• Преподавателю
  • Другое
  • Исследование, анализ и организация работы по формированию познавательного интереса учащихся

Исследование, анализ и организация работы по формированию познавательного интереса учащихся

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Исследование, анализ и организация работы по формированию познавательного интереса учащихся.

Содержание:

1.Введение.

2.Психолого-педагогические основы развития познавательного интереса учащихся.

3.Функции познавательного интереса.

4.Психолого-педагогические условия формирования познавательного интереса, его проявления у учащихся.

5.Внеклассные занятия - как средство развития познавательного интереса у учащихся.

6.Список литературы.

Введение.

Развитие образования - национальная проблема, от успешности решения которой зависят результаты проводимых в стране реформ. Одним из путей реализации задач развития образования является: переход на качественно новый уровень образования; образование по выбору; развивающее личность образование; образование, удовлетворяющее потребности, интересы и склонности конкретного ребёнка. Отношение растущего человека к отдельным областям действительности, активность в жизни определяется наличием и уровнем развития познавательных интересов. Эти интересы определяют успех обучения, ведут ученика к самообразованию, помогают содержательно организовать досуг, влияют на выбор профессии.

В триединой задаче - обучение, умственное развитие и воспитание личности - интерес является связующим звеном. Именно благодаря интересу, как знания, так и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором всесторонне развитой личности.

Современная дидактика, опираясь на новейшие достижения педагогики и психологии, видит в интересе большие возможности и для обучения, и для развития, и для формирования личности ученика в целом.

Успех обучения во многом зависит не только от выбора эффективных методов и форм обучения на уроке, но и от организации внеурочной работы по предмету.

Внеклассные занятия специально организуются в системе учебно-воспитательного процесса, предлагая школьникам самые различные способы удовлетворения их запросов и интересов, помогают определить их склонности, активизируют познавательную деятельность. Необходимость развития познавательных интересов учащихся не только на школьных уроках, но и на внеклассных занятиях, большое значение проблемы развития познавательных интересов школьников для совершенствования обучения определяет выбор темы исследования и обуславливает её актуальность.

Психолого-педагогические основы развития
познавательного интереса учащихся.

Проблема интереса в обучении не нова. Она существовала на протяжении всего исторического процесса развития педагогической мысли и школы. Современная дидактика, опираясь на новейшие достижения и исследования педагогической науки, видит в познавательном интересе ещё большие возможности для обучения, для развития, для формирования личности ученика в целом. Внеклассные занятия - один из путей достижения эффективного развития и формирования познавательного интереса учащихся. Интерес - это отношение личности к предмету как к чему-либо для неё ценному привлекательному. В обучении фигурирует особый вид интереса - интерес к познанию, или познавательный интерес. Его область - познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование. Познавательный интерес - это особая избирательная направленность личности, обращённая к области познания, к её содержанию и самому процессу овладения знаниями и способами деятельности.

В условиях обучения познавательный интерес выражен расположенностью школьника к учению, к познавательной деятельности в области одного, а может быть, и ряда учебных предметов. В основе интереса лежат потребности. Психологи утверждают, что «без соответствующей потребности и школьника не заставить учиться» (В.В.Давыдов). Близость интереса к сфере потребностей даёт основания некоторым психологам утверждать, что интерес - это осознанная потребность. Однако отличие интереса от потребности, по утверждению С.Л.Рубинштейна, состоит в том, что потребность выражает дефицит чего-либо, нужду, а интерес-избирательность предметов, явлений окружающего мира.

Выделяют различные уровни развития познавательного интереса у учащихся.

1.Элементарным уровнем познавательного интереса можно считать открытый, непосредственный интерес к новым факторам, явлениям.

2.Более высоким уровнем является интерес к познанию существенных свойств и явлений. Этот уровень требует поиска, догадки, активного оперирования имеющимися знаниями.

3.Ещё более высокий уровень познавательного интереса составляет интерес школьника к причинно-следственным связям. Этот уровень бывает сопряжён с элементами исследовательской деятельности, с приобретением новых и совершенствованием прежних способов учения.

Познавательный интерес - важнейшая область общего феномена интереса. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир, проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость. Особенностью познавательного интереса является его способность обогащать и активизировать процесс любой деятельности человека.

В самом общем определении познавательный интерес можно назвать избирательной направленностью человека на познание предметов, явлений, событий окружающего мира. В учебном процессе познавательный интерес выступает в разнообразных проявлениях.

