Внеклассное занятие по теме Милосердие ( конспект)

Раздел Другое
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Милосердие поможет выжить»

в 7 классе

Цель занятия: осмысление понятия «милосердие».

Задачи:

Обучающие

1. Рассмотреть различные позиции по отношению к смыслу жизни, милосердию

2. Давать нравственную оценку нравственным поступкам людей;

3. Учиться находить аргументы для доказательства собственного мнения

Развивающие

  1. Развивать познавательную активность, кругозор воспитанников

2. Задуматься о собственном понимании жизненных целей и задач

Воспитывающие

  1. Воспитывать навыки коллективного творчества в процессе группового общения через совместные диалоги, сюжетные инсценировки, видеоматериал

  2. Воспитывать стремление совершать добрые дела.

  3. Подвести воспитанников к мысли об уникальности человеческой жизни, об ответственности за свой жизненный выбор, о необходимости внимательного и бережного отношения к окружающим людям.

Психологическая: Создать обстановку доброжелательности, доверительности.

Средства обучения:

  • Визуальные: наглядно-иллюстративный материал.

  • Аудиальные: СD- проигрыватель, компьютер, мультимедийный проектор.

Технология обучения: КТД, развитие через решение поставленной проблемы.

Методы обучения:

  • При изучении нового материала: объяснение, показ социальных ролей, частично-поисковый метод;

  • При закреплении изученного материала: беседа, художественные зарисовки, анализ жизненных ситуаций на основе личного опыта.

Приемы: обобщение и систематизация знаний через беседы, игры, видеоматериал

Форма: познавательно-творческая игра

Оформление: эмблема- рисунок сердца в руках (Приложение 1); высказывания «Из всех преступлений самое тяжелое - бессердечие» (Конфуций), «Обидеть - что ударить, а вот приласкать - надо слово искать», «Язык - самое опасное оружие. Рана от меча легче залечивается, чем от слова»; стихотворение А.Дементьева (Приложение 2),мягкая игрушка.

Жизнь нуждается в милосердии,

Милосердием мы бедны.

Кто-то злобствует, кто-то сердится,

Кто-то снова в тисках беды.

Жизнь нуждается в сострадании

Наши души - как топоры…

Слишком многих мы словом ранили,

Позабыв, что слова остры.

Приготовить на доске желтую серединку от «Ромашки счастья», на ватмане А3 изображенное дерево жизни; заготовки «Указа о милосердии» ( Приложение 3), на вырезанных в форме сердца открытках пожелания (Приложение 4) по количеству детей, ситуации распечатанные.

на столе у каждого ребенка лепесток для будущей «Ромашки счастья», бумага А4, фломастеры, сердечки, сделанные детьми.

Ход мероприятия:

1. Тренинг «Улыбка». Возьмитесь за руки, образуйте круг, улыбнитесь соседу слева, по-доброму улыбнитесь, так как бы хотели, чтобы улыбнулись вам.

Я думаю, вы зарядились положительными эмоциями. Предлагаю вам открыть свои ладони и сердца для коллективного творчества и общения. Ведь именно этот жест означает доброе отношение к людям.

Чтобы определить тему нашего занятия, предлагаю вам

просмотр фрагмента мультфильма «Цветик-семицветик».

Ребята,обьясните поступок героини, почему она поступила именно так?

Ответы детей.

Как вы думайте, как можно назвать тему нашего часа самовоспитания?

(Если ребята затрудняются ответить, прочитать стих-ние Лермонтова М. Ю.)

Слайд №1

У врат обители святой

Стоял просящий подаянья

Бедняк иссохший, чуть живой

От глада, жажды и страданья.

Куска лишь хлеба он просил,

И взор являл живую муку,

И кто-то камень положил

В его протянутую руку

М. Ю. Лермонтов

Сегодня наш час пройдет в форме познавательно - творческой игры «Милосердие поможет выжить». Мы с вами будем учиться в разных ситуациях быть добрыми и милосердными.

Из каких слов произошло это слово? Как Вы это понимаете? (милое сердце)

Что значит слово «Милосердие»?слайд № 2

Внеклассное занятие по теме Милосердие( конспект)Милосердие

Внеклассное занятие по теме Милосердие( конспект)Внеклассное занятие по теме Милосердие( конспект)усердие


милость

3. Знаете, один мудрый человек еще в V веке до нашей эры говорил:

«Кто полон милосердия, тот непременно храбр, кто храбр необязательно милосерден»./Конфуций/

Слайд № 3

- Как вы думаете, почему он так сказал?

/ответы детей./ Подвести детей к выводу, что милосердный человек должен обладать определенными нравственными качествами личности.

- А какими нравственными качествами должен обладать милосердный человек мы сейчас узнаем. Я предлагаю вам сходить на «ярмарку достоинств»:

Слайд № 5

В этой маленькой корзине

Много качеств разных есть

Всех их нам не перечесть

Выбирая не спеши

Бери, что важно для души.

