- Преподавателю
- Другое
- Занятие - проект «Создаем журнал вместе»
Занятие - проект «Создаем журнал вместе»
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Гостяева .Т. |
Дата | 10.11.2012 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Занятие - проект
«Создаем журнал вместе»
Цель урока: подготовка учащихся начальной школы к проектной и научно-исследовательской деятельности, на основе знаний о детских журналах, навыков поиска и представления информации.
Задачи:
-
закрепить знания о структуре и составных частях детских журналов, полученных на занятиях «Основы информационной грамотности»;
-
познакомить учащихся с элементами проектной деятельности;
-
изготовить (создать) журнал, как продукт проектной деятельности;
-
научить смотреть на журнал как на источник новой и интересной информации и использовать материалы периодики в учебном процессе
Ход урока:
1 слайд. Ребята, на прошлых занятиях мы с вами познакомились с периодикой. Говорили, что нет ни одного человека, который бы не был знаком с газетами и журналами, не интересовался новостями в нашей стране и за рубежом. Кто-то читает о политике, другие - об открытиях в области науки и техники, кому-то интересно все новое в литературе и искусстве, а кто-то интересуется миром природы.
2 слайд. Мы познакомились с понятием «периодические издания» и видами периодических изданий.
Почему же эти издания называются «периодической печатью»?
Ответ: Периодический - выходящий из печати через определенный промежуток времени. Газеты выходят чаще, журналы - реже.
Какие журналы и газеты вы знаете? (Ответы детей).
3 слайд. Немного из истории журнала.
Первый журнал появился в Европе во 2-ой половине XVII века и назывался он «Журнал ученых». В России журнал тоже вышел в свет в 1769 году и назывался «Трутень». Но он просуществовал не долго. Первые журналы, которые выходили в России: «Живописец», «Кошелек». А для детей - «Детское чтение для сердца и разума» (1785-1789), «Северное сияние», «Полярная звезда».
4 слайд. Что такое журнал?
Журналом называется издание в виде блока скрепленных в корешке листов печатного материала, установленного формата в обложке.
На обложке журнала или первой странице всегда стоит номер и год издания. Чтобы узнать подробнее об издании, надо заглянуть в его выходные данные. В них помимо номера издания указан год, с которого этот журнал издается, и его тираж, а также кто его редактор, редакционный совет, художники, назначение журнала.
5 слайд
В нашей стране издается огромное количество периодических изданий для детей. Друг от друга они отличаются не только названиями, но и назначением. Существуют литературно-художественные журналы. Это «Мурзилка», «Читайка», «Миша», «Детское чтение для сердца и разума». Научно-популярные журналы - это такие как «Тошка», «Филя», «Юный натуралист». А поднять настроение и развеселить помогут юмористические и развлекательные журналы-комиксы: «Веселые картинки», «Ералаш», «играем с Барби», «Принцесса», «Колобок»…
Сейчас мы послушаем подготовленные дома сообщения ребят об их любимых детских журналах
Журнал «Мурзилка»
6 слайд. Это ежемесячный литературно-художественный журнал. Издается с 1924 года, так что его первые номера читали ваши прабабушки и прадедушки. Теперь эти самые номера журнала хранятся в Центральной библиотеке России, но их нельзя подержать в руках, так как бумага от времени стала такой ветхой, что рассыпается. Журнал постранично сфотографировали и поместили в отдел редких изданий.
Откуда же взялось такое название - «Мурзилка»? Долго думали редакторы, как же назвать новый детский журнал. И вот кому-то вспомнились популярные некогда книжки о веселых приключениях маленьких лесных человечков, которые странствуют по свету. Среди множества крохотных существ был и Музилка. Но в книге Мурзилка был все-таки человечком, а в журнале пришлось ему стать собачкой и путешествовать вместе с другом и хозяином - мальчиком Петей. В таком обличье Мурзилка не очень нравился писателям и художникам, и герой все реже и реже стал появляться на страницах, а потом и вовсе исчез. А без героя детскому журналу скучно. И тогда редакция попросила знаменитого художника-иллюстратора Аминадава Каневского создать образ Мурзилки. Мурзилка впервые появился на страницах журнала в 1937 году, с тех пор в журнале поселился пушистый волшебный герой, желтенький, как одуванчик, в красном берете и шарфике, с фотоаппаратом через плечо, такой, каким все видят его сейчас.
Слайд 7.Несмотря на почтенный возраст, журнал каждым годом становится все красочнее и интереснее по содержанию. У журнала есть хорошая традиция - знакомить своих читателей с детскими писателями, художниками-иллюстраторами и их работами.
В постоянной рубрике «Галерея искусств» «Мурзилка» рассказывает о знаменитых художниках, художественных промыслах, собирателях картин. Рубрика «Это интересно» посвящена какому-либо животному.
А еще в «Мурзилке» есть занимательные странички: «Головоломки, игры, затеи», «Поиграем в слова», «Веселая математика».
8 слайд. Цель журнала «Читайка» - рассказать о лучших детских книгах и писателях, научить вас вдумчиво читать текст, разбираться в структуре стихотворной речи, образных выражениях, развить логическое мышление и фантазию.
Главные герои журнала - Читайка и Совенок. Вместе с ними мы сегодня из номера в номер знакомимся с лучшими книгами, журналами, попадем в забавные ситуации, примем участие в увлекательных играх.
Девиз журнала: «Книга - твоя лучшая зашита».
Среди авторов - известные писатели Сергей Михалков, Юнна Мориц, Иван Панкеев, Дмитрий Емец, Валентин Постников, Сергей Георгиев, Софья Прокофьева, Ирина Толмакова, Виктор Лунин.
