Программа по внеурочной деятельности Занимательная математика

Раздел Другое
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка


Рабочая программа к курсу «Занимательная математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной), с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». - Москва: РОСТ книга, 2012 г. - с. 191 - 210.

Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения по определенным правилам - необходимое условие успешного усвоения учебного материала. Широкие возможности в этом плане дает кружок "Занимательная математика ". Данный курс способствует развитию познавательной активности, формирует потребность в самостоятельном приобретении знаний и в дальнейшем индивидуальном обучении. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребенка, но и развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства.

Актуальность программы определена тем, что именно работе с талантливыми детьми в настоящее время уделяется большое внимание. Это направление является одним из пунктов президентской инициативы «Наша новая школа». Именно в начальной школе закладываются основы для дальнейшего успешного обучения школьников в основной школе.

Данная программа позволяет воспитанникам ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у воспитанников умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 6 до 10 лет.

Курс включает 34 занятий, 1 занятие в неделю. Материал каждого занятия рассчитан на 45 минут.

Основная цель программы - всестороннее развитие ребенка, становление самосознания, формирование у него способностей к самоизменению и саморазвитию, интеллектуальное развитие личности.

Достижение этой цели обеспечено посредством решения следующих задач:

1. Пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике.

2. Оптимальное развитие математических способностей у воспитанников и привитие учащимся определенных навыков научно-исследовательского характера.

3. Воспитание высокой культуры математического мышления.

4. Развитие у воспитанников умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой.

6. Расширение и углубление представлений воспитанников о практическом значении математики.

7. Воспитание у воспитанников чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной.

  • развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений учащихся при решении текстовых задач;

  • формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры;

  • повышение математической культуры ученика;

воспитание трудолюбия, терпения, настойчивости, инициативы

В практике работы кружка возможны следующие формы работы: решение занимательных и комбинаторных задач, конкурсы знатоков, КВНы, игровые занятия, знакомство с научно-популярной литературой, с учением великих математиков, участие в математической олимпиаде, различных математических конкурсах, выпуск математических газет.

Особое внимание в работе кружка уделяется подготовке детей к участию в математических олимпиадах школьного, районного уровня, интеллектуальных играх. Этому посвящены отдельные занятия, где рассматриваются задачи олимпиад прошлых лет, изучаются приемы решения олимпиадных задач, а также разбираются материалы конкурса "Кенгуру".

Освоение содержания программы кружка способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию учащихся. При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности младших школьников, создаются условия для успешности каждого ребёнка.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.

Программа математического кружка содержит в основном традиционные темы занимательной математики: арифметику, логику, комбинаторику и т.д. Включает в себя всевозможные разнообразные нестандартные виды математических заданий, направленных на развитие математических способностей учащихся, логического нестандартного мышления, творческого подхода к решению учебных задач. Дает возможность воспитанникам работать как под руководством учителя, так и проявить свои способности на занятиях и при самостоятельной работе дома с родителями.

Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий для учащихся. В ходе занятий ребята выполняют проекты, готовят рефераты, выступления, принимают участия в конкурсных программах.

Основное содержание занятий составляет материал арифметического и геометрического характера. Большая роль отведена решению задач. Задачи рекомендуется решать арифметическим способом по вопросам или с пояснениями, что позволяет отчетливо выявлять логическую схему рассуждения. Поэтому на занятиях математического кружка рассматриваются задачи, формирующие умение логически рассуждать, применять законы логики. Задания представляют собой систему содержательно-логических задач и заданий, направленных на развитие познавательных процессов воспитанников: внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, на развитие интереса к математике.

Описание ценностных ориентиров содержания курса:

Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

В результате изучения данного курса в 4-ом классе обучающиеся получат возможность формирования

Личностных результатов:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметных результататов :

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

  • Проговаривать последовательность действий .

  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Читать и пересказывать текст.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметных результатов:

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-судить о противоположных явлениях;

-давать определения тем или иным понятиям;

-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.

Ожидаемые результаты:

По окончании обучения воспитанники должны знать:

• нестандартные методы решения различных математических задач;

• логические приемы, применяемые при решении задач;

• историю развития математической науки, биографии известных ученых-математиков.

По окончании обучения воспитанники должны уметь:

• рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;

• систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов;

• применять нестандартные методы при решении программных задач, олимпиадных задач

А также участие в математических конкурсах, чемпионатах, КВН, турнирах, олимпиадах, учебно-исследовательских конференциях, выпуск математических газет.

