Активизация мыслительной деятельности в процессе работы над задачей

             Главной проблемой начиная с 1 класса является проблема развития самостоятельности мышления, воспитания личности, способной к творческому мышлению и инициативе. Как мы уже знаем, что математику любят те ученики, которые умеют решать задачи. В ходе формирования умения решать задачи у учеников развивается интерес к предмету, мышление, речь, интеллект и т.д. Характер работы с задачей на уроке зависит от цели, для достижения которой она рассматривалась, а именно: формирование и совершенс...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Активизация мыслительной деятельности в процессе работы над задачей.

Главной проблемой начиная с 1 класса является проблема развития самостоятельности мышления, воспитания личности, способной к творческому мышлению и инициативе. Как мы уже знаем, что математику любят те ученики, которые умеют решать задачи. В ходе формирования умения решать задачи у учеников развивается интерес к предмету, мышление, речь, интеллект и т.д.

Характер работы с задачей на уроке зависит от цели, для достижения которой она рассматривалась, а именно: формирование и совершенствование умения решать задачи определённого вида; углубление и расширение формируемых математических знаний и умений; формирование вычислительных навыков; обучение анализу содержания задач и т.д.

В ходе обучения алгоритму решения задач «дети учатся анализировать содержание задач, объясняя, что известно и что неизвестно в задаче, что можно узнать по данному условию и что нужно знать для ответа на вопрос задачи, какие арифметические действия и в какой последовательности должны быть выполнены для получения ответа на вопрос задачи, обосновать выбор каждого действия и пояснять полученные результаты, записывать решение задачи на первых порах только по действиям, в дальнейшем и составлять по условию задачи выражение, вычислять его значение, устно давать полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность её решения. Также очень важно, чтобы учащиеся подмечали возможность различных способов решения некоторых задач и сознательно выбирали наиболее рациональный из них».

На начальном (дотекстовом) этапе школьники учатся отличать рассказ от задачи, понимать задачу на слух и по рисунку. Здесь проводится подготовительная работа к составлению краткой записи. На данном этапе учащихся можно познакомить с простейшим алгоритмом 1, по которому они учатся рассуждать в определённом порядке. Этапы алгоритма 1 должны не заучиваться, а запоминаться в ходе работы над задачей.

Алгоритм 1.

  1. Из условия задачи известно…

  2. По вопросу надо узнать…

  3. Объясняю выбор действия…

  4. Записываю решение…

  5. Считаю…..

  6. Записываю ответ…

  7. Проверяю (ответил ли на вопрос задачи, пересчитываю, сравниваю с известным числом ответ)

Главная задача на текстовом этапе - учить понимать текст, делать из него определённые выводы, выполнять краткую запись. В результате коллективной работы можно составить алгоритм 2.

Алгоритм 2.

  1. Читаю внимательно задачу. Отмечаю карандашом главные слова.

  2. Представляю (нарисую словесную картинку, рисунок , чертёж, запишу кратко)

  3. Мне известно… О не известном сказано….

  4. Надо узнать…

  5. Объясняю выбор действия…

  6. Записываю решение…

  7. Считаю…..

  8. Записываю ответ…

  9. Проверяю (ответил ли на вопрос задачи, пересчитываю, сравниваю с известным числом ответ)

Важно обратить внимание учащихся на одинаковые этапы в алгоритме 1 и 2.

После знакомства с составной задачей руководством к действию может стать алгоритм 3.

Алгоритм 3.

  1. Читаю внимательно задачу. Отмечаю карандашом главные слова.

  2. Представляю (нарисую словесную картинку, рисунок , чертёж, запишу кратко)

  3. Повторю задачу по краткой записи…

  4. Мне известно… О не известном сказано….

  5. Можно узнать…

  6. Объясняю выбор действия…

  7. Записываю решение…

  8. Ответил ли на вопрос задачи….

  9. Записываю ответ…

Обучение решению задач, ориентированное на определенную последовательность действий, приводит к формированию единого подхода к решению любой задачи. Такая целенаправленная работа по алгоритму помогает работать с интересом, развивать логическое мышление, устную и письменную речь учащихся.В ходе формирования умения решать задачи учитель должен систематически использовать следующие методические приемы: решение задач с лишними, недостающими, буквенными, неопределёнными данными; составление задач по условию, по вопросу, по решению; преобразование задач; решение задач занимательного характера, нестандартных (логических, компьютерных, повышенной сложности и т.д.), составление учениками задач о растениях и животных, природных явлениях, семье, литературных героях. Это могут быть шуточные задачи, задачи на смекалку.





Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4»









Активизация мыслительной деятельности

в процессе работы над задачей.



Подготовила:

Миронова С.В.





Губкинский 2010 - 2011г.

© 2010-2022