Статья Развитие речи детей с нарушениями слуха посредством сказкотерапии

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Санзараева О. С. ,воспитатель ГБУ РХ «Республиканский дом-интернат для детей «Теремок»

Развитие речи детей с нарушениями слуха посредством сказкотерапии.


Дети с «ограниченными возможностями здоровья» - это сложный своеоб­разный, имеющий физические и психические недостатки. В эту категорию входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта.

Дети с нарушенной слуховой функцией с большим трудом овладевают обобщающим значением слова, что, безусловно, влияет на уровень их разви­тия. Как помочь таким детям услышать все многообразие окружающей сре­ды, научить думать, познать своё «Я»? В коррекции эмоционально-волевой сферы «особенных детей» большая роль отводится сказкам. Сказки любят все, они позволяют детям испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло. Они способствуют развитию у детей речевой активности.

В нашем учреждении применяются разные виды работ по сказкотерапии.

  1. Кукольный театр (перчаточные куклы). Детям, сначала рассказывается сказка в доступной форме с использованием наглядности, т.е. воспитателем показывается кукольное представление. Сцена организуется на столе или ис­пользуется ширма. Посредством кукольного представления идет закрепления пройденного материала, активизация словаря. Содержанием кукольного спектакля обычно является народная сказка, например «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок» и др. Во время свободной игры кукольный театр разыгрывается детьми самостоятельно.

  2. Пальчиковый театр. Для детей является большим стимулом и средством создания речевых ситуаций, а также используется в свободной игровой деятельно­сти. С удовольствием участвуют в обучающей игре все, даже застенчивые дети.

  3. Настольный еатр. Этот вид работы очень динамичен и позволяет мо­делировать ситуации, включая пространственные ориентиры, помогает за­крепить в речи многие предлоги, правильно поставить падежные окончании.

  4. Показ сказок на фланелеграфе. Сопровождается составлением предло­жений с демонстраций действий.

5. Драматизация (маски). Заключительным этапом работы со сказкой яв­ляется участие в театрализованных играх. Игра успокаивает, лечит, а также стимулирует речь детей. Для игр драматизации необходимо иметь уголок «ряжения»: набор костюмов, масок, атрибутов. В театральной деятельности развивается эстетический вкус, творческая активность, вырабатывается адек­ватная реакция на критические замечания сверстников.

Одновременно дети знакомятся с музыкальным сопровождением к драма­тизации сказки. Дети учатся различать характер музыки, умеют ритмично двигаться под музыку, передавать в движениях особенности характера того или иного героя. Слушая музыку, определяют ее характер (веселая, легкая, медленная, быстрая, плавная).

Также приветствуется проявление творчества самими детьми в изображе­нии персонажей.

Сказкотерапия помогает определить характер ребенка, позволяет умень­шить чрезмерную активность и нормализовать эмоциональное состояние ре­бенка. Через сказку гиперактивный ребенок учится контролировать свое по­ведение, становится более спокойным. Этот метод очень эффективен для раз­вития познавательных способностей, а так же речевой функции. Позволяет развивать творческое мышление, образное мышление развивать чувство юмора. С помощью сказкотерапии улучшаются мелкая и общая моторика, настроения, навыки самообслуживания, рисования, лепки, письма.

Сказка - наш друг и помощник, именно она помогает нам найти ту важ­ную дорожку к сердцу ребенка, и именно с помощью сказки дети легко ус­ваивают нормы поведения, которые показывают главные герои сказок.

Литература

  1. Ломакин, Г. Р. Сказкотерапия. Воспитываем, развиваем, освобождаем ребенка от психологических проблем. - М: Центрполиграф, 2010.

  2. Шорохов, О. Л. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. - М.: ГЦ Сфера, 2006.

3. Фестивали творчества инвалидов. Опыт и перспективы. - М: ВОН, 2000.


94

© 2010-2022