Доклад О технологиях физического воспитания, сбережения и укрепления здоровья

Я не знаю большей красоты, чем здоровье. Г. Гейне   В формулировке Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это не только отсутствие болезней и физических дефектов, а состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Выделяют три аспекта здоровья или благополучия. Это физическое, душевное (психоэмоциональное) и социальное здоровье. Физическое – определяется состоянием и функционированием организма. Если человек физически здоров, то он может выполнять все свои текущие...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

О технологиях физического воспитания, сбережения и укрепления здоровья.

Материал подготовил:

Учитель физической культуры

высшей квалификационной категории

Лицей-интерната № 1 г. Иркутска

Чепелевич Виктор Николаевич

Я не знаю большей красоты, чем здоровье.

Г. Гейне

В формулировке Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это не только отсутствие болезней и физических дефектов, а состояние полного физического, душевного и социального благополучия.

Выделяют три аспекта здоровья или благополучия. Это физическое, душевное (психоэмоциональное) и социальное здоровье.

Физическое - определяется состоянием и функционированием организма. Если человек физически здоров, то он может выполнять все свои текущие обязанности без излишней усталости. У него достаточно энергии, чтобы успешно учиться в школе и делать все необходимые дела дома.

Душевное - определяется тем, насколько человек доволен собой и как успешно справляется со своими ежедневными функциями. Если человек душевно здоров, он обычно нравится самому себе таким, каков он есть, он удовлетворен своими достижениями и может делать выводы из своих ошибок. Для поддержания душевного здоровья необходимо уделять достаточное время отдыху и увлечениям, иметь возможность получать новый опыт и делиться своими чувствами и переживаниями с другими людьми, которые могут тебя понять.

Социальное здоровье определяется тем, насколько человек ладит с другими людьми. Социально здоровый человек может устанавливать и поддерживать отношения любви и дружбы с другими людьми, он уважает их нрава умеет оказывать людям помощь и способен сам принять ее, поддерживает здоровые отношения с родственниками, умеет находить новых друзей, умеет выразить свои потребности и нужды так, чтобы они стали понятны окружающим.

Физическое воспитание - составная часть физической культуры, педагогический процесс, направленный к тому, чтобы формировать двигательные навыки, психофизические качества, достичь физического совершенства. Это один из решающих факторов процесса физического развития индивида.

В силу ряда социально-экономических причин в стране в настоящее время сложилась критическая ситуация: большинство детей не могут быть признаны «практически здоровыми». Однако это не только результат длительного неблагоприятного воздействия социально-экономических и экологических факторов, но и ряда педагогических факторов, таких, как стрессовая тактика авторитарной педагогики; интенсификация учебного процесса (постоянное увеличение темпа и объема учебной нагрузки); раннее начало дошкольного систематического обучения; несоответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям учащихся, несоблюдение элементарных физиолого-гигиенических требований к организации учебного процесса и т.д.

В первый период развития (от 0 до 18 лет) происходят наиболее значительные прогрессивные изменения форм и функциональных возможностей организма (в частности рост после рождения до периода возрастного созревания увеличивается в 3-4 раза, вес - в 20-30 раз, жизненная емкость легких - в 5-10 раз, ударный объем сердца - в 20-30 раз и более, показатели силовых способностей - в 50 раз и более).

Целенаправленное воздействие на естественные свойства организма, стимулирование и регулирование их развития посредством нормированных функциональных нагрузок, физических упражнений, а также путем оптимизации индивидуального режима жизни и рационального использования природных условий внешней среды называют физическим воспитанием в узком смысле. Результат его выражается в прогрессировании тех или иных двигательных способностей (силовых, скоростных и других), повышении общего уровня работоспособности, укреплении здоровья и в других показателях совершенствования естественных свойств организма, в том числе и свойств телосложения (разумеется, в той мере, в какой это допускают генетически закрепленные особенности конституции человеческого организма).

В прикладном отношении физическое воспитание представляет собой процесс физической подготовки человека к деятельности (трудовой, военной и т.д.). В единстве с другими видами воспитания и при оптимальных социальных условиях физическое воспитание может приобретать значение одного из основных факторов всестороннего развития личности.

