Работа Философия и современность

Попыталась порассуждать на тему " Современность" с точки зрения философии.Нужна ли философия сегодня? Нужна. Это также ясно, как день и ночь.Где место личности в современном мире, в России? Вот об этом попыталась поразмыслить, опираясь на мнение современных философов России. Рассматривала личность в её временном существовании:как же " тогда" и как же "сейчас".
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сегодня, как никогда, хочется сопоставить два понятия , которые считаю особыми- это «Философия» и «современность». А может и ошибочно так выражаться. Имея ввиду отеление или разделение понятий. Не хочется отставать от потока жизни, применяя ,как рубашку на размер, свое место в обществе, свою точку зрения на окружающие события и мир, мир мира и мир войны. Кто же ты мой современник, сколько у тебя ликов. Похожи ли эти лица на лица из прошлого, недавнего прошлого и давнего. К чему сравнения? А что бы стало ясно: куда, для чего, почему? Вспоминаешь Н.Чернышевского с его вечным вопросом: Что делать ? Его же интересовало устройство общества, его преобразование за счет честного и самоотверженного труда. Мир должен был улучшиться, если в обществе будут те новые люди, которые желают светлого будущего. Трактовка светлого будущего у каждого своя. О чем я ? Нет, не с позиции Н.С.Чернышевского, а теперь уже с позиции эмансипированного гражданина мира. Какой-то парадокс: человек стремится куда-то дальше и как будто ловит руками свою идею и поймать не может. Ожидает, что вот сейчас. Вот-вот уже рядом, и опять что-то не так. Чем-то напоминает незрячего, но уже видящего какие-то признаки света. Идея светлого будущего свойственна всем поколениям, а может светлое будущее у героя романа Н. Гончарова «Обломов»? Не надо никуда спешить. А жизнь сама по себе прекрасна, и идея -просто жить - тоже вполне прилична. Хотя многие спорили о позиции « обывательщины». Н. Островский в своих пьесах остерегал от застойной жизни, призывая в мечтах «стать на крыло» и взлететь над обыденностью, а Чехов вишневый сад был готов пожертвовать для будущего светлого или промышленного. Литературные герои они хоть и «книжкины» дети, однако несут в себе человеческую мысль- улучшение современного общества. Одно ясно: если есть те, кому это не безразлично, общество будет меняться. Но вот сразу и вопрос: какой крен выберет общество, благодаря своим современникам?

Философия выступает в роли инструментария в поисках лучшей доли, в поисках выхода из застоявшегося общественного «болота». Для всех ли современное ему общество становилось болотом. Стоит обратить свой взгляд на 1825 год. Россия. Декабристы. Тайное общество. Восстание. Казни, ссылка. Есть изменения в обществе? Конечно же, инакомыслие , как предвестник реформ. Главная реформа -1861 г-отмена крепостного строя, ограничение власти монарха. « И на обломках самовластья напишут наши имена»- предрекал великий мастер стиха А.С.Пушкин. Сам же певец декабризма отделался мягкой ссылкой в Болдино. Инакомыслие приводит и к кардинальным переменам - смене общественного строя. Не ошибусь, если скажу, инакомыслие без поддержки финансов -это разговор ни о чем. Инакомыслие -философия заговора. Насколько больно общество, настолько инакомыслие вторгается в него. Мне чем-то напоминает физическое явление диффузии. Диагноз обществу, оценку реального положения дать не очень легко . Общество - организм. Сделай что-то не так в социальной среде, завтра выйдут на площади противники со своей картиной будущего, найдут сторонников и т.д.

