Рабочая программа дисциплины Метрология, стандартизация и сертификация

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Министерство образования Московской области
ГБПОУ МО «Серпуховский колледж»


ПЦК дисциплин профессионального цикла специальности 11.02.01

(210413) Радиоаппаратостроение
дисциплина ОП.03 Метрология, стандартизация и сертификация


.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


для специальности 11.02.01 «Радиоаппаратостроение»

(на базе основного общего образования)



Автор РП Смирнова Т.С .

Председатель ПЦК Святова И.В.

Заместитель директора по УР Назарова С.Н.















Серпухов

2015

Рабочая программа учебной дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 11.02.01 «Радиоаппаратостроение»

Организация-разработчик: ГБПОУ МО «Серпуховский колледж»

Разработчик:
Смирнова Т.С., преподаватель ГБПОУ МО «Серпуховский колледж»

Рассмотрена:
ПЦК дисциплин профессионального цикла специальности 11.02.01 (210413) Радиоаппаратостроение
Протокол
от __________ 2015г.
Председатель ЦМК _________________________

« » __________ 2015 г.

УТВЕРЖДЕНА:
Директор колледжа _________ Фёдорова Т.В.
(подпись)

«____» __________ 2015 г.

СОГЛАСОВАНА:
Заместитель директора по УР _________ Назарова С.Н.
(подпись)

«____» __________ 2015 г.

СОГЛАСОВАНА:
Заместитель директора по УПР _________ Быковский Л.Н.
(подпись)

«____» __________ 2015 г.



СОДЕРЖАНИЕ



  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4 стр.

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5 стр.

  1. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины

9 стр.

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

10 стр.


1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Метрология, стандартизация и сертификация

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО

11.00.00

ЭЛЕКТРОНИКА, РАДИОТЕХНИКА И СИСТЕМЫ СВЯЗИ

11.02.01

Радиоаппаратостроение

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл, является общепрофессиональной дисциплиной

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • пользоваться и применять на практике единую систему допусков и посадок;

  • проставлять знаки шероховатости на чертеже;

  • читать отклонения формы и расположения поверхностей на чертежах;

  • оформлять текстовые документы в соответствии с требованиями стандартов;

  • выбирать измерительные приборы и оборудование для проведения испытаний узлов и блоков радиоэлектронных изделий и измерять их параметры и характеристики.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • объекты, задачи и виды профессиональной деятельности, связанные с реализацией профессиональных функций по метрологии, стандартизации и сертификации, правовые основы, основные понятия и определения;

  • метрологические службы, обеспечивающие единство измерений, государственный контроль и надзор;

  • принципы построения международных и отечественных стандартов, правила пользования стандартами, комплексами стандартов и другой нормативной документацией;

  • основные термины и понятия в области сертификации, системы сертификации, порядок и правила сертификации;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен овладеть следующими компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 1

Выбирать измерительные приборы и оборудование для

проведения испытаний узлов и блоков радиоэлектронных изделий и измерять их параметры и характеристики

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК 9

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 130 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 88 часа;

самостоятельной работы обучающегося 42 часа.






2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

130

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

88

в том числе:


лабораторные занятия


практические занятия

20

контрольные работы

8

курсовая работа (проект)


Самостоятельная работа обучающегося (всего)

42

в том числе:


самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)


Проработка конспекта лекций;

5

Решение вариативных задач;

4

Ответы на контрольные вопросы;

5

Подготовка к выполнению практической работы;

4

Подготовка к выполнению контрольной работы;

6

Подготовка докладов и рефератов

10

Подготовка проектов

8

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Коды компетенций

Наименования разделов учебной дисциплины

Всего часов

(макс. учебная нагрузка и практики)

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося

Учебная,

часов

Производственная (по профилю специальности),

часов

(если предусмотрена рассредоточенная практика)

Всего,

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

Всего,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ОК 1, ОК 2, ОК 3,ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК7, ОК8, ОК9,ОК10,ПК 1

Раздел 1.

