• Преподавателю
  • Другое
  • Рабочая учебная программа по дисциплине: Психолого-педагогические аспекты работы с учащимися с ограниченными физическими возможностями»

Рабочая учебная программа по дисциплине: Психолого-педагогические аспекты работы с учащимися с ограниченными физическими возможностями»

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая учебная программа по дисциплине: Психолого-педагогические аспекты работы с учащимися с ограниченными физическими возможностями»Рабочая учебная программа по дисциплине: Психолого-педагогические аспекты работы с учащимися с ограниченными физическими возможностями»

Рабочая учебная программа дисциплины

старшего преподавателя

КОРОСТЕЛЕВОЙ Н.А.



Наименование дисциплины: «Психолого-педагогические аспекты работы с учащимися с ограниченными физическими возможностями»

Специальность (шифр, название): 5В0119 «Иностранный язык: два иностранных языка»

Форма обучения очная

Всего: 2 кредита

Курс 3,4 Семестр 5,7

Лекции 15 часов

Количество РК 2

Практические (семинарские) занятия 15 часов

СРСП 15 часов

СРС 45 часов

Экзамен 5,7 семестр Трудоемкость 90 часов












Караганда

2015

Характеристика дисциплины: элективный учебный курс «Психолого-педагогические аспекты работы с учащимися с ограниченными физическими возможностями» предназначен для студентов очного отделения, обучающихся по педагогическому направлению 5В0119 «Иностранный язык: два иностранных языка».

Успешность реализации технологии интегрированного обучения в обычных образовательных учреждениях Казахстана возможна только после подготовки к нему самих субъектов образовательной интеграции, в том числе будущих учителей-предметников, работающих в инклюзивных группах учащихся, в состав которых включены лица с ограниченными физическими возможностями здоровья.

Цель курса: формирование у студентов (будущих учителей) теоретических знаний по организации интегрированного обучения в учебных заведениях и практических умений и навыков эффективной педагогической работы с учащимися с ограниченными физическими возможностям.

Задачи дисциплины:

• формирование теоретических представлений о методологических основах, сущности, принципах, проблемах технологии интегрированного обучения в учебных заведениях;

• формирование целостного представления о медицинской и социальной моделях инвалидности;

• раскрытие специфики педагогической деятельности и ее гуманистической направленности в работе с учащимися с ограниченными физическими возможностями;

• овладение основными эффективными методами и приемами образовательной деятельности в инклюзивных группах в условиях средней общеобразовательной школы;

• формирование толерантного отношения к учащимся с ограниченными физическими возможностями.

Тематический план изучения дисциплины:

Недели

Наименование темы

Количество часов

Лекции

Семинары

СРСП

СРС

1

Понятие об инвалидности в современном обществе. Инвалиды как социальная группа.

1


1


3

2

Характеристика и специфические особенности медицинской модели инвалидности в обществе.

1

1

1

3

3

Характеристика и специфические особенности социальной модели инвалидности в обществе.

1

1

1

3

4

Методологические основы и сущность интегрированного (инклюзивного) обучения инвалидов в учебных заведениях

1

1

1

3

5

Опыт организации интегрированного обучения в мировой педагогической практике.

1

1

1

3

6.

Проблемы формирования толерантности по отношению к учащимся с ограниченными физическими возможностями в условиях интегрированного обучения

1

1

1

3

7.

Основные принципы успешной реализации технологии формирования толерантного отношения к инвалидам со стороны социума в процессе интегрированного обучения

1

1

1

3

8.

Рубежный контроль



1


8.

Психологические особенности личности учащихся с ограниченными физическими возможностями

1

1

1

3

9

Основы этикета в общении с инвалидами.

1

1


3

10

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся ограниченными физическими возможностями в условиях интегрированного обучения в обычном учебном заведении.

1

1

1

3

11

Особенности проведения педагогической работы с учащимися с инвалидностью

1

1

1

3

12

Особенности проведения воспитательной внеучебной работы с учащимися с инвалидностью

1

1

1

3

13

Психолого-педагогические аспекты работы по формированию толерантного отношения к учащимся-инвалидам в школьном социуме.

1

1

1

3

14

Эффективные методы и приемы учебной педагогической работы в инклюзивных группах

1

1

1

3

15.

Изучение смысловой сферы личности учащихся с ограниченными физическими возможностями.

1

1

1

3

15.

Рубежный контроль



1



ИТОГО:

15

15

15

45


Содержание дисциплины

Наименование темы

(раздела)

Содержание темы

1

Понятие об инвалидности в современном обществе. Инвалиды как социальная группа.

  1. Сущность понятий: «инвалидность», «инвалид» «ребенок - инвалид».

  2. Характеристика различных групп инвалидности.

  3. Социальная политика в отношении к инвалидам в Казахстане.

2

Характеристика и специфические особенности медицинской модели инвалидности в обществе.

  1. Инвалидность, с точки зрения медицинской модели.

