- Преподавателю
- Другое
- Значение учебно-методического комплекса в преподавании БЖД
Значение учебно-методического комплекса в преподавании БЖД
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Максимова Л.Б. |
Дата | 21.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Значение учебно-методического комплекса в преподавании БЖД.
Если человеку хватает мудрости
распознать и предотвратить
надвигающуюся опасность,
его ждет прекрасное будущее,
если нет - неизбежен
упадок и страдания…
Декларация Римского клуба.
Проблема безопасности жизнедеятельности возникла давно - вместе с формированием разума и развитием человеческого общества. Особенно интенсивно это направление развивалось в IX-XX веках, в связи с бурным развитием научно-технического прогресса (НТП). Во второй половине ХХ века в результате интенсивного развития науки и техники начал отчетливо проявляться многофакторный кризис земной цивилизации.[3]
Широкое внедрение достижений НТП, и как следствие, интенсивное использование природных ресурсов, сопровождается распространением различных природных, биологических, техногенных, экологических опасностей. Стремительно растёт число несчастных случаев, аварий и катастроф со значительными материальными потерями и жертвами.
Проблема осуществления БЖД решается путём обеспечения благоприятных условий жизни людей, их комфортной деятельности, защитой человека и окружающей среды от воздействия внутренних и внешних опасных факторов. Исключительную важность приобретает высокая профессиональная подготовка специалистов различного профиля, способных к принятию решений. Обучающиеся по дисциплине БЖД должны получить системные знания, приобрести навыки обеспечения успешной безопасной деятельности на производстве, в окружающей и бытовой среде. Кроме этого, необходимо развитие общих компетенций которые означают совокупность социально - личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне. [2] Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования диктует высокие требования к структуре и содержанию образовательного процесса. Для улучшения качества подготовки необходима разработка учебно-методического комплекса. УМК - совокупность учебно-методических материалов, способствующих эффективному формированию компетенций обучающегося в рамках учебной дисциплины. УМК обеспечивает решение таких задач, как рациональное распределение учебного времени по разделам курса и видам учебных занятий; распределение учебного материала между аудиторными занятиями и самостоятельной работой студентов; планирование и организация самостоятельной работы студентов с учетом рационального использования времени, отведенного на самостоятельную работу; определение круга источников, учебной, методической и научной литературы, необходимых для освоения дисциплины, и формирование библиографического списка; разработка оптимальной системы текущего и итогового контроля знаний студентов. Структурными элементами УМК являются: рабочая программа, календарно-тематическое планирование, комплект контрольно- оценочных средств, методические указания самостоятельной работы студенты. Все элементы УМК работают на единую цель - обеспечить качественное методическое оснащение учебного процесса, но каждый имеет свои задачи. Задачей рабочей программы является конкретизация цели и задачи изучения данного предмета, определение объема и содержания учебного материала, форм и методов контроля формируемых знаний и умений. Перед календарно-тематическим планированием стоит задача оптимально распределить учебное время по темам, способствовать совершенствованию методики проведения занятий. Задачи комплекта оценочных средств по учебной дисциплине - это контроль и управление процессом приобретения обучающимися необходимых знаний, умений, навыков и уровня сформированности компетенций, определенных в ФГОС СПО и НПО по специальности и профессии.
На данном этапе реализации ФГОС по дисциплине БЖД для профессии «Автомеханник» разработан учебно-методический комплекс, включающий в себя следующие структурные элементы: рабочая программа, календарно-тематическое планирование, курс лекций, комплект контрольно-оценочных средств (КОС). Конечным результатом освоения программы по дисциплине является сформированность знаний и умений, которые были получены в ходе изучения данного курса. Отсюда следует, что при разработке КОС необходимо учитывать, что должен знать и уметь обучающийся. Для разработки КОС по дисциплине БЖД был использован следующий алгоритм:
1..Установить в какой теме формируется определенное умение и знание.
2..Подборать оценочные средств. Пример- (Табл. 1)
3. Разработать критерии сформированности умений и знаний.
Таблица 1
Умения и знания
Показатели
Критерии
Форма текущего контроля и оценивания ЗУ
У.1-Умение организовать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
Разработка алгоритма действия при ЧС
Поиск и выбор защитных сооружений от ЧС
Разработан четкий алгоритм действий. определены мероприятия для конкретной ситуации.
Практическая работа. Ситуационные задачи.
У.2-Умение предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту
Разработка профилактических мер для снижения уровня опасностей различного вида.