Основы стандартизации

66

48

10

-

18

-

-

-

ОК 1, ОК 2, ОК 3,ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК7, ОК8, ОК9,ОК10,ПК 1

Раздел 2.

Основы метрологии

46

28

6

-

18

-

-

-

ОК 1, ОК 2, ОК 3,ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК7, ОК8, ОК9,ОК10,ПК 1

Раздел 3.

Основы сертификации

18

12

4

-

6

-

-

-










Всего:

130

88

20

-

42

-

-

-


2.3. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины Метрология, стандартизация и сертификация

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2


4

Раздел 1.

Основы стандартизации


66


Тема 1.1.

Государственная и международная система стандартизации

Содержание учебного материала

12

1

Введение,

1

2

Цели и задачи стандартизации

2

3

Виды нормативных документов

2

4

Государственная система стандартизации

2

5

Международная стандартизация

2

6

Принципы и методы стандартизации

2

Лабораторные работы:


Практические занятия: «Классификация нормативных документов в РФ»

2

Контрольные работы: «Основы стандартизации»

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Проработка конспекта лекций;

Ответы на контрольные вопросы;

Подготовка к выполнению контрольной работы;

Подготовка рефератов и докладов

6

Тема 1.2.

ЕСКД - единая система конструкторской документации

Содержание учебного материала

10

1

ЕСКД - основные положения

2

2

Изучение ГОСТ 2.105-95

2

3

Изучение ГОСТ 2.309-73

2

4

Изучение ГОСТ 2.308-79

2

Лабораторные работы:




Практические занятия:

«Оформление конструкторской документации, выполненной печатным способом»;

«Чтение отклонений формы и расположение поверхностей на чертеже»

4

Контрольные работы:


Самостоятельная работа обучающихся:

Проработка конспекта лекций;

Ответы на контрольные вопросы;

Подготовка к выполнению практической работы;

Работа с ГОСТами

6

Тема 1.3.

Стандартизация основных норм взаимозаменяемости

Содержание учебного материала

12

1

Общие понятия основных норм взаимозаменяемости

2

2

Стандартизация точности гладких цилиндрических соединений

2

3

Графическое изображение полей допусков.

2

4

Виды посадок

2

5

Понятие о квалитетах. Посадки системы отверстия и вала

2

6

Рекомендации по выбору допусков и посадок

2

Лабораторные работы:



Практические занятия:

«Расчет посадок трех видов»

4

Контрольные работы:

«Основы взаимозаменяемости»

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Проработка конспекта лекций;

Ответы на контрольные вопросы;

Подготовка к выполнению практической работы;

Подготовка к выполнению контрольной работы;

Решение вариативных задач

6

Раздел 2.

Основы метрологии


46


Тема 2.1.

Предмет и задачи метрологии

Содержание учебного материала

10

1

История развития метрологии

2

2

Основные термины и определения в метрологии

2

3

Эталоны


4

Государственная метрологическая служба

2

5

Международные организации по метрологии

2

Лабораторные работы:



Практические занятия: «Классификация эталонов»

2

Контрольные работы:


Самостоятельная работа обучающихся:

Проработка конспекта лекций;

Ответы на контрольные вопросы;

Подготовка рефератов и докладов

Подготовка проектов

6

Тема 2.2.

Стандартизация в системе технического контроля и измерений

Содержание учебного материала

8

1

Средства измерений,

2

2

Методы и погрешность измерений

2

3

Классификация средств измерения

2

4

Государственный метрологический контроль и надзор за средствами измерения

2

Лабораторные работы:



Практические занятия: «Классификация средств измерения»

2

Контрольные работы:


Самостоятельная работа обучающихся:

Проработка конспекта лекций;

Ответы на контрольные вопросы

Подготовка проектов

6

Тема 2.3.

