Статья Рефлексия о необходимости преобразования школьной практики

Раздел Другое
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Жекебатырова Р.Т. Портфолио учителя Отчет А

Группа №2 1-го уровня Город Кокшетау 13.04.2015.

Рефлексивный отчет с обоснованием необходимости

преобразования школьной практики.


Чтобы преуспеть в своём развитии, стране

следует растить образованную молодежь. Н.А. Назарбаев

Технический прогресс, заполонивший абсолютно все сферы нашей современной жизни, и невероятное количество доступной информации не может не отражаться на нашем обществе, политике и экономике. Глобальные процессы отражаются и на мировом образовательном процессе. По своей значимости образование само превращается в глобальную проблему современного мира. Образование большинства развитых стран мира находится в состоянии непрерывной модернизации и реформирования. Прямое подтверждение образовательных изменений, по моему мнению, в нашей стране это послание Президента Республики Казахстан, Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства», одним из направлений которого являются «Знания и профессиональные навыки - ключевые ориентиры современной системы образования, подготовки и переподготовки кадров».

Руководством Казахстана подписаны множество соглашений и договоров, в том числе и касающихся образования (Болонские соглашения, Лиссабонский договор и т. д.). Наша республика является несомненным лидером по реформам образования среди стран СНГ. Многое успешно внедрено или внедряется в образование. Считаю наиболее удачной систему отбора одаренных учащихся в программу «Болашак» для обучения в лучших ВУЗах мира. Стремительно развиваются «Назарбаев интеллектуальные школы», предназначенные для обучения интеллектуальной элиты страны. Своевременно и правильно отреагировало наше руководство на внедрение критического мышления в обучение школьников - ведётся подготовка учителей в этом направлении и система государственных грантов даёт определённые результаты. Согласно данным Института статистики ЮНЕСКО, в ходе международного мониторинга "Преодоление неравенства: важная роль управления", Казахстан занял 1-е место среди 129 стран по индексу развития «Образование для всех» по таким показателям, как "Охват начальным образованием", "Уровень грамотности для взрослых". По Глобальному индексу конкурентоспособности наша страна за 12 лет продвинулась с 93 на 72 место (ВЭК 2011). Казахстан вошел в группу стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала, заняв 66 место из 169 стран мира. В настоящее время грамотное население Казахстана составляет 99,5 % . По этому показателю мы занимаем 14 место среди 177 стран мира. Доля расходов на образование составляет 4,1 % от ВВП, что является высоким показателем (МОН РК 2011), но значительно меньше, чем в странах ОЭСР - 5,9%.

Но не все исследования в системе образования Казахстана показали положительный результат. По источнику strategy2050.kz/ru/news/4180/ Казахстан по итогам международного экзамена PISA (Trends in International Mathematics and Science Study)- 2012 занял 49 позицию по математике из 65 стран мирa, 52- естественнонаучным дисциплинам и 63- читательской грамотности. Результаты показывают, что наши ученики имеют хорошие знания, но не умеют применять их на практике. Из этого следует что учителям необходимо развивать в учениках творчество, инициативу, гибкость мышления, а самое главное умение применять полученные знания на практике. «Принципиальным отличием современных процессов преподавания и обучения является их приоритетность в формировании готовности учащихся к практическому использованию имеющихся знаний, помимо формального обладания ими, что в большей степени соответствует сущности навыков, востребованных в 21 веке». (Руководство для учителя /Введение», стр. 104)

По рейтингу Казахстан не вошел в 10 стран с лучшими системами образования, значит, Казахстану, стране ставящей перед собой высокие цели, необходимо реформирование системы образования.

«Если наши дети сдают наши экзамены, но показывают результаты, уступающие показателям лучших систем по критериям PISA, - значит, мы должны повысить наши стандарты». (Барбер М., Муршед М. «Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах» стр. 15)

Для этого, я думаю, нам важен опыт лидирующих стран среди систем школьного образования мира - это Сингапур, Финляндия, Гонконг, Южная Корея, Англия, Австралия, Нидерланды, Бельгия, США (по данным международных исследований PISA). Страны с успешной образовательной практикой четко формулировали основные принципы при стратегических реформах образования. Ознакомившись с образовательной системой этих стран, я считаю, что в нашей республике, имеются все возможности улучшить свою образовательную систему, апробируя образовательные системы стран ОЭСР.

Исходя из опыта стран с успешными системами школьного образования, по моему мнению, можно сделать выводы, что решающую часть их успеха составляют условия:

1. Учителями должны становиться наиболее подходящие для этого люди.

2. Будущим учителям необходима эффективная подготовка.

3. Каждому отдельному ученику необходимы соответствующие условия в процессе обучения.

4. Каждой отдельной школе не обойтись без сильного руководства.

