Рабочая программа по внеурочной деятельности «Моя малая Родина - Алтай»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Моя малая Родина - Алтай». Актуальность краеведения в вопросах воспитания и обучения подрастающего поколения на сегодняшний день представляется особенно значимой. На современном этапе в России значительно активизировались ментальные процессы. Объектом пристального внимания, изучения и исследования являются уникальность, своеобразие, самобытность каждого региона (края). Учитывая актуальность проблем формирования духовно-нравственного развития детей и...
Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Комитет по образованию Косихинского района Алтайского края

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Верх-Жилинская основная общеобразовательная школа»



«Рассмотрено»

Руководитель МО

___________Кочетова Н.А.

Протокол № ___ от

«____»____________20__.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР МБОУ ООШ

____________Кальянова Н.Н.

«____»____________20__ г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ ООШ

____________Слюсарева С.М.

Приказ № ___ от «__»_____20__ г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Кальяновой Натальи Николаевны,

высшей квалификационной категории

по внеурочной деятельности

«Моя малая Родина - Алтай»








Рассмотрено на заседании

педагогического совета школы

протокол № ____от «__»_______20__


2012 - 2013 учебный год

Должно знать что любишь,

а понимание настоящего невозможно

без знания прошлого.

Пояснительная записка

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей - личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного фая, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

Актуальность краеведения в вопросах воспитания и обучения подрастающего поколения на сегодняшний день представляется особенно значимой. На современном этапе в России значительно активизировались ментальные процессы. Объектом пристального внимания, изучения и исследования являются уникальность, своеобразие, самобытность каждого региона (края).

Учитывая актуальность проблем формирования духовно-нравственного развития детей и обучения способам деятельности в реальной жизни для решения практических задач, определены цели, задачи.

Цели:

  • воспитание патриотических чувств, формирование патриотического сознания обучающихся, пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Алтайского края, воспитание любви к природе родной земли;

  • формирование способов деятельности информационного самообеспечения во внеурочной деятельности

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих практических задач:

I. Обучающие:

  • формировать и развивать у обучающихся интерес и любовь к родному краю;

  • сравнивать, сопоставлять события и факты;

  • расширять и углублять знания, полученные на уроках чтения, музыки, ИЗО, окружающего мира;

  • формировать у обучающихся целостное восприятие истории, культуры города как части истории мира;

  • научить понимать свою связь с окружающим его микромиром, эффективно взаимодействовать с ним;

  • учить осознавать значимость наследия родного края в своей жизни, в жизни близких людей, в общей судьбе народов России;

  • осваивать рациональные приемы и способы самостоятельного поиска краеведческой информации;

  • изучать и практически использовать технологии подготовки и познавательной работы.

II. Развивающие:

  • развивать аналитическое мышление, устную речь;

  • формировать умения работы с различными источниками;

  • формировать умение излагать свои мысли.

III. Воспитательные:

  • воспитывать интерес к жизни родного города через самостоятельное нахождение нужной краеведческой информации;

  • воспитывать чувство гордости за земляков, чувство восхищения талантами и способностями знаменитых людей района;

  • создать коллектив единомышленников - юных краеведов.

Принципы реализации программы:

  • принцип наглядности;

  • принцип связи теории с практикой;

  • принцип научности;

  • учет возрастных особенностей;

  • принцип результативности;

  • принцип актуальности;

  • принцип межпредметности.

Требования к знаниям и умениям учащихся.

В результате изучения «Моя малая родина» обучающийся должен:

знать /понимать

  • свою взаимосвязь с окружающим микромиром;

  • связь с наследием края; значимости этого наследия для предыдущих поколений; для современных жителей, для России и лично для него: «Я - моё село - мой край - мое Отечество - мир»;

  • многогранности наследия;

уметь

  • приобретать УУД на занятиях краеведения, способствующие переносу УУД на другие учебные курсы (ИЗО, литература, окружающий мир и др.) и внеурочную деятельность;

  • видеть и извлекать из объекта информацию, оценивать его;

  • формулировать познавательные вопросы, учиться этике общения;

  • использовать приобретенные навыки для:

- организации самостоятельной учебной деятельности;

- оценки результатов своей деятельности и своих способностей.

Содержание тем курса

Тема 1: «Встреча с краеведением» (3ч)

Введение. Что изучает краеведение. Основное понятие «малая родина». Мой край на глобусе и карте.

Школьный краеведческий музей - источник краеведческой информации. Информационно-библиотечный центр - источник краеведческой информации. Форма проведения: экскурсия в школьный музей, экскурсия в школьную библиотеку.

Тема 2: " Род и родословная ".(4 ч)

Моя родословная - нарисовать родословное древо.

Моя семья. Семейные традиции. Творческий конкурс - «Старая фотография рассказала…»

Профессии моих родителей. Дать выяснить учащимся, кем работают их родители. Увлечения членов моей семьи.

Дом, в котором я живу. Рисунок дома, выполненного в реалистическом или сказочном представлении учеников. Проект-изготовление дома моей мечты (творческая работа) с помощью конструирования из бумаги, пластилина и подручного материала.

Я и моё имя.