Универсальные средства технических измерений

Содержание учебного материала

2

1

Механические и электрические приборы , Пневматические и оптические приборы

2

Лабораторные работы:



Практические занятия: « Классификация универсальных средств измерения»

2

Контрольные работы: «Основы метрологии»

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Проработка конспекта лекций;

Подготовка к выполнению контрольной работы;

Ответы на контрольные вопросы

Подготовка проектов

6

Раздел 3.

Основы сертификации



18


Тема 3.1.

Предмет и задачи сертификации

Содержание учебного материала

6

1

Сущность и проведение сертификации

2

2

Государственная система сертификации, международная сертификация

2

3

Обязательная и добровольная сертификация

2

Лабораторные работы:



Практические занятия:

« Классификация сертификации»

«Классификация сертификатов»

4

Контрольные работы: «Сертификация продукции »

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Проработка конспекта лекций;

Ответы на контрольные вопросы;

Подготовка рефератов и докладов

Подготовка к выполнению контрольной работы

Подготовка проектов

6

Примерная тематика курсовой работы (проекта)



Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом)


Всего:

130

3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся, рабочее место преподавателя.

Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением, мультимедиапроектор и электронная панель или электронная доска.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  • Никифоров А.Д., Бакиев Т.А. «Метрология, стандартизация и сертификация»: Учеб.пособие - 2-е изд.испр.-М.:Высш.шк.,2003

  • Сергеев А.Г., Крохин В.В. «Метрология»: Учеб.пособие для вузов. - М.: Логос, 2001

  • Метрология, стандартизация и сертификация в машинностроении : учебник для студ. Учреждений сред. проф. образования / [С.А. Зайцев, А.Н. Толстов, Д.Д. Грибанов, А.Д. Куранов]. - М. : Издательский центр «Академия», 2009. - 288с.

Дополнительные источники:


  • Грибанов Д.Д. Основы сертификации: учеб. Пособие / Д.Д. Грибанов, С.А. Зайцев, А.В. Митрфанов. - М. : Изд-во МГТУ «МАМИ», 1999. - 195с.


  • Зайцев С.А. Допуски, посадки и технические измерения в машиностроении : учебник / С.А. Зайцев, А.Д. Куранов, А.Н. Толстов. -М. : Издательский центр « Академия», 2007. - 240 с.


  • Никифоров А.Д., Бакиев Т.А. Метрология, стандартизация и сертификация. М.:

Высшая школа, 2002


  • Никифоров А.Д. Взаимозаменяемость, стандартизация и технически измерения. - М.: Высшая школа, 2000


  • Ганевский Г.М., Гольдин И.И. Допуски, посадки и технические измерения в машиностроении.- М.: Издательский центр «Академия», 1999


  • Исаев Л.К., Маклиский В.Д. Метрология и стандартизация в сертификации. - М: ИПК Изд-во стандартов, 1996


4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

Оформление конструкторской документации, выполненной печатным способом

Оценка результатов выполнения практической работы к теме 1.2

Чтение отклонений формы и расположение поверхностей на чертеже

Оценка результатов выполнения практической работы к теме 1.2

Расчет посадок трех видов

Оценка результатов выполнения практической работы к теме 1.3

Знания:

Задачи стандартизации, основные определения в области стандартизации.

Категории стандартов. Виды нормативных документов в РФ. Виды стандартов.

Оценка результатов выполнения докладов и рефератов к теме 1.1

Оценка результатов выполнения контрольной работы к теме 1.1

Международная организация по стандартизации (ИСО). Международная электротехническая комиссия (МЭК). Порядок разработки международных стандартов

Оценка результатов выполнения докладов и рефератов к теме 1.1

Оценка результатов выполнения контрольной работы к теме 1.1

ГОСТ 2.001-70, ГОСТ 2.101-68, ГОСТ 2.102-68. Общие требования к текстовым документам. Правила построения документов.

Оформление таблиц, формул, разделов, спецификации.