Человек -маленький представитель общества- решает свою роль в обществе. Если этот представитель общества потерял ориентиры в окружающем мире и на его благодатную, метающуюся почву упадут семена с привкусом легкого решения проблемы, то можно не миновать беды. Больное общество, жаждущее растерзать все то, над чем трудились умы и руки, построить новое, ни к какому новому не приведет, а лишь усугубит и обнажит раны общества. Так что же: сидеть сложа руки - не хорошо, «бунт» ухудшит обстановку, а может реформирование- выход из периодических надломов в обществе. Общество можно сравнить с рекой . Она то мельчает, то захлестывает берега от полноводия, то старые деревья перегородят русло, то валуны вдруг решат поправить направление воды… Общество, и мы внутри его. Каждому из нас приходится жить по законам общества. А кто против, тот либо на берегу, либо живет в другом водоеме. Так уж в обществе предусмотрено. В современном обществе, при демократическом раскладе, человек волен выбирать свой уклад жизни. Но вот , что очень становится подозрительным- подмена демократии интересам «кучки» воротил из серии -торговцы оружием, владельцы крупными промышленными гигантами промышленности, банкиры. Философия призвана помочь рассмотреть тот уровень интересов личности, её развитие и защита интересов современном мире, как и во все времена.

« Философия не может сделать мир лучше, да его и не надо делать лучше. Надо себя делать лучше. Это можно сделать, а мир изменить нельзя. Он сам изменяется. Но вот в этом изменении философия играет свою роль, когда она создает категориальный язык видения мира и размышления . Вот так повлияла философия античности и нового времени на европейскую цивилизацию, создав язык рационального мышления об общем, универсальном. И мы имеем тот мир, который получился в результате этого способа мысли. Сейчас этот мир исчерпал свой ресурс. Нужен новый тип рациональности, т.е. новый тип мысли и действия, который может быть контролирован. И тут, конечно, философия, и не только она (например, искусство), может сказать свое слово. Но это дело долгое. Способ мысли не рождается за год-два или десять лет. Требуются усилия поколений. А пока каждый человек должен обустраивать свою жизнь так, чтобы она его устраивала и чтобы она была, как любят сейчас говорить, стабильна.»,-сказал Владимир Александрович Конев доктор философских наук, профессор, академик АГН, заслуженный деятель науки РФ, заведующий кафедрой философии гуманитарных факультетов СамГУ.

Каждый человек пытается найти свою нишу, свой путь развития. Каждый из нас защищает свои интересы, стремится отстоять свою человечность. Потребность рассуждать на тему бытия не всем подвластна и нужна. Но в любом населенном пункте всегда найдется или найдутся те, кто подвергает сомнению или соглашается с тем положением вещей, которые вокруг него. А это значит есть мысль. Своего рода философия. Можно нигде не учиться и слыть философом среди друзей, знакомых, определенного круга людей. К вам будут прислушиваться. И вот хорошо , если начнут спорить, выдвигать свои размышления. Сферы человеческого бытия разнообразны: религия, общество, воспитание, труд, отношение к деньгам, сексуальный выбор, менталитет и многое другое без чего нельзя жить в обществе и быть свободным от него. Попытки людей уйти от решения глобальных проблем бытия, мелкой суеты, преследования по религиозным мотивам, урбанизации были и не раз, например, очень яркий поступок Г. Стерлигова и его семьи. Наказана ли семья тем, что ушла от цивилизации? Взрослые члены семьи не считают это плохим событием в развитии их детей. Другие , не относящиеся напрямую к данного рода событиям, поворачивают у виска, кто-то поддерживает… Главное, что Стерлиговым безразлична точка зрения этих других. Они выбрали свой путь, оторвавшись от повседневного давления большого мира. Правильна ли такая позиция? По крайне мере, видимо, были причины оторваться от общества. Речь сейчас не об этих причинах. Философия выступает как усилие сознания вобрать себя воедино, упорядочить мысли с поступками, взвесить все, что человеку важно в жизни. Философия как часть чего-то необъятного имеет место в политике, в партийной идеологии, в сферах науки. Философия присутствует в бытовой жизни, объясняет поступки, ставит проблемы для их разрешения.