/в корзине человеколюбие, сопереживание, отзывчивость, сострадание, щедрость, терпение, корысть, жадность, ненависть и т.д./Дети выбирают, объясняют, почему по их мнению этим качеством должен обладать милосердный человек. /

- Конечно ребята, человек, который обладает такими положительными качествами личности, будет всегда готов прийти на помощь, проявить милосердие.

А откуда взяло начало милосердие? Кто-нибудь может об этом рассказать?

  1. История милосердия (просмотр отрывка «История красного креста»)

Слайд № 6

Чтобы быть милосердным, надо определить, чего в нашем мире должно быть больше - понимания друг друга или непонимания. Я хочу пожелать вам, чтобы жили в мире понимания и реже оказывались в мире разочарования и горести. Стихотворение А.Дементьева. ».(Стих читает В.Кондрашов )

-Да, действительно, «Язык - самое опасное оружие. Рана от меча легче залечивается, чем от слова)

- но любое ли общение полезно человеку?

- всегда ли вы в общении милосердны? (ответы)

Для человека полезно то общение, которое несет с собой положительные эмоции, дает человеку чувство защищенности, уверенности в себе. Именно в общении и через общение человек способен излучать душевное тепло, добро, интерес, сочувствие, сострадание.

Дружеские, доброжелательные отношение в семье, в школьном коллективе - немаловажное условие для плодотворной работы, хорошего самочувствия, удовлетворенности жизнью.

Но через общение можно передать и зло, и ненависть. Можно унизить, оскорбить и даже убить человека. Пример. Личный врач Пушкина доктор Спасский словом убил больного. Доктор возвращался от умирающего после дуэли Пушкина. Больной, к которому он приехал, едва приподнялся на постели. Ему было плохо. Схватив руку доктора, он произнес: «Скажите мне, есть ли какая-нибудь надежда, доктор? Могу ли я выздороветь?» «Никакой» - ответил Спасский - «Да что ж такое? Все умрем, батюшка! Вот и Пушкин умирает! Слышите ли? Пушкин! Так уж нам с вами можно умереть!» Больной со стоном опустил голову на подушку и умер в один день и почти в один час с Пушкиным.

Помните: Словом можно убить,

Словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать и предать и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

5. Чтобы осознать глубинный смысл этих понятий «Милосердие и Благотворительность», я предлагаю вам выполнить упражнение Джеффа.

Вы заметили в нашей аудитории три надписи: «Да, нет, может быть».

Объясняю правила игры

Слайд № 7. После заданного мною вопроса все участники переходят под тот плакат, который соответствует их ответу. Я могу спросить вас: «Почему вы выбрали именно этот вариант ответа?» Человек, желающий отвечать, поднимает руку. Я передаю ему игрушку. Только тот, у кого в руках игрушка, имеет право на ответ. Участники упражнения не имеют права на кого-либо нападать, критиковать, спорить. Вы высказываете только свое мнение. Если слова выступающего повлияли на решение участников оставаться в той или иной группе, то можно поменять группу. Правила игры мы поместим на экране.Нам нужно встать и перейти в игровую зону аудитории.

Вопросы:

• Можете ли вы прожить в одиночестве?

• Смогли бы вы помочь другим в ущерб себе?

• Благотворительностью занимаются только богатые люди?

• Благотворительность - это только материальная помощь?

• Смогли бы вы ухаживать за тяжело больным человеком?

• Будете ли вы продолжать делать добрые дела, не получив за свои поступки слов благодарности?

Смогли бы вы дружить с человеком с ограниченными возможностями здоровья?

После ответов на вопросы всем предлагается сесть, и педагог задает детям вопросы, которые позволяют проанализировать происходящее.

Вопросы к анализу:

  • Были ли вопросы, над которыми вы раньше не задумывались?

  • Были ли вопросы, над которыми хотелось бы подумать или поговорить подольше?

  • Менялось ли при этом ваше мнение?

  • Помогли ли эти вопросы узнать друг друга больше?

  • Открыли вы что-нибудь новое для себя и в себе?


Выводы: ребята наше упражнение позволило выявить вашу позицию, вы можете принять решение, и вы готовы к ответственности за свои дела и поступки. Мне очень понравилось, что вы высказали свое мнение, не оспаривали друг друга, относились с уважением к словам своего коллеги. А еще важно то, что вы смогли, прислушавшись к аргументам другого человека, изменить свое мнение.

6. Мы сейчас замечаем, что милосердие ушло на задний план. А ведь милосердие проявляется в наибольшей степени в любви к ближнему. Это и старики в домах престарелых при живых детях, дети в детских домах и приютах при живых родителях и т.д. А ведь все начинается с любви к матери, отцу. Любить - значит быть милосердным. Как Вы будите относиться к своим родителям, так в будущем к Вам будут относиться Ваши дети.

Слайд №8


Письмо.

«Дорогая, мамочка, родная и любимая. Прости, прости свою бессовестную дочь. Я опять не имею возможности приехать к тебе. Но я звоню, беспокоюсь о твоем здоровье. И вот врач сказал: «У тебя все хорошо! Ты же меня поймешь, жизнь наступает на пятки! Тяжело - вокруг много зла, меньше добра. Вижу тебя во сне, вспоминаю наши трудные и прекрасные деньки. Милая моя, прости! Жизнь меня не радует. А за тебя я спокойна! Государство не бросит. Что тебе еще надо? Тепло, уют, накормлена, напоена. Все хорошо. За меня не беспокойся. Твоя дочь….»

