Урок по теме Дружбапо курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Раздел Другое
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Урок по курсу

«Основы религиозных культур и светской этики»

Модуль: Основы светской этики

Урок 14. Дружба

Цели урока:

  1. Ознакомление учащихся с понятиями: дружба, друг, приятель, товарищ, избирательность, бескорыстность.

  2. Учить анализировать поведение человека с точки зрения проявления дружеской привязанности.

  3. Развивать коммуникативные навыки, умение работать в группе.

  4. Учить уважительно относиться к людям; воспитывать дружелюбие, доброжелательность, желание помочь товарищу,

  5. Формировать положительные взаимоотношения между детьми; побуждать их к добрым поступкам.

Ход урока:

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Когда я шла в школу, светило солнышко, моё лицо обдувал лёгкий игривый ветерок. И на душе у меня легко и спокойно. А с каким настроением вы пришли на урок?

- С отличным настроением.

- Надеюсь, что к концу урока ваше настроение не изменится.

В конце урока вы должны будете оценить свою работу, оценить свой собственный вклад в работу своего класса.

Под песню «От улыбки» игра - разминка «Дружба начинается с улыбки». (цель: повышение эмоционального фона).

Учитель. Ребята, вы все смотрели мультфильм про Крошку Енота, который благодаря улыбке подружился со своим отражением в реке. Я вас попрошу сделать круг, взяться за руки, посмотрите соседу в глаза и подарите ему свою самую добрую улыбку. Ну что же, замечательно, приятно видеть ваши улыбки. Спасибо. Теперь возьмите цветные жетончики. (зелёные и красные с изображением солнышка). Садитесь на свои места. Жетончики положите на край стола, они нам позже пригодятся.

Ребята, у нас сегодня на уроке присутствуют гости, давайте поприветствуем их своими улыбками!

2. Вступительное слово учителя.

Я хотела бы начать наш урок со сказки.

Жила - была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:

- Помогите мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет…

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

- Вот, выбирай, - сказал волшебник, - одну зовут Радость, другую - Доброта, третью - Красота, четвёртую - Печаль, пятую - Дружба.

- Они все прекрасны, - сказала Любовь. - Не знаю, кого и выбрать…

- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.

Вопрос детям: А кого выбрали бы вы? Почему?

Любовь подошла к девушке по имени Дружба и протянула ей руку.

Вопрос детям: почему Любовь выбрала Дружбу?

Учитель. Какое прекрасное слово - "дружба"! Произносишь его - и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть в снежки, читать новую книгу или посекретничать о своем. Произносишь слово "дружба" - и сразу вспоминаешь веселых героев мультфильмов: это забавный Маугли со своим умным Балу, это музыкальный Львенок и мудрая Черепаха, это Винни-Пух со своими друзьями. Мир кино, мир героев мультфильмов, мир книги, наш мир, в котором мы живем, дарит нам прекрасное общение - общение с другом.

Друг - это любимая книга, которую читаешь, и тебе интересно с ней, друг - это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту, друг - это школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний, друг - это старый плюшевый медвежонок с оторванным ухом, который выслушает тебя, когда тебе будет плохо.

Сегодня мы будем говорить о том, что такое настоящая дружба и что она даёт человеку.

Итак, тема сегодняшнего урока «Дружба», запишите её в тетради.

Как вы думаете, что нового мы должны будем узнать, чему должны научиться?

Мозговой штурм. Ребята, подумайте над таким вопросом: а что такое дружба? Я предлагаю вам написать своё определение дружбы в тетрадь - 2 минуты на выполнение задания. (высказывание мнений учащихся).

В толковом словаре даётся следующее определение, что такое дружба:

  • Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

  • Друг - человек, который связан с кем-нибудь дружбой.

  • Товарищ - человек, дружески расположенный к кому-нибудь.

  • Приятель - близкий и дружески расположенный знакомый.

- Хорошо. Скажите, ребята, можно ли любого человека назвать своим другом?

- Нет. Приятелем и товарищем может быть любой человек, а другом - нет.

- Почему нет?

- Товарищу и приятелю не всё можно сказать, не всем поделиться, как с другом.

- Каким должен быть настоящий друг?

- Он должен быть верным, отзывчивым, добрым, готовым всегда прийти на помощь.С другом интересно, с ним не бывает скучно. Для друга ничего не надо жалеть, нужно всем делиться, рассказать любую тайну.

