Программа кружка Шахматная азбука

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

-













































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

«Шахматы »

«Без шахмат нельзя представить полноценного

воспитания умственных способностей памяти.

Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной

школы как одна из элементов умственной культуры».

В. А. Сухомлинский

В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Очень большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы.

Шахматы как специфический вид человеческой деятельности получают всё большее признание в России и во всём мире. Шахматы сближают людей всех возрастов и профессий в любой части Земли. Не случайно Международная шахматная федерация (ФИДЕ) выбрала девиз: «Gensunasumus», «Мы все - одна семья». Шахматы доступны людям разного возраста, а единая шахматная символика создаёт необходимые предпосылки для международного сотрудничества, обмена опытом. Шахматы - часть мирового культурного пространства.

О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности в мире можно судить по таким весомым аргументам, как создание международных организаций, занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных олимпиад и многочисленных международных соревнований, выпуском разнообразной шахматной литературы. Для юных шахматистов Международная шахматная федерация ежегодно проводит свои чемпионаты (в разных возрастных группах: до 10, 12, 14, 16, 18 и 20-ти лет), а также Всемирную детскую Олимпиаду. Президент Международной шахматной федерации К. Илюмжинов заявил: «Одной из задач ФИДЕ является развитие детских шахмат. Вкладывая в детей, в шахматы, мы вкладываем в наше будущее».

В послании Президента Российской Федерации В. В. Путина участникам чемпионата мира-2004г. сказано: «Шахматы - это не просто спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько «ходов» вперёд. А, главное, воспитывают характер».

Шахматы - наглядная соревновательная форма двух личностей. Шахматы нам нужны как способ самовыражения творческой активности человека. Планировать успех можно только при постоянном совершенствовании шахматиста. При этом творческий подход тренера является необходимым условием преподавания шахмат. Успех в работе во многом зависит от личности преподавателя, от его опыта и умения вести занятия с различными по возрасту юными шахматистами, от индивидуального подхода к каждому ученику. Педагог живет своим делом и учеников приглашает работать и думать наравне с ним. В работе чрезвычайно ценно выглядят интуиция тренера, его оптимизм, увлеченность, уверенность, работоспособность.

Актуальность программы продиктована требованиями времени. Так как формирование развитой личности - сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система шахматных занятий в системе дополнительного образования, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию школьника.

Особенностью программы является ее индивидуальный подход к обучению ребенка. Индивидуальный подход заложен в программу. Он имеет два главных аспекта. Во-первых, воспитательное взаимодействие строится с каждым юным шахматистом с учётом личностных особенностей. Во-вторых, учитываются знания условий жизни каждого воспитанника, что важно в процессе обучения. Такой подход предполагает знание индивидуальности ребёнка, подростка с включением сюда природных, физических и психических свойств личности.

В данной программе предусмотрено, что в образовании развивается не только ученик, но и программа его самообучения. Она может составляться и корректироваться в ходе деятельности самого ученика, который оказывается субъектом, конструктором своего образования, полноправным источником и организатором своих знаний. Ученик с помощью педагога может выступать в роли организатора своего образования: формулирует цели, отбирает тематику, составляет план работы, отбирает средства и способы достижения результата, устанавливает систему контроля и оценки своей деятельности.
Новизна данной программы заключается в разработке и использовании педагогом дидактического материала (карточки, шахматные этюды и задачи), активизирующих общие и индивидуальные логические особенности обучающихся; применении метода исследования (написание рефератов и докладов по истории шахмат), использовании интернет - ресурсов.

Цель программы: создание условий для развития интеллектуально-творческой, одаренной личности через занятия шахматами.

Достигается указанная цель через решение следующих задач.

Обучающие:

  • Ознакомить с историей шахмат;

  • Обучить правилам игры;

  • Дать учащимся теоретические знания по шахматной игре, ознакомление с правилами проведения соревнований и правилами турнирного поведения.

