• Преподавателю
  • Другое
  • Методическая разработка по внеурочной деятельности урок-конференция (круглый стол) «Роль православной церкви в борьбе с фашизмом на оккупированных территориях» (по роману Александра Сегеня Поп)

Методическая разработка по внеурочной деятельности урок-конференция (круглый стол) «Роль православной церкви в борьбе с фашизмом на оккупированных территориях» (по роману Александра Сегеня Поп)

Урок-конференция обсуждение романа Александра Сегеня Поп Тема : Роль православной церкви в борьбе с фашизмом на оккупированных территориях в годы Великой Отечественной Войны. Задачи урока - ознакомить учащихся с направлениями деятельности Русской православной церкви в годы Великой Отечественной войны; - способствовать формированию  у учащихся представлений о событиях периода Великой Отечественной войны; - познакомить учащихся с представителями духовенства, проявившими в годы войны патриотические...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:








Методическая разработка

по внеурочной деятельности

урок-конференция

(круглый стол)

«Роль православной церкви в борьбе с фашизмом на оккупированных территориях»

(по роману Александра Сегеня Поп)








Авторы:

Курова Ольга Сергеевна,

Самсонова Лидия Сергеевна

преподаватели общественных дисциплин

ГБПОУ «ГК г. Сызрани»,

технический профиль













Сызрань 2015 г.





Урок-конференция обсуждение романа Александра Сегеня Поп

Тема : Роль православной церкви в борьбе с фашизмом на оккупированных территориях в годы Великой Отечественной Войны.


Эпиграф урока"Помни, ты не один на свете, кроме тебя есть другие люди; и они нуждаются в твоей доброте, понимании, мужестве, в твоей защите и помощи". (Л. Кассиль) (слайд)

Задачи урока

- ознакомить учащихся с направлениями деятельности Русской православной церкви в годы Великой Отечественной войны;

- способствовать формированию у учащихся представлений о событиях периода Великой Отечественной войны;

- познакомить учащихся с представителями духовенства, проявившими в годы войны патриотические качества не только в рамках пастырского служения, но и как защитники Отечества;

- углубить знания учащихся об особенностях национальных качеств русского народа, о роли духовного единства в истории России.

Познавательные УУД:

- развитие умения работать с различными видами информации: таблицами, текстовой информацией, иллюстрациями, видеоматериалами;

- развитие логических приемов мышления, умение осуществлять поисковую и исследовательскую деятельность.

Регулятивные УУД:

- развитие умения планировать свою деятельность, осуществлять свою деятельность в соответствии с предложенным планом;

- развитие умения делать что-либо в соответствии с образцом, а также проявлять творческие способности при выполнении продуктивных заданий;

- развитие умения оценивать свою деятельность.

Коммуникативные УУД:

- совершенствование умения работать в группе, умение коллективно обсуждать проблему;

- развитие умения выступать публично, логически грамотно формулировать высказывание, отстаивать свою точку зрения в соответствии с правилами ведения дискуссии;

- способствовать развитию умения слушать собеседника, проявлять уважение к позиции выступающего, даже если его точка зрения не совпадает с точкой зрения одноклассника.

Личностные УУД:

- способствовать формированию у учащихся эмоционального переживания, уважительного отношения к событиям Великой Отечественной войны;

- способствовать углублению понимания причастности к прошлому России, способствовать национальному самоопределению учащихся;

- активизировать учащихся к участию в социально значимой деятельности, внимательному отношению к ветеранам и людям преклонного возраста.

Оборудование урока: компьютер, медиапроектор

Наглядность: отрывки из текста, эпизоды из фильма, слайды с иллюстрациями, вопросами и отрывками из текста.

Подготовка к уроку начинается задолго до урока, т.к. ребята должны прочитать роман и просмотреть фильм заранее, написать отзыв,сделать презентацию по книге.