Физическая культура - это часть общей культуры общества, одна из сфер человеческой деятельности, направленная к тому, чтобы развивать физические способности человека и укреплять его здоровье.

Под физической культурой личности понимается достигнутый уровень физического совершенства человека и степень использования приобретенных двигательных качеств, навыков, специальных знаний в повседневной жизни.

Составная часть физической культуры - спорт как организация, подготовка и проведение соревнований по различным видам физических способностей человека.

Спорт - многогранное общественное явление. В своем жизненном воплощении спорт - это и неуклонное стремление человека к расширению границ своих возможностей, реализуемое через специальную подготовку, и систематическое участие в состязаниях, связанных с преодолением возрастающих трудностей, и целый мир эмоций, порождаемых успехами и неудачами на этом пути, и сложный комплекс межчеловеческих отношений, и популярнейшее зрелище, и одно из наиболее массовых социальных движений современности.

Основоположником научной системы физического воспитания в России был П.Ф. Лесгафт (1837 - 1909).

Занятия физической культурой (познавательные и практические) входят в учебные планы всех образовательных учреждений - от детского сада до старшей школы.

В практике работы социально-воспитательных учреждений ориентирами состояния здоровья и физического развития ребенка выступают:

- показатели соматического здоровья (медицинские данные);

- общая активность: физическая, трудовая, общественная, познавательная;

- овладение школьниками основами личной физической культуры, теоретические и методические знания о путях физического развития в данном возрасте и в перспективе;

- осведомленность о перспективах своего физического развития: сформированность адекватной самооценки своего здоровья, своих физических возможностей и особенностей;

- развитие выносливости, гибкости, скорости, силы;

- развитие речедвигательной памяти, координационных способностей, движений, разнообразной чувствительности;

- потребность и способность в физическом самовоспитании: саморегуляция поведения, использование режима дня, специальных упражнений по созданию положительного настроения и знание техники самомассажа, самоуправление, самотренировки, наращивание тела, регулирование осанки, выработка походки и т.д.

Как показывает практика, здоровье ребенка в значительной мере зависит от применяемых технологий семейного, дошкольного и школьного воспитания, от здорового образа жизни ребенка.

К сожалению, многочисленные данные свидетельствуют, что именно образовательная среда является сегодня одним из наиболее сильных (дидактогенных) факторов отклонений в здоровье и развитии детей. По данным В.Ф. Базарного, к ним относятся:

комплекс факторов закрытых помещений:

  • возрастающее воздействие комплекса факторов закрытых помещений и ограниченных пространств, - или обедненной природными сенсорными стимулами среды обитания;

  • возрастающее воздействие жестких форм излучений: электронно-лучевого, «металло-звукового», мерцающе-светового и т.д.;

информационно-психогенные факторы:

  • возрастающее воздействие потоков абстрактной сигнальной информации на фоне бледнеющей образной сферы (воображения);

комплекс факторов телесной атонии:

  • возрастающая телесно-мышечная атония, гипокинезия, гиподинамия на фоне моторно-закрепощенных позно-тонических спастических состояний организма;

комплекс духовно-психических факторов:

  • угасание духовного потенциала в общении между педагогами и детьми;

  • потери смыслов и интереса в организации учебно-познавательного процесса.

Понятие «здоровый образ жизни» представляет совокупность форм поведения, которая способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях, и выражает ориентированность личности на то, чтобы формировать, сохранять и укреплять свое здоровье.

ЗОЖ - это:

  • поведение и мышление человека, обеспечивающие ему охрану и укрепление здоровья;

  • индивидуальная система привычек, которая обеспечивает человеку необходимый уровень жизнедеятельности для решения задач, связанных с выполнением обязанностей и для решения личных проблем и запросов;

  • система личной научно обоснованной профилактики заболеваний;

  • модель поведения индивида в данных конкретных условиях жизни, уменьшающая риск возникновения заболеваний; таким образом, разные условия жизни предполагают различные модели здорового поведения;

  • система жизни, обеспечивающая достаточный и оптимальный обмен человека со средой и тем самым позволяющая сохранить здоровье на безопасном уровне.

