Конкурс Учение года 2013

Конкурс "Ученик года 2013" посвящен году охраны окружающей среды в России. Приводится сценарий мероприятия и презентация. Конкурс "Ученик года" традиционно проводится в школе, в нем принимают уастие победители и призеры муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по различным предметам.Материал может быть полезен при проведении предметных декад по биологии, экологии, географии.
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интеллектуальная игра «Ученик года - 2013»

Автор-составитель: Гордеева Е.Н., учитель экономики высшей категории

Информационная поддержка:

Бердникова Е.Г., заместитель директора по учебно-воспитательной работе,

учитель биологии высшей квалификационной категории;

Юшина Е.О., зам директора по информатизации.


Цели: формирование экологического мировоззрения школьников.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер; презентация к игре;

раздаточный материал.

Ход игры.

  1. Организационная часть 3 минуты

  2. Награждение призеров районных олимпиад и конкурсов 10 минут

  3. Разминка 10 минут

  4. «Своя игра» 25 минут

  5. Гонка за лидером 10 минут

  6. Финал 15-20 минут

  7. Подведение итогов, награждение 5-10 минут

Ведущий: Добрый день, дорогие ребята, уважаемые коллеги!

Мы предлагаем Вам сейчас отвлечься от ежедневной суеты и принять участие в традиционной интеллектуальной игре «Ученик года - 2013», которая Году охраны окружающей среды в России. Победитель игры получит звание «Ученик года» и примет участие в районном конкурсе «Ученик года».

Игра состоит из различных по содержанию туров. По ходу игры я буду знакомить Вас с правилами каждого тура.

Итак, представляю участников. Это лучшие из лучших 19 человек: победители, призёры и участники муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по различным предметам школьной программы, победители и призёры конкурсов и фестивалей муниципального, регионального и российского уровня, старшеклассники, показавшие наиболее высокие достижения в учебе. Желаю всем удачи!

Я с удовольствием представляю жюри.

Прежде чем начать конкурс «Ученик года - 2013» проведём жеребьёвку, чтобы определить порядок ответа на вопросы в игре.

Моя планета - человеческий дом.

Ну как ей жить под дымным колпаком,

Где сточная канава - океан,

Где вся природа поймана в капкан,

Где места нет ни аисту, ни льву,

Где стонут травы: больше не могу!

Игра включает 4 этапа и сопровождается компьютерной презентацией (приложение 1).

После каждого этапа участники, набравшие меньшее количество баллов, будут выбывать из соревнования, а в финале останутся трое сильнейших. Внимание на экран - на слайде 3 представлен ход игры.

  1. Разминка (выбывает 4 чел.)

  2. «Своя игра» (выбывает - 8 чел.)

  3. Гонка за лидером (выбывает - 4 чел.)

  4. Финал

Итак, начинаем разминку.

Разминка

Ведущий: Разминка включает 15 вопросов (слайд 4). Запишите ответы на листах бумаги, которые находятся на столах, подпишите свои работы. Каждый верный ответ оценивается в 1 балл.

Вопросы разминки:

  1. Учёный - основоположник учения о биогеоценозах.

  2. Что является первым звеном пищевой цепи биогеоценоза?

  3. Прирост биомассы экологической системы за единицу времени - это …

  4. Главный регулятор сезонных явлений у растений и животных, экологический фактор…

  5. Где дикие животные чувствуют себя спокойно и имеют необходимую пищу?

  6. Что надо делать после того, как вы отдохнули в лесу?

  7. В чём польза пчел в природе?

  1. Кто впервые предложил ввести термин "экология"? Что является самым важным веществом на Земле?

  2. Почему опасно собирать грибы и лекарственные растения рядом с автомобильными дорогами?

  3. Чёрная книга содержит виды …

  4. Поступление в среду обитания вредных веществ, приводящих к нарушению функционирования экологических систем, называют …

13.К каким факторам относятся свет, тепло, вода относятся к факторам …

14. Как называется длина светового дня.

15. Оболочка Земли, заселённая живыми организмами

Ведущий собирает ответы участников и передаёт в жюри. Верные ответы приведены на экране (слайд 5).

Ответы на вопросы «Разминки»

  1. Вернадский В.И.