Развивающие:

  • Развивать логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие положительные качества личности;

  • Сохранять выдержку, критическое отношение к себе и к сопернику;

  • Формировать навыки запоминания;

  • Вводить в мир логической красоты и образного мышления, расширять представления об окружающем мире.

Воспитывающие:

  • Бережно относиться к окружающим, стремиться к развитию личностных качеств;

  • Прививать навыки самодисциплины;

  • Способствовать воспитанию волевых качеств, самосовершенствования и самооценки.

В ходе изучения данной программы у обучающихся идет освоение предметной компетенции, а также формирование умений участвовать в коллективной деятельности.

Предметные компетенции обучающихся:

  1. Техническая, формируется в процессе осуществления обучающимися следующей деятельности:

  • Участии в тренировочных играх, в соревнованиях по шахматам;

  • В решении шахматных задач и этюдов, сеансах одновременной игры.

Компетентностный подход выражен:

  • В проведении педагогом инструктажей;

  • В применении индивидуальных форм работы;

  • В корректировке игры;

  • В рекомендациях по выполнению комбинаций.

Формами отслеживания роста предметной компетенции являются:

  • Педагогическое наблюдение;

  • Учет результативности участия обучаемых в соревнованиях.

  1. Интеллектуальная, формируется в процессе осуществления обучающимися следующей деятельности:

  • Осуществлении обучающимися анализа, прогноза игры;

  • Изучении специализированной литературы;

  • Просмотре и обсуждении сыгранных партий лучших шахматистов.

  • В организации педагогом педагогического консультирования при отборе тематического материала;

  • В проведении бесед;

  • В применении индивидуальных и групповых форм работы.

Формами отслеживания роста предметной компетенции являются:

  • Оценка результативности участия обучаемых в соревнованиях и первенствах по шахматам;

  • Определение уровня эрудиции обучаемых.

Программа шахматного объединения носит образовательно-развивающий характер, направлена на раскрытие индивидуальных психологических особенностей учащихся; имеет физкультурно-спортивную направленность.

Объединение включает учащихся разного возраста, разного уровня знаний, умений и навыков шахматной игры. Поэтому при разработке программы учитываются не только нормы программы дополнительного образования, ее реализация, но и этот аспект.

Данная программа рассчитана на 4 года обучения для детей в возрасте 7/9 - 11/13 лет.

В составе группы первого года обучения - 10 человек; второй, третий и четвертый год обучения - 5/8 человек. Новые ученики приходят в течение года. Небольшой индивидуальный вводный курс дает им возможность влиться в группу на равных. Программа составлена для обучения детей с разными психологическими особенностями, не обладающими специальными способностями и рассчитана на 144 часа в год (для 1-4-ого года обучения) Занятия проводятся два раза в неделю по два академических часа.

Формы занятий: используется работа в малых группах; индивидуальная работа.

При проведении занятий большое внимание уделяется развитию личностных качеств учащихся, таких как логическое мышление, выдержка, дисциплина, терпение, хладнокровие, находчивость, сосредоточенность, благородство.

Учебно-тематический материал программы распределён в соответствии с принципом последовательного и постепенного расширения теоретических знаний, практических умений и навыков.

Представленные в программе темы создают целостную систему подготовки шахматистов. При отборе теоретического материала и установлении его последовательности соблюдаются следующий принципы:

  • структурирование учебного материала с учётом объективно существующих связей между его темами;

  • актуальность, практическая значимость учебного материала для воспитанника.

Показателями эффективного функционирования шахматного объединения служат:

  • наличие единого контингента воспитанников;

  • взаимосвязь спортивного, нравственного коммуникативного и адаптированного направлений образовательной деятельности;

  • единый образовательный процесс, построенный на принципах непрерывности, преемственности, доступности, увлекательности, результативности;

  • осуществление единства обучения, воспитания и развития детей на основе индивидуализации и персонификации образовательного процесса;

  • обеспечение базовых знаний, умений и навыков, развитие способности шахматной игры;

  • определенные достижения обучаемых и возможности прогнозирования их личностного роста

  • система оценок достижений обучающихся.

