- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа дисциплины Метрология, стандартизация и сертификация
Рабочая программа дисциплины Метрология, стандартизация и сертификация
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Смирнова Т.С. |
Дата | 03.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Министерство образования Московской области
ГБПОУ МО «Серпуховский колледж»
ПЦК дисциплин профессионального цикла специальности 11.02.01
(210413) Радиоаппаратостроение
дисциплина ОП.03 Метрология, стандартизация и сертификация
.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для специальности 11.02.01 «Радиоаппаратостроение»
(на базе основного общего образования)
Автор РП Смирнова Т.С .
Председатель ПЦК Святова И.В.
Заместитель директора по УР Назарова С.Н.
Серпухов
2015
Рабочая программа учебной дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 11.02.01 «Радиоаппаратостроение»
Организация-разработчик: ГБПОУ МО «Серпуховский колледж»
Разработчик:
Смирнова Т.С., преподаватель ГБПОУ МО «Серпуховский колледж»
Рассмотрена:
ПЦК дисциплин профессионального цикла специальности 11.02.01 (210413) Радиоаппаратостроение
Протокол
от __________ 2015г.
Председатель ЦМК _________________________
« » __________ 2015 г.
УТВЕРЖДЕНА:
Директор колледжа _________ Фёдорова Т.В.
(подпись)
«____» __________ 2015 г.
СОГЛАСОВАНА:
Заместитель директора по УР _________ Назарова С.Н.
(подпись)
«____» __________ 2015 г.
СОГЛАСОВАНА:
Заместитель директора по УПР _________ Быковский Л.Н.
(подпись)
«____» __________ 2015 г.
СОДЕРЖАНИЕ
-
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4 стр.
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5 стр.
-
условия реализации рабочей программы учебной дисциплины
9 стр.
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
10 стр.
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Метрология, стандартизация и сертификация
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО
11.00.00
ЭЛЕКТРОНИКА, РАДИОТЕХНИКА И СИСТЕМЫ СВЯЗИ
11.02.01
Радиоаппаратостроение
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл, является общепрофессиональной дисциплиной
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-
пользоваться и применять на практике единую систему допусков и посадок;
-
проставлять знаки шероховатости на чертеже;
-
читать отклонения формы и расположения поверхностей на чертежах;
-
оформлять текстовые документы в соответствии с требованиями стандартов;
-
выбирать измерительные приборы и оборудование для проведения испытаний узлов и блоков радиоэлектронных изделий и измерять их параметры и характеристики.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-
объекты, задачи и виды профессиональной деятельности, связанные с реализацией профессиональных функций по метрологии, стандартизации и сертификации, правовые основы, основные понятия и определения;
-
метрологические службы, обеспечивающие единство измерений, государственный контроль и надзор;
-
принципы построения международных и отечественных стандартов, правила пользования стандартами, комплексами стандартов и другой нормативной документацией;
-
основные термины и понятия в области сертификации, системы сертификации, порядок и правила сертификации;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен овладеть следующими компетенциями:
Код
Наименование результата обучения
ПК 1
Выбирать измерительные приборы и оборудование для
проведения испытаний узлов и блоков радиоэлектронных изделий и измерять их параметры и характеристики
ОК 1
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 3
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК 4
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 5
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 6
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК 7
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий
ОК 8
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
ОК 9
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 130 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 88 часа;
самостоятельной работы обучающегося 42 часа.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
130
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
88
в том числе:
лабораторные занятия
практические занятия
20
контрольные работы
8
курсовая работа (проект)
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
42
в том числе:
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)
Проработка конспекта лекций;
5
Решение вариативных задач;
4
Ответы на контрольные вопросы;
5
Подготовка к выполнению практической работы;
4
Подготовка к выполнению контрольной работы;
6
Подготовка докладов и рефератов
10
Подготовка проектов
8
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Коды компетенций
Наименования разделов учебной дисциплины
Всего часов
(макс. учебная нагрузка и практики)
Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)
Практика
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося
Самостоятельная работа обучающегося
Учебная,
часов
Производственная (по профилю специальности),
часов
(если предусмотрена рассредоточенная практика)
Всего,
часов
в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,
часов
в т.ч., курсовая работа (проект),
часов
Всего,
часов
в т.ч., курсовая работа (проект),
часов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
ОК 1, ОК 2, ОК 3,ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК7, ОК8, ОК9,ОК10,ПК 1
Раздел 1.