а) Познавательный интерес выступает как средство обучения. Познавательный интерес как средство обучения становиться надёжным тогда, когда используется в арсенале средств развивающего обучения.

б) Познавательный интерес как мотив учебной деятельности. Познавательный интерес становится ценнейшим мотивом познавательной деятельности, если школьник проявляет готовность, стремление совершенствовать свою познавательную деятельность, свое учение.

в) Познавательный интерес как устойчивое качество личности. Учить легче и приятнее активного, отзывчивого, легко откликающегося на все начинания учителя.

Пытливость, любознательность, жажда знаний - всё это различные выражения направленности личности, в основе которой лежит познавательный интерес, определяющий активное отношение к миру и процессу его познания.

Будучи устойчивой чертой личности школьника, познавательный интерес определяет его активность в учении, инициативу в постановке познавательных целей, помимо тех, которые ставит учитель. Познавательный интерес определяет поисковый, творческий характер любого вида, любой формы познавательной деятельности.

Функции познавательного процесса.

Чтобы познавательный интерес нашёл место в целостной личности, в целостном учебно-воспитательном процессе, следует обозначить, изучить его стержневое свойство- способность интереса воздействовать на интерактивные качества личности, на мировоззрения, убеждения, на отношение к труду, на свободу личности в выборе целей и средств деятельности. Через это свойство определяется личностная ценность интереса, он становится способным влиять на всестороннее развитие личности. Другие же свойства интереса будут получать несколько иную окраску, например, уровни развития познавательного интереса должны выявляться не только по отдельным проявлениям ученика в деятельности (участие в самостоятельной работе и т.д.), а главным образом по степени влияния интереса на целостные свойства личности.

Интегративную сущность интереса более всего выражают его функции. В силу широкого участия познавательного интереса в жизни человека, выделяют большое число его функций:

1.Мировоззренческая. Участие интереса в формировании системы знаний, общественно-политической позиции личности как её внутренней основы.

2.Смыслообразующая. Через эту функцию интерес включает человека в процесс деятельности, в управление ею, в поиск решения задач. В функции смыслообразования выявляется связь познавательного интереса и сознания. Здесь мотив оценивает деятельность, придаёт ей личностный смысл.

3.Побудительная. Вызывает активность в деятельности. Обеспечивает напряжённость, темп в деятельности учащихся, необходимый эмоциональный тонус.

4.Регулирующая. Регулируется согласованность видов деятельности, коррекция волевых усилий в деятельности и

др.

5.Ориентировочная. Человек благодаря интересу реагирует на самые важные раздражители (с точки зрения цели), избирательно относится к явлениям, событиям.

6.Избирательная. Интересные новые, более совершенные, способы действий.

7.Сознательная. Интерес помогает вмешиваться в условия жизнедеятельности, изменять развитие этих условий, подчинять многие из них своей воле. В процессе этих изменений активно влияет на развитие многих качеств личности.

8.Компенсационная. Восполняет недостатки развития в какой-либо области за счёт усиления развития в другой (на основе способностей, дарований).

Выделим некоторые характерные особенности познавательных интересов школьников:

1.Аморфные (нестойкие) интересы, возникающие в результате особых ситуаций и исчезающие вместе с ситуацией, их породившей. Группы учащихся с подобными неясными интересами встречаются и в подростковых и в старших классах.

2.Многосторонние, широкие интересы, направленные на широкий круг учебных предметов, отличаются тем, что способствуют познавательной активности в деятельности, побуждают искать и находить новое во всех областях предметного мира.

3.Локальный, стержневой характер интересов школьников сосредоточен обычно на 1-2 смежных или полярных областях деятельности.

Наилучшим вариантом характеристики познавательного интереса школьников является стержневой интерес на фоне общей любознательности. Именно тогда и происходит углубленный процесс познания в интересующей области, что при наличии общей любознательности может содействовать значительным приобретениям и в области обобщенных умений.

Источником стимуляции интереса в старшем школьном возрасте являются: содержание, деятельность, общение, но направленность его интересов меняется. Появляется интерес к человеку, его месту в мире. Формирование у старшеклассников познавательных интересов требует совершенствования учебно - воспитательного процесса.