Методическое обеспечение.

Общепедагогическая методика различает лекционный метод, задачный метод и рабочий метод преподавания. Следует отдавать предпочтение тому методу, который прививает склонность к самостоятельному мышлению и учитывает специфическую ситуацию в процессах шахматного мышления. Наиболее приемлемым является заданный метод, т.е. преподавания по так называемому проблемному принципу.

Сюда относятся инициатива и самостоятельная работа учащегося - рациональное зерно всего метода. Конечно, при самостоятельном решении задач учащимися преподаватель затрачивает больше времени, нежели с помощью лекционного метода преподавания. Зато при самостоятельном изучении и повторении учебного материала приобретенные знания усваиваются глубже и прочнее. Исходя из исследований, для преподавания шахмат могут быть сформулированы следующие дидактико-методические принципы:

  • единство обучения шахматам и обучения;

  • систематичности;

  • доступности;

  • наглядности;

  • прочного усвоения знаний, способностей и умения.

Принцип единства обучения шахматам и воспитания.

  • Образование и воспитание диалектически связаны между собой.

  • Под получением образования понимают передачу и усвоение полного объема учебного материала, умения и способности его применения.

  • Воспитание личности - это сложный и многообразный процесс, зависящий от интеллектуальных, эмоциональных и волевых влияний.

Формами воспитательного воздействия являются:

  • целенаправленное создание определенной ситуации, например участие в дискуссиях, выступления командных соревнованиях, принятие на себя обязательств общественного характера;

  • возложение на молодых спортсменов конкретных ответственных задач, передачи им небольших педагогических функций в процессе обучения или тренировки.

Принцип систематичности.

В основу этого принципа входит содержание учебного материала и способ его преподавания.

  • Первое правило - в зависимости от возраста детей учитывается психологическая настройка и цель занятия, теоретическая подготовка, практические упражнения, тематические тренировочные партии, повторение пройденного материала, проверка домашних заданий.

  • Второе правило - материал должен излагаться педагогом последовательно, в определенном логическом порядке, на известном педагогическом принципе- «от простого к сложному, от легкого к трудному, от знакомого к незнакомому».

  • Третье правило - вновь изучаемый материал следует разложить на составные части, которые располагаются по определенной системе с иллюстрацией на конкретном примере.

  • Четвертое правило - каждое занятие должно иметь хотя бы один ключевой момент, который помогает успешно разобраться в данной тематике (в основах теории дебютов, принципов эндшпиля, стратегии миттельшпиля и т.п.).

Принцип доступности.

В основу этого принципа входит учет индивидуальных, возрастных, физиологических и иных особенностей учащихся.

  • Активизация творческих сил и дидактической помощи.

  • Различия в скорости или темпе обучения.

  • Индивидуальный подход.

  • Умение обнаружить врожденные способности учащегося и оказать содействие их совершенствованию.

Принцип наглядности.

Переходя к этому принципу, начнем с того, что у большинства людей из всех видов памяти, самой эффективной является зрительная, поскольку известно, что человек в среднем на 85 % познает мир с помощью глаз. «Наглядность - абсолютный фундамент всякого познания» (И. Песталоцци).

Концепция программы.

Шахматы - старинная, мудрая и прекрасная игра.

В процессе занятия шахматами развивается логическое и интуитивное мышление, долговременная и оперативная память, совершенствуется способность к концентрации внимания.

Шахматы способствуют организации мышления, способности к выбору решения.

Необходимость последовательно претворять в жизнь принятое решение - делать ходы, осуществлять определенные замыслы - способствует формированию воли, решимости и эмоциональной устойчивости.

В процессе обучения необходимо гармонично развивать у учащегося интуитивное и логическое мышление.

Что такое интуитивное мышление?