Теперь рассмотрим все эти условия подробнее. Ни для кого не секрет, что все в нашем мире взаимосвязано, так успех нашей страны зависит от успеха живущих и работающих в ней людей. А успех и конкурентоспособность каждого отдельного человека зависит от адаптированности к требованиям времени, на которую большое влияние оказывает качество образования. Качественного образования, в свою очередь, не достичь без эффективной системы обучения и, соответветственно, без людей дающих его. Качество школьной системы образования основывается на качестве работающих в ней учителей и привлечение к этой профессии способных, талантливых людей является важным условием повышения уровня образования. Школьные системы Европы, Америки и Азии, применив это на практике, добились одинаково хороших результатов. Что касается осуществления этого в нашей стране, то по моему мнению, здесь не обойтись без повышения статуса учительской профессии. Высокий статус учителя привлекает все более талантливых людей и соответственно приводит к дальнейшему повышению статуса этой профессии. Реальность осуществления данного условия видна из опыта Англии, которой за 5 лет удалось сделать профессию школьного учителя самой популярной среди выпускников вузов. А эффективность данной стратегии мы можем оценить из опыта лидирующих стран в мировом образовании Финляндии, Южной Кореи и Сингапура, где статус учителя очень высок. В нашей стране нужно пересмотреть процедуры отбора выпускников школ, именно при поступлении на педагогические факультеты. В Сингапуре процессом отбора управляют Министерство образования и Национальный институт образования, а в Финляндии отбор состоит из 3 этапов, включающие тестирования по академическим способностям, готовностью учиться и мотивации к учительской работе. А в США между школами, университетами и организациями, проводящими отбор кандидатов (The Boston Teacher Residency; Chicago Teaching Fellows) существует договоренность, вследствие которой успешным кандидатам гарантируют работу после обучения. На педагогических факультетах нашей страны имеют возможность учиться и выпускники, получившие низкий средний балл по ЕНТ, часто профессию учителя абитуриенты выбирают по остаточному принципу, если не хватило баллов для поступления на грант на более «престижную» специальность.

Каждый учитель для качественной работы и желания ее совершенствовать должен быть материально мотивирован. Согласно исследованиям заработная плата редко является главной причиной выбора этой профессии. Однако из тех же исследований понятно, что если бы уровень будущих доходов при выборе профессии учителя не соответствовал бы уровню в других сферах, то выпускники не пошли бы в учителя. Для привлечения способных людей эти факторы играют решающую роль. Высокая заработная плата учителя и ее дальнейшее повышение в Южной Корее является одним из основных факторов повышения социального статуса этой профессии и конечно же повышения качества соискателей на должность учителя. Под влиянием времени меняется мир, ценности, люди и ученики тоже меняются. Современный портрет ученика влечет за собой необходимость изменения подхода к процессу обучения. По итогам ОЭСР основными критериями для «модели ученика 21 века» является:

- способность учащихся к выбору решений и действии

-готовность учащихся к практическому использованию имеющихся знаний, помимо формального обладания ими

- формирование метапознания - навыков обучения тому, как учиться

Из этого следует, что будущие учителя должны приобрести определённое количество знаний и навыков, и поэтому здесь не обойтись без эффективной подготовки. В процессе обучения каждый педагог помимо приобретения основных знаний должен научиться применять разнообразные подходы в преподавании, четко планировать свою методику работы, владеть информационными технологиями. А также важно развить в учителях умение прививать детям инициативу, лидерские способности, критическое мышление, гибкость ума, творческие способности, практическое применение знаний.

Под третьим условием, необходимым для улучшения системы качества образования, я подразумеваю наличие условий для обучения каждого ученика без исключения. «Растет необходимость индивидуализации и дифференциации обучения, представляющей возможности для получения различными группами учащихся инклюзивного, доступного для всех и личностно-ориентированного образования» («Руководство для учителя/ Обоснование возможностей программы для преобразования школьной практики стр. 115).Немаловажным является компенсирование недостатка подготовки дома, для того чтобы предотвратить появления в системе слабых звеньев. Финские слабоуспевающие дети получают помощь от специально предназначенных для этого учителей, которые посредством индивидуальных и групповых занятий помогают детям не стать отстающими. А в Новой Зеландии существует программа Reading Recovery, предназначенная для улучшения чтения у детей со слабыми навыками. В Японской школе учителя не делят детей на слабых и сильных, а делят на ленивых и прилежных, поэтому они не составляют специальных программ ни для одаренных, ни для отстающих. Не практикуют оставлять учеников на второй год обучения. А подтянуть учеников помогают репетиторские школы «дзюку». Если обратить внимание на цифры, то 80% детей старших классов начальной школы, 95% средней школы посещают "дзюку".