  2. Сущностные характеристики медицинской модели инвалидности.

  3. Специфика медицинской модели инвалидности.

3

Характеристика и специфические особенности социальной модели инвалидности в обществе.

  1. Возникновение и принятие социальной модели инвалидности в мировом сообществе.

  2. Инвалидность, с точки зрения социальной модели.

  3. Сущностные характеристики социальной модели инвалидности.

  4. Социальная модель инвалидности как основа формирования толерантного отношения к инвалидам со стороны общества в целом.

4

Методологические основы и сущность интегрированного (инклюзивного) обучения инвалидов в учебных заведениях.

  1. Сущность понятий: «интеграция», «инклюзия» «эксклюзия», «интегрированное обучение», инклюзивное образование».

  2. «Нормоцентрическая» (естественнонаучная) методологическая парадигма интеграции людей с ограниченными физическими возможностями.

  3. Гуманистическая (личностно - ориентированная) методологическая парадигма интеграции людей с ограниченными физическими возможностями.

5

Опыт организации интегрированного обучения в мировой педагогической практике.

  1. Практический опыт реализации технологии интегрированного обучения за рубежом на различных образовательных уровнях.

  2. Российский опыт организации и реализации технологии интегрированного обучения.

  3. Отечественный педагогический опыт организации и реализации технологии интегрированного обучения.

6

Проблемы формирования толерантности по отношению к учащимся с ограниченными физическими возможностями в условиях интегрированного обучения

  1. Сущность понятий: «толерантность», «интолерантность».

  2. Виды, формы и уровни толерантности.

  3. Обоснование проблемы целенаправленного процесса формирования толерантности по отношению к учащимся с ограниченными физическими возможностями в условиях интегрированного обучения.

7

Основные принципы успешной реализации технологии формирования толерантного отношения к инвалидам со стороны социума в процессе интегрированного обучения

  1. Принцип целенаправленности.

  2. Принцип учета индивидуальных и половозрастных особенностей учащихся.

  3. Принцип связи воспитания толерантности с жизнью.

  4. Принцип уважительного отношения к личности.

  5. Принцип опоры на «положительное» в учащемся.

8

Психологические особенности личности учащихся с ограниченными физическими возможностями

  1. Особенности функционирования психических процессов у учащихся с ограниченными физическими возможностями.

  2. Особенности эмоционально-волевой сферы личности учащихся с ограниченными физическими возможностями

  3. Психологические особенности социальной сферы личности учащихся с ограниченными физическими возможностями

9

Основы этикета в общении с инвалидами.

  1. Понятие об этикете общения с инвалидами.

  2. Правила эффективного взаимодействия с учащимися, имеющими различный характер инвалидности.

10

Психолого - педагогическое сопровождение учащихся ограниченными физическими возможностями в условиях интегрированного обучения в обычном учебном заведении.

  1. Понятие о психолого-педагогическом сопровождении учащихся ограниченными физическими возможностями и его основных компонентах.

  2. Диагностика личностного и психофизиологического развития учащихся с инвалидностью.

  3. Психолого-педагогическая профилактика негативных психоэмоциональных реакций в процессе обучения в инклюзивных группах.

  4. Психолого-педагогическая поддержка учащихся с инвалидностью в процессе интегрированного обучения.

  5. Психолого-педагогический мониторинг успешности обучения учащихся ограниченными физическими возможностями.

11

Особенности проведения педагогической работы с учащимися с инвалидностью

  1. Педагогическая толерантность и ее компоненты.

  2. Проявление толерантности (интолерантности) со стороны педагогов по отношению к учащимся с ограниченными физическими возможностями в педагогической работе.

  3. Учет в педагогической работе основных трудностей, испытываемых учащимися с ограниченными физическими возможностями в учебной деятельности в условиях интегрированного обучения.

12

Особенности проведения воспитательной внеучебной работы с учащимися с инвалидностью

  1. Виды и формы воспитательной работы с учащимися с ограниченными физическими возможностями в условиях интегрированного обучения

  2. Методы, приемы и средства воспитательной работы с учащимися с ограниченными физическими возможностями в условиях интегрированного обучения.

  3. Особенности организации воспитательной работы в инклюзивных ученических коллективах.

13

Психолого-педагогические аспекты работы по формированию толерантного отношения к учащимся-инвалидам в школьном социуме.

  1. Проблема формирования толерантного отношения учащихся к сверстникам с инвалидностью.

  2. Особенности организации психолого-педагогической работы по формированию толерантного отношения сверстников к учащимся с инвалидностью.

14

Эффективные методы и приемы учебной педагогической работы в инклюзивных группах

  1. Виды и формы учебной работы с учащимися с ограниченными физическими возможностями в условиях интегрированного обучения

  2. Эффективные методы, приемы и средства учебной работы с учащимися с ограниченными физическими возможностями.

  3. Особенности организации учебной работы в инклюзивных группах.