Это способность шахматиста за очень короткий срок, без детального расчета вариантов оценить позицию и выбрать хороший ход.

Аналитическое мышление определяет способность выбора правильного хода на основании цепи логических рассуждений.

Шахматист должен обладать и интуитивным, и аналитическими способностями.

Важное значение, при изучении шахматного курса, имеет специально организованная игровая деятельность на уроках, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. В программе приводится примерный перечень различных дидактических игр и задании, дается вариант примерного распределения программного материала, приводится перечень шахматных игр, а также шахматных дидактических игрушек, которые можно использовать в учебном процессе и сделать своими руками. Предлагается также перечень диафильмов, рекомендательный список художественной литературы и список методической литературы для учителя

Модель воспитанника.

Личность, здоровая физически, духовно-нравственно и социально;

Личность, способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществить поисковую деятельность, проводить исследования, рефлексию деятельности, владеющая средствами и способами исследовательского труда;

Личность, способная осуществить самостоятельно продуктивную деятельность;

Личность, обладающая разносторонним интеллектом, высоким уровнем культуры;

Личность, руководствующая в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами, воспринимающая и другого человека как личность, имеющую право на свободу выбора, самовыражения;

Личность, готовая к осознанному выбору и освоению профессиональных

образовательных программ отдельных областей знаний с учетом

склонностей, сложившихся интересов и индивидуальных возможностей.

Основные методы обучения

Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.

На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяется:

1. При знакомстве с шахматными фигурами.

2. При изучении шахматной доски.

3. При обучении правилам игры;

4. При реализации материального перевеса.

Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, обучающийся овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм

мышления: анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля.

При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.

В программе предусмотрены материалы для самостоятельного изучения обучающимися (домашние задания для каждого года обучения, специально подобранная шахматная литература, картотека дебютов и др.).

На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства обучающихся (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.).

Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре. Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.

Особенности организации внеурочного занятия.

Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

В программе приводится примерный перечень различных дидактических игр и заданий, дается вариант примерного распределения программного материала, приводится перечень шахматных игр, а также шахматных дидактических игрушек, которые можно использовать в учебном процессе и сделать своими руками. Предлагается также рекомендательный список художественной литературы и список методической литературы для учителя.

Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Учащиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению "доматового" периода игры.

На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.

На занятиях используются загадки, головоломки по темам, лабиринты на шахматной доске, кроссворды, ребусы, шахматное лото, викторины и др., решение которых дают не только информацию о какой-либо фигуре, но и представление об ее игровых возможностях и ограничениях. Кроме этого обучающимся предлагаются занимательные рассказы из истории шахмат, тесты для проверки полученных знаний.

Ожидаемые результаты программы

  1. Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.

  2. Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.

  3. Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, участие в соревнованиях).

Контроль и оценка планируемых результатов

В основу изучения программы положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.

Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

В 1 классе возможно достижение результатов первого уровня и частично второго.

Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:

  • Текущий:

- оценка усвоения изучаемого материала осуществляется педагогом в форме наблюдения;

- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

  • Итоговый контроль в формах

-тестирование;

-практические работы;

-творческие работы обучающихся;

  • Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

Содержательный контроль и оценка результатов обучающихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио

Динамика развития обучающихся фиксируется учителем:

  • внутренняя система оценки на основе сформированности целеполагания, развития контроля, самооценки

  • внешняя система оценка на основе результативности участия в турнирах, викторинах; беседы с родителями.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

- степень помощи, которую оказывает учитель обучающимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

- поведение обучающихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

- результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ I ГОДА ОБУЧЕНИЯ

№№

п.п.

Раздел, тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Введение в образовательную программу

1

1

-

2.

Легенды и сказания о возникновении шахмат

1

1

-

3.

Шахматная доска

3

1

2

4.

Шахматные фигуры

4

2

2

5.

Начальная расстановка фигур

3

1

2

6.

Ходы и взятие фигур

8

3

5

7.

