Формирование модели развития инновационного мышления в образовании

Поиск и обретение духовной свободы личности - веление времени. Духовный кризис общества, как результат кризиса систем образования и культуры, заставляет искать новые пути выхода из создавшейся ситуации. Педагогика, как и любая другая наука, зиждется на поиске, открытии и исследовании новых форм, средств и методов формирования и становления личности. Одним из направлений педагогического поиска в рамках личностно-ориентированной парадигмы образования на современном этапе является гуманно-личностна...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Вторая Новосибирская Гимназия»

г. Новосибирск

Конкурс проектов «Формирование модели развития инновационного мышления» в образовании

(номинация «Новой школе - современный учитель»)

Курченкова Жанна Владимировна, учитель английского языка высшей квалификационной категории, заместитель директора по УВР



  1. Миссия учителя

Если ты знаешь средства укрепить тело, закалить волю, облагородить сердце,

изощрить ум и уравновесить рассудок, - значит ты учитель.


Шарль Летурно


Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель.

Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам.

Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель.


Лев Толстой

Можно привести ещё много слов о высокой миссии учителя. Почему существуют такие суждения о ней? Потому, что она в мире наиболее почётна и ещё более ответственна. Кто формирует приходящего в наш мир человека? Сначала мать, а затем - учитель. Они вдвоем, в основном, формируют внутреннюю сущность человека, а это значит и его жизнь.

«Ни один завоеватель не может изменить сущность масс, ни один государственный деятель не может поднять мировые дела выше идеи и способностей поколения взрослых, с которыми он имеет дело. Но учитель, я употребляю это слово в широком смысле, может совершить больше, нежели завоеватель и государственные главы. Они, учителя, могут создавать новое воображение и освободить скрытые силы человечества», - говорит о роли и возможностях учителя Н. Рерих.

Каким должен быть учитель? Много восторженных, добрых, требовательных и самокритичных слов сказано об учителе простыми и выдающимися людьми. Давайте попробуем осознать суть этого понятия через осмысление сути букв, в него входящих.

У - устремление, Ч - человек, И - истина, Т - творение, Е - единство, Л - любовь, - Ь.

В итоге получаем: Учитель - это Устремлённый Человек к Истине, Творящий Единство и Любовь.

Давайте стремиться воспринимать Истину, осознавать Истину и проявлять Истину, тогда всё будет в нашем Сознании: и счастье, и радость и восторг, а затем это станет достоянием наших детей.

Уже более десятка лет я преподаю в школе. И мне всегда хотелось найти свой путь, свою тропу, по которой я могла бы с уверенностью вести своих учеников, хотелось обрести ориентиры. Есть замечательные слова у писателя Ю.Азарова: «Не борись с тьмой. Чтобы победить тьму, надо зажечь свет». Так что Учитель должен прежде всего зажечь огоньки Веры и Любви в сердцах детей, и тогда, может быть, исчезнут все современные «эпидемии». Но чтобы «зажечь», нужно «гореть» самому; «увлекаясь, увлекать, зажигать и в то же время самому светло сверкать…» Педагог не должен забывать простую истину: чтобы быть хорошим учителем, надо любить то, что преподаешь, и тех, кому преподаешь.

И я люблю моих учеников, несмотря на то, что некоторые из них все меньше и меньше читают, что порой бывают не очень терпимы по отношению к окружающим нас людям и не стремятся к знаниям.

«Знания - это тоже дети. Дети любопытства и удивления», - как писал Луи де Бройль. Одним из свойств творческой личности (таким и является настоящий Учитель) считается умение удивляться - звездному небу, интересной мысли, талантливой работе своего ученика - всему, что входит в понятие «прекрасное». У такого педагога и воспитанники вырастут увлекающимися, интересными людьми, которым можно будет доверить будущее страны.

Главное, чтобы Учитель не отступил от своего Дела, не сошел с Дороги, по которой ему идти вместе с Учениками.

