- Преподавателю
- Другое
- Статья Развитие речи детей с нарушениями слуха посредством сказкотерапии
Статья Развитие речи детей с нарушениями слуха посредством сказкотерапии
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Санзараева О.С. |
Дата | 26.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Санзараева О. С. ,воспитатель ГБУ РХ «Республиканский дом-интернат для детей «Теремок»
Развитие речи детей с нарушениями слуха посредством сказкотерапии.
Дети с «ограниченными возможностями здоровья» - это сложный своеобразный, имеющий физические и психические недостатки. В эту категорию входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта.
Дети с нарушенной слуховой функцией с большим трудом овладевают обобщающим значением слова, что, безусловно, влияет на уровень их развития. Как помочь таким детям услышать все многообразие окружающей среды, научить думать, познать своё «Я»? В коррекции эмоционально-волевой сферы «особенных детей» большая роль отводится сказкам. Сказки любят все, они позволяют детям испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло. Они способствуют развитию у детей речевой активности.
В нашем учреждении применяются разные виды работ по сказкотерапии.
-
Кукольный театр (перчаточные куклы). Детям, сначала рассказывается сказка в доступной форме с использованием наглядности, т.е. воспитателем показывается кукольное представление. Сцена организуется на столе или используется ширма. Посредством кукольного представления идет закрепления пройденного материала, активизация словаря. Содержанием кукольного спектакля обычно является народная сказка, например «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок» и др. Во время свободной игры кукольный театр разыгрывается детьми самостоятельно.
-
Пальчиковый театр. Для детей является большим стимулом и средством создания речевых ситуаций, а также используется в свободной игровой деятельности. С удовольствием участвуют в обучающей игре все, даже застенчивые дети.
-
Настольный еатр. Этот вид работы очень динамичен и позволяет моделировать ситуации, включая пространственные ориентиры, помогает закрепить в речи многие предлоги, правильно поставить падежные окончании.
-
Показ сказок на фланелеграфе. Сопровождается составлением предложений с демонстраций действий.
5. Драматизация (маски). Заключительным этапом работы со сказкой является участие в театрализованных играх. Игра успокаивает, лечит, а также стимулирует речь детей. Для игр драматизации необходимо иметь уголок «ряжения»: набор костюмов, масок, атрибутов. В театральной деятельности развивается эстетический вкус, творческая активность, вырабатывается адекватная реакция на критические замечания сверстников.
Одновременно дети знакомятся с музыкальным сопровождением к драматизации сказки. Дети учатся различать характер музыки, умеют ритмично двигаться под музыку, передавать в движениях особенности характера того или иного героя. Слушая музыку, определяют ее характер (веселая, легкая, медленная, быстрая, плавная).
Также приветствуется проявление творчества самими детьми в изображении персонажей.
Сказкотерапия помогает определить характер ребенка, позволяет уменьшить чрезмерную активность и нормализовать эмоциональное состояние ребенка. Через сказку гиперактивный ребенок учится контролировать свое поведение, становится более спокойным. Этот метод очень эффективен для развития познавательных способностей, а так же речевой функции. Позволяет развивать творческое мышление, образное мышление развивать чувство юмора. С помощью сказкотерапии улучшаются мелкая и общая моторика, настроения, навыки самообслуживания, рисования, лепки, письма.
Сказка - наш друг и помощник, именно она помогает нам найти ту важную дорожку к сердцу ребенка, и именно с помощью сказки дети легко усваивают нормы поведения, которые показывают главные герои сказок.
Литература
-
Ломакин, Г. Р. Сказкотерапия. Воспитываем, развиваем, освобождаем ребенка от психологических проблем. - М: Центрполиграф, 2010.
-
Шорохов, О. Л. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. - М.: ГЦ Сфера, 2006.
3. Фестивали творчества инвалидов. Опыт и перспективы. - М: ВОН, 2000.
94