Мини – исследование «Я - будущий сотрудник ФЭС»

Мастер - класс Исследовательский метод как средство формирования универсальных учебных действий обучающихся.       Мини – исследование «Я - будущий сотрудник ФЭС»   Автор: Охова М.Г.учитель химии и биологии     МОУ СОШ СП Тамбовское   Цель мастер-класса: передать свой опыт применения исследовательского метода на уроках химии и биологии как средства развития УУД обучающихся. Задачи: ·познакомить с предысторией возникновения своего опыта; ·продемонстрировать алгоритм формирования и совершенствова...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КУРСОВОЕ ЗАДАНИЕ

ФГОС





Мастер - класс

Исследовательский метод как средство формирования универсальных учебных действий

обучающихся.




Мини - исследование



«Я - будущий сотрудник ФЭС»










Автор: Охова М.Г.учитель химии и биологии МОУ СОШ СП Тамбовское







2013г.





Мастер - класс

Исследовательский метод как средство формирования универсальных учебных действий

обучающихся.




Мини - исследование

«Я - будущий сотрудник ФЭС»


Автор: Охова М.Г.учитель химии и биологии МОУ СОШ СП Тамбовское


Цель мастер-класса: передать свой опыт применения исследовательского метода на уроках химии и биологии как средства развития УУД обучающихся.

Задачи:

  • познакомить с предысторией возникновения своего опыта;

  • продемонстрировать алгоритм формирования и совершенствования мыслительных операций у учащихся;

  • обменяться опытом на этапе моделирования.

Оборудование: компьютер и презентация


Презентация педагогического опыта учителем-мастером

Я преподаю химию биологию в 5 - 11 классах. На мой взгляд, это самые инте­ресные предметы для ребят. На моих уроках учащиеся познают окружающий их живой мир и самих себя. Открывают новое, ранее неизвестное вокруг себя и в своем организме. Для меня очень важно, чтобы уроки не были скучными, монотонными.

Исследовательская деятельность может послужить отправной точкой для возникновения интереса к биологической и химической наукам. Дети учатся, прежде всего, и главным образом у своих предшественников. Необходимо дать возможность учащемуся приобщиться к духовному, исследовательскому, научному опыту предшествующих поколений. Такую возможность может дать правильно организованная исследовательская деятельность. Нестандартные ситуации исследования активизируют деятельность учащихся, делают восприятие учебной информации более активным, целостным, эмоциональным, творческим.

Исследовательская деятельность вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, взаимопомощь; способствует становлению мировоззренческой позиции учащихся.

Вовлеченный в исследовательскую деятельность ребенок находится на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению, то есть осознает смысл и результат своих усилий Только те знания, которые добыты исследовательским путем, становятся прочно усвоенными и осознанными, образующими научную картину мира в сознании ребенка .Исследовательская деятельность способствует формированию определенного опыта по поиску подходов к проблеме, проигрыванию ситуаций в уме, прогнозированию последствий тех или иных действий, проведению анализа результатов, поиску новых подходов, логичности знаний и умений, что в полной мере возможно при соблюдении вышеперечисленных условий Вовлеченные в исследовательскую деятельность, учащиеся сталкиваются с проблемами, имеющими смежный характер с профессиональными. Одновременно происходит насыщение гуманитарными знаниями, что способствует образованию личностных ценностей. Чем больше ценностей в сознании, тем легче ориентируется учащийся в мире. Освоение исследовательского познания действительности может стать одним из путей вхождения подростка в пространство культуры.









Методика проведения мини - исследования

«Я - будущий сотрудник ФЭС»

В настоящее время многие с увлечением смотрят сериал «След». В связи с этим можно провести ряд уроков под данным брендом, имеющих практическую значимость для формирования УДД. Поэтому на разных уроках я способствую развитию мыслительных операций: анализ и синтез, сравнение и обобщение, абстрагирование и конкретизация, обобщение и классификация. У учащихся формируются такие элементы творческой деятельности, как самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию, видение задачи в знакомой ситуации, выявление новой функции и структуры объекта, самостоятельное комбинирование из известных способов деятельности нового, альтернативный подход к поиску решения проблемы.

Сегодня, в мастер - классе, вы познакомитесь с технологией проведения урока с элементами исследования, способствующими формированию и совершенствованию универсальных учебных действий.

Проведение имитационной игры.

Уважаемые коллеги! Я прошу вас побыть моими учениками.

Например, при изучении темы « Белки» в 10 классе я предлагаю учащимся самостоятельно провести эксперимент и мотивирую их на выполнение самостоятельной исследовательской работы.

Задание.

«Перед вами несколько кусочков ткани, пропитанных жидкостями. Внимание, вопрос. Какой образец пропитан молоком, глюкозой, глицерином, этанолом? Проведите самостоятельное исследование, работая в группах по плану, предложенному вами, распределите роли.

Учащиеся должны высказать ряд предположений, которые затем обобщаются.

Уважаемые коллеги! Какие УУД мы сейчас развивали у учащихся?


Моделирование.

Уважаемые коллеги! А сейчас попытайтесь смоделировать маленькое исследование по выше предложенному алгоритму на ваших уроках. Для получения более эффективных результатов вы можете объединиться в пары.

Результат включения мини-исследований на уроках химии и биологии:

  • повышение мотивации учебной деятельности обучающихся на 16 %; успешности обучения (качественная на 7 %);

  • повышение интереса учащихся к предметам химия и биология;

  • улучшение навыки обработки результатов лабораторных исследований;

  • учащиеся продвинулись по пути познания себя, лучше поняли природу человека и его возможности;

  • дети стали более самостоятельными в деятельности по приобретению знаний;

  • до 20 % учеников предпочитают сдавать химию в качестве экзамена по выбору, более 70 % - биологию;

  • наблюдается интеллектуальный рост обучающихся.

Рефлексия.

Уважаемые коллеги! Как вы считаете, насколько эффективно может быть использован исследовательский метод для развития мышления учащихся? Для оценки результативности ответьте на вопросы:

1. Данную форму передачи собственного опыта считаю

а) эффективной и интересной;

б) требующей большого напряжения внимания у слушателей;

в) ненужной;

г) свой вариант ответа _______________________________________________________________

2. Занятие прошло результативно, т.к.

а) теперь могу применить предложенные методы в обучении своих детей;

б) могу сообщить о данном опыте своим коллегам;

в) для меня результата нет;

г) свой вариант ответа__________________________________________________________

3. Ваши замечания и пожелания.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Уважаемые коллеги! Я считаю, что такая система обучения создаёт в школе атмосферу увлечённости учением, доставляет учащимся радость самостоятельного поиска и открытия.

Мне хочется закончить словами В. А. Сухомлинского «Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать».

При подготовке данного мастер - класса была использована следующая литература:

  1. М. И. Ситникова. Творческая самореализация субъектов образовательного пространства.- Белгород: Издательство БелГУ, 2006

  2. А. В. Бинас, Р. Д. Маш, А. И. Никишов. Биологический эксперимент в школе.- М.: Просвещение, 1990

  3. Е. Н. Прощицкая. Выбирайте профессию. - М.: Просвещение, 1991

  4. В. А. Сухомлинский. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Письма к сыну. - Киев «Радянська школа»,1987

  5. Тяглова Е. В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии: методическое пособие.- М.: Глобус, 2008.

  6. Шамова Т. И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе.- М., 2001.- с.271-286.






© 2010-2022