  2. Растение

  3. Продукция

  4. Продолжительность дня

  5. В заповеднике

  6. Затушить костер, убрать мусор

  7. Они опыляют растения

  8. Немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 г.

  9. Вода

  10. В них накапливаются токсичные вещества

  11. Исчезнувшие

  12. Загрязнения

  13. К абиотическим

  14. Период

  15. Биосфера

Ведущий предоставляет слово жюри для объявления итогов разминки.

Ведущий: В «Своей игре» осталось 15 человек. Правило нашей «Своей игры» похожи на правила игры телевизионной: несколько тем включает вопросы разной сложности, которые могут принести участнику в случае верного ответа от 1 до 5 баллов. Каждый из участников в порядке, соответствующем жеребьёвке, выбирает тему и вопрос. Если он не может ответить, право дать ответ переходит к тому из оставшихся, кто первым поднял руку.

Темы «Своей игры»: основные понятия, экология + биология, экология + география, экология + химия, экология + экономика.

Вопросы и ответы «Своей игры»

Основные понятия

1 балл

Что такое экология?

(Экология - наука о взаимоотношениях организмов, видов, сообществ между собой и окружающей средой).

2 балла

Когда отмечается Всемирный день окружающей среды?

(Всемирный день окружающей среды отмечается ежегодно 5 июня. Провозглашен на 27-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1972 года).

3 балла

Систему длительных наблюдений за состоянием окружающей среды и процессами, происходящими в экосистеме и биосфере, называют …

(Мониторинг).

4 балла

Назовите основные экологические факторы

(Абиотические - факторы неживой природы, биотические - обусловлены взаимодействием живых организмов, антропогенные - обусловлены воздействием человека).

5 баллов

Перечислите основные глобальные экологические проблемы:

(Парниковый эффект, кислотные дожди, опустынивание и др.)

Экология + биология

1 балл

Группа экологических факторов, к которой относится забота о потомстве, ухаживание самцов за самками.

(Биотические).

2 балла

Экологический фактор, ограничивающий распространение многих животных и растений к северу.

(Недостаток тепла).

3 балла

Группа организмов в агроценозе пшеничного поля, к которой относят насекомых, птиц, полёвок, лис.

(Консументы)

4 балла

Почему на лесных тропинках растения отсутствуют или сильно разрежены?

(Постоянное вытаптывание почвы приводит к уплотнению почвы и угнетению растений).

5 баллов

Как животные приспособлены к жизни в засушливых условиях?

(Активны в ночное время суток; летняя спячка; плотные сухие покровы, образование воды при окислении жира).

Экология + география

1 балл

Где находится самый большой заповедник?

(Самый большой заповедник - это Антарктида).

2 балла

Что является одним из наиболее опасных загрязнителей морей?

(Нефть).

З балла

Назовите заповедник в Нижегородской области.

(Керженский заповедник).

4 балла

Приведите 3 примера альтернативных источников энергии.

(Солнечная, геотермальная, энергия биомассы, энергия приливов, энергия мирового океана).

5 баллов

Раскройте содержание понятия «природные ресурсы».

(Тела и явления природы, которые использует в своей хозяйственной деятельности человек).

Экология + химия

1 балл

Какие химические вещества в атмосфере Земли являются причиной парникового эффекта?

(Это H2O (водяной пар), CO2 (диоксид углерода), CH4 (метан) и др.)

В результате с 1906 по 2005 год среднегодовая температура поднялась на 0,74 градуса, и в ближайшем будущем рост будет составлять до 0,2 градуса за десятилетие.

2 балла

Выбросы мусоросжигательных заводов очень опасны для здоровья: при сжигании несортированного мусора в выбросах содержится одно из самых ядовитых веществ на планете и сильнейший канцероген. Назовите это вещество.

(Диоксин)

3 балла

Какие вещества разрушают озоновый слой?

(Фреоны и другие легколетучих фторхлоруглероды).

Фрео́ны - галогеноалканы, фтор- и хлорсодержащие производные насыщенных углеводородов (главным образом метана и этана), используемые как хладагенты в холодильных машинах (например, в кондиционерах).

4 балла

Какую роль оказывают асидогены и метаногены в решении экологических проблем?

