• Преподавателю
  • Другое
  • Статья Формирование нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста

Статья Формирование нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста

Статья "Формирование нравственно - патриотических чувств у детей  дошкольного возраста." написана на конференцию в КРИП и ПРО. Статья посвящена актуальной проблеме формирования нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста решаемой в нашем детском саду посредством использования разнообразных форм работы и активного включения в деятельность родителей воспитанников. Работу по нравственно-патриотическому воспитанию надо начинать с малых лет, воспитывать чувство любви и привязанност...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста.


Т. М. Окунева,воспитатель

г. Полысаево, Кемеровская обл.


Детство - это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало,

прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

В.В. Сухомлинский

Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретает все большее значение и стала задачей государственной важности.

В концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, указано, что стратегической целью является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России, как ведущей мировой державы 21 века.

В проекте «Национальной доктрины образования в РФ» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества.

На сегодняшний день самым важным преобразованием, произошедшем в дошкольном образовании, является введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, что предполагает изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса и направлено на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития.

Поэтому так важно формирование личности дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям.

Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин:

- особенности дошкольного возраста,

- многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире,

- отсутствие концепции, теоретических и методических разработок (характерной особенностью многих исследований является обращение лишь к отдельным аспектам проблемы).

Исходя из актуальности этого направления, в нашей детском саду уделяется большое внимание по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей.

Целью нашей работы является формирование нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

Для реализации поставленной цели были определены основные задачи:

- воспитывать у детей чувство любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду;

- закреплять духовно - нравственное отношение к малой родине на основе приобщения к природе, культуре и традициям родного края;

- развивать представление о России как о Родине.

Последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей мы разделили на 4 тематических блока:

1. Блок «Я и моя семья»- Любовь маленького ребенка - дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, любви к своему дому, своим сверстникам в детском саду.

2. Блок «Малая родина» - Расширения представлений у дошкольников с родным городом, областью и родной природой, воспитывая у детей любовь к своему городу.

3.Блок «Россия»- Знакомство детей с России, со столицей нашей Родины Москвой, с гимном, флагом и гербом РФ. Настоящий гражданин своей страны, патриот должен быть интернационалистом. Поэтому воспитание чувства любви к своему Отечеству, гордости за свою страну включает и формирование уважения к культуре и религии других народов, толерантности, терпимости, доброжелательного отношения к другому человеку.

4. Блок «Великая Отечественная Война» Именно события Великой Отечественной Войны 1941 - 1945 годов являются ярким примером для воспитания патриотических чувств у дошкольников.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Углубление представлений детей о семье (ее членах, родственных отношениях) и ее истории, что семья - это все, кто живет вместе с ребенком. Выяснения того, какие обязанности по дому есть у ребенка.

Были проведены мероприятия: беседы, составление рассказов о семье, рисование семейного портрета, инсценировка сказки, на пример теремок на новый лад, совместные праздники. Создание семейного древа вместе с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Эти мероприятия способствовали сближению родителей с детьми, создавали радостную и бодрую атмосферу.

Патриотизм, гражданственность необходимо воспитывать у детей с самого юного возраста. С 4-5 лет ребенок уже в состоянии выслушивать и запоминать истории о героизме и патриотизме русских людей, рассматривать художественные материалы, посвященные этой теме, отвечать на вопросы и самостоятельно, исходя из прочитанного, делать выводы.

Для ознакомления детей с родным городом, были проведены разнообразные мероприятия, способствующие расширению знаний воспитанию гордости за свою малую родину:

- прослушали литературно - музыкальную композицию «Есть добрый городок», автор - Т. Страхова;

- познакомились с историей создания флага, герба нашего города;

- провели беседы «Наш город - раньше и теперь», «Улицы любимого города», «Моя родная улица»;

- играли в дидактические игры «Профессии нашего города», «Городок», сюжетно - ролевые игры «Шахтер», «Строим город»;

- организовали семейные экскурсии в ДК «Родина», в парк имени «Горовца», на аллею «Молодоженов» и «Сквер Единый Кузбасс»;

- провели целевые прогулки в школу, библиотеку.