Основы стандартизации
66
48
10
-
18
-
-
-
ОК 1, ОК 2, ОК 3,ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК7, ОК8, ОК9,ОК10,ПК 1
Раздел 2.
Основы метрологии
46
28
6
-
18
-
-
-
ОК 1, ОК 2, ОК 3,ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК7, ОК8, ОК9,ОК10,ПК 1
Раздел 3.
Основы сертификации
18
12
4
-
6
-
-
-
Всего:
130
88
20
-
42
-
-
-
2.3. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины Метрология, стандартизация и сертификация
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
4
Раздел 1.
Основы стандартизации
66
Тема 1.1.
Государственная и международная система стандартизации
Содержание учебного материала
12
1
Введение,
1
2
Цели и задачи стандартизации
2
3
Виды нормативных документов
2
4
Государственная система стандартизации
2
5
Международная стандартизация
2
6
Принципы и методы стандартизации
2
Лабораторные работы:
Практические занятия: «Классификация нормативных документов в РФ»
2
Контрольные работы: «Основы стандартизации»
2
Самостоятельная работа обучающихся:
Проработка конспекта лекций;
Ответы на контрольные вопросы;
Подготовка к выполнению контрольной работы;
Подготовка рефератов и докладов
6
Тема 1.2.
ЕСКД - единая система конструкторской документации
Содержание учебного материала
10
1
ЕСКД - основные положения
2
2
Изучение ГОСТ 2.105-95
2
3
Изучение ГОСТ 2.309-73
2
4
Изучение ГОСТ 2.308-79
2
Лабораторные работы:
Практические занятия:
«Оформление конструкторской документации, выполненной печатным способом»;
«Чтение отклонений формы и расположение поверхностей на чертеже»
4
Контрольные работы:
Самостоятельная работа обучающихся:
Проработка конспекта лекций;
Ответы на контрольные вопросы;
Подготовка к выполнению практической работы;
Работа с ГОСТами
6
Тема 1.3.
Стандартизация основных норм взаимозаменяемости
Содержание учебного материала
12
1
Общие понятия основных норм взаимозаменяемости
2
2
Стандартизация точности гладких цилиндрических соединений
2
3
Графическое изображение полей допусков.
2
4
Виды посадок
2
5
Понятие о квалитетах. Посадки системы отверстия и вала
2
6
Рекомендации по выбору допусков и посадок
2
Лабораторные работы:
Практические занятия:
«Расчет посадок трех видов»
4
Контрольные работы:
«Основы взаимозаменяемости»
2
Самостоятельная работа обучающихся:
Проработка конспекта лекций;
Ответы на контрольные вопросы;
Подготовка к выполнению практической работы;
Подготовка к выполнению контрольной работы;
Решение вариативных задач
6
Раздел 2.
Основы метрологии
46
Тема 2.1.
Предмет и задачи метрологии
Содержание учебного материала
10
1
История развития метрологии
2
2
Основные термины и определения в метрологии
2
3
Эталоны
4
Государственная метрологическая служба
2
5
Международные организации по метрологии
2
Лабораторные работы:
Практические занятия: «Классификация эталонов»
2
Контрольные работы:
Самостоятельная работа обучающихся:
Проработка конспекта лекций;
Ответы на контрольные вопросы;
Подготовка рефератов и докладов
Подготовка проектов
6
Тема 2.2.
Стандартизация в системе технического контроля и измерений
Содержание учебного материала
8
1
Средства измерений,
2
2
Методы и погрешность измерений
2
3
Классификация средств измерения
2
4
Государственный метрологический контроль и надзор за средствами измерения
2
Лабораторные работы:
Практические занятия: «Классификация средств измерения»
2
Контрольные работы:
Самостоятельная работа обучающихся:
Проработка конспекта лекций;
Ответы на контрольные вопросы
Подготовка проектов
6
Тема 2.3.
