• Преподавателю
  • Другое
  • Методический доклад на тему ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ШКОЛЬНИКА

Методический доклад на тему ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ШКОЛЬНИКА

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«МИХАЙЛОВСКАЯ ДТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

ЖЕЛЕЗНОГОРСКОГО РАЙОНА

КУРСКОЙ ОБЛАСТИ











методический доклад на тему:

«ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ШКОЛЬНИКА»








подготовила преподаватель ИЗО и ДПТ

Н.Н.Федорова











сл. Михайловка

2015г.


ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ШКОЛЬНИКА

Нравственный облик личности зависит, в конечном счете, от того,

из каких источников черпал человек свои радости в годы детства.

(В.А. Сухомлинский)

Работая педагогом в школе искусств десять лет, обучая детей изобразительному искусству, убеждена, что только тесное сотрудничество с родителями может способствовать формированию нравственной, социально значимой, способной к самосовершенствованию и самореализации, а значит счастливой личности. Художественно-эстетическое воспитание характеризуется своей особой ролью в развитии личности ребенка, воздействуя на интеллект, эмоциональную сферу, творческие способности. Наиболее благоприятный период для развития художественно-эстетических способностей, чем детство, трудно себе представить. Развитие художественно-эстетического вкуса в детском возрасте создаст фундамент культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем.

Как правило, родители приводят ребёнка учиться в школу искусств в 6.5-9-летнем возрасте. Рисование, музыка с детства - хороший воспитатель, но нельзя забывать о том, что та среда, в которой растет начинающий художник, питает его как личность. Именно домашнее окружение в начальный период обучения играет большую роль. В семьях, где любят искусство, где, несмотря на занятость, домашние готовы прийти на помощь ребёнку в освоении нового, неизведанного, становится для маленького ученика частью его жизни.

Педагогу нужно не пожалеть времени в работе с семьей на разъяснение той роли, которую оказывает семейная атмосфера на закрепление появившегося интереса к обучению, а еще больше - привить желание и умение ежедневно работать над повторением - закреплением пройденного.

Деятельность педагога и родителей в интересах ребёнка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками и партнёрами, если семья будет выступать не только в роли социального заказчика образовательных услуг, но и в роли субъекта воспитательного процесса. Легко это сделать? Нет. К большому сожалению, приходится констатировать, что связи между семьей и образовательным учреждением не так прочны, как хотелось. Конечно, этому есть причины: экономические (ведь многие дополнительные услуги платные). Из-за низкой педагогической культуры многие родители самоустраняются от решения вопросов воспитания личностного развития ребёнка. Зачастую в семьях нарушены взаимоотношения между родителями и детьми, так как родители не знают возрастных, индивидуальных и психологических особенностей собственных детей и др. Вместе с тем, перед педагогами образования поставлена задача приобретения нашими воспитанниками в процессе занятия творческой деятельностью личностно-значимых компетенций: любовь к семье, родине; соблюдение норм поведения; трудолюбие, самостоятельность; патриотизм; положительную самооценку; самовоспитание; нравственные идеалы и т. д. Ребенок, вращаясь ежедневно в двух очень важных для себя сферах - образовательном учреждении и в семье - не может быть разным. Вот почему так важно сегодня повышение роли семьи в воспитании детей, объединение усилий педагога и родителей.

Обучение в школе искусств на отделениях - процесс длительный. Программа рассчитана на 6-8 лет напряженной, творческой деятельности, и только при постоянной поддержке родителей, единстве и согласованности действий взрослых может быть достигнута цель духовного, нравственного и гражданского развития ребенка, создано единое воспитательное и образовательное пространство не только для ученика, но и культурного просвещения его родителей.

С одной стороны, индивидуальное обучение создает хорошие предпосылки для работы с семьей. Как правило, в классе 5-17 учеников разных возрастов из разных семей, разных по социальному статусу, культурному уровню, запросам, потребностям, ценностным ориентациям. Педагог должен хорошо представлять особенности каждой семьи, чтобы тщательно, взвешенно и продуманно выбирать методы и формы работы не только с ребёнком, но и добиться взаимопонимания с его родителями, установить партнерские отношения для достижения позитивных результатов в совместной деятельности.