Человек, его жизнь индивидуальны и от этого ценны.
Философия есть творчество по пониманию человеком жизни и обеспечению ее будущего. Философия направлена против краха, кризиса, упадка цивилизации, культуры и духовности человека. Философия есть рефлексия, творчество по обретению человеком свободы. Добиться успехов в философском деле, конечно же, не просто. В современном мире с его многообразием знаний, гуманистических ценностей, жизненных ориентиров осуществление желаемого синтеза, создание целостного образа мира оказывается задачей, которая заведомо неподвластна отдельным личностям, будь они семи пядей во лбу. Но задачу эту решать надо, ибо в противном случае человечеству уготовлено безвольное барахтанье в оврагах технократизма, сциентизма, наконец, даже моральной неполноценности. Человечество, однажды осознав роль и значение философии, всегда будет обращаться к арсеналу ее идей, стремясь выявить, постигнуть и развить глубинные смыслы своего собственного бытия, которые оно вынуждено облекать в различные символические формы - языковые, культурные, технические и другие.

Вместе с тем следует откровенно признать, что небосвод над современной философией отнюдь не безоблачен. Часто появляющиеся публикации о кризисе философии также небезосновательны. Можно указать в этой связи на то, что философия в своих традиционно умозрительных формах не всегда поспевает за стремительной поступью современных научных и технологических новаций, ее прогнозы достаточно часто запаздывают, а их практическое значение оставляет желать лучшего. Наивные люди, особенно из числа позитивно ориентированных ученых, даже полагают, что философия устарела, что она якобы должна быть заменена некоторым новым положительным знанием. Такого рода сентенции неизменно опровергаются самим ходом исторического прогресса, проблемные аспекты и беды которого самим своим наличием указывают на необходимость развития философии. Заметим, что кризисные явления существуют во всех науках, во всех областях культуры. Так что в этом смысле философия не может быть неким исключением. Однако наряду с этим следует признать, что кризисные явления в философии в немалой степени являются следствием невнимания к ее запросам власть предержащих. Кризис философии - это не столько результат творческой немощи профессиональных философов, сколько прямое проявление философского уровня данного общества. Каждое общество имеет такую философию, какой оно достойно.

Что же касается потребности в новой философии, в дальнейшем прогрессе современной философии, то она огромна. Именно в этой связи мы оптимистично оцениваем будущее философии. Не случайно в современной философии наблюдается сдвиг в сторону духовной проблематики, появляется много работ этического и эстетического содержания, препятствующих разрастанию экзистенциального вакуума. Еще одна тенденция современной философии состоит в конкретизации философского знания с тщательным использованием аппарата науки. Неуклонно возрастает значимость аналитических, рационалистических тенденций в философии. Дальнейшее развитие получают неоклассические тенденции, разумеется, при сохранении преемственности с классикой. Все более продуктивным становится диалог различных философских направлений.

Наконец, вся человеческая жизнь в целом становится в философском отношении все более насыщенной. Чем больше в мире новаций, творчества, тем больше философия необходима человеку.

Если говорить о факторах и тенденциях, бросающих сегодня вызов стойкости человеческого сознания, то в первую очередь приходится упомянуть о феномене манипулирования, феномене всепроникающем, пропитывающем своими флюидами едва ли не каждый регион общественной и духовной жизни. Ныне мы с избытком убеждаемся в том, что манипулировать можно и самой жаждой свободы, и нравственным возмущением масс - украинский оранжевый «майдан» яркое тому свидетельство. Совершенно очевидно, что для современных практиков и идеологов манипуляции - а таковые встречаются и в профессиональной философской среде - человек перестаёт существовать как единица, способная оказывать сопротивление, отстаивать собственную точку зрения; уважение к личности вытесняется пресловутой борьбой за рынки, за передел политических позиций. Так вот, мы не можем себе позволить утрачивать способность к сопротивлению, в первую очередь, способность к сопротивлению сознания. Философия, поистине, как сказал бы Гегель, соответствующая своему понятию, должна в нынешних условиях - хотя, безусловно, её роль к этому не сводится - укреплять духовную неподатливость личности, помогать ей в ежедневном противостоянии соблазнам века сего, равно как и его навязчивому пафосу. С неё, с философии, никто не снимал вменённую ей ещё Ф. Бэконом обязанность разоблачения «идолов», становящихся, к сожалению, всё более многочисленными и влиятельными в нашей жизни. Разумеется, идти против течения всегда трудно, трудно прекословить диктату глашатаев времени, трудно удержаться на ногах в подкашивающих объятиях толпы. Что ж - желающий в наши дни быть собой, сохранять верность своему человеческому призванию должен иметь достаточно крепкую интеллектуальную мускулатуру. Философия, наиболее востребованная нынешней ситуацией человека, - это, на мой взгляд, прежде всего философия сопротивления. Сопротивления ползучему расчеловечиванию мира, постмодернистской всеядности, пошлой идеологии прагматического успеха, вкрадчивости современных манипуляторов, лишающих нас свободы быть собой.