- Да, верно. В дружбе существуют определённые правила. Об этом вы прочитаете в учебнике на стр. 32 (2-ой абзац).

- Так какие же правила существуют?

- Это уважение друг друга, умение признавать свои ошибки, забота о друге, готовность прийти на помощь, не требуя ничего взамен.

( Дети читают схему.)

- А теперь посмотрите на доску, и вы увидите, какими же качествами обладает дружба.

На доске схема:

Урок по теме Дружбапо курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Урок по теме Дружбапо курсу «Основы религиозных культур и светской этики»Урок по теме Дружбапо курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

избирательность

бескорыстность

- Как вы поняли, что такое избирательность и бескорыстность?

- Человек может сам выбирать себе друзей. И другом не обязательно должен быть одноклассник или сосед. А бескорыстность - это отсутствие стремления к личной выгоде, наживе.

- Что объединяет друзей и как выяснить, настоящий ли у тебя друг?

- Настоящие друзья никогда не ждут, когда их позовут на помощь. Они сами эту помощь предлагают. Друг всегда сможет выручить из беды, поделится всем.

- Чем дружеские отношения отличаются от других?

- Не каждому человеку можно доверить какую-либо тайну, а другу - можно. Только между настоящими друзьми может быть взаимная симпатия и общность интересов.

- Конечно, ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он тебе близок. Близок его внутренний мир, его взгляды и интересы.

- Нужны ли вам друзья? Товарищи? Зачем?

- Всем нужны друзья. Друг поможет в беде. С другом весело, интересно. С друзьями можно советоваться, доверять им секреты, играть.

3. Чтение стихотворения А.Барто «Требуется друг».

Все живут, не тужат,

А со мной не дружат!

Бант у Кати расписной,

Красные колготки

И характер кроткий.

Я шепчу: - Дружи со мной…

Мы же одногодки,

Как сестрички мы почти,

Мы как две голубки

Из одной скорлупки.

Я шепчу: - Но ты учти -

Ты во всём должна идти

Другу на уступки.

Предлагаю Ильиной:

- Ты дружи со мной одной!

Есть разряд у Ильиной,

И спортивный свитер,

И девчонок свита.

Подружусь я с Ильиной,

Стану знаменита.

Все пятёрки до одной

У Светловой Нади.

Я прошу: - А ты со мной

Подружись хоть на день!

Мы с тобой поладим:

Будешь ты меня спасать -

Дашь контрольную списать.

А девчонки на дыбы!

Говорят: - Молчала бы!

Не вставать же на колени!

Напишу я объявленье:

«Срочно требуется друг!»

- Почему никто не хотел дружить с этой девочкой?

- Эта девочка хотела от друзей что-то получить.

- А вы бы стали дружить с такой?

- Мы бы ни в коем случае не стали с ней дружить.

- Правильно. Она хотела иметь выгоду, а дружба, как мы сказали, основана на бескорыстии. Но, к сожалению, есть ребята, которые склонны к дружбе только с теми, от которых можно что-то заполучить: игрушки, игры, ручку, сладости… Такие дети живут по правилу: «Ты - мне, я - тебе». Может ли быть такая дружба прочной?

- Нет, она не прочная.

4. Притча

- Послушайте притчу о дружбе:

Как-то два друга много дней шли в пустыне. Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Его друг, почувствовал боль, но ничего не сказал. Молча, он написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину». Друзья продолжали идти, и через много дней нашли оазис с озером, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул и его друг его спас. Когда он пришёл в себя, то высек на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь». Первый спросил его:

- Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?

И друг ответил:

- Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.

Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне. Оставь немного времени для жизни! И пусть тебе будет легко и светло...

- О чем эта притча, чему она учит нас?

- Да, действительно, ребята, нужно уметь прощать обиды, помня все хорошее, что сделал для вас ваш друг. Народная мудрость гласит: настоящий друг с тобой, когда ты не прав. Когда ты прав, всякий будет с тобой.

5.Работа в группах.

Сейчас я предлагаю поработать над понятием «настоящий друг».Для этого нужно разделиться на две группы. Группа, с красными солнышками и группа с зелёными солнышками. В группах вам нужно выяснить, каким должен быть друг. Предлагаю карточки со словами. Выберите те качества, которыми должен обладать друг. (работа в группах).

