Как управлять поведением и деятельностью ребенка

Цель. Повышение компетентности родителей в области воспитания.Оказание помощи в овладении психолого-педагогическими знаниями о развитии ребенка дошкольного возраста, умение применять их в общении с детьми.«Ребенку разрешено все, что не противоречит нравственным нормам и не угрожает его жизни и здоровью». Конвенция о правах ребенка.Каким хотят видеть ребенка родители и воспитатели? Конечно, активным, самостоятельным, любознательным. Чтобы стать таким, ребенку нужно разносторонне развиваться и дел...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Как управлять поведением и деятельностью ребенка»

Цель. Повышение компетентности родителей в области воспитания.

Оказание помощи в овладении психолого-педагогическими знаниями о развитии ребенка дошкольного возраста, умение применять их в общении с детьми.

«Ребенку разрешено все, что не противоречит нравственным нормам и не угрожает его жизни и здоровью». Конвенция о правах ребенка.

Каким хотят видеть ребенка родители и воспитатели? Конечно, активным, самостоятельным, любознательным. Чтобы стать таким, ребенку нужно разносторонне развиваться и делать то, что не всегда разрешают взрослые.

Фразы: «Да - можно», «Нет - нельзя» очень важны в воспитании ребенка. Можно ли все разрешать, т. е. говорить «да»? Какие слова ребенок должен слышать чаще «да» или «нет»? «Да» дает ребенку разрешение делать то, что хочется: кричать, бегать, разбирать игрушки, чтобы узнать, как они, например, двигаются, самому мыть посуду, не убирать игрушки туда, куда велят взрослые, т. е. быть «главным» в своей жизни. Чем младше ребенок, тем больше он считает, что весь мир, особенно родители, существуют только для него. Он очень активно протестует против любого отказа. Особенно заметно это становится к 2-3 годам («кризис трех лет») .

Что для ребенка значит «нет»? Запрет на то, что хочется: не бегать, не ломать игрушки, выполнять то, что хотят другие, т. е. не быть «главным». Каждый раз, пусть даже из лучших побуждений, говоря своему ребенку «нет», «нельзя», мы лишаем его возможности развиваться и быть самим собой. Часто повторяя эти слова, мы рискуем через несколько лет увидеть слабого, беззащитного перед окружающим миром человека, могущего лишь механически выполнять свою работу и проживать бесцветные дни, не любя то, что он делает, и не умея ничего другого.

Но нельзя все разрешать, говорить только «да». Ребенок должен научиться слышать, понимать и принимать слово «нет», пусть даже для него это очень трудно.

Как же быть взрослым? Умело лавируя между многочисленными «хочу» ребенка и «нет, нельзя» взрослых, вести его по жизни, не слишком подавляя (ребенок должен быть активным деятелем, но и не превращая его жизнь в сплошной «праздник непослушания». Как же говорить «нет»? Существует несколько видов отказов и запретов.

Нет - значит нет! Проще всего говорить «нет», когда исполнить желание ребенка невозможно в принципе. Как правило, это вопросы, касающиеся его здоровья и безопасности, например: «Можно я пойду гулять без куртки? ». Если никаких других вариантов, кроме отказа, нет, просто скажите об этом и переведите разговор в другое русло. Что тут можно обсуждать?

Нет, но… используется, когда желание ребенка в целом разумно, но не может быть выполнено, по объективным причинам. В этом случае нужно не просто отказать, а предложить заняться чем-то другим или получить что-то другое, интересное, привлекательное для него: «Нет, я не смогу купить тебе сейчас эту игрушку, но зато мы можем пойти гулять, и ты покачаешься на качелях». В этом случае ребенок не чувствует себя ущемленным, у него не формируется комплекс человека, ничего не могущего себе позволить. Использовать этот прием длительно нельзя, а что если вам нечего будет ему предложить.

Компромисс должен использоваться правильно. Часто взрослые пытаются придать ситуации вид компромисса, хотя на самом деле и мысли такой не допускают. «Будешь пить молоко? » - говорит мама, считая, что предлагает выбор. «Нет» - отвечает ребенок. «Нет, ты будешь пить молоко! » - настаивает мама. В итоге молоко не выпито, мама расстроена, ребенок плачет. Никогда не предлагайте выбор, если для вас никакого варианта быть не может. Если малыша вначале спросили, чего он хочет, услышали ответ, а потом запретили, считайте: он обязательно запомнит это и в следующий раз будет еще более упрямым и не сдержанным. Если уж вы решили дать ребенку возможность сделать выбор, то пусть он будет реальным: «Из какой чашки ты будешь пить молоко - из красной или из синей? »

Психотерапевт А. Курпатов рекомендует несколько правил как сказать «нет».

Первое правило «Вы не можете говорить «нет» всегда». Чем реже вы произносите слово «нет», тем оно действеннее. Чтобы уменьшить количество запретов, от них надо думать заранее.

Второе правило «Если вы сказали своему ребенку «нет», то уже не можете сказать ему «да». Прежде чем сказать ему «нет», подумайте - насколько это необходимо, если вы можете обойтись без него, это всегда лучше и для ребенка, и для родителя.

Третье правило «Если уж вы решились сказать своему ребенку «нет», то настройтесь на то, что вам придется проявлять большую выдержку и терпение». Когда вы говорите ребенку нет, его желание получить «запрещенное» становится еще больше, что является ограничением его свободы. Поэтому, вводя в обиход новый запрет, не ждите, что его примут сразу и безоговорочно, а приготовьтесь встретить естественный протест ребенка. Если вам приходится наказывать ребенка, то лучше это делать лишением хорошего, чем делая ему плохое.

Четвертое правило «Слово «нет» всегда произносится без эмоций». Ребенок еще не понимает, что «нет» - это правило, основанное на знании последствий тех или иных действий. Для него - это прерывание его действия. Когда вы произносите свое «нет» спокойно и уверенно, вы, по сути, говорите ему: «Это не я прервал твое действие. Оно само прервалось». В этом случае ребенок не чувствует себя уязвленным, а запрет принимает, хотя и не всегда понимает его смысл. Предложение, в котором вы говорите «нет», лучше строить в безличной форме. Например: «Спичками не играют» вместо «Не смей играть спичками».

Пятое правило «Всегда положительно подкрепляйте поведение ребенка, когда он начинает следовать вашему «нет». Замечайте любую готовность ребенка следовать правилам и хвалите его за это.

Шестое правило «Позиция всех членов семьи по каждому конкретному «нет» в жизни вашего ребенка должна быть одинакова». Когда нет согласия в требованиях, то у ребенка может сформироваться умение манипулировать родственниками.



© 2010-2022