Оценка результатов выполнения практической работы к теме 1.2

Шероховатость поверхности. Параметры. Влияние шероховатости на эксплутационные свойства элементов деталей.

Форма и расположение поверхностей. Отклонения. Частные случаи отклонений. Виды поверхностей.

Оценка результатов выполнения практической работы к теме 1.2

Взаимозаменяемость. Ее виды.

Размеры: номинальный, действительный, предельный. Отклонения. Допуск.

Основные понятия о посадках. Виды посадок. Графическое изображение полей допусков

Оценка результатов выполнения практической работы к теме 1.3

Метрология: законодательная, фундаментальная, прикладная. Цели и задачи. Международная система единиц. Единство измерений и единообразие средств измерений.

Оценка результатов выполнения докладов и рефератов к теме 2.1

Оценка результатов выполнения контрольной работы к теме 2.3

Требования к техническим измерениям. Эталоны. Основные термины и определения. Средства измерений. Их виды и свойства. Метрологические характеристики.

Универсальные средства технических измерений

Оценка результатов выполнения контрольной работы к теме 2.3

Сущность сертификации. Правовые основы сертификации.

Государственная система сертификации. Цели. Задачи.

Международная сертификация. Организации. Цели. Задачи.

Оценка результатов выполнения докладов и рефератов к теме 3.1

Оценка результатов выполнения контрольной работы к теме 3.1

Обязательная и добровольная сертификация. Организационно-методические принципы сертификации в РФ. Структура законодательной и нормативной базы сертификации в РФ.

Оценка результатов выполнения докладов и рефератов к теме 3.1

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся сформированность профессиональных компетенций.

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Выбирать измерительные приборы и оборудование для

проведения испытаний узлов и блоков радиоэлектронных изделий и

измерять их параметры и характеристики.

Виды нормативных документов

Практические занятия: «Классификация нормативных документов в РФ»

Основные термины и определения в метрологии

Классификация средств измерения

Методы и погрешность измерений

Практические занятия: «Классификация эталонов»

Практические занятия: «Классификация средств измерения»

Практические занятия: « Классификация универсальных средств измерения»

Сущность и проведение сертификации

Практические занятия:

« Классификация сертификации»

«Классификация сертификатов»


Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Демонстрация интереса к профессиональной деятельности в процессе теоретического и практического обучения

Наблюдение за деятельностью обучающегося в процессе теоретического и практического обучения

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Правильная организация собственной профессиональной деятельности, постановка целей и выбор методов ее достижения, определение эффективности и качества решения профессиональных задач

Анализ действий обучающихся в ходе деловых игр, результатов самостоятельной работы

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Грамотный анализ ситуации и определение алгоритма действий в данной ситуации.

Наблюдение за действиями обучающегося в ходе учебной практики, в процессе решения смоделированных задач и ситуаций

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Демонстрация рационального выбора методов поиска, обработки и использования информации в процессе решения профессиональных задач

Анализ и оценка, результатов самостоятельной работы

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

Обоснованное и грамотное использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения

Оценка действий обучающихся в ходе выполнения практических работ, в процессе выполнения заданий учебной практики

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Демонстрация навыков корректного общения с коллегами, руководством, потребителями.

Анализ действий обучающихся при решении нестандартных задач и смоделированных ситуаций, в ходе деловых игр, учебной практики

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

Осознание степени и готовность брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

Наблюдение за действиями обучающегося в процессе прохождения учебной практики

ОК.8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Определение задач профессионального и личностного развития, составление оптимальной траектории самообразования и повышения квалификации.

Оценка качественных достижений в профессиональной внеучебной (самостоятельной) деятельности обучающихся.

ОК.9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Систематический анализ обновления технологий в профессиональной деятельности

Оценка уровня ориентированности в современных технологиях профессиональной деятельности в ходе выполнения практических работ, прохождения учебной практики


© 2010-2022