Подлинную потребность в философии в наши дни ощущают, конечно, немногие. Ощущают её, в частности, некоторые мыслящие люди из числа тех, кто, вопреки бессердечию и поверхностности, задающим тон в нынешней жизни, стремится отстоять свою человечность. Быть и оставаться человеком сегодня совсем не просто - порою куда сложнее, чем сохранять свою идентичность «сознательного украинца», единоросса, приверженца той или иной конфессии. Человечность как таковая прежде всего есть, разумеется, категория нравственная - она предполагает способность к бескорыстной самоотдаче, способность заботиться о других, щедро уделять им своё внимание и время. Вместе с тем, стремление сохранить это драгоценное качество человечности, не дать ему полностью выветриться из нашей жизни, связано и с определённым усилием сознания - усилием собрать себя воедино, восстановить ясность и последовательность мысли, тонкую структуру сочленения человеческих очевидностей, ценностей, смыслов. И вот здесь-то без философии - как, впрочем, и без искусства - не обойтись. Бесспорно, философия ныне - не самый престижный тип рациональности, ей свойственно пребывать в тени более «продвинутых» отраслей науки, идеологии, политики, да и в тени здравого смысла повседневности, который, как водится, ни перед кем никаких комплексов не испытывает. Тем важнее нам сегодня не упускать из виду ариаднину нить философии как именно такой развивающей формы мышления, которая обеспечивает смысловую адекватность последнего, предъявляя ему весь комплекс отношений его реального субъекта, т.е. человека, к миру. Существует немало захватывающих - именно «захватывающих» человеческое мышление - областей, в которых последнее, стремясь во всю прыть к поставленной перед ним цели, склонно забывать о собственных истоках, собственной внутренней мере. Философия же как таковая служит живым напоминанием об этом; гегелевское определение её как «мыслящего самоё себя мышления», реально говоря, ничего иного в себе и не содержит. В этом смысле, акт философствования, как в своё время прекрасно сказал Мераб Мамардашвили, - это всегда некая пауза, некий интервал, некое движение вспять относительно течения непосредственной практической жизни, в том числе и тех требований, тех ожиданий, которые она набрасывает самому мышлению. Благо для человека и человечности, что в переломные моменты истории человеческого духа в ней до сих пор неизменно являлся эдакий Сократ, или Паскаль, или Кьеркегор, или Сковорода - некто, с кем невозможно маршировать, а надо остановиться (или побродить) и подумать: кто я? как это я живу и зачем? о чём в своей жизни я ни в коем случае забывать не должен? Сегодня, повторяю, раздумья такого рода - необходимый компонент защиты человечности, скромного призвания и счастья быть одноразовым человеком на этой земле.