В каждом номере центральной темой служит какая-то одна любимая детская книга - для её знатоков Игорь Суханов и Валерия Корыстылева составляют кроссворд, игру-ходилку. Только тот, кто внимательно прочел книгу, может добраться до финиша первым.
В журнале множество самых разных рубрик, среди которых каждый читатель сможет найти свою, любимую.
На «Страничку со смешинкой» попадают веселые истории в стихах и прозе.
«Веселые лабиринты» познакомят с историей ледникового периода, Древнего мира, Средних веков. По лабиринтам игроки смогут добраться до коварных пиратов, найти клад, спрятанный на необитаемом острове, помочь защитить крепость от неприятеля, разгадать загадки пирамид.
В «Читайкиной аптечке» вы найдете лекарство от страха, зазнайства, хвастовства, ничегонечитания, жадности и других детских бед, которыми переболели не все взрослые люди и тоже подчас ими страдают. «Аптечка» может стать для вас душевной защитой в трудных ситуациях.
«Раз - словечко, два - словечко» - это поэтический мастер-класс. Его ведет детский поэт Людмила Уланова. Она рассказывает детям, как делать стихи, а затем разбирает почту и рассказывает всем , что такого интересного дети насочиняли сами.
Стихи - стихами, но вам надо же учиться, поэтому журнала «Читайка» предлагает различные подсказки.
В рубрике «Что такое хорошо» - непростые ситуации, выход из которых подскажут герои стихов и сказок.
В рубрике «Давай играть» - игры от самых старинных до современных.
«Обучалкины стихи» - это собрание веселых тестов о животных, растениях, домашних предметах, цветах радуги и фигурах. Научат нас квалифицировать предметы, различать формы и цвета, определять время суток и цвета.
«Изба - читайка» - в этой рубрике вы познакомитесь с авторами любимых книг, сможете проверить себя, т.е. внимательно ли вы читаете и вместе с героями можете путешествовать и отгадывать кроссворды.
У Читайки книжек много,
Все они - его друзья.
Он у нас сегодня дома,
Значит, мы - его семья.
Кепка, рыжий хохолок,
Наш Читайка - всем дружок.
Он в журнал нас позовёт,
По страницам проведёт.
Там стихи, кроссворды, песни!
Всем с «Читайкой» интересно!
Дома с ним уютно очень,
Сможет он всегда помочь нам,
Настроение поднять.
Будем мы «Читайку» ждать!
Слайд 9.Журнал «Тошка»
Издается с 1999 года.
Тошка - весёлый и любознательный щенок - будет верным другом для всех любителей животных. На страницах журнала он рассказывает о диких животных, о секретах воспитания и ухода за домашними любимцами.
Вместе с Тошкой читатели отправляются в путешествия, узнают тайны и секреты животных, учатся рисовать, делают поделки.
В каждом номере Николай Дроздов проводит увлекательный конкурс «В мире животных», а победителей ждут замечательные призы - книги, диски, кассеты.
А ещё Тошка загадывает загадки, предлагает кроссворды и головоломки, рассказывает и показывает фотоистории. Центральный разворот журнала - постер - уникальные авторские фотографии животных.
Кто пишет статьи в журналы, ребята? (Ответы детей) Конечно, журналисты, писатели, поэты. Журналист старается найти интересную тему, много думает, берет интервью, а может даже и путешествует, прежде чем напишет …, нет, еще не статью, пока она называется рукопись или материал в номер.
Ребята, а интересно ли было бы вам читать журнал, где один только текст? Нет, конечно, и потому при создании журнала очень важна работа фотографа. Он работает над материалом совместно с журналистом, фотографии дополняют текст, раскрывают его содержание. Когда человек листает страницы журнала, часто именно фотография привлекает внимание к напечатанной статье. Часто журнальные страницы оформляют художники-иллюстраторы
Первым будущую статью читает редактор. Он советует, что нужно сделать для того, чтобы статья была интересной, захватывающей для читателя. Художественный редактор - отбирает лучшие фотографии или иллюстрации.
Технический редактор - подбирает шрифт и оформление.
А вот ошибки, которые могут быть в тексте, исправляет корректор.
Когда готов проект журнала, его несут в типографию, где на специальных машинах, на больших листах бумаги напечатают текст, соберут его в журнальный формат и отправят на склад, откуда ее автомобилем, поездом, самолетом или пароходом отправят в магазины, киоски или библиотеки, где его уже ждут читатели.
Ребята, а хотели бы вы сами создать журнал?
Предлагаю попробовать свои силы в издательском деле и самим создать журнал, который назовем ……………….(Выбирается название из предложений детей).
Ребята, а знаете ли, вы что означает слово "проект"?
Проект - замысел, план или предварительный текст какого-либо документа. Т.к. журнал тоже является документом, мы и будем с вами создавать (проектировать) журнал.
1 этап. Подготовка:
-
Определяется тема и цель проекта (в соответствии с интересами участников проекта) Например, мы будем создавать журнал о природе.
-
Формируются рабочие группы и распределяются роли (журналисты, фотографы, художники-иллюстраторы, технические редакторы и т.д.).
2 этап. Планирование:
-
Определяются источники и способы сбора информации. Обговариваем вместе с ребятами, где можно найти информацию для своего проекта:
- в научно-популярной литературе,
- через Интернет;
- попросить о консультации специалистов в данной отрасли.
-
Определяется способ представления результатов (формирование проекта).
-
Распределяются обязанности между членами команды внутри рабочих групп.
3 этап. Исследование:
Сбор и уточнение информации (педагог в течение всего периода работы над проектом консультирует участников проекта, при необходимости поправляет и направляет).
4 этап. Формирование результатов (оформление проекта).
5 этап. Оценка результатов (коллективное обсуждение готового проекта (журнала), выявление сильных и слабых сторон)