Традиционные формы работы на начальном этапе обучения это:

  • изучение семьи;

  • параметры творческого потенциала ребёнка;

  • участия родителей в раскрытии творческого потенциала ребенка;

  • составление психологической характеристики ребёнка и др.;

  • индивидуальное консультирование родителей:

  • по методическим вопросам (освоение образовательной программы, способы работы с ребенком, выбор индивидуального образовательного маршрута ученика и т. д.);

  • по вопросам педагогики и психологии (индивидуальные особенности ребенка, рациональный выбор форм и методов работы в зависимости от индивидуальных особенностей учащегося и др.).

Положительно влияет на образовательный процесс посещение родителями уроков. Здесь же они получают консультацию по организации домашних занятий, информацию о новых нотных изданиях, сайтах в Интернете, где можно найти репродукции, иллюстрации, послушать музыку, загадки, творческие задания и провести с ребёнком интересно и полезно свободное время.

Ни с чем несравнимо впечатление от первой работы, которая попала на выставку, от первого публичного выступления юного музыканта! Гордость, восторг, даже слёзы умиления…

На все творческие мероприятия, проходящие в нашей школе, необходимо приглашать всех родителей, бабушек, дедушек, сестер, братьев. Огромная поддержка близких людей, семьи нужна тогда, когда задумывается участие в конкурсе, сольное выступление ученика. В жизни ребёнка это важный и ответственный момент: нужно отдать много времени, сил, эмоций, чтобы успешно, на подъёме, без срывов выполнить или исполнить необходимое.

Чтобы родители понимали важность и пользу художественно-эстетического воспитания, необходимо создать библиотеку методических материалов под общим названием «Мудрость воспитания». Это своеобразная школа для родителей, где можно почерпнуть необходимые сведения, советы, рекомендации педагогов, методистов, психологов по вопросам развития способностей, формирования межличностных отношений, о разных методах общения с детьми, о том, как избежать семейных конфликтов и т.д.

Однако никакие книжные истины не заменят живого общения родителей друг с другом. Как бы ни были привлекательны индивидуальные формы работы, их нельзя отнести к активным, объединяющим усилия педагога и родителей в воспитании у учащихся устойчивой потребности в познании искусства.

Инновационной формой в работе с семьей можно создать социально-педагогические проекты - это обсуждение с учащимися и родителями выбора темы проекта (например, творческих гостиных). Остановиться на такой: «С чего начинается Родина? Моя семья». Начать с составления генеалогического древа каждой семьи (узнать, какими творческими личностями были наши предки). Дети и родители (совместно) занялись сбором материала для оформления семейных альбомов, которые будут являться своеобразной летописью с фотографиями и комментариями, рисунками, маленькими историями о семейных традициях. В процессе реализации проекта - организация совместной деятельности педагога, родителей и детей (гостиная):

  • презентация семьи (увлечения, профессиональная деятельность, выставки коллекций, творческих работ и др.);

  • дискуссии по вопросам воспитания (поощрение и наказание, трудовое воспитание, отношение к школе, друзьям, свободное время и т. д.);

  • творческие, музыкальные номера.

Активные формы работы дают возможность педагогу узнать больше о семьях своих учеников, укрепить взаимопонимание между детьми и родителями, родителям - больше узнать своего ребенка, увидеть его в разных ситуациях, понять его индивидуальные особенности, детям - узнать больше о своей семье, обогатить свой опыт новыми впечатлениями, раскрыть свой творческий потенциал.

Совместная деятельность взрослых (педагогов, родителей), основанная на заинтересованности, взаимопонимании, любви к детям, поможет сделать учебный процесс увлекательным, результативным, успешным для каждого ребёнка.




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Дереклеева Н. Нетрадиционные формы проведения собраний // Воспитание школьников. - 2001г. №10.

  2. Лаврентьев В.В. Семья и школа //Классный руководитель. - 2000г. №3.

  3. Методика воспитательной работы: учеб. пособие для студен.высш. учеб. заведений/ {Л.К.Гребёнкина, Е.М.Аджиева, О.В.Ерёмкина}; под ред. В.А.Сластёнина. -7-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 160с.

  4. Крупнина И. Педагогическое просвещение родителей. // Воспитание школьников. - 2001г. №1.


© 2010-2022