Планирование аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий ЧС
Правильное определение профилактических мер для снижения уровней опасностей
Практическая работа. Ситуационные задачи.
.У.3- Умение использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения
Показ выполнения нормативов по РХБЗ
Подготовка средств коллективной защиты к эксплуатации
Выполнение задания в соответствии с нормативами
Практическая работа. Ситуационные задачи.
У.4-.Умение применять первичные средства пожаротушения
Показ выполнения упражнения по тушению условного пожара
Выполнение задания в соответствии с нормативами
Практическая работа. Ситуационные задачи.
У.5,6………………
У.8-Умение оказывать первую помощь пострадавшим
Показ алгоритма действия при определении состояния пострадавшего.
Выполнение приёмов само и взаимопомощи при травмах, кровотечениях и переломах.
Правильная оценка состояния пострадавшего, точная демонстрация оказания ПМП на манекене
Практическая работа. Ситуационные задачи.
З.1-Знание принципов обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьёзной угрозе национальной безопасности России
Систематизирование и изложение полученных знаний.
Умение раскрыть на примерах теоретические положения курса; логически стройно в соответствии с вопросом описать последовательность действий в опасных и чрезвычайных ситуациях
Устный опрос, тестирование, оценка правильности выполнения самостоятельной аудиторной работы.
З.2.Знание основных видов потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации
Анализ опасностей и их последствий в профессиональной деятельности и в быту.
Соблюдение требований безопасности в профессиональной деятельности.
Приведение примеров снижения вероятностей потенциальных опасностей.
Полное и правильное изложение теоретического вопроса, с приведением примеров, раскрывающих те или иные положения, аргументы, их подтверждающие с окончательным выводом
Тестирование.
З.3-Знание основ военной службы и обороны государства
Перечисление обязанностей граждан РФ, связанных с обороной государства.
Установление различий между мобилизацией, военным положением и военным временем
Перечислены все обязанности граждан РФ, связанных с обороной государства. Дано правильное определение «мобилизации»,
«военному положению» и «военному времени»
Устный опрос, тестирование, оценка правильности выполнения самостоятельной аудиторной работы.
З 4,З.5………..
З.6-Знание области применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы
Обоснование необходимости полученных профессиональных знаний при прохождении службы в должности водителя - механика.
Точное определение области применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы
Устный опрос, оценка правильности выполнения самостоятельной аудиторной работы.
При организации занятий и выборе оценочных средств был учтен тот факт, что помимо сформированности умений и знаний по предмету, особое внимание уделяется, согласно ФГОС, формированию общих компетенций. Большинство заданий являются практико-ориентированными. Пример. Проверяем У.1, ОК3,ОК7, Вблизи от объекта экономики случилась авария транспортного средства, перевозящего хлор. В атмосферу произошёл выброс газообразного хлора, облако зараженного воздуха движется по направлению к объекту.1) Какие указания по размещению людей и подготовке помещений необходимо дать персоналу Вашего объекта?
2) Обоснуйте ваш ответ. Для контроля приобретенных студентом умений по оказанию первой помощи используется комплект заданий для работы на тренажёре сердечно-легочной и мозговой реанимации (манекен «МаксимI-01).
Данный учебно-методический комплекс разработан в соответствии с рабочей программы дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» для профессий НПО. Дисциплина входит в цикл общепрофессиональных дисциплин. На изучение курса отводится максимальное количество - 48 часов, аудиторной нагрузки - 32 часа, в том числе практических занятий - 12часов, самостоятельной работа составляет 16 часов. Вид аттестации по учебной дисциплине - дифференцированный зачет.
Создание качественного методического комплекса требует времени и усилий, поэтому учебно-методический комплекс по БЖД в дальнейшем будет дополняться новыми структурными элементами.
Разработка УМК способствует реализации ФГОС по дисциплине, а в целом по профессии, так как все структурные элементы УМК способствуют повышению качества и результативности образовательного процесса.
Литература
1.Гомолова А.И. Учебно -методический комплекс студента как средство повышения эффективности процесса обучения. Стать в журнале «Среднее профессиональное образование» №2 ,2001.
2. Темняткина О.В. Оценка результатов образования обучающихся ОУ НПО и СПО на основе компетентностного подхода. Методическое пособие. Екатеринбург, ИРРО, 2009
3. Безопасность жизнедеятельности: Учеб./ Под ред. Э.А.Арустамова, Н.В. Косолапова, Н.А.Прокопенко, Г.В. Гуськов - 8-е изд.,- М. : «Академия», 2009.