Также возможно проведение рефлексии самими воспитанниками. Воспитанникам можно предложить оценить занятие в листе самоконтроля:

Тематический план 34 часа ( 1 час в неделю, 34 недели )

№ п/п

Тема

Количество часов

Дата

Основные виды учебной деятельности учащихся

1

Диагностика уровня развития познавательных процессов

1

Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы

2

Развитие концентрации внимания. Решение логических зада

1

Выделять закономерности, завершать схемы.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

3

Развитие концентрации внимания.
Логические задачи на развитие аналитических способностей.

1

Называть предметы по описанию.

Демонстрировать способность переключать, распределять внимание

4

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности рассуждать.

1

Называть предметы по описанию. Демонстрировать способность переключать, распределять вниманиеОбъяснять значение слов и выражений

5

Тренировка зрительной памяти.
Логические задачи на развитие

аналитических способностей.

1

Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.

6

Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие способности рассуждать.

1

Выделять закономерности, завершать схемы.

7

Развитие пространственного воображения. Работа со 1спичками.

1

Составлять и преобразовывать фигуры.

Узнавать предметы по их признакам.

8

Развитие логического мышления. Логические задачи на развитие способности рассуждать.

1

Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр.

9

Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей.

1

Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.

Определять на глаз размеры предмета.

10

Тренировка внимания. Логические задачи на развитие способности рассуждать.

1

Объяснять закономерности.

Выделять черты сходства и различия

Описывать признаки геометрических фигур.

11

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие аналитических

способностей.

1

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

12

Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие умения рассуждать.

1

Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.

13

Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие аналитических способностей.

1

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

14

Развитие пространственного воображения. Работа со спичками.

1

Ориентироваться в пространстве листа.

Составлять и преобразовывать фигуры.

15

Развитие логического мышления.
Решение логических и творческо-поисковых задач.

1

Излагать свои мысли ясно и последовательно.

Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы

16

Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие способности рассуждать.

1

Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств

17

Тренировка внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей

1

Узнавать предметы по их признакам. Находить и выделять признаки разных предметов.

18

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности рассуждать.

1

Излагать свои мысли ясно и последовательно.

Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы

19

Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей.

1

Находить и выделять признаки разных предметов.

20

Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие способности рассуждать.

1

Составлять и преобразовывать фигуры.

Объяснять значение слов и выражений

21

Развитие пространственного воображения. Работа со спичками.

Беседа : соблюдение ППБ

1

Ориентироваться в пространстве листа.

Составлять и преобразовывать фигуры

22

Развитие логического мышления.

1

Объяснять смысл крылатых и метафорических выражений

Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр.

23

Тренировка концентрации внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей.

1

Объяснять закономерности.

Выделять черты сходства и различия

24

Тренировка внимания Логические задачи на развитие аналитических способностей.

1

Находить и выделять признаки разных предметов.

25

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности рассуждать.

1

Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений

26

Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических

способностей.

1

Давать несложные определения понятиям. Определять на глаз размеры предмета. Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве

27

Поиск закономерностей.

1

Объяснять смысл крылатых и метафорических выражений

Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр.

28

Развитие пространственного воображения. Работа со спичками.

1

Ориентироваться в пространстве листа.Составлять и преобразовывать фигуры

29

Развитие логического мышления.

1

Объяснять закономерности.

Выделять черты сходства и различия

30

Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие умения рассуждать и анализировать.

1

Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр.

31

Тренировка внимания. Логические задачи на развитие логических способностей.

1

Давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками

32

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие умения рассуждать и анализировать

1

Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений

33

Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей.

1

Определять на глаз размеры предмета

34

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления

1

Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы.









Информационно-методическое обеспечение


  1. Методическое пособие «Юным умникам и умницам» 4 кл. О. Холодова - Москва: РОСТ книга, 2012 г. - с. 191 - 210.

  2. Рабочие тетради «Юным умникам и умницам» 4 кл.: задания по развитию познавательных способностей О. Холодова - Москва: РОСТ книга, 2013 г.

  3. Учимся учиться [Текст]: программа развития познавательных способностей учащихся младших классов / Н.А. Криволапова, И.Ю. Цибаева. - Курган: Ин - т повыш. квалиф. и переподготовки работников образования, 2005. - 34 с. - ( Серия «Умники и умницы»)

  4. «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 4 класс» » Языканова Е.В. - ,М.:Издательство «Экзамен», 2012


Интернет - ресурсы:

  1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов school-collection.edu.ru/

  2. Интернет учителю начальной школы mmc.rightside.ru/links/66- nachalka.html

  3. Педагогическая библиотека pedlib.ru

  4. Проект «Открытый класс» openclass.ru/pages/195

  5. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» festival.1september.ru/

  6. Школа учителя tolstoy-school.ru/teach/teach.htm




















© 2010-2022