(Гниение мусора происходит под воздействием бактерий, принадлежащих к двум большим семействам: асидогенов и метаногенов. Асидогены производят первичное разложение мусора на летучие жирные кислоты, метаногены перерабатывают летучие жирные кислоты в метан CH4 и диоксид углерода CO2.).

5 баллов

Какую опасность представляют оставленные туристами свалки мусора из консервных банок, стеклянной посуды, полиэтиленовых пакетов?

(Сроки разложения этих видов мусора очень длительные:

Пластиковые бутылки - более 100 лет (полиэтиленовая пленка -200 лет)

Алюминиевые банки до 500 лет; Стекло Более 1000 лет

Экология + экономика

1 балл

Внимательно рассмотрите иллюстрации слайда. Где, на ваш взгляд, они могут использоваться?

Конкурс Учение года 2013Конкурс Учение года 2013Конкурс Учение года 2013Конкурс Учение года 2013Конкурс Учение года 2013

(Такие знаки экологической безопасности используются для маркировки товаров).

2 балла

Как на экономическом языке называются экологические загрязнения?

(Отрицательные внешние эффекты).

3 балла

Почему сегодня отказываются от рекламы загара?

(Это связано с риском заболевания раком кожи, развития катаракты и возможных мутаций на генном уровне из-за разрушения озонового слоя планеты, который избирательно задерживает жесткое УФ-излучение).

4 балла

Существует продукт, избыточное потребление которого является причиной того, что у 50 миллионов жителей России наблюдаются дефекты интеллектуального развития в форме психической неполноценности? Спрос россиян на этот продукт в три раза превышает спрос на него в остальном мире. Что это?

(Речь идет об алкоголе).

5 баллов

В последнее время наблюдается тенденция к всеобщей компьютеризации. Однако компьютеры определенным образом загрязняют окружающую среду. Что это за загрязнение и как оно влияет на здоровье человека?

(Компьютеры являются источниками неионизирующего электромагнитного излучения - НЭМИ. За последние десятилетия интенсивность НЭМИ возросла на 2-5 порядков (в 100-100 000 раз). Электромагнитное излучение повышает вероятность заболевания лейкозом у детей и раком у взрослых).

Стали люди сильными, как - боги,

И судьба Земли у них в руках.

Но темнеют страшные ожоги

У земного шара на боках.

Мы давно освоили планету,

Широко шагает новый век.

На Земле уж белых пятен нету,

Чёрные сотрёшь ли, Человек?

Ведущий: Время тура закончилось. Прошу жюри подвести итоги. Напоминаю, что соревнования продолжат 7 человек.

Гонка за лидером

Ведущий: Прошу оставшихся участников занять столы ближе к жюри. Сейчас я раздам вам листы с заданиями третьего тура. Отметьте на них верные ответы. Не забудьте подписать свои работы. На выполнение задания отводится 10 минут.

Вопросы:

Выделите причины и следствия:

  1. Современная ситуация в природопользовании считается кризисной. Из предложенного перечня выберите причины её возникновения и экологические следствия:

А) рост народонаселения на планете;

Б) добыча полезных ископаемых;

В) увеличение масштабов производства;

Г) кислотные дожди;

Д) рост городов;

Е) проблемы озонового экрана и парникового эффекта;

Ж) несовершенство технологических процессов;

З) сложившаяся структура производства;

И) процессы опустынивания;

К) господство технократического мышления.

Выберите все верные ответы:

2. Из предложенного перечня выберите те положения, которые характеризуют понятие мониторинга:

А) акклиматизация;

Б) наблюдение за состоянием окружающей среды;

В) кислотные дожди;

Г) оценка;

Д) предельно допустимые концентрации;

Е) прогноз изменения качества среды.

3. Какие положения характеризуют рациональное природопользование в добывающей промышленности:

А) рекультивация;

Б) образование отвалов;

В) комплексное использование ресурсов;

Г) очистные сооружения;

Д) использование синтетических алмазов;

Е) увеличение объёмов добычи минеральных ресурсов?

Выберите один верный ответ:

4. Большую часть мусора, загрязняющего Землю, составляют:

а) пластмасса,

б) стекло,

в) металл.

5. Прежде чем начать утилизацию отходов, их необходимо:

а) рассортировать,

б) собрать в одном месте,

в) раскрошить.

