Выступление на МО Национально-региональный компонент на уроках родного языка

Национально-региональный компонент предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями региона. Он отвечает потребностям и интересам народов нашей страны и позволяет организовать занятия, направленные на изучение природных, социокультурных и экономических особенностей региона, национального (родного) языка и национальной литературы.Здесь национально-региональный компонент не выделяется в качестве самостоятельных учебных предметов, его содержание органично входит в учебные пр...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Выступление на МО Национально-региональный компонент на уроках родного языка















Подготовила

учитель родного языка

Чотчаева Л.А.





2015г.

Национально-региональный компонент предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями региона. Он отвечает потребностям и интересам народов нашей страны и позволяет организовать занятия, направленные на изучение природных, социокультурных и экономических особенностей региона, национального (родного) языка и национальной литературы.

По словам отечественного философа Александра Панина, «в современных условиях малые города и регионы выступают как центры культуры, сохраняющие культурную самобытность, исторические традиции, традиционный уклад жизни, ценности и установки», и разумное включение национально-регионального компонента в базовую и дополнительную части образования школьников представляется делом общественно значимым, а главное -актуальным.

Каждый из нас сталкивался с внедрением национально-регионального компонента в учебный процесс. Как это сделать, чтобы избежать столкновения интересов своих регионов и федерального государства?

Один из способов - активное приобщение учащихся к этнической культуре, используя возможности национально-регионального компонента на всех учебных дисциплинах.

Для современных школ характерна проблема поликультурного образования. За партами - смешанный состав учащихся, т.е. одновременно за партами учатся дети разных национальностей. Существующие разные стили жизни одинаково значимы и имеют право на существование. Изучение каждого из них способствует формированию основных ценностей общества. Несмотря на это, все они живут в одном крае, в одной местности, и нельзя любить нашу большую и прекрасную Родину, если не любишь, не знаешь своего края, города, посёлка, где родился, вырос и живёшь, потому что любовь к родному краю и есть любовь к своей Отчизне.

Я бы отметила еще одну проблему. Сейчас дети, принадлежащие какой-либо национальности, не знают своего родного языка, традиций, обычаев. Поэтому актуален и важен «национальный вопрос», формирование положительного отношения к собственной национальной культуре, воспитание культуры межнационального общения, умение понимать и принимать инокультуры других этносов.

Во все времена существования педагогики использовалась практика краеведческого принципа обучения. В настоящее время эта практика также имеет развитие.. Здесь национально-региональный компонент не выделяется в качестве самостоятельных учебных предметов, его содержание органично входит в учебные программы соответствующих образовательных областей.

Основными целями внедрения национально-регионального компонента в учебный процесс являются:

  • освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы как ценности;

  • обогащение учащихся новыми сведениями о родном крае, расширение кругозора, способствование формированию высоконравственной личности;

  • развитие познавательного интереса к изучению родного края, воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к себе, жителям своего края и окружающей среде региона;

  • применение знаний, умений в повседневной жизни.

На уроках я использую такие организационные формы учебной работы:

  • увеличение самостоятельной, индивидуальной, групповой работы учащихся;

  • отход от традиционного урока с преобладанием объяснительно-иллюстративного метода обучения;

  • увеличение объёма практических работ поискового и исследовательского характера;

  • создание на уроках атмосферы творческого поиска, приобретения навыков эффективного использования компьютеров и других средств информации;

  • ведение справочников и архивов.

Изучению родного края, его истории, природы, жизни наших современников помогает литература, в частности, произведения местных авторов. Литература как предмет эстетического цикла, как сокровищница духовных богатств этноса, как зеркало исторического, культурного развития жизни народа играет большую роль в нравственном, художественном воспитании и интеллектуальном развитии учащихся, приобщает их к духовным ценностям этнической культуры. Эту проблему можно решить на материале литературы писателей и поэтов, которые жили или живут в родном крае.

Коллекции предметов материальной культуры в кабинете родного языка позволяют «прикоснуться» к историческому прошлому, увидеть реальные объекты, представляемые в воображении или виденные на иллюстрации, лучше понять, для чего служили или служат эти предметы, как их использовали или используют

В настоящее время появилась возможность использовать современную технику на уроке. Компьютер становится электронным посредником между учителем и учеником. Он позволяет делать урок более ярким и наглядным, представляет возможность вести обучение в индивидуальном темпе для каждого ученика.

Сейчас важно начать и успешно разрабатывать электронный вариант учебного материала по краеведению, оснащать серией презентаций к урокам. Мною выполнены презентации на темы: «Части речи», «Виды предложений», «Однородные члены», «Поэты и писатели Карачая», «Предметы быта», «Природа родного края», «Депортация народов Кавказа», и другие, которые помогают повысить интерес к урокам, наглядно увидеть иллюстрации в слайдах

Составляющие содержания национально-регионального компонента курса родного языка:

  • во-первых, включают словосочетания, предложения и тексты, тематически ориентированные на природу, материальную и духовную культуру края,

  • во-вторых, языковой материал: слова и фразеологизмы, семантика и этимология которых отражают миропонимание и мироощущение жителей определенной местности, историческую ономастику и микротопонимику региона, живую речь и фольклор, языковые особенности произведений местных писателей, поэтов, журналистов, ученых и т.п.,

  • в-третьих, литературоведческий материал, состоящий из произведений национальных писателей.