Проанализировать, высказать мнение о том, милосердно или нет данное письмо.

7. Работа в рабочей тетради

Игра «Солнышко любви»

Надо нарисовать солнышко любви и по его лучам пересчитать, кого вы любите.

После того как участники нарисуют солнышко сказать им: - У вас разное количество лучиков это тоже одно из качеств милосердия.

8. Заметим, что жизнь часто представляет человеку шанс совершать доброе дело, быть милосердным. Но мы не всегда используем, потом жалеем. Я предлагаю Вам игру «Шанс и выбор».

(На столе лежат карточки с ситуациями, тот, кто берет карточку, должен определить, какое принять ему решение.)

Ситуации:

1. Ты видишь, как каждый день соседка-старушка ждет писем от своих детей, заглядывая в почтовый ящик, и не найдя там ничего тихонько всхлипывает вытирая слезы краешком платка. Но писем ей никто не пишет уже больше года.

2.К тебе на улице привязался маленький бродячий щенок, но взять ты его себе не можешь.

3. Совершенно не знакомая девушка сидит на скамейке и плачет.

4. Ты опаздываешь с ребятами в кино (на встречу), а в это время тебя просит старик донести сумки до дома.

Мы видим, что жизнь все время представляет нам шансы встать на дорогу добра и милосердия и идти по ней.

9. Можно ли возродить милосердие в каждом человеке, как это сделать? Что сделали Вы? Что может сделать каждый из Вас в своей школе, селе, чтобы люди окружающие Вас были счастливы.

Игра «Ромашка счастья».

(Каждый на своем лепестке должен написать, то доброе дело, которое он сделает в ближайшем будущем). Лепесток прикрепить магнитиком к серединке «Ромашки счастья» на доске. СОЦИАЛИЗАЦИЯ

ИТОГ.

И от того, какие нравственные идеалы будем мы нести, будет зависеть, не ожидает ли нас нравственная катастрофа, как уже существующая экологическая.

Во время стихийных бедствий, экологических катастроф всегда на помощь приходят различные страны. Можно ли это назвать милосердием между странами?

Давайте разберем одну трагедию. ЭтоУкраина.. Сколько людей страдает сейчас,находясь на территории Украины ?! И сколько людей откликнулись на чужое горе. Независимо от национальности люди проявили милосердие, сострадание к нуждающимся.слайд №9

10. А сейчас мы разделимся на пары (рассчитаться на 1, 2, 3, 4 - чет, нечет, можно использовать цветную бумагу или другие способы).

Я хотела бы предложить Вам (каждой паре) сочинить Указ «О милосердие ко всему живому», который начинается со слов: «Запрещаем причинить даже маленькие страдания …..»слайд № 10

(Указы зачитываются и вывешиваются на дерево жизни).

Пусть это будет законом, по которому мы постараемся жить.

11. Слайд № 11

Наше время общения подходит к концу. Я хочу вам подарить на память о нашем общении вот такое сердце с пожеланием:

Возьми свое Сердце,

Зажги его смело,

Отдай его людям,

Чтоб вечно горело!

Рефлексия:

Понравилось ли вам наше занятие?

Чему учит такое занятие?

Какие выводы сделали после занятия?

11. И в самом заключении я хотела бы рассказать Вам одну притчу.

У одного крестьянина был сын, который стал плохо себя вести. Он грубил окружающим, отказывал в помощи нуждающимся, ранил друзей и родных словом и делом. Испытав все способы влияния, отец придумал следующее: он вкопал против дома столб и после каждого проступка сына вбивал гвоздь в этот столб.

Прошло некоторое время, и на столбе не осталось живого места - весь он был утыкан гвоздями. Эта картина так поразила воображение мальчика, что он начал исправляться. Тогда за каждый его поступок отец стал вытаскивать по одному гвоздю. И вот наступил день, когда последний гвоздь был вытащен, но на мальчика это произвело совсем неожиданное впечатление: он горько заплакал.

- Что ты плачешь? - спросил его отец. - Ведь гвоздей больше нет?

- Гвоздей-то нет, а дырки остались, - ответил сын.

Я хочу пожелать Вам, чтобы в Вашей жизни не оставались такие дыры и пожелать Вам всем счастья. У вас на столах лежат сердечки. Подарите свое сердечко кому хотите. Дарятся сердечки. Всем спасибо.







Приложение 1.

Внеклассное занятие по теме Милосердие( конспект)




Приложение 2.


Внеклассное занятие по теме Милосердие( конспект)




Приложение 3.

Внеклассное занятие по теме Милосердие( конспект)

Приложение 4.

Внеклассное занятие по теме Милосердие( конспект)

Внеклассное занятие по теме Милосердие( конспект)

Внеклассное занятие по теме Милосердие( конспект)

Приложение

© 2010-2022