- Преподавателю
- Другое
- Организация и работа научного общества (НОУ) в школе
Организация и работа научного общества (НОУ) в школе
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Писарева Н.Ф. |
Дата | 08.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Молодежь -это носитель огромных
интеллектуальных ценностей,
в молодости человек наиболее
способен к творчеству, открытиям,
свидельством чего
являются успехи каждого из вас.
Н.А Назарбаев
Жұрт оянып, көзін ашып, жұртқа бетін түзесе, күннен күнге мұктажы табылып көбеймек. Осы күнгі біздің көп мұктаждарымыздың іріс - ғылым.
М.Әуезов
Науке можно учить как увлекательнейшей части человеческой истории - как быстро развивающемуся росту смелых гипотез, контролируемых экспериментом и критикой
К.Поппер
Обществу нужны одаренные люди и задача общества состоит в том, чтобы выявить, сохранить и развить способности его представителей. Жажда открытий, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия тянет нас еще на школьной скамье. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Потребность в поддержке «собственных Платонов и быстрых разумом Неронов» объективно необходимая социальная потребность: развитие законов позволит сохранить интеллектуальную элиту государства, значит сохранить существование самого общества. Участие в исследовательской деятельности - это удел не только ученых, но и всех творческих людей. Особенно важно заниматься творческой, научной, поисковой деятельностью в школьном возрасте, когда идет активное формирование познавательных способностей детей и их социальное становление. Общество активно прогрессирует, и научные открытия совершаются на наших глазах. Пока пишутся эти строки, кто - то, как некогда Архимед восклицает: «Эврика!», хочется, чтобы это были наши дети.
Организация НОУ в школе
Ақыл - дария, алсаң да таусымайды, Жер - қазына, саусаң да таусылмайды.
Наука вечна.... в своем источнике, неизмерима по своему объекту, бесконечна по своей задаче, недостижима по своей цели.
К.М Бэр
Как приобщиться к науке? Где научиться пользоваться ее методами и способами? Как сделать так, чтобы и в нашей тсране талант имел возможность развиваться и совершенствоваться? Для этого необходимо начинать работу с учащимися как можно раньше. И организация и деятельность НОУ - одна из главных ступеней этого процесса. Выявлению и развитию одаренных детей способствуют научные общества учащихся (НОУ). В последние годы они значительно активизировали свою деятельность. Как правило, членами НОУ являются представители наиболее талантливой, увлеченной наукой молодежи, а их руководители - ученые из ВУЗов и научно - исследовательских институтов МО и Н РК, работу которых курирует Национальная академия Наук. Основная задача школьного НОУ - привести в систему внеклассную и кружковую работу, поднимая ее на научный уровень и интегрируя с учебно - воспитательным процессом. Итоги работы НОУ ежегодно подводятся на научных соревнованиях школьников по теме «Модели экономичсекого и социального развития Казахстана в свет стратегии «Казахстан -2030» по следующим направлениям:
-научно - технический прогресс как ключевое звено экономичсекого роста
Секции : физика, техника, науки о Земле и Космосе.
-математическое моделирование экономических и социальных процессов
Секции: математика, прикладная математика, информатика.
-Здоровая природная среда - основа реализации стратегии «Казахстан 2030»
Секции:биология, химия, охрана окружающей среды и здоровья человека.
-Исторические памятники Казахстана и перспективные туристическе маршруты
Секции: история, краеведение, этнокультуроведение, литература, языкознание.
Секции - экология и охрана окружающей среды объединяются в секцию экология, а археология и краеведение объединяются в секцию - краеведение. Исключается секция - медицина.
С 2000 года республиканский научно - исследовательский центр «Дарын» является филиалом Всемироной выставки науки и техники со штаб - квартирой в Вашингтоне. Национальные соревнования научных проектов школьников проводятся в соответствии с требованиями этой выставки.
Конкурсное жюри оценивает каждый последующим позициям ( в соответствии с требованиями Всемирной выставки науки техники:
-
Творческая спосбность
-
Научное мышление
-
Степень раскрытия темы, доскональность
-
Эффективность использованных методов исследования, навык
-
Ораторское мастерство, качество демонстрационного материала, ясность
-
Уровень координации членов команды
Жюри национальных соревнований особое внимание обращает на научную новизну работы, на новый научный подход к решению проблемы и степень самостоятельности проведения исследований.
Научное общество учащихся (НОУ) - объединение учащихся по интересам, способствующих развитию познавательной активности и творческих спосбностей подростков в процессе углубленного изучения ими одной из отраслей науки, техники и искусства.
НОУ организуются при школах, внешкольных организациях под руководством департаментов образования.
Этапы организации НОУ:
-
Организация смотра предметных кружков, музеев, клубов по интересам.
-
Проведение итоговых конкурсов знатоков наук, эрудитов
-
Проведение предметных олимпиад и выставок технического творчества
-
Выявление направленности интересов учащихся с помощью социологического исследования
-
Проведения в 8-11 классах собрания, посвященного организации НОУ его целям и задачам.
-
Разработка устава НОУ, создания членами эмблемы общества, создание научно - методического совета из числа руководителй всех секций, руководителей предприятий, внешкольных работников.