Чтобы создать атмосферу конференции, нужно расставить парты в форме круглого стола, поставить на них указатели, где написано, какую роль выполняет ученик. Ведущий или учитель знакомит всех присутствующих на уроке с участниками конференции: это корреспонденты, литературоведы, актеры, искусствоведы, историки, читатели. Каждый из них выступает по определенному вопросу:

Историки подбирают материалыо деятельности Псковской миссии в годы Войны. Рассматривают судьбу реальных людей ,которые стали прототипами героев романа

корреспонденты заранее собирают отзывы о романе и отбирают для урока самые интересные;

литературоведы готовят рассказ о писателе и его произведениях;

актеры расскажут об экранизации романа, актерах, сыгравших роли героев книги о восприятии фильма зрителями.

искусствоведы -определяют важные духовно-нравственные проблемы, затрагиваемые в книгег

читатели могут готовить вопросы для обсуждения, участвовать в их обсуждении.

Все ребята былит привлечены к подготовке и проведению урока









Ход урока

I Оргмомент. Мотивация учащихся. Введение в проблему урока

Преподаватель Война и плен понятия неразделимые. В любой войне бывают пленные. Эти потери - неизбежные спутники вооруженных столкновений. Как вы считаете, что было самым страшным испытанием для людей, попавших в плен

Предполагаемые ответы учащихся: тяжелые условия содержания, положение рабов, необходимость в тяжелых условиях найти силы для борьбы с врагом.

Преподаватель Герои которые, находились на оккупированных территориях понимали, что их борьба будет неизвестна после освобождения из плена. И всех их будут рассматривать как возможных предателей Родины? Что же тогда давало людям силы для борьбы с фашизмом?

Давайте в ходе сегоднешней конференции каждый для себя попробуем найти ответ на этот вопрос .

II Открытие нового знания

Учитель представляет участников конференции.

Выступление литературоведов с рассказом о писателе и его творчестве с представлением презентации

Родился в Москве 12 апреля 1959 года. В раннем возрасте стал сочинять, но профессионально занялся литературой с двадцати лет. В 1980 году поступил в Литературный институт . Печататься начал с 1986 года - журнал «Юность», Москва, рассказ «Деревяшка».

Автор романов и повестей на современные темы: «Похоронный марш», «Страшный пассажир», «Тридцать три удовольствия», «Время Ч», «Русский ураган», «Заблудившийся БТР», «Гибель маркёра Кутузова», «Есенин». Под влиянием знакомства со Львом Николаевичем Гумилёвым сочинил роман «Евпраксия и рыцарь Христа» и далее не раз обращался к написанию романов, действие которых разворачивается в разные исторические эпохи. Это романы «Древо Жизора», «Тамерлан», «Абуль-Аббас - любимый слон Карла Великого», «Державный. Государь Иван Третий», «Поющий король» о Ричарде Львиное Сердце, «Солнце земли Русской» об Александре Невском, , «Господа и товарищи» о событиях в Москве в октябре-ноябре 1917 года, повесть «Свет светлый» о митрополите Киевском и всея Руси Алексие, святителе и чудотворце Московском. Для серии «Жизнь замечательных людей» написал книгу «Московский Златоуст» о святителе Филарете (Дроздове), митрополите Московском и Коломенском.

Как публицист постоянно печатает статьи по русской истории и культуре, особое место в его творчестве занимает православная публицистика. Доцент Литературного института, в котором преподаёт с 1998 года.

Произведения автора переведены на английский, французский, немецкий, итальянский, испанский, венгерский, болгарский, китайский, арабский, польский, чешский, японский, сербский и другие языки

Роман Сегеня повествует о борьбе правосланой церкви с фашизмом на оккупированных территориях в годы Великой Отечественной Войны. Главным героем романа является настоятель небольшого прихода отец Александр Ионин. Образ собирательный, однако, во многом он возник из воспоминаний Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II о своем отце Михаиле Ридигере, который вынужден был поллерживать свою паству на оккупированной территории.