Влияние познавательного интереса на формирование личности обеспечивается рядом условий:

  • уровнем развития интереса (его силой, глубиной, устойчивостью);

  • характером (многосторонними, широкими интересами, локальными, стержневыми либо многосторонними интересами с выделением стержневого);

  • местом познавательного интереса среди других мотивов и их взаимодействиям;

  • своеобразием интереса в познавательном процессе (теоретическая направленность или стремление к использованию знаний прикладного характера);

  • связью с жизненными планами и перспективами.

Указанные условия обеспечивают силу и глубину влияния познавательного интереса на личность школьника.

Психолого-педагогические условия формирования
познавательного интереса, его проявления у учащихся.

Рассмотрим, в чём заключается ценность познавательного интереса в учебном процессе.

1.В нём выражено единство объективной и субъективной сторон познавательной деятельности. Все объективно интересные явления окружающего мира, заключённые и обобщённые в знаниях, находят своё выражение в познавательном интересе только тогда, когда приобретут для ученика субъективную значимость.

2.Другой важной стороной ценности познавательного интереса обучения является то, что в нём наиболее ощутимо проявляется закономерность перехода внешнего во внутреннее, что составляет суть развивающего обучения. Познавательный интерес является той своеобразной лакмусовой бумагой, на которой можно ощутить влияние всех затраченных в учебном процессе средств. Поэтому, что взволновало учащихся, а что оставило их равнодушными, по тому, как выполнялось задание, с каким приложением личных сил и индивидуального рвения проделана предложенная работа, по эмоциональному и интеллектуальному настрою деятельности ученика можно судить о возможностях положительного воздействия на них учебного процесса.

3.Анализ психологической структуры познавательного интереса привёл психологов к заключению, что это сугубо личностное образование, сопряжённое с потребностями, в котором в слитном, органическом единстве представлены все важные для личности процессы: интеллектуальные, эмоциональные, волевые.

4.Под влиянием познавательного интереса активизируются не только указанные процессы, он активизирует всю познавательную деятельность и психические процессы, лежащие в основе творческой, поисковой, исследовательской деятельности. Под его влиянием активней протекает восприятие, острее становится наблюдение, интенсивней работает воображение.

Познавательный интерес во всех его многомерных проявлениях можно рассматривать как частицу развивающего обучения. Если говорить об общих требованиях развивающего обучения можно выделить три главных условия, соблюдение которых способствует укреплению познавательного интереса.

1.Максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся.

2.Вести учебный процесс на оптимальном уровне развития учащихся. Активный интерес школьников проявляется и сохраняется при условии, если изучаемый материал находится на уровне «зоны ближайшего развития».

3.Эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус учебного процесса.

Благополучная эмоциональная атмосфера обучения и учения сопряжена с двумя главными источниками развития школьника: с деятельностью и общением.

4.Благоприятное общение в учебном процессе. Общение учащихся друг с другом и с учителем создаёт многообразнейшую гамму отношений, опосредованное влияние которых на интерес к учению очень велико.

Также можно выделить следующие условия:

  • для появления интереса необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета.

  • чем больше новый материал связан с усвоенным ранее, тем он интереснее для учащихся.

  • чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать.

  • яркость учебного материала, эмоциональная реакция и заинтересованность самого учителя.

Распознавание познавательного интереса возможно не только в сфере учебной деятельности, но и за её пределами.

Свободная деятельность учащегося ещё в большей мере раскрывает и характер, и глубину, и локализацию, и осознание познавательного интереса. В свободном выборе, оказывая предпочтение определённой области знаний, занятиям в часы досуга, школьник раскрывает и свои интересы, и свои потенциальные возможности, и все накопленные им в обучении и трансформированные в желанной работе способы познавательной и практической деятельности.

Свободный выбор в часы досуга, предпочтение тех или иных занятий в свободное от уроков время - важнейший показатель интересов и склонностей учащихся.

Внеклассные занятия - как средства развития

познавательного интереса учащихся.

Учебный план предусматривает организацию внеклассных занятий по выбору учащихся.

Основной задачей внеклассных занятий является углубление познавательных интересов учащихся и развитие на этой основе их творческих склонностей.

Внеклассные занятия позволяют учитывать индивидуальные склонности учащихся. Тщательное изучение познавательных интересов школьников, разработка и осуществление на этой основе дифференцированного подхода к ним является важной задачей, от решения которой зависит успешность функционирования внеклассных занятий.

Внеклассные занятия расширяют умственный кругозор школьников, развивают познавательные интересы. Поэтому являются одной из форм профессиональной ориентации, в определённой степени закладывают фундамент будущей специальности.

