- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа дисциплины Экономика организации
Рабочая программа дисциплины Экономика организации
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Плахотина Т.Ю. |
Дата | 07.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Министерство образования и науки Республики Татарстан
Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Лениногорский нефтяной техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.01.Экономика организации
Для специальности 38.02.01. (080114) Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
2011 г.
Рабочая программа учебной дисциплиныразработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) по специальности 38.02.01. (080114) Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Организация-разработчик: Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Лениногорский нефтяной техникум»
Разработчики:
Плахотина Татьяна Юсуповна, преподаватель
Рекомендована: Предметно - цикловой комиссией экономических и социально - экономических дисциплин, протокол № 1 от 07.09.2011 г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
-
условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины
10
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
11
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Экономика организации
-
Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО 38.02.01 (080114) Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по рабочей профессии Бухгалтер.
-
Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл и относится к общепрофессиональным дисциплинам.
-
Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
-
определять организационно-правовые формы организаций;
-
находить и использовать необходимую экономическую информацию;
-
определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;
-
заполнять первичные документы по экономической деятельности организации;
-
рассчитывать по принятой методике основные технико-экономические показатели деятельности организации:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
-
сущность организации как основного звена экономической отрасли;
-
основные принципы построения экономической системы организации;
-
принципы и методы управления основными и оборотными средствами;
-
методы оценки эффективности их использования;
-
организацию производственного и технологического процессов;
-
состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования;
-
способы экономии ресурсов, в том числе основные энергосберегающие технологии;
-
механизмы ценообразования;
-
формы оплаты труда;
-
основные технико-экономические показатели и методику их расчета.
ПК 2.2. Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета.
ПК 2.3. Отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей (регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации.
ПК 2.4. Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации
ПК 4.1. Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период.
ПК 4.2. Составлять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки.
ПК 4.3. Составлять налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, налоговые декларации по Единому социальному налогу (далее - ЕСН) и формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки.
ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часа, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов; самостоятельной работы обучающегося 24 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
72
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
48
в том числе:
практические занятия
24
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
24
в том числе:
внеаудиторная самостоятельная работа
24
Итоговая аттестация в форме экзамена
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Экономика организации
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1. Основы предпринимательской деятельности
10
Тема 1.1. Сущность и формы предпринимательства в РФ
Предпринимательская деятельность ее место в экономике РФ; Формы и направления предпринимательской деятельности; Предприятие (организация) как основная форма предпринимательства; Классификация организаций по направлениям деятельности.
2
1
Тема 1.2. Предпринимательская среда и предпринимательские риски
Внутренняя и внешняя среда организации; Классификация факторов влияющих на деятельность организации; Риски в предпринимательстве и методы их снижения.
2
1
Практические занятия: Разработка организационной структуры предприятия
2
Самостоятельная работа: подготовка к тестированию по разделу 1
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:Формы и цели организации, риски связанные с ее деятельностью и методы их снижения. Нормативно-правовая база предпринимательской деятельности организации
4
Раздел 2. Ресурсная база деятельности организации
48
Тема 2.1. Состав и структура материально-технической базы деятельности организации
Группировка материально-вещественных элементов имущества предприятия и их характеристика; Оптимизация структуры материально-вещественных объектов имущества организации; Основные тенденции в динамике структуры материально-технической базы деятельности организации
2
1
Практические занятия: Расчет потребности предприятия в различных материально-вещественных элементах имущества предприятия
2
1
2
3
4
Тема 2.2. Обеспечение и управление основными средствами на предприятие
Сущность основных средств; Классификация основных средств по различным признакам; Виды оценки стоимости и эффективности использования основных средств организации. Влияние вида экономической деятельности на стоимость, состав и структуру основных средств организации Производственная мощность предприятия и методика ее расчета; Источники информации для расчета показателей
2
2
Практические занятия: Классификация основных средств предприятия и расчет показателей их структуры, состояния, движения и использования.
2
Тема 2.3. Обеспечение и управление оборотными средствами на предприятие
Состав и структура оборотных средств организации, их классификация; Принципы управления различными элементами оборотных средств предприятия; Методика расчета показателей эффективности использования оборотных средств организации и их экономическая интерпретация;Источники информации для расчета показателей.