Цель шахматной партии

6

2

4

8.

Игра всеми фигурами из начального положения

6

2

4

9.

Итоговое занятие

1

-

2


Итого

33

13

21

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Введение в образовательную программу.

Теория. Знакомство с программой «Шахматная школа». Режим занятий. Необходимое оборудование. Правила поведения на занятиях.

Тема 2. Легенды и сказания о возникновении шахмат.

Теория. Что такое шахматы и шахматная игра. Легенды о происхождении шахмат. Для чего нужно играть в шахматы.

Тема 3. Шахматная доска.

Теория. Шахматная доска. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные.

Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре.

Практика. Дидактические игры «Вертикаль», «Горизонталь», «Диагональ».

Тема 4. Шахматные фигуры.

Теория. Фигуры белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

Практика. Дидактические игры «Волшебный мешочек», «Угадай-ка», «Что общего?» и др.

Тема 5. Начальная расстановка фигур.

Теория. Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило "ферзь любит свой цвет"; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.

Практика. Дидактические игры «Мешочек», «Да и нет» др.

Тема 6. Ходы и взятие фигур.

Теория. Правила хода и взятия каждой из фигур.

ЛАДЬЯ. Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Взятие.

СЛОН. Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура.

ФЕРЗЬ. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь - тяжелая фигура.

КОНЬ. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь - легкая фигура.

ПЕШКА. Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки.

КОРОЛЬ. Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя.

Практика. «Игра на уничтожение», дидактические игры «Один в поле воин», «Лабиринт», «Битва часовых», «Атака, еще раз атака», «Двойной удар», «Ограничение подвижности»

Тема 7. Цель шахматной партии.

Теория. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.

ШАХ. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха.

MAT. Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой.

НИЧЬЯ, ПАТ. Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат.

РОКИРОВКА. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки.

Практика. Дидактические игры: «Шах - не шах», «5 шахов», «Защита от шаха», «Мат - не мат», «Первый шах», «Рокировка».

Тема 8. Игра всеми фигурам из начального положения.

Теория. Общие положения о том, как начинать шахматную партию. Демонстрация коротких партий.

Практика. Игра всеми фигурами из начального положения. Дидактические игры «Два хода» и др.

Тема 9. Итоговое занятие.

Практика. Повторение программного материала в форме конкурсов, мини-соревнований, турниров.

К концу первого года обучения дети должны уметь:

ориентироваться на шахматной доске;

играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

правильно помещать шахматную доску между партнерами;

правильно расставлять фигуры перед игрой;

различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

рокировать;

объявлять шах;

ставить мат;

решать элементарные задачи на мат в один ход.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ II ГОДА ОБУЧЕНИЯ

№№ п.п.

Раздел, тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

2

1

1

2.

История развития шахмат

2

2


3.

Шахматная нотация

6

2

4

4.

Ценность шахматных фигур

4

1

3

5.

Техника матования одинокого короля

4

1

3

6.

Достижение мата без жертвы материала

2

1

1

7.

Шахматная комбинация

12

3

9

8.

Итоговое занятие

2

-

2


Итого

34

11

23


СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Вводное занятие.

Теория. Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы шахматных фигур. Шах, мат, пат. Начальное положение. Рокировка. Взятие на проходе. Превращение пешки. Варианты ничьей. Общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта.

Практика. Игровая практика (игра всеми фигурами из начального положения). Задания на мат в один ход. Демонстрация коротких партий. Дидактические игры и задания "Две фигуры против целой армии", "Убери лишние фигуры", "Ходят только белые", "Неотвратимый мат". Игровая практика.

Тема 2. История развития шахмат.

Теория. Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу.

Тема 3. Шахматная нотация.

Теория. Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положения.

Практика. Дидактические игры и задания: "Назови вертикаль"; "Назови горизонталь"; «Назови диагональ», "Какого цвета поле?", "Кто быстрее", "Вижу цель". Игровая практика.