Как показали исследования, влияние факторов, определяющих уровень общественного здоровья распределяется следующим образом:

1. Наследственность (биологические факторы) - определяет здоровье на 20%

  1. Условия внешней среды (природные и социальные) - на 20%

  2. Деятельность системы здравоохранения - на 10%

4. Образ жизни человека - на 50%

Педагогическая валеология - «это научная концепция формирования, сохранения и укрепления здоровья детей в ходе обучения и воспитания». Или: «это теория и методика воспитания здорового человека, мотивации к здоровью, формирование научного понимания сущности ЗОЖ, выработки индивидуального валеологически обоснованного способа жизнедеятельности».

Классификационная характеристика

Уровень и характер применения: охватывает все уровни - от метатехнологий (реализация социальной политики - Закона об охране здоровья граждан) до многочисленных микротехнологий оздоровления, тренировок и т.д.

Философская основа: 1) материалистическая + 2) природосообразная; на локальном и микроуровнях могут тяготеть к идеализму.

Методологический подход: гуманистический, диагностический, деятельностный.

Ведущие факторы развития: 1) биогенные + 2) социогенные.

Научная концепция освоения опыта: 1) деятельностная + 2) интериоризаторская.

Ориентация на личностные сферы и структуры: сфера физического развития (СФР).

Характер содержания и структуры: валеологические, проникающие.

Вид социально-педагогической деятельности: 1) воспитательная + 2) медико-педагогическая.

Тип управления социально-воспитательным процессом: 1) системы малых групп + 2) репетитор

Организационные формы: 1) клубные + 2) дифференциация + 3) индивидуализация.

Преобладающие средства: наглядные, практические.

Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: 1) личностное ориентирование + 2) коллективное и индивидуальное взаимодействие + 3) самовоспитание.

Преобладающие методы: 1) объяснительные, иллюстративные + 2) свободного выбора + игровые + программные.

Направление модернизации и отношение к традиционной воспитательной системе: углубление социально-воспитательных функций.

Категория объектов: все категории.

Целевые ориентации

Сверхцель: сделать российскую школу школой здоровья.

Главная цель: формирование здорового образа жизни ребенка (ЗОЖ).

Оздоровительные задачи:

Содействие укреплению здоровья, разностороннее и оптимальное развитие физических способностей, формирование и развитие двигательных навыков, снятие утомления и повышение физической и умственной работоспособности.

Оптимальное развитие и укрепление органов дыхания и сердечно-сосудистой системы, улучшение обмена веществ и повышение жизнедеятельности организма.

Предупреждение и устранение функциональных отклонений в отдельных органах и системах организма.

Закаливание организма и развитие гигиенических навыков и привычки повседневно заботиться о своем здоровье.

Образовательные задачи:

Овладение основами знаний в области физической культуры и способами их применения в целях физического самосовершенствования.

Формирование двигательных умений и навыков, необходимых в быту, труде, военном деле, а также в целях самозащиты в экстремальных ситуациях.

Развитие способностей, облегчающих овладение новыми формами движений.

Борьба с дидактогенными факторами, вредными для здоровья.

Задачи физического воспитания по развитию личностных качеств:

Развитие потребностей в здоровом образе жизни.

Развитие целеустремленности, смелости, выносливости, решительности, ловкости, гибкости, коллективизма, способности к сотрудничеству и многих других личностных качеств.

Формирование негативного отношения к вредным привычкам (алкоголю, табакокурению, наркомании).

Мониторинг здоровья детей: слежение за уровнем здоровья, физического развития, двигательной подготовленности и уровнем осознания ценности здоровья.

Концептуальные положения

Приоритет здоровья над другими ценностями.

Здоровье - главная жизненная ценность. Забота о здоровье необходима и здоровому, и больному человеку.

Валеологический подход. Триединый принцип валеологии: формирование, сохранение и укрепление здоровья индивида на основе использования всех позитивных факторов; подход к здоровью с помощью образования.

Принцип здорового образа жизни, соблюдение санитарно-гигиенического режима.

Педагогизация окружающей среды: организация целесообразного здоровьеразвивающего пространства.