Отобранные мною тексты, и составленные задания к ним по разделам родного карачаевского языка на этнокультурном материале, отрывках из художественных, публицистических произведений карачаевских писателей, позволяют сформировать не только комплекс необходимых знаний, но и культурологическую компетентность школьника. Данные тексты можно использовать практически на каждом уроке родного языка, так как они не нарушают структуру урока, а, наоборот, способствуют заинтересованному и вдумчивому освоению содержания текста и лингвистических знаний. Таким образом, национально-региональный компонент - это конкретизирующая часть традиционных разделов и ряда тем при изучении родного языка; общие языковые закономерности, нормы получают региональное осмысление. Рассмотрим предлагаемые тексты, направленные на формирования языковой компетенции, при изучении некоторых разделов родного языка.

Тема: «Имя существительное»

Национально - региональный компонент: «Карачаевские сказки»

В сказках говорится о прошлом, о героях-воинах, о тупости и жадности купцов и богачей, есть сказки о животных. Народная фантазия приписывала животным образ жизни людей и наделяла человеческими качествами и характерами. Благодаря этому сказки ярко отражают жизненную обстановку и мораль. Для сказок характерны конкретность и выразительность.

Задания

  1. Озаглавьте текст

  2. Объясните значение выделенного слова …

  3. Определите падеж имен существительных.

  4. Сделайте синтаксический разбор первого предложения.

  5. Из предложения …, имена существительные, словосочетания.

  6. Какие сказки вы можете назвать, главными героями которых являются животные. Какие человеческие качества и характеры высмеиваются в названной вами сказке?

Тема: «Лексика»

Национально - региональный компонент : «Происхождение названия городов КЧР, рек»

Привожу наиболее распространённые версии происхождения

Задания

  1. Прочитайте внимательно распространенные версии происхождения … Какая версия, на ваш взгляд, отражает название города, реки. Письменно обоснуйте свой ответ

  2. Текст начинайте так: «На мой взгляд версия …..» или «Мне кажется, что….», или «Я считаю, что..». Приведите аргументы в защиту своей версии. Не забудьте сделать вывод.

Тема: «Стили речи»

Национально - региональный компонент : «Легенды о нартах Ерюзмек, Сосуркъа, Къара-Шауай")

Задания для 7 класса

  1. Спишите текст.

  2. Определите стиль речи, укажите речевую ситуацию, в которой может быть использован этот текст.

  3. Подчеркните слова и выражения, характерные для этого стиля речи.

  4. Что вы узнали о нартах?

  5. Объясните значение слова «тулпар, нарт».

  6. Напишите свое продолжение истории о нартах

Задания для 9 класса

Определите стиль и тип речи текста.

А.публицистический стиль; рассуждение.

Б. Научно - популярный стиль; рассуждение.

В. Художественный стиль; повествование.

Г. Официально- деловой стиль; описание.

3.Из предложения … выпишите слово, образованное с помощью аффиксов.

4. Из предложения … выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

6. Среди предложений найдите простое односоставное предложение. Напишите его.

7. Найдите в тексте простое двусоставное нераспространенное предложение. Напишите его.

8. Среди предложений найдите предложение, которое связано с предыдущим при помощи сочинительного союза. Напишите предложение.

Тема: «Числительное»

Национально - региональный компонент: «История города».

Задание

  1. Прочитайте внимательно текст.

  2. Озаглавьте текст, спишите.

  3. Пишите числительные словами.

  4. Что вы узнали об истории родного города?

  5. Что вы можете сделать в будущем для развития и процветания родного города, поселка?

Формирование культурологической компетенции в процессе освоения русского языка является для нас столь же важной проблемой, как и освоение языка в целом.

Национально-региональный компонент в содержании общего среднего образования призван способствовать формированию личности выпускника как достойного представителя региона, умелого хранителя, пользователя и создателя его социокультурных ценностей и традиций; гарантировать право на получение нормативных знаний о природе, истории, экономике и культуре КЧР каждым учащимся.

Считаю очень важным воспитывать у учащихся уважение к прошлому, - светлым и трагичным дням своего народа.

Я поставила перед собой задачу дальше работать над составлением рефератов, докладов по истории родного края. Хочу организовать поисково-исследовательскую работу с учащимися по изучению местной истории: собрать материал о писателях, о воинах-афганцах нашего района, возбудить интерес к семейным архивам, преданиям, легендам, любовь к родной истории.

© 2010-2022