Тема 4. Ценность шахматных фигур.

Теория. Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты.

Практика. Дидактические игры и задания "Кто сильнее", "Обе армии равны", «Выигрыш материала», "Защита". Игровая практика.

Тема 5. Техника матования одинокого короля.

Теория. Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.

Практика. Дидактические, игры и задания: "Шах или мат", "Мат или пат", "Мат в один ход", "На крайнюю линию", "В угол", "Ограниченный король" и др. Игровая практика.

Тема 6. Достижение мата без жертвы материала.

Теория. Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце игры). Защита от мата.

Практика. Дидактические игры и задания: "Объяви мат в два хода", "Защитись от мата". Игровая практика.

Тема 7. Шахматная комбинация.

Теория. Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.).

Практика. Дидактическое задание "Объяви мат в два хода". Игровая практика. "Выигрыш материала". Игровая практика. Дидактическое задание "Проведи пешку в ферзи". Игровая практика. "Сделай ничью". Игровая практика. «Проведи комбинацию».

Тема 8. Итоговое занятие.

Практика. Проведение внутреннего турнира по итогам учебного года.

К концу второго года обучения дети должны знать:

обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;

ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур.
К концу второго года обучения дети должны уметь:

записывать шахматную партию;

матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;

проводить элементарные комбинации.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ III ГОДА ОБУЧЕНИЯ

№№

п.п.

Раздел, тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

2

1

1

2.

История развития шахмат

2

2

-

3.

Основы дебюта

10

3

7

4.

Основы миттельшпиля

8

3

5

5.

Основы эндшпиля

10

3

7

6.

Итоговые занятия

2

-

2


Итого

34

12

22



СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Вводное занятие.

Теория. Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы фигур, взятие. Рокировка. Превращение пешки. Взятие на проходе. Шах, мат, пат. Начальное положение. Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, полей. Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Ценность шахматных фигур.

Практика. Пример матования одинокого короля. Решение учебных положений на мат в два хода без жертвы материала и с жертвой материала. Практика матования одинокого короля. Игровая практика с записью шахматной партии.

Тема 2. История развития шахмат.

Теория. История распространения шахмат в средние века. Шахматы в западном и восточном мире.

Тема 3. Основа дебюта

Теория. Двух- и трехходовые партии. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов. Детский мат и защита от него. Игра против "повторюшки-хрюшки"

Практика. "Мат в 1 ход", "Поставь мат в 1 ход нерокированному королю", "Поставь детский мат", "Поймай ладью", "Поймай ферзя", "Защита от мата", "Выведи фигуру". "Поставить мат в 1 ход "повторюшке".

Тема 4. Основы миттельшпиля.

Теория. Общие рекомендации о том, как играть в середине шахматной партии. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах.

Практика. Игровая практика. Дидактическое задание "Выигрыш материала".

Тема 5. Основы эндшпиля.

Теория. Элементарные окончания. Ферзь против слона, коня, ладьи (простые случаи), ферзя (при неудачном расположении неприятельского ферзя). Ладья против ладьи (при неудачном расположении неприятельской ладьи), слона (простые случаи), коня (простые случаи). Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи). Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило "квадрата". Пешка проходит в ферзи при помощи своего короля.

Практика. Дидактические задания "Мат в 2 хода, "Мат в 3 хода", "Выигрыш фигуры", "Квадрат"? "Проведи пешку в ферзи". Игровая практика.

Тема 6.Практика. Проведение и анализ турниров среди воспитанников «Шахматной школы»

К концу третьего года обучения дети должны знать:

принципы игры в дебюте;

основные тактические приемы;

что означают термин- дебют.
К концу третьего года обучения дети должны уметь:

грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;

точно разыгрывать простейшие окончания.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ IV ГОДА ОБУЧЕНИЯ

№№

п.п.

Раздел, тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие.

2

1

1

2.

История развития шахмат

2

2

-

3.

Основы дебюта.

10

3

7

4.