6. Первоочерёдная забота при выборе места свалки:

а) защита поверхности земли и грунтовых вод,

б) ограждение места свалки,

в) укомплектование соответствующей техникой.

7. Выберите растения, которые могут занимать место как продуцентов, так и консументов второго порядка:

а) Сосна

б) Росянка

в) Венерина мухоловка

г) Пырей ползучий

8. Искусственно созданное человеком биотическое фитосообщество называется

а) Агроценоз

б) Фитоценоз

в) Биоценоз

г) биогеоценоз

9. Определите правильно составленную цепь питания:

а) леопард - газель - трава

б) клевер - заяц - орёл - лягушка

в) перегной - дождевой червь - горностай - землеройка

г) трава - зелёный кузнечик - лягушка - уж

10. Вам предстоит выбрать место для костра. Какое, Вы предпочтете и почему?

а) открытая поляна;

б) берег реки;

в) хвойный молодняк.

11. Вредные выбросы оказывают влияние:

а) только на те регионы, где появилось загрязнение,

б) на близлежащие регионы,

в) даже на территории, удаленные от места, где загрязнение «увидело свет».

12. Выброшенную бумагу «съедят» микробы-невидимки:

а) за один - два года,

б) за пять - восемь лет,

в) за 20 и более лет.

Ведущий. Прошу жюри объявить результаты и назвать финалистов.

Финал

Ведущий: Итак, осталось только 3 участника, которым и предстоит разыграть звание «Ученик года». Участники, набравшие больше баллов, имеют право выбрать дорожку. На красной дорожке нельзя ошибаться, не желтой можно ошибиться один раз, на зелёной - ошибиться можно дважды.

Вопросы финала.

Зелёная дорожка

  1. В 1990-е гг. Фидель Кастро в назидание своим согражданам отказался от одной вредной привычки, за что был награжден медалью Всемирной организации здравоохранения. От чего он отказался?

(В 1981 г. Ф.Кастро взял на себя обязательство никогда не появляться на людях с сигаретой, а затем отказался от курения совсем. Если бы все курильщики последовали его примеру, то смертность от рака снизилась бы на треть и намного улучшилась бы воздушная среда, особенно в помещениях).

  1. Один лесник решил очистить лес от старых дуплистых деревьев. К каким экологическим последствиям привело это действие лесника?

(Лес был уничтожен вредителями).

  1. Почему естественное загрязнение атмосферы не нарушает происходящих в ней процессов? В чем опасность загрязнения атмосферы выбросами промышленных предприятий?

(Вещества, попадающие в атмосферу при естественном загрязнении быстро включаются в естественные круговороты, так как эти вещества всегда были и есть в природе. Промышленные предприятия выбрасывают в атмосферу вещества, которых часто не бывает в природе: фреоны, пыль тяжелых металлов, радиоактивные вещества. Эти вещества могут нарушить естественные природные процессы).

  1. Почему так опасны аварии на атомных станциях?

(Аварии на атомных станциях - это настоящие экологические катастрофы. Они наносят вред здоровью миллионов людей. При авариях в воздух попадает огромное количество радиоактивных веществ (изотопы цезия, стронция - во время чернобыльской аварии). Последствия таких аварий сказываются многие десятки лет. Загрязняется почва, лес, вода. Происходят генетические изменения в организмах животных, людей. Иммунная система людей и генофонд оказываются под угрозой).

Желтая дорожка

  1. Почему учёные - экологи считают, что люди, экономно расходующие воду, электроэнергию, газ, пищу, предметы обихода, реально охраняют природу?

(Рост употребления энергии опасен нагревом земной поверхности и приземных слоев атмосферы. Отработанная вода загрязняет водоемы. Электромагнитные поля влияют на развитие живых организмов. Среднюю температуру Земли увеличивают также и парниковые газы. Получение энергии загрязняет воздух оксидами азота и серы. А это способствует выпадению кислотных дождей. Следовательно, экономный человек реально способствует сохранению природы).

  1. Если смешать воду песок, неорганические и органические удобрения, будет ли эта смесь почвой?

(Нет, т.к. в этой смеси не содержатся микроорганизмы и др.)

  1. Раньше в красной книге было 4 категории животных: исчезающие, редкие, сокращающиеся и мало изученные. Затем появилась пятая. Какая?

(Восстановленные).