2. Учитель - источник гуманной педагогики

«Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нем воспитание идет впереди обучения, ибо вызванные им к действию духовные силы будут впитывать знания как пищу, необходимую для дальнейшего роста и становления личности школьника»


Ш. А. Амонашвили


Поиск и обретение духовной свободы личности - веление времени. Духовный кризис общества, как результат кризиса систем образования и культуры, заставляет искать новые пути выхода из создавшейся ситуации. Педагогика, как и любая другая наука, зиждется на поиске, открытии и исследовании новых форм, средств и методов формирования и становления личности. Одним из направлений педагогического поиска в рамках личностно-ориентированной парадигмы образования на современном этапе является гуманно-личностная педагогика, сформировавшаяся в России в начале 20 столетия и получившая в последующем широкое мировое признание.

«Эта педагогика принимает ребенка таким, какой он есть, соглашается с его природой. Она видит в ребенке его безграничность, осознает его космичность и ведет, готовит его к служению человечеству на протяжении всей жизни. Она утверждает личность в ребенке путем выявления его свободной воли… Она поощряет педагогическое творчество и призывает к педагогическому искусству». Гуманная педагогика ведёт ученика по пути развития и совершенствования своего духовного мира, по пути умножения добра и любви на Земле.

Сегодня мне важно построить учебно - воспитательный процесс так, чтобы ребенок «добровольно» входил в «духовную общность» (В. А. Сухомлинский) со мной, находил во мне «убежище», опору, одухотворение, радость в познании, понимание, сострадание, помощь, дружбу, любовь. Притягивающее к себе образовательное поле может создать вокруг себя учитель, ориентирующийся на вечные человеческие ценности и утверждающий их в своей творческой практике.

Одним из направлений реализации национального приоритетного проекта «Образование» является совершенствование содержания воспитания в образовательном процессе. Выбор приоритетов воспитания во многом зависит сейчас от мировоззрения учителя. Настало время серьезно задуматься нам, учителям, над содержанием воспитательного процесса, позволяющего развить в ребенке лучшие качества человека, гражданина, патриота. Решению этой важнейшей задачи способствует гуманизация образовательного пространства, основа которого - духовно - нравственное воспитание детей.

Миссия, возложенная на нас, особенно важна сегодня, когда России необходимо вырваться вперед, когда конкурентоспособность города, региона, нации, в конце концов, будет определяться талантливыми людьми.

Забота о талантливых и одаренных детях - одна из особенностей нашего времени. Многочисленные конкурсы, олимпиады, выставки детских работ свидетельствуют о пристальном внимании общества к достижениям детей и подростков. Это очень важно, так как открывает детям возможность проявить свои неординарные способности, получить одобрение от авторитетных людей, наконец, осознать, что они не одиноки в этом мире и есть другие ребята с подобными увлечениями, интересами, дарованиями.

Во Второй Новосибирской Гимназии обучаются дети с различными способностями, возможностями и потребностями, но отношения ко всем детям строятся на едином фундаменте - все дети талантливы! Это кредо каждого учителя, работающего в нашем коллективе. При такой установке главная наша задача - талант обнаружить и помочь ребенку его развить.

Сегодня, выполняя социальный заказ родителей, и, следуя желаниям и потребностям подрастающего поколения, мы активно работаем по таким направлениям как: художественная одаренность, интеллектуальная одаренность, творческая одаренность и социальная одаренность (классификация Дианы Борисовны Богоявленской, доктора психологических наук). Для наиболее эффективной работы с такими детьми была разработана и вот уже много лет шаг за шагом реализуется программа «Одаренные дети», цель которой - выявление одаренных детей и создание оптимальных условий для развития разных видов одаренности. Мы создали для своих воспитанников особую образовательную среду, гимназию полного дня, в которой гармонично соединены урочная деятельность и внеклассная работа, ежедневный учебный труд и творческий поиск своего решения, открытия, своей победы. Такой подход интегрирует в себе возможности как общеобразовательного учреждения, так и учреждения дополнительного образования и создает более полные условия для самовыражения, самоопределения каждого обучающегося, помогает ученикам реализоваться, активизировать инициативу, даёт простор конструктивному проявлению индивидуальности, учит соотносить свои замыслы и интересы с чужими интересами. (Приложение 1. Психолого-педагогическая поддержка одаренных детей, обучающихся в гимназии)