Декан факультета философии и политологии СПбГУ, доктор философских наук, профессора, заведующий кафедрой философии культуры и культурологии Юрий Никифорович Солонин:

«В зависимости от того, какие беды и проблемы человека мучают, какие у него цели, установки или даже, если таковых нет и ему нужно помочь их сформировать, вот философия становится той точкой, или кочкой, на которую человек обязательно становится, сознательно или бессознательно. То есть философия - это высшее искусство формирования мышления, созерцания мира, без чего человек не может обойтись. Он воображает, что от природы наделен мышлением и правильным взглядом на мир, в действительности это не так, а это формируется в результате житейского опыта, каких-то обстоятельств случайного рода. А в зависимости от того, в какой сфере он себя реализует, то и тот тип практической философии оказывается ему полезным. Сугубо теоретическая философия дает ученому ориентировку в научной деятельности. Экзистенциальная философия помогает понять основные типы, формы, способы жизни и проблемы, с которыми человек сталкивается. Человек, который ориентируется на проблемы абстрактной духовной жизни, может тяготеть к неким формам мистической философии, и это оказывается тем духовным и интеллектуальным прибежищем, в котором человек себя находит. То есть в философии человек себя находит в максимальной полноте своей жизни.

Сегодня мы живем во времени без философии. Это мое ощущение: философия существует сама по себе, человек, если иметь в виду особенно русское общество, сам по себе. В критические моменты слышен голос: «Помогите нам, дайте нам определение, скажите нам самое существенное, фундаментальное: Кто мы? Какие цели нашей жизни? Какие наши надежды, ожидания?»

А философия молчит, потому что она оказалась погруженной в свои собственные проблемы, а у нее есть немало профессиональных проблем; как, что устроить, отточить детали, раздвинуть свои собственные границы… И наша философия отучилась отвечать на запросы жизни, и поэтому дни петербургской философии это попытка разрушить вот эту странную берлинскую стену отчуждения, которая отделяет ее от общества. И вот это - самая главная проблема. Философия никогда не дает прямые ответы, она заставляет человека самого думать, как только человек начинает думать, так он находит ответы. А мы покамест вот эту философскую составляющую в нашей культуре презрели, ее нет или она существует сама по себе, как горох, выкатившийся в поле и не дающий плод».

Вот еще одно важное значение философии: выработка парадигм для разных отраслей знания. Паради́гма - древнегреческое слово(перевод - «сравниваю») Значит оно «пример, модель, образец». Парадигма может и не выражаться явно (словами, формулами), а присутствовать в подсознании. Но в любом случае парадигма складывается на основе твердо установленных фактов.
Философия разрабатывает пути нахождения парадигм. Один из них, основанный на законах логики и очень широко применяемый, иллюстрирует рисунок. Но возможны и другие, более тонкие.Без парадигм любая наука давно уже зашла бы в тупик. Примеры бесплодных и разорительных усилий изобретателей вечного двигателя показывают, сколь важна первейшая парадигма физики - закон сохранения энергии.
Бывают парадигмы и не столь глобальные, но все равно нерушимые. Например, в агрономии это представление о том, что растение за период вегетации должно для плодоношения получить световой энергии не меньше определенного количества. Поэтому рассуждения, мол, в результате глобального потепления на берегах Днепра будут расти бананы - невежественные мечтания оголтелых националистов. Не дает Солнце в средних широтах за весь год столько света, сколько нужно тропическому растению банану.

Философы давно уже определили общую схему развития любой науки:

· Развитие науки по пути использования известных опытных данных (нормальная наука).
· Постепенное накопление необъяснимых фактов и противоречий.
· «Расплывание» существующих парадигм в абстрактный хаос.
· Выработка новой парадигмы (парадигм) - научная революция.

Философия - наука действительная, объективная. Она сама подчиняется установленным ею же объективным («правильным») законам. И главная особенность современной философии в том, что она находится накануне революции.

Вся совокупность научных знаний усложнилась настолько, что одной философии на всех уже не хватает. Кроме отдельных философий познания, морали, искусства и многих, многих прочих, приходится вводить в науку философию, например, медицины и даже философию дизайна. И вместе с тем не решен пока и главный вопрос построения системы категорий в самой философии: как их вывести не из уже существующих представлений, а из принципа единства сознания? Ведь для этого пришлось бы примирить на чем-то необычайно общем материалистов с идеалистами.

Когда начнется революция в философии, равной которой не было со времен Древней Греции? Возникнет ли некая философия над философиями? Какой она будет? Философских споров по этому поводу много, но критерием истины будет, как всегда и везде, практика.