Помощь, бескорыстность, жадность, выгода, забота, доброта, внимание, отзывчивость, доверие, честность, радость, злость, хвастовство, грубость, равнодушие, зависть, эгоизм.

Какие качества вы выбрали? Почему?

Почему вы оставили карточки со словами злоба, хвастовство, равнодушие, эгоизм?

6.Физминутка.

Встаньте дети, встаньте в круг.

Я твой друг ты мой друг.

Влево, вправо повернитесь,

И друг другу улыбнитесь!

Руки к солнцу протянули,

Лучики поймали и к груди скорей прижали.

С этим лучиком в груди

Ты на мир ясней гляди.

7. Игра «Волшебная рука».

Я вам предлагаю на альбомных листах обвести свою руку. Затем на пальчиках написать свои достоинства и хорошие качества.

- А теперь свои ладошки подарите тому, с кем бы вы хотели подружиться.

- Умению дружить, общаться с людьми, надо учиться с детства. Говорят, что друг познаётся в беде. В этом случае особенно остро проявляются такие качества как бескорыстие, доброта, отзывчивость.

8.Чтение рассказа «Одинаковые»

- Хотели бы вы иметь такую подругу?

«Жили две неразлучные подружки - Соня и Вера. Обе они походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платьица, обе учились только на пятёрки.

- Мы во всём, во всём одинаковые, - с гордостью говорили девочки.

Но однажды Соня прибежала домой и похвасталась маме:

- Я получила по математике пять, а Вера только тройку. Мы стали уже не одинаковые…

Мама внимательно посмотрела на дочку, потом сказала грустно:

- Да ты стала хуже…

- Я? - удивилась Соня - но ведь тройку получила Вера, а не я!

- Тройку получила Вера, но она получила её потому, что на днях болела. А ты обрадовалась, а это значительно хуже!»

Вопросы детям:

  1. За что мама обиделась на Соню?

  2. Что бы вы сказали Соне?

  3. Как ей надо было поступить? (ответы детей)

Правильно. Нельзя быть равнодушным к чужому горю, нужно всегда помнить, что человек живёт один раз, поэтому каждый день нужно творить добро.

9.Работа с пословицами.

* Нет друга - ищи … … /а нашёл - береги /.

* Не имей сто рублей … … /а имей сто друзей/.

* Один за всех … … /и все за одного/.

* Человек без друзей … …/что дерево без корней/.

* Дружба - как стекло … … /разобьёшь - не сложишь/.

* Недруг поддакивает, … … /а друг спорит/.

* Дружбой дорожи, забывать … … /её не спеши/.

* Дерево живёт корнями, … … /а человек друзьями/.

* Друга - ищи, … … /а найдёшь - береги/.

* Друг за друга стой, … … /выиграешь бой/.

* Доброе братство … … /лучшее богатство/.

* Друг лучше старого, … … /а платье новое/.

* Старый друг … … / лучше новых двух/.

* Дружба не гриб, … … /в лесу не найдёшь/.

10 . Игра "Кто с кем дружит".

Забавные бурундучки Чип и …(Дейл)

Добрая Белоснежка и …(семь гномов)

Забавный Винни Пух и …(Пятачок)

Добрый Малыш и ….(Карлсон)

Доверчивый Буратино и …(Мальвина, Пьеро)

Зелёный крокодил Гена и …(Чебурашка)

11.Творческая работа «Дерево дружбы».

Учитель. Ребята, как вы думаете, а может дружба распасться? По каким причинам?

Давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы. Поработайте в группах и создайте правила или законы дружбы. Напишите эти правила на листочках.(5 минут).

Примерные законы дружбы:

1. Хранить тайны друзей.

2. Доверять другу.

3. Помогать другу.

4. Защищать друга.

5. Уважать друга.

6. Быть вежливым с друзьями.

7. Делиться с другом.

Затем каждый выходит, зачитывает совё правило и прикрепляет к дереву.

Учитель. Соблюдая эти правила дружбы, я думаю, вы никогда не потеряете друг друга.

Учитель: Я с гордостью хочу заявить, что ваши законы и законы учёных очень похожи. Прочитайте их и сравните. Что общего вы заметили?

12. Законы дружбы.

  • Один за всех, и все за одного.

  • Дружите, не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.

  • Уважайте друг друга и помогайте друг другу.

  • Радуйтесь вместе с друзьями.