Ребёнок рождается с зерном духовности, для его прорастания необходимы условия. Согласно аксиомам Гуманной Педагогики духовность воспитывается духовностью, любовь - любовью, благородство - благородством. Человечество не может «перешагнуть» через бездуховное детство во взрослую духовную жизнь. Без настоящего учителя не будет настоящих людей. «Человеческое воспитание в том и заключается, что старшие передают детям свои знания об окружающем мире, энергией своей мысли постоянно питают поток информации, воздействующий на ребёнка» (В.А. Сухомлинский).

Школа - это колыбель человечества, мы все родом не только из детства, мы родом из школы.

Хорошо осознавая, что учитель выращивает, оберегает и воспитывает будущее человечества в лице своих учеников и что это будущее не состоится без настоящего учителя, способного вобрать в себя Свет человеческой культуры, я выбираю гуманную педагогику для себя и своих детей.


3. Учитель как организатор урока


Учитель проявляет себя как ответственный организатор образовательной деятельности тех учащихся, которые должны и могут присутствовать на его уроках.


Этический кодекс учителя

В условиях постоянного совершенствования процесса обучения в школе, поиска наиболее эффективных методов формирования личности, обладающей определенными интеллектуальными качествами, чрезвычайно важную роль играет учитель, социально активный, оригинально мыслящий, обладающий развитыми организаторскими способностями.

Организаторские умения рассматриваются мною как структурный компонент личности, включающий в себя комплекс специфических и взаимосвязанных операций, позволяющих наиболее эффективно выполнять организаторскую деятельность.

Еще не так давно моя функция как учителя ограничивалась передачей знаний и развитием навыков и умений, а я выступала в роле информатора или ретранслятора имеющихся у меня знаний. Сегодня общество претерпевает изменения и эти изменения влекут за собой существенные изменения и в системе российского образования. (Приложение 2. Функциональная и гуманистическая модель школы)

Сегодня учитель-информатор постепенно уступает место учителю-организатору, осуществляющему организацию урочной и внеурочной деятельность учащихся, направленной на умственное, нравственно-гражданское, эстетическое, экологическое, физическое воспитание и развитие личности. Сегодня я все больше стараюсь способствовать социализации личности учащихся на уроке, во внеурочной деятельности и в общении, тем более что для меня - учителя иностранного языка это очень важно и актуально.

Организуя деятельность учащихся, я придаю ей развивающий и воспитывающий характер, слежу за созданием здорового психологического климата, развитием отношений сотрудничества между мной и моими воспитанниками. Моя педагогическая деятельность - это, прежде всего, работа организатора познавательной, трудовой и оздоровительной деятельности детей.

Для реализации таких подходов мне необходимо владеть планированием, приемами создания у детей мотивационных установок, приемами руководства и различными формами контроля и оценки деятельности детей, прогнозированием процесса и результата совместной учебно-воспитательной деятельности, уметь корректировать и проектировать образовательный и воспитательный процессы, использовать разнообразные подходы к организации урочной и внеурочной деятельности. (Приложение 3. Организация урочной и внеурочной деятельности учителя иностранного языка)

Как учитель словесник я стараюсь быть адекватной в любой ситуации общения, мне необходимо уметь перестраивать свою речь в зависимости от конкретных условий: усложнять или упрощать; переходить от одной формы речи к другой: от монолога к диалогу, от устной к письменной. Общение не может быть без эмоциональности и выразительности. Мне необходимо живо и адекватно реагировать на ответы учащихся, ведь общение на уроке иностранного языка - это не только средство, но и конечная цель всего образовательного процесса.

