• Преподавателю
  • Другое
  • Выступление по теме Использование методики А. Г. Яхина в формировании творческого, логического мышления учащихся при изучении татарской литературы

Выступление по теме Использование методики А. Г. Яхина в формировании творческого, логического мышления учащихся при изучении татарской литературы

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Использование методики А.Г.Яхина в формировании творческого, логического мышления учащихся при изучении татарской литературы.

Гимранова З.М. МБОУ «Гимназия №25», г.Нижнекамск

Преобразования, происходящие в обществе за последние десятилетия, коснулись и системы образования, которая вынуждена перестраиваться с учетом тенденции развития мирового образовательного пространства. Из этого следует, что педагогическая теория и практика должны отвечать современным требованиям. А это , в свою очередь, требует изменения содержания, подходов и самого отношения к ним. Следовательно, в образовательной системе начали появляться экспериментальные, авторские школы, лицеи, гимназии , в которых наряду с традиционными формами обучения успешно используются и инновационные технологии, значительно повышающие качество образования. Инновационные технологии внедряются и в процесс обучения татарской литературе. Методика разработанная Яхиным А.Г. является одним из таких технологий. Эта технология направлена на развитие логического, творческого мышления ребенка. Особенностью системы является построение содержания обучения на основе теоретических знаний. Эффективность этого метода в развитии интеллектуальных способностей учащихся, формировании их познавательной самостоятельности и интереса к учению.

Литература- необычайно сложный и оригинальный предмет, который имеет свою специфику, свой стиль. Знание литературы явление особое, несравнимое со знанием ни по - одному из других предметов.

Современный урок литературы отличается особым характером общения учителя с учеником. Известно, что в своей основе ум детей творческий. Он жаждет поиска, самостоятельности. Поэтому, без развития познавательной активности, без ориентации их на развитие своих мыслительных и творческих способностей не может быть полноценного урока. Творческое взаимодействие учителя и ученика прежде всего строится на основе проблемно-поисковых форм работы на уроке. Как известно из работ психологов- сложный процесс не может быть разложен на такие операции-действия, как наблюдение, анализ и синтез, сравнение и аналогия, классифицирование, индукция и дедукция.

Анализ и синтез, как основные мыслительные процессы, присущи любому человеку, но у разных людей склонность к дроблению или соединению окружающей действительности может быть различной. Равновесие между анализом и синтезом очень важно в любой сложной человеческой деятельности и его важно воспитывать у себя каждому человеку. Анализ и синтез лежат в основе и такой важной материальной операции, как сравнение. Недаром говорят: « Все познается в сравнении». Сравнивая предметы и явления мы, прежде всего, выделяем отдельные свойства, качества, особенности предмета или явления. В то же время, сравнение помогает нам не только ярко представить, но и глубоко понять. Сравнение близких по значению понятий- очень хороший прем развития мышления. [2, 36] .

С целью установления уровня развития у учащихся умения сравнивать предметы, понятия можно предложить игру «Сравнение».

Игра . Учащимися называются какие- либо два предмета или понятия , например: книга и тетрадь. Каждый ученик на листке бумаги должен написать слева- черты сходства, справа- черты различия названных предметов, понятий. На выполнение этого задания дается 3-4 минуты. (Обработка полученных данных: составляется общий список черт сходств и различий предложенных предметов (понятий) и устанавливается- какую часть из этого списка сумел написать ученик. Неправильно названные черты сходства и различий вычитаются).

К аналитико-синтетическим процессом относятся и такие сложные мыслительные операции, как абстрагирование и обобщение. Они играют в мышлении особую роль. Если сравнить между собой те непохожие на первый взгляд предметы, то обнаружится, что их можно объединить в одну общую группу. Таким образом, после аналитической операции - абстрагирования происходит синтетическое- мысленное обобщение предметов и явлений, которое

закрепляется в понятии. Каждая наука представляет собой определенную

систему понятий. Благодаря им человек глубже познает окружающий мир в его существенных связях и отношениях. С целью определения уровня развития мыслительных операций обобщения ( умение находить общее) и абстрагирования ( умения отвлечься от несущественных признаков и мысленно выделить только существенные) ученикам предлагается самостоятельно выделить общий существенный признак между понятиями.:

  1. Дождь- снег

  2. Флаг- герб

  3. Земля -Марс

  4. Огурец- капуста-яблоня

  5. Дуб- рябина-ель

  6. Чай- кофе- сок

  7. Хлеб- мясо- помидор

  8. Лампа -свеча- солнце

Ответы:

  1. Природные осадки

  2. Символ

  3. Планеты

  4. Съедобные растения

  5. Дерево

  6. Жидкость

  7. Птица

  8. Источник света

Если ученики справились с заданием за 5-6 минут без ошибок, то можно говорить, что у них хорошая способность к логическому мышлению, обобщению. Этим действиям и необходимо учить школьников. Их формированию способствует такое построение урока, когда : 1) его материал подан в тесном взаимодействии с уже известными учащимся сведениями , с учетом предшествующих знаний, что рождает у них ассоциативные связи и побуждает к сравнению, сопоставлению; 2) создаются проблемные ситуации, вызывающие желание поиска ответа и в итоге формирующие навыки анализировать и обобщать; 3) реализуются межпредметные связи [1, 35].

Руководство творчеством сводится к обеспечению условий для его развития, а к их числу мы относим систему различных творческих заданий с обязательным соблюдением следующих принципов речевой творческой деятельности учащихся.

  1. Чувствую…

  2. Фантазирую…

  3. Говорю (слушаю)…


  1. Рассуждаю… чувствую… создаю образ…

  2. Превращаю чувство в слово…

  3. Рисую словом образы- фантазии

Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего. Цель не в том чтобы ученик знал как можно больше, а в том , чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Приоритетные средства для достижения этого- культура речи и культура общения.

Языковая сторона- важнейший фактор выразительности устной речи.

Работу с отработки чистого произношения звуков нужно проводить с первых уроков. С этой целью предлагаем упражнения учащимся на правильное произношение звуков, на отработку дикции (скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, небольшие стихотворения).

На уроках большое внимание уделяем и на образцы народного творчества. Многие фольклорные формы развивают наблюдательность детей, способствуют их умственному развитию. Так, работая с загадками, ребенок применяет свои знания об окружающем мире, о признаках, свойствах предметов и явлений, учится понимать и использовать метафоры в народных загадках. Большую роль в развитии мышления детей играет разгадка смысла народных пословиц. Разгадывание смысла пословиц активизирует творчество детей, способствует взаимному обмену информацией (обогащению представлений), заключенную в коротких, но богатых по мысли изречениях.

Разнообразить эту работу нам помогают и ребусы, составленные по пословицам. Включение ребуса в урок повышает эмоциональный настрой: вносит оживление, радость. Работа с ребусами развивает логическое мышление, стимулирует творческую активность учащихся. Пословицы так же является благодатным материалом для сочинения мини-сказок. Здесь-то и можно научить детей раскрывать народную мудрость, заключенную в пословицах, передавать особенности фольклора.

Неоценима роль фольклора в развитии воображения, фантазии учащихся. А активизация фантазии, как известно, один из важнейших способов стимулирования творчества.

Программа А.Г.Яхина не пестрит различной наглядностью: там нет ни портретов, ни плакатов, ни других предметов. Перед учеником должны быть учебник, тетрадь и доска. При анализе произведения у учащихся всегда появляются две версии; каждая версия записывается на доске и доказывается; затем противопоставляется и сравнивается. В тетрадях выполняется та же самая работа.

Обучаясь по методике А.Г.Яхина Учащиеся безбоязненно высказывают свою точку зрения, не делают поспешных выводов, обоснованно оценивают ситуации.

Сегодняшняя школа любого статуса должна по-настоящему стать школой развития, а не только школой памяти.

Использованная литература

  1. Ахмадуллина Ф. Современные традиционное обучение /Ф.Ахмадуллина // Магариф, - 2001.-№2.

  2. Измайлова А. Развиваем мышление /А.Измайлова // Магариф, - 2003.-№12

  3. Татар акылы / А.Г.Яхин, Л.Ә.Гыйззәтуллина, Л.Г.Шәрифуллина. - Казан: Мәгариф, 2002. - 208б.

  4. Яхин А.Г. Әдәбият дәресләре: Укытучылар, югары уку йортлары студентлары һәм укучылар өчен методик кулланма / А.Г.Яхин. - Казан: Мәгариф, 2003. - 159б.

© 2010-2022