  • В беде не оставляйте друзей, не подводите их, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний.

  • Берегите друзей, ведь друга потерять легко.

  • Старый друг лучше новых двух.

  • Не обзывай и не унижай своего друга.

  • Помогай другу в беде.

  • Не предавай своего друга.

  • Умей признать свои ошибки и помириться с другом.

  • Будь внимателен к своему другу.

  • Умей уступать своему другу.

13.Размышляем

-Что же может разрушить дружбу?

Конечно, дружбу может разрушить предательство. Дружбу могут разрушить обиды, ссоры, грубые, злые слова, взаимные оскорбления. Если находить друг в друге только недостатки, всё время критиковать друга, вспоминать все ошибки и промахи, которые были им когда-либо совершены - то это разрушит вашу дружбу.

- Поднимите руку те, у кого есть настоящий друг - такой, которому можно доверять?

-Кто, по-вашему, в нашем классе может быть настоящим другом?

- Может ли взрослый (родитель, учитель) быть вашим другом?

14. Игра « Цветик - семицветик».

- У меня на руках ромашка. Все, наверное, помнят сказку про волшебный цветок. Каждый возьмет по одному лепестку и напишет пожелание своему другу. И пусть как в доброй сказке исполнятся ваши пожелания. (Прочитаем некоторые пожелания)

15. Обсуждение ситуаций. « Как бы я поступил?»

- А сейчас, ребята, в группах обсудите ситуации: "Как бы я поступил?".

1. Твой друг не сделал домашнее задание и просит твою тетрадь, чтобы его списать.

2. Твой друг употребляет плохие слова и выражения.

3. Твой друг получает плохие отметки за четверть, и тебе запрещают с ним дружить.

4. Твой друг совершает плохой поступок, и об этом узнают все, в том числе и ты.

5. Твой друг предлагает тебе поступить плохо.

- Как вы думаете, ребята, какие поступки и действия способствуют укреплению товарищеских и дружеских отношений в коллективе?

/Ответы детей./

Только взаимная помощь в учебе, труде, взаимная выручка и поддержка в преодолении встречающихся трудностей в учении и делах будет содействовать укреплению товарищеских отношений. Вы, ребята, должны знать, что не стоит спорить по пустякам, зазнаваться. Если что-то получается лучше, нужно научить своего одноклассника.

Необходимо проявлять чуткость и внимание не только в больших делах, но и в мелочах, в повседневных отношениях.

16.Рефлексия.

- Молодцы, вы сегодня хорошо поработали. А сейчас вам нужно будет оценить свою работу на уроке. У вас на столах лежат кружки с вашими именами. А на доске изображена «Лесенка достижений». Возьмите свой кружок и закрепите его магнитом на том месте, где по- вашему мнению находитесь вы как друг.

( Дети прикрепляют на «Лесенку достижений» свои кружки.)

- Почему вы прикрепили свой кружок именно на это место? На чем вам ещё надо поработать? Что вы хотите пожелать свои друзьям?

( Выслушиваются ответы детей.)

17.Подведение итогов.

- Итак, давайте подведём итоги.

- Что же такое дружба?

- Это отношения, основанные на взаимной привязанности и личных интересах.

- Что это за черта - избирательность?

- Избирательность - это такая черта, когда человек сам выбирает себе друга, какого хочет.

- Как вы понимаете слово - бескорыстность?

- Бескорыстность - это отсутствие стремления к личной выгоде, наживе.

Учитель. Соблюдая правила дружбы , я думаю, вы никогда не потеряете друга. Будьте добрыми, дружелюбными, чуткими, вежливыми друг к другу. Не будьте зазнайками, ябедами, берегите ваших друзей от неверных поступков, приходите на помощь друг к другу, и тогда вы сами будете называться настоящим верным другом.

18. Ритуал прощания.

- Встанем все в круг. Возьмемся за руки, почувствуем поддержку друг друга. Вместе мы сила, потому что мы ДРУЗЬЯ! Скажем вместе слова:

Дружба настоящая в школе начинается,

Чтобы не кончаться никогда.

Дружба настоящая сердцем проверяется

И остаётся с нами навсегда.

исполнение песни В. Шаинского " Дружба крепкая не сломается"

19 .Задание на дом: Напишите небольшой рассказ о своем друге. Рисование на тему «Портрет моего друга».

- Спасибо за урок. Всего доброго!

13

© 2010-2022