Тема 3. «Моя школа» (3 ч)

Моя школа - мой дом. Моя школа: знакомство с традициями, историей своей школы (экскурсия по школе). Знаменитые выпускники - дети заранее получают творческие задания в группах, исследовательская работа.

Экскурсия около школы Конкурс рисунков «Моя школа».

Тема 4. «Моё село» (9ч)

Моё село - Верх-Жилино. История села. Коммуна «Майское утро»

Любить своё село - значит быть ему полезным. Оказание конкретной посильной помощи: трудовой десант, оказание помощи пожилым людям, участникам Великой Отечественной войны.

Улицы моего села. Экскурсия по улицам села. Учащиеся знакомятся с названием улицы, расположением домов. Исторические объекты.

Топонимика села Верх-Жилино. Изучение местной топонимики, составление кратких сообщений, сбор материалов. Творческая работа «Загадочный мир названий». Происхождение и объяснение наиболее значимых названий .

Их именами гордится наше село.

Топоровские читки.

Космонавт Г. С. Титов - наш земляк.

С.П. Титов - отец космонавта №2 - наш земляк.

Героические годы. Книга Памяти Верх-Жилино. Экскурсия в центр села, к памятнику.

Тема 5. Мой район - Косихинский. (4ч)

Откуда пошла земля Косихинская.

Люди земли Косихинской.

Рождественские чтения.

Герб района.

Тема 6. Мой край - Алтай (10ч)

Что такое Алтай. Музыкальная композиция «Мой край».

Заповедники и заказники. Пещеры Алтая. Реки и озёра Алтая. «Мир живой природы нашего края» Растительный мир Алтая.

Животный мир Алтая. Красная книга Алтая. Занятие проводится в форме виртуального путешествия в растительный и животный мир родного края.

Видовой состав растительного и животного мира нашей природной зоны; численность животного мира нашего края (много, мало); животный мир рек, водоемов; сроки сбора лекарственных растений и правила их заготовки; сроки и количество промысловых животных, которых можно добывать в нашем крае в охотничий сезон; растения и животные района, занесенные в Красную книгу.

Что даёт наш край стране. Знакомство с сельским хозяйством края, его индустрией, предприятиями, их история.

Наш край богат талантами.

Литературное творчество Алтая. Литературное, художественное, музыкальное творчество, СМИ, физкультура и спорт; земляки, прославившие родной край.

Практическая работа: сбор и оформление краеведческого материала о творческих людях; выявление особенностей культуры своего населенного пункта.

Наш край в годы Великой отечественной войны. События истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории края. Творческая работа «Расскажи о своем герое». Можно предложить детям узнать, кто из героев или членов их семей проживает рядом. Встречи с ветеранами, героями Великой Отечественной войны, тружениками трудового фронта. Экскурсия к местам боевой славы. Составление экспозиции "Дедушкины ордена и медали".

Геральдика Алтая. Лекция по геральдике. Творческая работа по созданию символа (герба) своего села.

Итоговая краеведческая игра.






Учебно-тематический план курса

№ п\п

Тема занятия


Кол-во

часов

Тема 1.«Встреча с краеведением»

1.

Введение. Что изучает краеведение. Основное понятие «малая родина». Мой край на глобусе и карте.

1

2.

Школьный краеведческий музей - источник краеведческой информации

1

3.

Информационно-библиотечный центр - источник краеведческой информации

1

Тема 2. «Род и родословная»

4.

Моя родословная

1

5.

Моя семья. Семейные традиции. Профессии в моей семье. Увлечения членов моей семьи.

1

6.

Дом, в котором я живу.

1

7.

Я и моё имя.

1

Тема 3. «Моя школа»

8.

Родная школа (экскурсия) Моя школа - мой дом.

1

9.

Экскурсия около школы

1

10.

Конкурс рисунков «Моя школа»

1

Тема 4. «Моё село»

11.

12.

Моё село - Верх-Жилино. История села. Коммуна «Майское утро»

Любить своё село - значит быть ему полезным.

2

13.

Улицы моего села. Экскурсия по улицам села.

1

14

Топонимика села Верх-Жилино.

1

15.

Их именами гордится наше село.

1

16

Топоровские читки.

1

17.

Космонавт Г. С. Титов - наш земляк.

1

18.

С.П. Титов - отец космонавта №2 - наш земляк.

1

19.

Героические годы. Книга Памяти Верх-Жилино. Экскурсия в центр села, к памятнику.

1

Тема 5. Мой район - Косихинский

20.

Откуда пошла земля Косихинская

1

21.

Люди земли Косихинской

1

22.

Рождественские чтения.

1

23.

Герб района

1

Тема 6. Мой край - Алтай

1

24.

Что такое Алтай. Музыкальная композиция «Мой край»

1

25.

Заповедники и заказники. Пещеры Алтая. Реки и озёра Алтая.

1

26.

27.

«Мир живой природы нашего края» Растительный мир Алтая.

Животный мир Алтая. Красная книга Алтая

2

28.

Что даёт наш край стране

1

29.

Наш край богат талантами.

1

30.

Литературное творчество Алтая

1

31.

Наш край в годы Великой отечественной войны

1

32.

Геральдика Алтая.

1

33.

Итоговая краеведческая игра

1




© 2010-2022