлементов его можно назвать даже одним из самых полезных овощей.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Врачам-педиатрам, учителям: При выявлении недостатков в питании школьников, например, при отказе от полезных продуктов в школьной столовой, информировать об этом родителей.
Родителям и школьникам: Повышать знания в вопросах здорового питания. Контроль родителей за детьми в вопросах соблюдения правильного питания в домашних условиях.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Безруких, М.М. Формирование культуры здорового питания обучающихся, воспитанников: методические рекомендации / М.М Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева // Письмо Минобрнауки РФ от 12.04.2012 г. № 06-731 «О формировании культуры здорового питания обучающихся, воспитанников». - 2012. - 43 с.
2. Клещина, Ю.В. Особенности формирования нарушений питания у детей / Ю.В. Клещина, Ю.Ю. Елисеев, Н.Н. Павлов // Здоровье населения и среда обитания. - 2012. - № 8 (233). - С. 20-22.
3. Кучма, В.Р. Гигиена детей и подростков: руководство к практическим занятиям: учебное пособие / под ред. проф. В.Р. Кучмы. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. - 560 с.
4. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации: методические рекомендации МР 2.3.1. 2432 - 08. - М., Издательство стандартов, 2008. - 26 с.
5. Рациональное питание как основа здоровья детей и подростков в современном образовательном пространстве / А.Г. Сетко, С.П. Тришина, Е.И. Кузнецова, С.Г. Пономарева // Материалы конгрессных мероприятий 7 Всероссийского форума «Здоровье нации - основа процветания России». Всероссийская научно-практическая конференция «Здоровое питание - здоровая нация». - Москва, 2011. - С. 59-61.
6. Румянцев, Г.И. Гигиена : учебник / Под ред. акад. РАМН Г.И. Румянцева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2009. - 608 с.
Приложение 1.
Фамилия:
Имя:
Класс:
Возраст:
Анкета
Ребята, просим Вас принять участие в опросе и ответить на вопросы!
Выберите один или несколько правильных ответов!
1. Ты знаешь, что такое витамины?
- Да
- Нет
- Знаю, но мало
2. Сколько раз в неделю ты кушаешь фрукты?
- 1-2 раза
- 3-5 раз
- Каждый день
3. В каких продуктах содержится больше витаминов?
- Торты и пирожные
- Фрукты и овощи
- Колбаса, сосиски
- Мороженое
4. Какое значение имеют витамины для здоровья детей?
- Не имеют значения
- Помогают расти и заниматься спортом
- Помогают лучше учиться и запоминать
- Защищают от болезней
Спасибо!