Статья ИЗУЧЕНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ

ИЗУЧЕНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ ЧЕРЕЗ ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК» ЦЕНТРА ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА Г. АБАКАН. ИЗУЧЕНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ ЧЕРЕЗ ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК» ЦЕНТРА ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА Г. АБАКАН. ИЗУЧЕНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ ЧЕРЕЗ ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК» ЦЕНТРА ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА Г. АБАКАН. ИЗУЧЕ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИЗУЧЕНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ ЧЕРЕЗ ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК» ЦЕНТРА ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА Г. АБАКАНА

Алексеенко Наталья Викторовна

Лазарева Татьяна Валерьевна

Черепанова Наталья Петровна

г. Абакан

Нельзя пренебрегать опытом прошлого. Сказка - это не просто традиция, это почти символ духовной близости поколений, когда старшие передают младшим в доступной для них форме нравственные и духовные ценности, накопленные на протяжении исторического развития народа.

В работе детской театральной студии «Золотой ключик» Центра детского творчества г. Абакана мы часто обращаемся к народной педагогике, так как с точки зрения Г.Н. Филонова она дает следующее: «...Это система принятых в данной местности, данным народом приемов и методов воспитания, которые передаются от одних поколений к другим и усваиваются им, прежде всего, как определенные знания и навыки, приобретенные людьми социального опыта, норм поведения, общественных традиций, той или иной идеологии. Народная педагогика проявляется в моральных законах и обычаях, закрепляя сложившиеся традиции. Существуя со времени возникновения человеческого общества, она впитала в себя вековые обычаи и требования к воспитанию детей...» [2]

Терминология народной мудрости хранит на себе отпечаток местного диалекта, типичных народных примет и выражений. Все это делает язык народной педагогики понятным и близким самым широким слоям народа. Народная педагогика представляет собой совокупность педагогического опыта, сохранившегося в устном народном творчестве, обычаях, обрядах, детских играх и игрушках, изучение пословиц и поговорок, которые выступают как единство педагогической мудрости и педагогической деятельности народа. Пословицы и поговорки всегда были средством воспитания, ещё с древнейших времен. С одной стороны, они содержат педагогическую идею, с другой - оказывают воспитательное влияние. Они несут образовательные функции: повествуют о средствах, методах воспитательного влияния, соответствующих представлениям народа, дают характерологические оценки личности - положительные и отрицательные, которые, определяя так или иначе цели формирования личности, содержат призыв к воспитанию, самовоспитанию и перевоспитанию, осуждают взрослых, пренебрегающих своими священными обязанностями [1]

Через пословицы, поговорки, сказки, легенды, на занятиях в театральной студии, воспитанники познают особенности норм поведения членов этноса, в результате чего формируется ценностная структура личности. Именно через этнос мы воспитываем любовь к Родине, природе, появляются нравственные ценности.

Рассмотрение процесса развития этнической культуры и её влияние на формирование творческой личности ребёнка через театральную деятельность, предполагает анализ внутренних и внешних качеств. К внешним факторам относятся основные принципы жизнедеятельности этноса в виде совокупности норм поведения, ценностей, этнических символов, проявляющиеся в частности в фольклоре. В связи с этим педагогами театральной студии «Золотой ключик» была написана и поставлена фольклорная сказка «Синяя птица».

Начнем с рассмотрения некоторых факторов, влияющих на процесс развития детей в этнической культуре. Выбор именно фольклорной сказки обусловлен следующими положениями. В ней отражены типичные ситуации отношений в сферах: человек - человек, человек - общество, человек - природа. Сквозь фольклор проступает функциональное предназначение культуры как ценностной системы. Через исполнения ролей в спектакле воспитанники понимают полноту образа жизни этноса, так как он отражает все значимые стороны человеческой деятельности, формирует многообразие норм и сведений об окружающем мире и, в результате - модель поведения человека. В силу своей общедоступности, дети с лёгкостью применяют для себя образы народных героев, окунаются в другое историческое пространство, впитывая в себя духовно-нравственные качества поколения.

Воспитанники театральной студии «Золотой ключик» занимаются не только театральным искусством, а так же программой предусмотрены занятия хореографией и декоративно-прикладным творчеством. Это позволяет раскрыть способности детей, и помогает более глубоко понять и осмыслить глубину народных традиций. В спектакле был использован обряд праздника «Ивана Купала», один из главных праздников календаря славян, совпадающий с Рождеством Иоанна Крестителя. На занятиях воспитанники познакомились с историей этого праздника, изучили игровые обряды, место проведения, исторический костюм, которые использовались на данном празднике. Через хореографию, пластику юные актеры передают характер зрителю, делая его динамичным, что способствует раскрытию образа героя. В данном спектакле воспитанники театральной студии работают совместно с народно-певческим ансамблем «Берегиня», в рамках реализации проекта «Интеграция вокального и театрального творчества на базе театральной студии «Золотой ключик» и народно-певческого ансамбля «Берегиня», разработанного педагогами. Благодаря совместной работе коллективов в спектакле исполнены народные песни, прозвучавшие живым голосом. Всё это помогает сделать спектакль более глубоким и проникновенным, погружая детей в атмосферу этнической эпохи и позволяет, как можно ближе соприкоснуться и понять образ жизни предков.

Сказка - это опыт человечества. Сказки обладают высокими убеждающими свойствами. В зависимости от темы, они заставляют слушателей задуматься над поучительным моментом сказки. Мы должны беречь сказку так же, как бережем памятники старинного зодчества.

Библиографический список

  1. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор.- М.: Гос. учеб-пед. изд.,1957.- 240с.

  2. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики (заметки журналиста). - М.: Педагогика, 1988. - С. 21, 148-154.


© 2010-2022