-
Формирование ученического совета, возглавляющего НОУ
-
Оформление уголка НОУ (эмблема, устав, план работы, расписание, совет НОУ, объявления)
-
Разработка плана НОУ на текущий учебный год и перспективное планирование
-
Утверждение тематики работ секций и познавательной программы НОУ на Совете научных руководителей
-
Составление расписания занятий по каждой секции (не реже одного раза в неделю по 2-3 часа каждое)
После того, как входе педагогического совета определятся педагоги -кураторы секций и сами секции, необходимо создать Совет НОУ. В Совет Ноу должны войти педагоги - руководители секций, учащиеся представители секций и классов, члены школьной администрации и родители.
Любое НОУ имеет свое положение цели, структуру, устав.
Исследовательская работа учащихся может быть выполнена в различной форме:
доклад, научная статья, реферат, научный отчет, научный проект
Исследовательские работы могут быть -
экспериментальными и прикладными.
В начале самой работы пишется так называемый абстракт .
Здесь излагается сущность проблемы, которая должна быть практически значима. Например, тема «Перспективы развития экономики в Казахстане», практическая значимость была обозначена следующим образом:
- на основе дальнейших исследований предполагается разработка темы «Развитие среднего и малого бизнеса для курса экономической географии», далее указывается объект исследования и предмет исследования и цель. Из цели вытекают задачи и обязательно должна быть рабочая гипотеза.
Требования к гипотезе:
а) соответствие фактам
б) проверяемость
в) простота
г) приложимость к более широкому кругу явлений.
Например, школьник выбрал тему научного проекта «Влияние самооценки и особенностей характера на успешность обучения»
Цель: изучить, существует ли связь между проявлением определенных черт характера с самооценкой учащихся и эффективностью их учебной деятельностью (успеваемостью)
Гипотеза:
Успешность обучения школьников связана с проявлением некоторых особых черт характера.
Или, такое предположение:
Если формировать определенные черты характера, такие как: настойчивость, усидчивость, лидерство - то это будет способствовать успешности обучения школьников.
В исследовательской работе можно использовать такие методы, как анализ, сравнение, классификация, тестирование, рейтинг, наблюдение, опрос, анкетирование, анализ литературы, архивных материалов, документации, прогнозирование, моделирование, эксперимент и т.д.
Показатели (количественные и качественные) должны быть: достоверными, надежными, нейтральными, практичными т.е проект должен быть экономически доступен, не требовать много затрат для его применения. (пример).
Довольно трудно выбрать тему исследовательской работы.
От правильности выбора темы в значительной мере зависит результат работы.
Тема должна быть интересной, нести в себе познавательный заряд.
Темы исследования можно объединить в три группы:
- фантастические темы, ориентированные на разработку несуществующих фантастических объектов и явлений.
- теоретические - эта группа тем, ориентирована на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках: это то, что можно спросить у других людей, это то, что написано в книгах и т.д.
- эмпирические темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов.
Тема должна быть интересна ребенку, увлекать его, должна быть выполнима.
Учитывая интересы детей, сам учитель должен стараться держаться ближе к той сфере, в которой сам лучше всего разбирается, в которой чувствует себя одаренным.
Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент новизны, эвристичности, неожиданности, необычности. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро, не затягиваясь на долгие годы.
Тема - отражает характерные черты проблемы и, следовательно, имеет в идеале проблемный характер. Кроме того, в теме содержится способ решения проблемы, сформулированный в краткой форме, вместе с тем ясно, недвусмысленно, точно, рекламно.
Не формируется тема с вопросом на конце, если не раскрывается тема конкретно. Например, «Экология и здоровье, «Экология и общество» - это направления, а не темы. Или скажем, тема «Букетов и Менделеев».
Очень часто проскальзывают так называемые «местничковые» темы, которые тоже считаются сформулированными неверно, например: «Исследование озера такого - то, котлована Мироновского…» или «Исследование экологии и состава почв К/Х «Карагугинское».
Должна быть направленность на программу «Казахстан -2030»
Вот несколько примеров тем работ, которые были высоко оценены на региональных слушаниях и на республике:
-
Духовное своеобразие творческой личности Онгарсыновой в социакультурном аспекте Евразийства (литература)
-
Явление возникновения малых колебаний нихромовой проволоки в жидкостях, при пропускании через не тока (физика)
-
Физико - механические методы улучшения качества продукции машины для шелушения и полирования зерна
-
Перспективы развития экономики Казахстана
-
Языковая картина суверенного Казахстана как отражение современного общественно - политического устройства (I место)
-
Коллективизация в кустанайской области. История и судьбы. (в работе не просто описаны биографии каких - то людей, а поднят целый пласт аспектов народа Казахстана, трагедия депортации народов области и т.д.
-
Компьютерное моделирование
-
Образ зеркала в творчестве Пастернака
-
Работа школьного музея
-
Влияние лирики Осадова на нравственность детей.
-
Влияние участия в работе клуба «Поиск» на формирование личности
-
Новое поколение тестов по химии (математике и т.д)
Регулярное участие учащихся в работе НОУ способствует развитию творческой мысли и познавательных интересов, приобщению к высокой науке, развитию кругозора в различных областях, привития навыков самостоятельной работы.
Вовлечение учащихся в научный поиск стимулирует активное участие в научно - исследовательской жизни своей страны, помогает в профессиональном самоопределении и ранней профессиональной ориентации.
М.Жұмабаев ауданы
Қарақоға орта мектебі
Карагугинская средняя школа
р/н М.Жумабаева
Организация
и работа
научного
общества учащихся
(НОУ) в школе
учитель химии и биологии
Писарева Н.Ф.