Красная дорожка

  1. Назовите местонахождение «Биосферы-2». В чём её отличие от большой биосферы?

(«Биосфера-2» - сооружение, построенное компанией «Space Biosphere Ventures» и миллиардером Эдвардом Бассом в пустыне Аризона (США).

Отличие: искусственное сооружение, моделирующее закономерностями функционирования естественных экосистем на основе замкнутых циклов

Цель эксперимента - получить необходимую для ученых информацию, чтобы улучшить положение дел в большой биосфере).

  1. В своих истоках река Клязьма представляет чистейший водоток. Но вот десяток - другой километров ниже от кристально чистых истоков река несёт уже не воду, а какое-то чёрное месиво с ежеминутно подымающимся из глубин пузырями дурно пахнущих газов. Каким образом проблема загрязнения малых и небольших рек превращается в сложную экологическую проблему областей, районов и стран? Наметьте пути рационального водопользования.

(Основными мерами по решению экологических проблем малых рек должны стать:

1.переход на водосберегающие технологии и полная очистка хозяйственно-бытовых и промышленных стоков;

2.ужесточение контроля за соблюдением природоохранных нормативов сброса загрязняющих веществ в водные объекты;

3.установление водоохранных зон для всех водных объектов;

4.ограничение сбросов промышленных вод в реки, озера и другие водные объекты;

5.очищение русел и пойм рек и озер от скопившегося мусора;

6.совершенствование технологий производства и технологий утилизации отходов;

7.осуществление жесткого контроля за выпасом скота в поймах, предотвращение попадания в реки удобрений и ядохимикатов с полей, а также фекальных масс;

8.посадка леса вдоль русел малых рек и примыкающих к речным долинам оврагов;

9.проведение разъяснительных мероприятий с населением по основам рационального природо- и водопользования.

Ведущий: «Эрудицион» хотелось бы завершить такими словами:

Есть просто храм,

Есть храм науки.

А еще есть природы храм -

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда, будь сердцем чуток.

Не оскверняй ее святынь.

Жюри подводит итоги игры. Участникам игры вручаются грамоты и призы. Победитель получает звание «Ученик года» и переходящий приз.


Приложение 1.


Список участников «Эрудициона - 2013»


  1. Кочеткова Алёна, 8 а

  2. Балашова Саша, 8 б

  3. Дмитриева Валя, 8 б

  4. Сорокина Настя, 8 б

  5. Харитонова Настя, 8 б

  6. Шакирова Наташа, 8 б

  7. Костоусова Лера, 8 б

  8. Дегтерёва Наташа, 8 б

  9. Морозова Даша, 9 б

  10. Сурина Дария, 9 б

  11. Молодцова Полина, 9 в

  12. Семёнова Диана, 9 в

  13. Чернова Даша, 9 в

  14. Цендякова Света, 9 в

  15. Список Ксения, 10

  16. Федина Елена, 10

  17. Угарова Ольга, 10

  18. Копысова Есения, 10

  19. Краскина Елена, 11


Приложение 2.

Состав жюри

  1. Балашова Е.И., директор школы

  2. Бердникова Е.Г., зам директора по УВР

  3. Ватулина Н.А., зам директора по ВР

  4. Шевелёва С.Г., руководитель ШНОУ, учитель истории и обществознания

  5. Мозолькина Н.В., учитель биологии и экологии

  6. Вилкова О.А., психолог



Приложение 4.

Вопросы «На всякий случай»

(в случае равенства баллов у участников)

  1. Какие виды антропогенных загрязнений вы можете назвать?

(Виды антропогенного загрязнения: химическое, биологическое, электромагнитное, радиационное, шумовое, тепловое.)


  1. В чём опасность пестицидов и нитратов?

(Пестициды - это ядохимикаты, которые используются для защиты растений от вредителей. Они загрязняют почву, воду и воздух. Попадают и в организм человека, нарушают процессы жизнедеятельности (рак, аллергия, болезни почек, печени, желудка).

Нитраты - соли азотной кислоты. Используются в качестве удобрений. Но их избыток откладывается в растениях про запас и вместе с продуктами питания попадает в организм человека. Нитраты помогают образованию в организме нитрозамина, активного канцерогенного вещества, вызывающего раковые заболевания.)



© 2010-2022