Универсальные средства технических измерений
Содержание учебного материала
2
1
Механические и электрические приборы , Пневматические и оптические приборы
2
Лабораторные работы:
Практические занятия: « Классификация универсальных средств измерения»
2
Контрольные работы: «Основы метрологии»
2
Самостоятельная работа обучающихся:
Проработка конспекта лекций;
Подготовка к выполнению контрольной работы;
Ответы на контрольные вопросы
Подготовка проектов
6
Раздел 3.
Основы сертификации
18
Тема 3.1.
Предмет и задачи сертификации
Содержание учебного материала
6
1
Сущность и проведение сертификации
2
2
Государственная система сертификации, международная сертификация
2
3
Обязательная и добровольная сертификация
2
Лабораторные работы:
Практические занятия:
« Классификация сертификации»
«Классификация сертификатов»
4
Контрольные работы: «Сертификация продукции »
2
Самостоятельная работа обучающихся:
Проработка конспекта лекций;
Ответы на контрольные вопросы;
Подготовка рефератов и докладов
Подготовка к выполнению контрольной работы
Подготовка проектов
6
Примерная тематика курсовой работы (проекта)
Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом)
Всего:
130
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся, рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением, мультимедиапроектор и электронная панель или электронная доска.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
-
Никифоров А.Д., Бакиев Т.А. «Метрология, стандартизация и сертификация»: Учеб.пособие - 2-е изд.испр.-М.:Высш.шк.,2003
-
Сергеев А.Г., Крохин В.В. «Метрология»: Учеб.пособие для вузов. - М.: Логос, 2001
-
Метрология, стандартизация и сертификация в машинностроении : учебник для студ. Учреждений сред. проф. образования / [С.А. Зайцев, А.Н. Толстов, Д.Д. Грибанов, А.Д. Куранов]. - М. : Издательский центр «Академия», 2009. - 288с.
Дополнительные источники:
-
Грибанов Д.Д. Основы сертификации: учеб. Пособие / Д.Д. Грибанов, С.А. Зайцев, А.В. Митрфанов. - М. : Изд-во МГТУ «МАМИ», 1999. - 195с.
-
Зайцев С.А. Допуски, посадки и технические измерения в машиностроении : учебник / С.А. Зайцев, А.Д. Куранов, А.Н. Толстов. -М. : Издательский центр « Академия», 2007. - 240 с.
-
Никифоров А.Д., Бакиев Т.А. Метрология, стандартизация и сертификация. М.:
Высшая школа, 2002
-
Никифоров А.Д. Взаимозаменяемость, стандартизация и технически измерения. - М.: Высшая школа, 2000
-
Ганевский Г.М., Гольдин И.И. Допуски, посадки и технические измерения в машиностроении.- М.: Издательский центр «Академия», 1999
-
Исаев Л.К., Маклиский В.Д. Метрология и стандартизация в сертификации. - М: ИПК Изд-во стандартов, 1996
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения:
Оформление конструкторской документации, выполненной печатным способом
Оценка результатов выполнения практической работы к теме 1.2
Чтение отклонений формы и расположение поверхностей на чертеже
Оценка результатов выполнения практической работы к теме 1.2
Расчет посадок трех видов
Оценка результатов выполнения практической работы к теме 1.3
Знания:
Задачи стандартизации, основные определения в области стандартизации.
Категории стандартов. Виды нормативных документов в РФ. Виды стандартов.
Оценка результатов выполнения докладов и рефератов к теме 1.1
Оценка результатов выполнения контрольной работы к теме 1.1
Международная организация по стандартизации (ИСО). Международная электротехническая комиссия (МЭК). Порядок разработки международных стандартов
Оценка результатов выполнения докладов и рефератов к теме 1.1
Оценка результатов выполнения контрольной работы к теме 1.1
ГОСТ 2.001-70, ГОСТ 2.101-68, ГОСТ 2.102-68. Общие требования к текстовым документам. Правила построения документов.