Основы миттельшпиля.

8

3

5

5.

Основы эндшпиля.

10

3

7

6.

Итоговые занятия

2

-

2


Итого

34

12

22


СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Вводное занятие.

Теория. Задачи на новый учебный год. Повторение теоретического материала.

Практика. Диагностические турниры между воспитанниками. Анализ результатов турниров. Разбор типичных ошибок. Решение практических задач на устранение ошибок.

Тема 2. История развития шахмат.

Теория. Появление и распространение шахмат в России.

Тема 3. Основы дебюта.

Теория. Коротко о дебютах. Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Понятие о темпе. Гамбиты. Наказание "пешкоедов". Борьба за центр. Безопасная позиция короля. Гармоничное пешечное расположение. Связка в дебюте.

Практика. Практические задания: "Мат в 2 хода", "Выигрыш материала", "Накажи "пешкоеда", "Нужно ли побить пешку?"; "Захвати центр"; "Можно ли сделать рокировку?" и др. Игровая практика.

Тема 4. Основы миттельшпиля.

Теория. Матовые комбинации на мат в 3 хода и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса на темы завлечения, отвлечения, блокировки, разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты, связки, "рентгена", перекрытия и др. Комбинации для достижения ничьей.

Практика. Практические задания "Мат в 3 хода", "Сделай ничью" и др.

Тема 5. Основы эндшпиля.

Теория. Оппозиция. Пешка на седьмой, шестой, пятой, четвертой, третьей, второй горизонтали. Ключевые поля. Удивительные ничейные положения (два коня против короля, слон и пешка против короля, конь и пешка против короля). Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.

Практика. "Выигрыш или ничья?", определить, выиграно ли данное положение; "Куда отступить королем?", надо выяснить, на какое поле следует первым ходом отступить королем, чтобы добиться ничьей; "Путь к ничьей", точной игрой надо добиться ничьей.

Тема 6. Итоговые занятия.

Практика. Организация и проведение турниров среди учащихся «Шахматной школы», по итогам 4 лет обучения.

К концу четвертого года обучения дети должны знать:

принципы игры в дебюте;

основные тактические приемы;

что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.

К концу четвертого года обучения дети должны уметь:

грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации;

точно разыгрывать простейшие окончания.

Календарно - тематическое планирование

Название темы

Дата провед.

Фактич

1 год обучения

1-3

Шахматная доска



4

Шахматные фигуры



5

Начальное положение



6, 7

Ладья



8,9

Слон



10

Ладья против слона



11,12

Ферзь



13

Ферзь против ладьи и слона



14, 15

Конь



16

Конь против Ферзя, ладьи, слона



17-18

Пешка



19

Пешка против Ферзя, Ладьи, Коня, Слона



20

Король



21

Король против других фигур



22, 23

Шах



24-26

Мат



27

Ничья, пат



28

Рокировка



29-31

Шахматная партия



32, 33

Повторение программного материала



2 год обучения

1,2

Повторение пройденного материала



3

Краткая история шахмат



4,5

Шахматная нотация



6- 9

Ценность шахматных фигур



10-13

Техника матования одинокого короля



14-16

Достижение мата без жертвы материала



17-31

Шахматная комбинация



32-34

Повторение программного материала



3 год обучения

1

Повторение пройденного материала



2

Игровая практика



3

Повторение пройденного материала



4

Практика матования одинокого короля



5

Основы дебюта



6

Решение задания «мат в один ход»