Философии и впрямь до всего есть дело... Но все эти дисциплины либо могут обходиться и без философии, либо давно уже, как говорится, отпочковались от философии, и с точки зрения специалистов в своем деле, философы, т. е. не специалисты именно в этом, специальном деле, способны произвести только подделки или неопределенные слова.

«Эти философы, - говорил Ричард Фейнман в своих "Лекциях по физике", - всегда топчутся около нас, они мельтешат на обочинах науки, то и дело порываясь сообщить нам что-то. Но никогда на самом деле они не понимали всей глубины и тонкости наших проблем». Ведь глубина и тонкость проблем и понятий теоретической физики открываются только с помощью изощренной математической и экспериментальной техники, которой философ по образованию не владеет... Беда в том, что, занимаясь не своим делом, философ утрачивает понимание глубины и тонкости философских проблем, смысл своего собственного дела... Знающий свое дело философ скорее согласится с этой усмешкой ученого?.. Вот слово философа: «Научный ум - вещь редкая и чудом продолжающаяся - вовсе не занят мировоззрением или картиной мира. Это занятие громадного околонаучного пригорода и, главное, публицистики, продукция которой во много раз превышает продукцию науки. Настоящая наука занята не сведением концов с концами, а проблемами. <...> Научное открытие - не снятие вопросов, а усовершенствование их архитектуры, отпадение многих старых, но появление еще большего числа новых, с большей тонкостью и высшей остротой. <...> Занять пустующее в науке место истины бытия - дело не выше науки, а ниже ее. Наука не опускается до этого ради соблюдения своей чистоты. Именно здесь она совпадает с философией» (Бибихин В. В. «Язык философии»).

Поговорив о месте философии в науке неоспоримо хочется поговорить и о душе -точнее о религиозных пристрастиях и философии.

Религия - сознание массовое. Философия - сознание теоретическое, элитарное.

Философия и религия стремятся ответить на вопросы о месте человека в мире, о взаимоотношении человека и мира, источнике добра и зла. Как и религии, философии присущ выход за границы опыта, за пределы возможного, иррационализм, в ней есть элемент веры. Однако религия требует беспрекословной веры, в ней вера выше разума, в то время как философия свои истины доказывает, апеллирует к разуму, к разумным доводам. Философия всегда приветствует любые научные открытия, как условия расширения наших знаний о мире.

В настоящий момент перед человечеством стоят следующие глобальные проблемы:

  • экология и жизненное пространство;

  • выживаемость человека;

  • войны и мир.

Беспрецедентный характер нынешней мировой истории заключается в том, что до сих пор человечество было господином творения на земле в том смысле, что ни силы природы, ни кто-либо из людей не мог уничтожить или даже прервать человеческий прогресс. Человечество издавна знало кризисы, вызывавшимися стихийными силами природы, как-то: землетрясения и наводнения, засухи, эпидемии и т.д. Однако кризисы эти порождались внешними для человека причинами, и сам он был лишь их жертвой. Кризисы, с которыми пришлось столкнуться современному человечеству, являются уже результатом деятельности самого человека, носят антропогенный характер.

С изобретением ядерного оружия приобрела особое глобальное значение проблема войны и мира. В мире прогрессировало не только добро, но и зло. Зло концентрировалось в большей степени именно в войнах, которые разрушали все, что, создавалось людьми, и уничтожая самих людей. Первым средством в борьбе против войн должен быть отказ от войны как средства продолжения политики. Ныне стал очевидным ее иррациональный смысл, а точнее полная абсурдность как какого бы то ни было средства решения международных проблем. Однако, фактором сдерживания захватнических войн является наличие у развитых стран атомного оружия.