Невозможно представить эффективные внедрения в систему образования без сильных руководителей каждой школы в частности. Это подтверждает опыт Англии и Сингапура, из которого ясно, что грамотное руководство сыграло важную роль в практическом внедрении изменений в работу школы. А вот для получения грамотных директоров и их заместителей, способных провести реальные улучшения в преподавании, успешные школьные системы отбирают их из подходящих учителей и ставят одной из главных задач руководителей - развитие педагогов. Отбор кандидатов в Сингапуре происходит в виде тестирования, затем кандидаты проходят программу в течение 6 месяцев в Национальном институте образования. Также в процессе отбора на роль руководителей учитывается мнения педагогов школы. Говоря о помощи в развитии учителей, я говорю о наставничестве и создании условий для совершенствования учителей путём обмена навыками и знаниями в процессе взаимодействия учителей между собой. В школах Финляндии выделяется свободное время каждую неделю для совместной разработки школьной программы. Здесь поощряется практика совместной работы между школами, посредством обмена информации, материалов и опыта. Руководители школ в Японии и Финляндии приложили усилия для создания атмосферы, при которой обмен мнениями и опытом, совместное планирование и совершенствование путем взаимодействия учителей друг с другом стали постоянными и нормальными чертами их школьной жизни. В Сингапурских школах существуют старшие учителя, обязанностями которых является наставничество и обеспечение развития учителей. Добившихся хороших результатов в обучении учителей в Англии снимают процент нагрузки именно для предоставления возможности уделять больше времени на помощь своим коллегам. Я думаю, что реформа, независимо от сферы применения, не может принести желаемые результаты без эффективно действующего руководства, как на уровне системы, так и на уровне отдельного предприятия.

Теперь, после того, как на опыте успешных образовательных систем мной доказана эффективность вышесказанных стратегий, встает вопрос о применении их в нашем образовании. Для результативного внедрения, и я уверена, что со мной согласится большинство педагогов страны, не обойтись без коррекционных действий. Я говорю об уменьшении количества бумаг, которые учитель должен предоставлять в виде отчета о своей работе. Этим мы снимем ограничения, связанные со временем каждого отдельного учителя и повлечем за собой качество реально выполняемой работы, применение творческих подходов к урокам и, конечно же, поможет создать условия для эффективного совершенствования нашего качества обучения. Из сравнительного анализа успешно функционирующих систем образования понятно, что внедрения, дающие результаты на уровне страны, являются трудной, но выполнимой задачей. Ярким примером, по моему мнению, являются школьные системы Южной Кореи и Сингапура, которые за несколько десятилетий из отстающих в качестве образования стали одними из лидирующих. Все эти условия и преобразования приведут к результатам только в комплексе с материально-техническим оснащением, коллективной работой, применением новейших технологий и верой в способность улучшить образование наших детей.

Школа, в которой я работаю, является образцом традиционной системы преподавания. На протяжение многих лет она является ведущей школой района. На базе школы проходят районные и областные семинары. В коллективе 60% педагогов имеют высшую и первую категории. Стабильные результаты ЕНТ, отличная работа НОУ, научные работы детей занимают 1-3 места в области и республике, есть и победители в международных конкурсах -3 место в текущем учебном году. Но многие аспекты в нашей школе нуждаются в изменении. Из 59 учителей только 12 прошли обучение по программе 3 уровня. Нет учителей прошедших программу 2 уровня. И это очень усложняет нашу работу в школе. Необходимо чтобы в школе были учителя прошедшие курсы по всем уровням программы, предложенной Кембриджем. И это только может определить для школы «зону нашего ближайшего развития». В нашей школе, учителя прошедшие курсы 3 уровня используют новые подходы по программе Кембриджа на своих уроках и имеют положительные результаты в своей работе. Всегда готовы поделиться своими знаниями и опытом по 7 модулям. На мой взгляд это и является первым шагом для изменения нашей школьной практики в лучшую сторону. Темой своего исследования на период практики выбрала обучение в сотрудничестве как один из самых эффективных подходов в образовании. Цель исследования: «Как групповая работа влияет на мотивацию обучения», когда обучающиеся объединяются в группы, происходит взаимообучение. Коллаборативная среда позволяет личности раскрыть свой потенциал и с легкостью усваивать изучаемый материал. «Исследователи Хоу и Мерсер (2010) показали, что совместные мероприятия повышают умственное развитие и обучение, а также развитие навыков общения». (Руководство для учителя I, стр.123).Полученные знания станут хорошей стартовой площадкой для воплощения многих идей. Анализируя проведённую работу в школе, я поняла, как много дали мне курсы: интересные примеры международной педагогической практики; новые формы и методы работы; изменения в стиле преподавания. Проводя обучение в новом аспекте, интерес к обучению у наших учеников повысится, и мы сможем добиться высоких результатов в обучение. Школьники будут иметь навыки актуальные и необходимые в 21 веке. Девиз, который будет для нас актуальным: «Учиться, меняться, совершенствоваться».




Использованная литература

1.Послание Президента Республики Казахстан, Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства».

2.По источнику strategy2050.kz/ru/news/4180/ Национальный доклад по состоянию и развитию образования в Республике Казахстан (краткая версия). - Астана, 2011, стр.75

3. «Руководство для учителя /Введение», стр. 104

4. Барбер М. Муршед М. «Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах» 2008 год, стр.15

5. Барбер М., Муршед М. «Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах» 2008 год.

6. «Руководство для учителя /Обоснование возможностей программы для преобразования школьной практики», стр. 114

7. «Традиции и реформы современной Японской школы» ст. Павлова Т.Л. кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой педагогики НГПУ, председатель психолого-педагогического Совета НГПУ, президент новосибирского общества "Россия - Япония».

8. «Руководство для учителя /Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников», стр. 123




© 2010-2022