Оформление таблиц, формул, разделов, спецификации.
Оценка результатов выполнения практической работы к теме 1.2
Шероховатость поверхности. Параметры. Влияние шероховатости на эксплутационные свойства элементов деталей.
Форма и расположение поверхностей. Отклонения. Частные случаи отклонений. Виды поверхностей.
Оценка результатов выполнения практической работы к теме 1.2
Взаимозаменяемость. Ее виды.
Размеры: номинальный, действительный, предельный. Отклонения. Допуск.
Основные понятия о посадках. Виды посадок. Графическое изображение полей допусков
Оценка результатов выполнения практической работы к теме 1.3
Метрология: законодательная, фундаментальная, прикладная. Цели и задачи. Международная система единиц. Единство измерений и единообразие средств измерений.
Оценка результатов выполнения докладов и рефератов к теме 2.1
Оценка результатов выполнения контрольной работы к теме 2.3
Требования к техническим измерениям. Эталоны. Основные термины и определения. Средства измерений. Их виды и свойства. Метрологические характеристики.
Универсальные средства технических измерений
Оценка результатов выполнения контрольной работы к теме 2.3
Сущность сертификации. Правовые основы сертификации.
Государственная система сертификации. Цели. Задачи.
Международная сертификация. Организации. Цели. Задачи.
Оценка результатов выполнения докладов и рефератов к теме 3.1
Оценка результатов выполнения контрольной работы к теме 3.1
Обязательная и добровольная сертификация. Организационно-методические принципы сертификации в РФ. Структура законодательной и нормативной базы сертификации в РФ.
Оценка результатов выполнения докладов и рефератов к теме 3.1
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся сформированность профессиональных компетенций.
Результаты
(освоенные профессиональные компетенции)
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки
Выбирать измерительные приборы и оборудование для
проведения испытаний узлов и блоков радиоэлектронных изделий и
измерять их параметры и характеристики.
Виды нормативных документов
Практические занятия: «Классификация нормативных документов в РФ»
Основные термины и определения в метрологии
Классификация средств измерения
Методы и погрешность измерений
Практические занятия: «Классификация эталонов»
Практические занятия: «Классификация средств измерения»
Практические занятия: « Классификация универсальных средств измерения»
Сущность и проведение сертификации
Практические занятия:
« Классификация сертификации»
«Классификация сертификатов»
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты
(освоенные общие компетенции)
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Демонстрация интереса к профессиональной деятельности в процессе теоретического и практического обучения
Наблюдение за деятельностью обучающегося в процессе теоретического и практического обучения
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Правильная организация собственной профессиональной деятельности, постановка целей и выбор методов ее достижения, определение эффективности и качества решения профессиональных задач
Анализ действий обучающихся в ходе деловых игр, результатов самостоятельной работы
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
Грамотный анализ ситуации и определение алгоритма действий в данной ситуации.
Наблюдение за действиями обучающегося в ходе учебной практики, в процессе решения смоделированных задач и ситуаций
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Демонстрация рационального выбора методов поиска, обработки и использования информации в процессе решения профессиональных задач
Анализ и оценка, результатов самостоятельной работы
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
Обоснованное и грамотное использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения
Оценка действий обучающихся в ходе выполнения практических работ, в процессе выполнения заданий учебной практики
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
Демонстрация навыков корректного общения с коллегами, руководством, потребителями.
Анализ действий обучающихся при решении нестандартных задач и смоделированных ситуаций, в ходе деловых игр, учебной практики
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
Осознание степени и готовность брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
Наблюдение за действиями обучающегося в процессе прохождения учебной практики
ОК.8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Определение задач профессионального и личностного развития, составление оптимальной траектории самообразования и повышения квалификации.
Оценка качественных достижений в профессиональной внеучебной (самостоятельной) деятельности обучающихся.
ОК.9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Систематический анализ обновления технологий в профессиональной деятельности
Оценка уровня ориентированности в современных технологиях профессиональной деятельности в ходе выполнения практических работ, прохождения учебной практики