На закрепления изученного материала детям было предложено создать макет города, в процессе деятельности у детей расширились знания об истории родного города, сформировались умения работы в команде, наглядно-образное мышление, любознательность.

В тесном сотрудничестве с родителями собрали материалы и оформили альбомы: «Полысаево город надежд», «Шахтеры народ трудовой», «Наши земляки». Составили карту города, на которой обозначили улицы и достопримечательности города. В результате у воспитанников сформировалось умение свободно пользоваться иллюстративно-печатным материалом при решении познавательных и практических задач.

Итогом нашей работы стало создание «Мини музея города».

В процессе ознакомления с историей России использовали разнообразные формы работы с детьми, большое значение уделялось вниманию гордости за героическое прошлое нашей страны, воспитанию уважения к защитникам Отечества:

- подготовили презентацию «Города- герои»;

- прослушали гимн России музыка А. Александрова, слова С. Михалкова «Россия - священная наша держава»;

- провели беседы - о Родине, об армии, о защитниках Отечества;

- рассматривали иллюстраций «Военные сражения», «Боевые машины», «Обмундирование»;

- читали рассказы, повести и стихи о героях венных лет;

- оформили выставку рисунков «Я помню! Я горжусь!»;

- играли в сюжетно-ролевые игры «Военные учения», «Разведчики», «Военный госпиталь». Игры вызвали большой интерес не только у мальчиков, но и у девочек.

Во время прогулок дети играли в «Зарничку». Игра представляет собой имитацию боевых действий, во время игры дошкольники выполняли приказы командира по всем правилам воинского устава. В результате игры у детей проявилась находчивость, быстрота ориентации в пространстве.

Активное участие приняли родители воспитанников в создании экспозиций мини-музея в группе «Музей боевой славы». Совместными усилиями были оформлены альбомы «Ордена и медали ВОВ», «Военная техника времен Великой Отечественной войны», «Памятники и обелиски героям». Создали мини-библиотеку «Стихи, рассказы и повести о Великой отечественной войне», собрана коллекция «Музыка военных лет».

Проделанная работа повысила у родителей интерес к совместной деятельности, направленной на формирование у детей патриотических чувств.

Для родителей провели родительское собрание на тему: «Патриотическое нравственное воспитание детей в современном мире», анкетирование «Воспитание юных патриотов».

Результатом нашей деятельности стало то, что у детей расширились знания о семье, об окружающем мире и родном городе, стране, обогатился словарный запас они стали более эмоционально отзывчивыми и любознательны. У наших воспитанников формируются патриотические чувства, повысилась самооценка.

В дальнейшем планируем продолжить работу по данной проблеме, поскольку считаем, что патриотизм - главная черта русского народа, он помогает воспитать чувства любви к Родному краю и окружающему миру. В группе в перспективе создать уголок «Островок Патриотизма», где будут представлены все собранные нами в процессе работы материалы и альбомы.

Литература

1. Белоусова Л. Е. Навстречу Дню Победы [Текст] / Л. Е. Белоусова. // Цикл тематических бесед-рассказов для занятий с детьми дошкольного возраста. - СПб.: ООО Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. - 24 с.

2. Ильина, Л. Н. Нравственно-патриотическое воспитание и пути его реализации в детском саду [Текст]: материалы 2-й международной научной конференции / Л. Н. Ильина, Г. И. Посохова. - Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. - С 48-50.

3. Князева, О. Л. Приобщение к истокам русской народной культуры [Текст]: программа учебно-методическое пособие / О. Л. Князева, М. Д. Маханева. - Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2006. - 304 с.

4. Ушакова Л. П. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста [Текст]: пособие для работников дошкольных образовательных учреждений / Л. П. Ушакова. - СПб.: ООО Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. - 48 с.

© 2010-2022