Эффективность учебного процесса во многом зависит от моего умения правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия. Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний. Такие формы проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что, в конечном счете, приведет к падению у учащихся интереса к предмету. (Приложение 4. Нетрадиционные формы проведения урока)

4. Демонстрация образца инновационной педагогической деятельности


"Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны".


Концепция модернизации российского образования

Модернизация содержания образования в России на современном этапе развития общества не в последнюю очередь связана с инновационными процессами в организации обучения иностранным языкам.

Приоритетным направлением развития современной школы стала гуманистическая направленность обучения, при которой ведущее место занимает личностный потенциал. Сегодня в центре внимания - ученик, его личность, неповторимый внутренний мир, поэтому моя основная цель - выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствовали бы поставленной цели развития личности.

В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения.

Современные педагогические технологии, которые я активно применяю в своей деятельности, помогают мне реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности.

Компьютерные обучающие программы

Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка включают: изучение лексики; отработку произношения; обучение диалогической и монологической речи; обучение письму; отработку грамматических явлений.

Интернет-ресурсы

Возможности использования Интернет-ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой мне и моим учащимся информации: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов и т. д. С помощью Интернета сегодня я решаю целый ряд дидактических задач: формирование навыков и умений чтения; совершенствование умений письменной речи; пополнение словарного запаса; формирование мотивации к изучению предмета. Сегодня мы принимаем участие в тестированиях, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываемся со сверстниками из других стран, участвуем в чатах, видеоконференциях и т.д. Мои воспитанники имеют возможность оперативно получать необходимую информацию в рамках урочной и внеурочной деятельности в процессе индивидуальной или групповой работы. (Приложение 5. Комплекс урок, подготовленных с использованием ресурсов сети Интернет)

Метод проектов

Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное обучение, является метод проектов, как способ развития творчества, познавательной деятельности, самостоятельности. Метод проектов формирует у учащихся коммуникативные навыки, культуру общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относиться к мнению партнёров по общению, развивать умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать её с помощью современных компьютерных технологий, создает языковую среду, способствующую возникновению естественной потребности в общении на иностранном языке. Проектная форма работы является одной из актуальных технологий, позволяющих учащимся применить накопленные знания по предмету. Учащиеся расширяют свой кругозор, границы владения языком, получая опыт от практического его использования, учатся слушать иноязычную речь и слышать, понимать друг друга при защите проектов. Дети работают со справочной литературой, словарями, компьютером, тем самым создаётся возможность прямого контакта с аутентичным языком, чего не даёт изучение языка только с помощью учебника на уроке в классе. (Приложение 6. Видеофильм учащихся)

Технология сотрудничества

К современным технологиям относится и технология сотрудничества. Основная идея заключается в создании условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Дети объединяются в группы по 3-4 человека, им даётся одно задание, при этом оговаривается роль каждого. Каждый ученик отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. И от этого выигрывает весь класс, потому что совместно ликвидируются пробелы. (Приложение 6. Видеофильм учащихся)

Игровая деятельность

Одним из эффективных путей воспитания у учащихся интереса к предмету является организация их игровой деятельности. Древнейшим средством воспитания и обучения является игра. Игры дополняют традиционные формы обучения, способствуют активизации процесса обучения. В сочетании с другими методами и приемами игры повышают эффективность преподавания, делают процесс обучения более интересным, способствуют успешному усвоению изученного материала, формируют навыки коллективной работы. Игра - увлекательное занятие. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности задания - благотворно сказываются на результатах обучения. (Приложение 7. Мастер-класс с использованием элементов игровой деятельности)

Проблемное обучение

Большую эффективность в наше время имеет проблемное обучение. Технология проблемного обучения не нова: она получила распространение в 20х-30х годах в советской и зарубежной школе. Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мыслительных способностей.

Организационная деятельность учителя на уроке предполагает использование различных методик. На мой взгляд, подход, основанный на сочетании классических форм и инновационных технологий в процессе преподавания, на сегодняшний день самый рациональный.


© 2010-2022