Принцип профилактики здоровья детей.

Принцип природосообразности: учет и использование физиологических возможностей организма ребенка в соответствии с возрастным развитием, дифференцированный и индивидуальный подход к ребенку.

Разнообразие методов и средств физического воспитания.

Использование оздоровительных сил природы, закаливание.

Принцип саморегуляции: «чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные» (Н. Амосов).

Отказ от разрушителей здоровья: табака, алкоголя, наркотиков.

Принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегий.

Литература
  1. Амосов Н.М. Здоровье и счастье ребенка. - М., 1979.

  2. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. - М., 1987.

  3. Базарный В.Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде (часть I). - Сергиев Посад, 1993. - Серия «Педагогика здорового ребенка».

  4. Базарный В.Ф. Программа экспресс-динамики психосенсорного, функционального и физического развития учащихся (часть II). - Сергиев Посад, 1994. - Серия «Педагогика здорового ребенка».

  5. Базарный В.Ф. Методология и методика раскрепощения нейрофизиологической основы психического и физического развития учащихся в структурах учебного процесса (часть III). - Сергиев Посад, 1995. - Серия «Педагогика здорового ребенка».

  6. Базарный В.Ф. Раскрепощение духовно-психических потенциалов ребенка средствами художественно-образных экологически «чистых» прописей (часть IV). - Сергиев Посад, 1996. - Серия «Педагогика здорового ребенка».

  7. Базарный В.Ф., Гуров В.А., Оладо Э.Я. Методология оздоровления детей и подростков. Сборник научно-методических и информационных материалов для медицинских работников, службы формирования здорового образа жизни. - М., 1994.

  8. Базарный В.Ф., Уфимцева Л.П. Влияние различных способов письма на функциональное состояние и развитие детей // Гигиена и санитария. - 1990. - № 4.

  9. Брегг П.С. Формула совершенства. - М., 1993.

  10. Бычкова Л. Физкультура как урок самопознания // Первое сентября. - 2003. - 14 января.

  11. Дубровский А.А. Открытое письмо врача учителю. - М.: Просвещение, 1988.

  12. Зайцев А.Г., Зайцев Г.К. Педагогика счастья (Валеология семьи). - СПб.: Союз, 2002.

  13. Иванов П.К. Детка. - М., 1983.

  14. Иванченко В. Тайны русского закаливания. - М., 1991.

  15. Колбанов В.В., Зайцев В.К. Валеология в школе. - СПб., 1992.

  16. Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 5.11.97.

  17. Концепция физического воспитания и здоровья детей и подростков / Лях В.И., Мейксон Г.Б., Кофман Л.Б. - М., 1992.

  18. Обеспечение безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие для преподавателей / Под ред. В.Я. Сюнькова. - М., 1995.

  19. Лесгафт П.Ф. О физическом образовании в школе // Избр. пед. соч. - М.: Педагогика, 1988.

  20. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. - М., 1991.

  21. Никитин Б.П., Никитина Л.А. Мы, наши дети и внуки. - М., 1989.

  22. Никитин Б.П., Никитина Л.А. Резервы здоровья наших детей. - М., 1990.

  23. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан

  24. Попов С.В. Валеология в школе и дома. - СПб., 1998.

  25. Санитарные правила «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений» // Официальные документы в образовании. - 2000. - №№ 1, 3, 4.

  26. Селевко Г.К. и др. Мониторинг здоровья школьников. - Ярославль: ГАЦ, 1998.

  27. Скрипалев В.С. Стадион в квартире. - М., 1982.

  28. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. - М.: АРКТИ, 2003.

  29. Спок Б. Ребенок и уход за ним. - М., 1996.

  30. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. - М.: Академия, 2001.

  31. Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология. - СПб.: RETPOC, 1997.

  32. Физическое воспитание в условиях микрорайона сельской малокомплектной школы / Под ред. М.П. Гурьяновой, Н.И. Целищевой (о Г.П. и Е.В. Воронковых). - М., 1991.

  33. Холодов Ж.К. и др. Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.: Академия, 2000.

© 2010-2022