2
1
Практические занятия: Расчет показателей структуры и использования оборотных средств предприятия
2
Тема 2.4. Кадровое обеспечение деятельности организации
Кадровый состав предприятия и его характеристика; Влияние видов деятельности на состав и структуру кадрового состава. Современные тенденции динамики кадрового состава. Показатели состояния и эффективности использования кадрового потенциала в организации
2
2
Практическое занятие: Расчет показателей состава и структуры кадров организации нормативным методом
2
Тема 2.5. Оплата труда в организации
Заработная плата как экономическая категория; Принципы установления оплаты труда и нормативная база для расчета заработной платы; Элементы тарифной системы оплаты труда и их характеристика
2
Практическое занятие: Расчет затрат на оплату труда организации по тарифной системе оплаты труда
2
1
2
3
4
Тема 2.6. Финансовое обеспечение и финансовое показатели эффективности деятельности организации
Финансы организации: функции, назначение, формы осуществления; Классификация и характеристика финансовых отношений организации; Источники и направления использования финансовых ресурсов организации. Затраты организации: их классификация и методы определения
2
1
Практическое занятие: Расчет показателей состава и структуры финансовых источников и структуры их размещения
2
Тема 2.7 Затраты предприятия, порядок их определения
Расходы. Затраты издержки. Себестоимость производственные затраты, прямые и косвенные затраты, порядок принятия расходов для расчета себестоимости, нормативно-правовая база учета и группировки затрат предприятия
2
1
Практическое занятие: Расчет затрат предприятия, составление калькуляции себестоимости единицы продукции.прибыли по текущей деятельности и рентабельности текущей деятельности организации
2
2
Тема 2.8 Финансовые результаты деятельности предприятия и показатели результативности
Прибыль организации: источники получения, направления использования; Показатели эффективности осуществления затрат и использования ресурсов организации
2
2
Практическое занятие: Расчет прибыли по текущей деятельности и рентабельности текущей деятельности организации, Установление цен на продукцию
2
Самостоятельная работа: подготовка к тестированию по разделу 2. , самостоятельное решение задачч
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:Виды ресурсов используемых организацией, их классификация, характеристика и показатели использования.
16
Раздел. 3.Основные технико-экономические показатели деятельности организации
14
Тема. 3.1. Показатели эффективности организации и эффективности осуществления текущей деятельности организации
Назначение ТЭП организации и их группировка; Влияние вида деятельности организации на состав ТЭП; Система объемных технико-экономических показателей, характеризующих текущую деятельность организации; Порядок расчета относительных ТЭП деятельности организации
2
2
Практическое занятие: Расчет относительных производственных показателей деятельности организации
2
Практические занятия: Расчет относительных финансовых показателей деятельности организации.
2
Тема. 3.2. Показатели финансового состояния организации
Финансовое состояние организации направления оценки, факторы влияющие на него; Методики оценки финансового состояния и их характеристика; Система показателей комплексной оценки финансового состояния организации
2
2
Практические занятия: Расчет показателей финансового состояния организации.
2
Самостоятельная работа: подготовка к тестированию по разделу 3.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:ТЭП организации и методика их расчета.
4
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации РАБОЧЕЙ программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Лаборатория компьютерной обработки экономической информации».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-методических пособий «Экономика отрасли»;
- Тетради для выполнения практических работ по дисциплине «Экономика отрасли»;
- учебные фильмы;
- компьютерные тесты.
Технические средства обучения:
- компьютеры с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
-
Гуреева М.А. Экономика нефтяной и газовой промышленности: Учебник для студ. учреждений сред.проф. Образования /М.А. Гуреева. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 240с.
-
Дунаев В.Ф. Экономика предприятий нефтяной и газовой промышленности. М.: Центр ЛитерНефтеГаз. - 2008 . - 547с.
-
Сафронов Н.А. Экономика организации (предприятия). М.: ЮРИСТЪ - 2009. - 312с.
Дополнительные источники:
-
Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник. - 4-е изд., прераб. и доп. - М.: Экономисть, 2008. Ш
-
Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П. Стратегическое управление. М.: Омега Л., 2008.
-
Крайцлер В.А. Экономика предприятия. М.: «ИНФРА-М», 2007.
-
Лукашевич В.В., Астахов Н.Н. Менеджмент. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
-
Актуальные проблемы социально экономического развития России//Журнал
-
Бизнес: Экономика, Маркетинг, Менеджмент//Журнал.
-
Экономика и производство// Журнал.
Интернет ресурсы:
-
ereport.ru/articles.htm/
-
clck.yandex.ru/redir/
-
new-management.info/
-
top-manager.ru/
-
window.edu.ru
-
aup.ru/books/m26/
-
aup.ru/books/m98/2.htm
-
aup.ru/books/m99/
-
aup.ru/books/m98/
-
about-management.ru
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контрольи оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1
2
Умения:
определять организационно-правовые формы организаций;
практическое занятие, оценочный лист
находить и использовать необходимую экономическую информацию;
практические занятия, оценочный лист
определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;
практические занятия, оценочный лист
заполнять первичные документы по экономической деятельности организации;
практические занятия, оценочный лист
рассчитывать по принятой методике основные технико-экономические показатели деятельности организации;
практические занятия, оценочный лист
Знания:
сущность организации как основного звена экономической отрасли;
тестирование, оценочный лист
основные принципы построения экономической системы организации;
тестирование, оценочный лист
принципы и методы управления основными и оборотными средствами;
тестирование, оценочный лист
методы оценки эффективности их использования;
тестирование, оценочный лист
организацию производственного и технологического процессов;
тестирование, оценочный лист
состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования;
тестирование, оценочный лист
способы экономии ресурсов, в том числе основные энергосберегающие технологии;
тестирование, оценочный лист
механизмы ценообразования;
тестирование, оценочный лист
формы оплаты труда;
тестирование, оценочный лист
систему методов управления;
тестирование, оценочный лист
основные технико-экономические показатели и методику их расчета;
тестирование, оценочный лист