Помимо глобальной атомной угрозы существуют и иные глобальные проблемы, порожденные кризисным состоянием взаимоотношения природы и общества в результате научно-технического развития. Среди них наиболее значимым является экологический кризис, выражающийся в повседневном загрязнении окружающей среды, одновременно с прогрессирующим истощением запасов планеты - ее земных и водных ресурсов. Для решения экологической проблемы необходимо правильно рационально и экономно использовать природные ресурсы. Один из рациональных способов организации природопользования - изменение производственной технологии, в чем воплощается непосредственно материальное взаимоотношение человека и природы. Но дл его осуществления требуется и изменение ценностных ориентаций человека - формирование его экологического мышления, новой экологической этики.

Еще одной не менее тревожной глобальной проблемой является проблема физического и нравственного здоровья человека. Информационные перегрузки, общий, все ускоряющийся ритм жизни особенно в гигантских, крупных городах, злоупотребление лекарственными препаратами, химические свойства которых по своим неблагоприятным для организма последствиям оказываются зачастую неизвестными - все это пагубно действует на человека. Это лишь маленькая толика из общего количества неблагоприятных для человека факторов.

В своем эссе я брала выдержки многих философов современности, которые доказывают необходимость дружеских отношений философии и современности, неразделенность и нуждаемость в философии современного мира. Еще раз убеждаешься в том, что древнеримские философы , мыслители Европы, наши мыслители современности развивают одни и те же интересные для человека темы про « себя и мир», находясь на определенном этапе развития познания развивают роль личности в истории, литературе, во вселенной и т.д., а также развитие технического прогресса , влияние религии, влияние экономических интересов, экологии на общественное мироустройство. Человека философия понимает как целостность. Сущность человека связана с обществ. Условиями его функционирования и развития, с деятельность, в ходе которой он оказывается и предпосылкой и продуктом истории.

Пользуясь тем, что проживаю я в России, и полностью разделяю свою судьбу с судьбой Родины, хочу остановиться на философском вопросе : кто россиянин-азиат или европеец? Постигая прошлое, мы стремимся разобраться в настоящем. В этом смысле особо важное актуальное для нас значение приобретает решение вопроса о соотношении Западной и Восточной культур и цивилизаций, а также месте России в диалоге этих культур.

Запад и Восток в данном контексте рассматриваются не как географические, а как геосоциокультурные понятия. Под термином "Запад" многие понимают особый тип цивилизационного и культурного развития, который сформировался в Европе примерно в XV-XVII вв. Цивилизацию этого типа можно было назвать техногенной. Ее характерные черты - это быстрое изменение техники и технологий благодаря систематическому применению в производстве научных знаний. Следствием такого применения являются научные, а затем и научно-технические революции, меняющие отношение человека к природе и его место в системе производства. Предпосылки Западной культуры закладывались еще в античности и средневековье. Западники не стремились подчеркивать особенности российского культурного опыта и считали, что Россия должна перенимать все лучшие достижения западной культуры и образа жизни. Славянофилы отстаивали идею самобытности Российского пути развития, связывая эту самобытность с приверженностью русского народа православию. Неправда ли, напоминает современный вопрос: нам по пути с западом? Или с Азией? Сейчас вопрос решается разумно: нам с теми, кто против нацизма, за мирное сосуществование между странами и свободные экономические отношения.

Одной из важнейших характеристик русской народной индивидуальности, по мнению Бердяева, является ее глубокая поляризованность и противоречивость. "Противоречивость и сложность русской души, отмечает он, может быть связана с тем, что в России сталкиваются и приходят во взаимодействие 2 потока мировой истории. Восток и Запад. Русский народ есть не чисто европейский и не чисто азиатский народ. Востоко-Запад, она соединяет два мира. И всегда в русской душе боролось два начала, восточное и западное". Говоря современным языком- Россия всегда найдет общий язык в любой геополитической обстановке. Россияне возможно не разучились «хлебать щи лаптем», европейцы не могли придумать лапоть. Это лишь мой мнение, и моя позиция. Сегодня это мой русский мир, которого неразумно боятся в Европе. Или нагнетают искусственно этот страх, делают вид, что без России обойдутся. Сейчас философия нужна как никогда.


© 2010-2022