7

Основы дебюта



8

Решение заданий «Поймай ладью», «Поймай ферзя». Игровая практика



9

Основы дебюта



10

Решение заданий. Игровая практика



11

Основы дебюта



12

Решение заданий Игровая практика



13

Основы дебюта



14

Решение заданий Игровая практика



15

Основы дебюта



16

Решение заданий «Выведи фигуру» Игровая практика



17

Основы дебюта



18

Решение заданий Игровая практика



19

Основы дебюта



20

Решение заданий Игровая практика



21

Основы дебюта



22

Решение заданий Игровая практика



23

Основы дебюта



24

Решение заданий Игровая практика



25

Основы дебюта



26

Решение заданий Игровая практика



27

Основы дебюта



28

Решение заданий Игровая практика



29

Основы миттельшпиля



30

Решение заданий Игровая практика



31

Основы миттельшпиля



32

Решение задания «Выигрыш материала» Игровая практика



33

Основы миттельшпиля



34

Решение задания «Выигрыш материала» Игровая практика



4 год обучения

1

Основы миттельшпиля



2

Решение заданий Игровая практика



3

Основы миттельшпиля



4

Решение заданий Игровая практика



5

Основы миттельшпиля



6

Решение заданий Игровая практика



7

Основы миттельшпиля



8

Решение заданий Игровая практика



9

Основы миттельшпиля



10

Решение задания «Сделай ничью» Игровая практика



11

Основы миттельшпиля



12

Решение заданий Игровая практика



13

Основы эндшпиля



14

Решение заданий Игровая практика



15

Основы эндшпиля



16

Решение заданий Игровая практика



17

Основы эндшпиля



18

Решение заданий Игровая практика



19

Основы эндшпиля



20

Решение задания «Квадрат» Игровая практика



21

Основы эндшпиля



22

Решение заданий Игровая практика



23

Основы эндшпиля



24

Решение заданий Игровая практика



25

Основы эндшпиля



26

Решение заданий Игровая практика



27

Основы эндшпиля



28

Решение заданий Игровая практика



29

Основы эндшпиля



30

Решение заданий Игровая практика



31-34

Повторение программного материала



Материально техническое обеспечение

шахматные доски с набором шахматных фигур;

шахматные часы.

Учебно - методическое обеспечение

1. Сухин И.Г. Программы курса "Шахматы - школе: Для начальных классов общеобразовательных учреждений". - Обнинск: Духовное возрождение, - 2011. -40 с.

2.Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. - Обнинск: Духовное возрождение, 1998.

3.Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя - Обнинск: Духовное возрождение, 1999.

4.Сухин И. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем. - 2002.

5.Сухин И. Шахматы, второй год, или Учусь и учу. - 2002.

6.Сухин И.Г. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры.- Обнинск: Духовное возрождение, 2004.

7.Сухин И.Г. Шахматы, третий год, или Учусь и учу.- Обнинск: Духовное возрождение, 2005



Список литературы по программе

1.Сухин И. Удивительные приключения в шахматной стране. (Занимательное пособие для родителей и учителей). Рекомендовано Мин общ. и проф. обр. РФ. М.. ПОМАТУР.- 2000.

2.Сухин И. Шахматы для самых маленьких. Книга-сказка для совместного чтения родителей и детей. М. АСТРЕЛЬ. ACT. -2000.

3.Френе С. Избранные педагогические сочинения, М.. Просвещение. -1990.

4.В.Хенкин, Куда идет король. М.. Молодая гвардия. -1979 .

5.Н.М. Петрушина Шахматный учебник для детей. Серия «Шахматы».- Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. - 224с.

6.Шахматный словарь. М. ФиС. -1968.

7.Шахматы детям. Санкт-Петербург. 1994 г М. Детгиз, - 1960.

8.Шахматы. Энциклопедический словарь. М.Советскаяэнциклопедия.. -1990.

9.Шахматы - школе. М. Педагогика. -1990.

10.В. Костров, Д.Давлетов Шахматы Санкт-Петербург -2001.

11.В.Хенкин Шахматы для начинающих М.: «Астрель».- 2002.

12.О.Подгаец Прогулки по черным и белым полям. МП «Каисса плюс» Днепропетровск. - 1996.

13.И.А.Бареев Гроссмейстеры детского сада. Москва. - 1995. 14
14.Юдович М. Занимательные шахматы. М. ФиС. - 1966.













































© 2010-2022