Июнь 1941 года, маленькое село Тихое в Латвии. Настоятель небольшого прихода отец Александр ведет неспешные беседы с матушкой Алевтиной, занимается обычными мирскими делами. Через два часа он закончит воскресную службу. Через два дня в село войдут немцы. Через два месяца в жизни священника Александра Ионина начнется самая важная миссия, в которой не будет громких подвигов и библейских чудес, а главным станет возвращение веры народу. И долг священника перерастет в священный подвиг

Выступление историков с рассказом о судьбе Псковской православной миссии с представлением презентации

Роман Александра Сегеня Поп открывает неизвестную святую страницу в летописи Великой Отечественной войны. Связана она с Прибалтикой и Псковской землей. А именно, Псковской православной миссии в 1941-1944 годы.

Пользуясь тем, что за время советской власти на Псковской земле не осталось ни одного действующего прихода, Гитлер и Розенберг разработали план восстановления здесь православной жизни, с тем, чтобы народ на оккупированных землях не роптал против захватчиков, а, напротив, восхвалял гитлеровскую власть.

Священослужители во главе с Митрополитом Виленским и всей Прибалтики Сергием (Воскресенским) согласились нести этот крест, так как понимали, что в тяжелое время должны быть со своим народом помогать ему как словом, так и делом.

С 1941 по 1944 годы помощь оказывалась детям, на долю которых выпали тяжелые испытания, в том числе из концлагеря Саласпилс.

В приходе был организован постоянный сбор средств для поддержания советских военнопленных, находящихся в фашистских концлагерях. Впоследствии органами госбезопасности это было поставлено в вину членам Псковской православной миссии, как то, что они сознательно собирали еду и вещи для фашистских солдат. В 1942 году предполагалось празднование 700-летия Ледового побоища. А в то время берега Чудского озера были в плену у новых псов-рыцарей. Но русские священники обнадеживали прихожан, говоря, что святой князь Александр Невский незримо явится и вновь одержит победу.

Когда в Москве произошло избрание Сергия (Страгородского) Патриархом Московским и всея Руси, Гитлер потребовал, чтобы все русские священники на оккупированных территориях предали его анафеме и осудили решение Священного Синода Русской Православной Церкви. Представители Русской Зарубежной Церкви собрались в Вене и исполнили волю Гитлера. А митрополит Сергий (Воскресенский) собрал всех представителей Псковской православной миссии, единогласно было принято решение: никакой анафемы и никакого осуждения! Отныне Псковская православная миссия считала себя в подчинении у патриарха Сергия (Страгородского). Тем самым она сознательно избрала для себя путь мученичества. Немцы начали проводить репрессии против русских православных священников на территориях Прибалтики и Псковщины. Весной 1944 года немцы решились на уничтожени митрополит Сергия Воскресенского. На дороге из Каунаса в Вильнюс машина, в которой ехал митрополит Сергий, была изрешечена пулями

В начале 1944 года Псковская земля была освобождена от захватчиков. Вскоре после освобождения от оккупантов органы НКВД стали арестовывать всех членов Псковской православной миссии. Приговоры им были суровые - от десяти лет до двадцати. Многие не вернулись потом из лагерей.

3.Выступление артистов с рассказом о фильме режиссера Владимира Хотиненко Поп с представлением презентации

«Поп» - российский исторический художественный фильм режиссёра Владимира Хотиненко. Сценарий фильма написал автор романа Александр Сегень. Первый художественный фильм, снятый под эгидой Московской Патриархии и при деятельном участии Патриарха Московского и всея Руси Алексия. Главные роли отца Александра Ионина и матушки Алефтины в фильме исполняют Сергей Маковецкий и Нина Усатова. Фильм получил мно призов и наград: XVII кинофестиваль «Окно в Европу». Приз Союза журналистов России (2009),Гран-при VI Международного кинофестиваля «Лучезарный ангел» (2009), Гран-при международного фестиваля православного кино и СМИ «Покров» (Украина, 2009), «Золотой Орел». Приз в номинации «Лучшая женская роль второго плана», Первая Патриаршая премия в области киноискусства, Владимир Хотиненко за фильм «Поп» удостоен награды Латвийской Православной Церкви. Но самая главная награда по признанию создателей фильма это любовь российского зрителя

Показ слайдов и отрывков из фильма.