15

Изучение смысловой сферы личности учащихся с ограниченными физическими возможностями.

  1. Понятие смысловой сферы личности.

  2. Способы диагностики особенностей смысловой сферы личности.

  3. Характеристика методик изучения смысловой сферы личности учащихся с ограниченными физическими возможностями.

Список литературы

Основная литература

  1. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М., 1995.

  2. Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО.- М., 1995.

  3. Зайцев Д.В. Концепция инклюзивного образования инвалидов // Образование для всех: политика и практика инклюзии: Сб. науч. стат. Саратов: Научная книга, 2008.

  4. Зак Г.Г., Д.Я. Зак Формирование толерантного отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья (теоретико-практический аспект) / / Педагогическое образование в России. - 2012. - №2.

  5. Инвалиды: язык и этикет. М.: РООИ «Перспектива», 2000.

  6. Косикова, Л.В. Особенности смысловой сферы подростков в условиях включенного обучения // Российский психологический журнал. 2009. Т. 5. № 6.С. 15-20.

  7. Лошакова И. И., Ярская-Смирнова Е. Р. Интеграция в условиях дифференциации: проблемы инклюзивного обучения детей-инвалидов // Социально-психологические проблемы образования нетипичных детей. Саратов: Изд-во Пед. ин-та СГУ, 2002.

  8. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для родителей. М.: Педагогика - Пресс, 1996.

  9. Особенности различных видов инвалидности. М.: РООИ «Перспектива», 2000.

  10. Педагогический энциклопедический словарь. Гл.ред.Б.М.Бим-Бад.-М.,2002.

  11. Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности/Под ред. Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой и др. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2003.

  12. Психологический энциклопедический словарь / М. И. Еникеев. М.: Проспект, 2010.

  13. Романов П. В., Ярская-Смирнова Е. Р. Политика инвалидности: Социальное гражданство инвалидов в современной России. - Саратов: Изд-во «Научная книга», 2006.

  14. Холостова Е., Дементьева Н. Социальная реабилитация. - М.: Изд-ко-торговая корпорация «Дашков и К», 2002.

  15. Ярская-Смирнова Е.Р., Лошакова И.И. Инклюзивное образование детей-инвалидов // Социологические исследования. №5, 2003.

  16. Ярская-Смирнова Е.Р., Наберушкина Э.К. Социальная работа с инвалидами. Учеб. пособие. Издание 2-е, переработанное и дополненное. Санкт-Петербург: Изд-во «Питер», 2004.

Дополнительная литература

  1. Асмолов А.Г. Мы обречены на толерантность // Семья и школа. 2001, - № 11 - 12.

  2. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личности ориентированного образования // Педагогика.-1997.-№4.

  3. Вульфов Б.З. Воспитание толерантности: сущность и средства // Внешкольник. - 2002. - №6.

  4. Григорьева М.А. Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательное пространство //Специальное образование. 2009. № 4.

  5. Дж.Робин, Дронишинец Н.П., Филатова И.А. О социально-педагогическом подходе в образовании. // Специальное образование. 2012.№1.

  6. Зак Г.Г. Историко-генетический анализ инвалидности как социальной проблемы.// Специальное образование. 2008.

  7. Косикова Л. В. Особенности смысловой сферы подростков в условиях включенного обучения: Автореф. дисс….канд. психол. наук: 19.00.07 Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2010.

  8. Назарова Н.М. к вопросу о теоретических и методологических основах инклюзивного обучения // Специальное 6 образование 2012. № 2.

  9. Сергеева Н.Н., Демчук А.В. Комплексный подход к проблеме формирования профессиональной толерантности будущих учителей к детям с ограниченными возможностями здоровья. // Специальное образование.2011.№ 3.

  10. Перепелицына М. А. Психологическое содержание педагогической толерантности как профессионально важного качества учителя - автореф. дис. на соискание уч. степени канд. пед. наук - Ярославль, 2006.

  11. Ярская В. Н. Инклюзия - новый код социального равенства // Образование для всех:политика и практика инклюзии. Саратов, 2008.

  12. Ярская-Смирнова Е.Р. Социокультурный анализ нетипичности. - Саратов: СГТУ, 1997.

  13. Ярская-Смирнова Е.Р. Толерантность как принцип отношения к детям с ограниченными возможностями. // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 1997. - №2.

Интернет - ресурсы

  1. Вебсайт Инвалид.Ру invalid.ru

  2. Вебсайт «Путь к независимой жизни» wil.ru

  3. Вебсайт Региональной общественной организации инвалидов Пер-спектива. perspektiva-inva.ru/index-rus.shtml

  4. Виртуальный центр независимой жизни инвалидов Магаданской

области. independentfor.narod.ru

  1. Декларация о правах инвалидов. rodnikzhizni.ru

  2. Образовательный портал: informika.ru

  3. Первый российский интернет-портал для инвалидов disability.ru/

9

© 2010-2022