При выборе форм организации учебного процесса и методов работы на внеклассных занятиях необходимо учитывать содержание курса, уровень развития и подготовленности учащихся, их интерес к определённым разделам предмета. Одно из главнейших требований к методам состоит в том, чтобы они стимулировали активную работу мысли учащихся, развивали самостоятельность их мышления, способствовали творческой разносторонней деятельности.

Внеклассные занятия играют весьма благоприятную роль в развитии интересов и склонностей учащихся. Они способствуют значительному расширению и углублению полученных на уроках знаний, позволяют превратить их в стойкие убеждения.

При вычленении форм внеклассной работы следует исходить как из количества учащихся, принимающих участие во внеклассной работе, так из принципа систематичности или эпизодичности занятий можно выделить следующие формы внеклассной работы по технологии:

  • индивидуальные занятия;

  • эпизодические групповые занятия;

  • кружковые занятия

Индивидуальная форма внеклассной работы ведётся почти в каждой школе. Стараясь удовлетворить запросы отдельных учащихся, учитель предлагает им более сложную работу, подготовить сообщение и т.д. Основная задача учителя при проведении данной работы - постоянно держать ученика в поле зрения, развивать его интересы, правильно подбирать задания возрастающей сложности.

Эпизодическая групповая работа организуется в связи с подготовкой и проведением массовых мероприятий. Для осуществления такой работы подбирается группа школьников, им даётся задание по подбору материала, подготовке мероприятия. Обычно после завершения мероприятия инициативная группа распадается, создаваясь вновь при подготовке и проведении следующего.

Кружок - основная форма внеклассной работы. В отличие от эпизодической групповой работы кружок включает школьников, систематически работающих в нём в течение года или ряда лет. Кружки занимают важное место и выполняют функции, которые не могут обеспечить другие формы работы, так как они способствуют активности, самостоятельности, формируют и развивают познавательные интересы учащихся различного возраста, дают возможность системного углубления изучения интересующих их тем.

Массовые внеклассные мероприятия - к ним относятся олимпиады, праздники, вечера, выставки, экскурсии. К массовой работе привлекается большое число учащихся - несколько классов, вся школа.

Все перечисленные формы и виды внеклассной работы связаны между собой и дополняют друг друга.

Пути развития познавательного интереса учащихся на внеклассных занятиях.

Источниками формирования и развития познавательных интересов учащихся являются:

  • содержание материала, которым овладевают школьники;

  • многообразный и разносторонний процесс учебной деятельности учащихся;

  • общение между участниками учебного процесса;

В организации процесса обучения необходимо разнообразить самостоятельную работу учащихся, постоянно совершенствовать способы их познавательной деятельности. Для этого необходимо вводить задачи соответствующие развитию сообразительности, приобретению умений в определении целесообразных способов решения. Использовать задачи, требующие исследовательского подхода, проверки опытным путём полученных знаний, дифференцировать познавательные задачи для различных групп учащихся.

Поиск важнейших путей побуждения учащихся к учению является необходимым условием развития познавательных интересов. В этом аспекте предлагается:

  • вводить элементы занимательности с учётом постоянной задачи;

  • побуждать учащихся задавать вопросы учителю, товарищам;

  • развивать коллективный анализ процесса и результатов работы отдельных учащихся;

  • использовать широкий кругозор учащихся в интересующей их области как дополнительный источник знаний для других школьников;

  • рекомендовать дополнительную научную, научно- популярную, художественную литературу для различных групп учащихся;

  • практиковать индивидуальные задания, требующие знаний, выходящих за пределы программы.




Список использованной литературы.

1.Вестник образования №4, 1996, Мин. образ. РФ, изд-во «Про-пресс».

2.Максимова В.Н., Груздева Н.В. Межпредметные связи в обучении.

3.Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе.

4.Подобед В.И. Как удовлетворить образовательные интересы.

5.Савина Ф.К. Формирование познавательных интересов учащихся в условиях реформы школы.

6.Фридман Л.М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов.

7.Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся.

8.Щукина Г.И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении.






АНОТАЦИЯ

Выбор темы данного исследования определяется необходимостью развития познавательных интересов учащихся не только на школьных уроках, но и на внеклассных занятиях, а также большим значением проблемы развития познавательных интересов школьников для совершенствования обучения.

Благодаря познавательному интересу знания, и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором всесторонне развитой личности.


© 2010-2022