Выступление корреспондентов с рассказом об отзывах на фильм с представлением презентации

Святейший Патриарх Кирилл дал следующий отзыв о романе Александра Сегеня "достаточно объективно и художественно удалась рассказать о сложных исторических обстоятельствах», "будучи светским человеком, автор изобразил такого священника, на какого хотели бы походить многие современные батюшки".

А вот мнения школьников об этом произведении.

- Православные священники прятали у себя партизан. Об этом мало кто знал. А то, что они хвалили немцев в своих проповедях, слышали многие. Как же тяжело им было видеть презрительные взгляды!

- Служители церкви спасли многих детей из концлагеря. Это подвиг!

- Православные священники собирали еду и вещи для военнопленных . Их нередко забирали враги для своих солдат. После священников обвиняли в том, что они помогали немцам и ссылали в лагеря. А нередко расстреливали… Тяжело…

- Мне очень понравились актёры Сергей Маковецкий и Нина Усатова, сыгравшие главные роли в фильме. Это священник отец Александр и матушка Алевтина. Добрые и преданные русскому народу люди.

- Меня в данном произведении покорило то, что автору удалось показать яркие примеры истинной веры и любви, которым без сомнения хочется следовать

5. Выступление искусствоведов с рассказом о духовно нраственных проблемах поднимаемых в романе с представлением презентации

Проблема веры конфликт отца Александра Ионина и полковника Ивана Федоровича Фрайгаузена, позиция Псковской православной миссии к власти

Проблема покаяния противоставление образов Алексея Луготинцева и полицая Владыкина

Проблема милосердия добрые дела Псковской православной миссии

Сила духа человека на примере судьбы отца Александра Ионина

III Обобщение результатов овладения новым знанием

Преподаватель: Обратитесь к проблеме конференции и сформулируйте вывод по итогам ее проведения. В ответе на вопрос вам поможет эпиграф (слайд)

Предполагаемые ответы учащихся: Бороться с фащизмом на оккупированных территорях людей заставляло понимание, что рядом люди, которые нуждаются в твоей помоще и защите. И ты в ответе за свои поступки, прежде всего перед самис собой и перед такими людьми. Это предавало людям мужество в борьбе с фашизмом.

IV. Рефлексия

Преподаватель: Как вы считаете, а в обычной мирной жизни человек сталкивается с проблемой сохранения своих принципов, идеалов в сложных жизненных обстоятельствах

Предполагаемые ответы учащихся: Да бывают ситуации, когда перед человеком стоит выбор между своими принципами и личным благополучием. Примеры поведения героев романа Александра Сегеня поможет нам совершать правильные поступки в тяжелых жизненных обстоятельствах.

Преподаватель: Что вы сегодя узнали нового о событиях Великой Отечественной проблемы?

Предполагаемые ответы учащихся: О роли православной церкви в борьбес фашизмом в годы Великой Отечественной Войны.

Преподаватель: Помогла ли сегоднешняя конференция разобраться с проблемами, которые возникли в ходе поисковой деятельности в рамках проекта «Живая память поколений»? Определите, какие направления в работе над проектом мы теперь можем еще выделить?

Предполагаемые ответы учащихся: Хочется больше о роли православной церкви в годы Великой Отечественной Войны. Изучить судьбы военопленных в годы Великой Отечественной Войны.

По итогам конференции обсуждение романа Александра Сегеня Поп было принято решение представить материалы конференции на общественных мероприятиях патриотической и духовно-нравственной тематики.

© 2010-2022