• Преподавателю
  • Другое
  • СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ Формирование культуры межнациональных отношений и толерантности подрастающего поколения

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ Формирование культуры межнациональных отношений и толерантности подрастающего поколения

Педагогические аспекты проекта. Школьный возраст – это начало осознанного восприятия мира, когда в человеке закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому эти возраста является одним из основных этапов воспитания, в котором воспитываются основные принципы гуманной жизни.   У подрастающего поколения необходимо формировать уважение к другим народам и культурам, готовность к деловому сотрудничеству и взаимодействию, совместному решению общечеловеческих про...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 6» п.Каскадный Андроповского района Ставропольского края



СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Формирование культуры межнациональных отношений и толерантности подрастающего поколения



Автор идеи и разработки

учитель начальных классов

Муниципального казённого общеобразовательного учреждения

«Основная общеобразовательная школа № 6»

п.Каскадный Андроповского района Ставропольского края

_____________Гарькушина Елена Михайловна

Директор

Муниципального казённого общеобразовательного учреждения

«Основная общеобразовательная школа № 6»

п.Каскадный Андроповского района Ставропольского края

______________(Г.В.Григорьева)

Развивая человеческий капитал, мы должны

опираться на всё богатство российской

культуры, на её уникальные достижения и традиции.

В.В.Путин

ОБОСНОВАНИЕ К ПРОЕКТУ

Для России, пожалуй, нет проблемы более актуальной, более животрепещущей, чем проблема межнациональных отношений. И это понятно: ведь страна, в которой проживает более 150 наций и народностей, не может нормально жить и развиваться, если не будет достигнуто межнациональное согласие, основанное на равноправии народов, независимо от их численности, вероисповедания, особенностей культуры, быта.

Конец 20 - начало 21 века характеризуются новыми социокультурными условиями мирового развития. Резко расширились условия взаимосвязи и взаимозависимости как людей, так и государств, что выражается в процессах формирования планетарного информационного пространства, мирового рынка капиталов, товаров и рабочей силы, в интернационализации проблем техногенного воздействия на природную среду, межэтнических и межконфессиональных конфликтов и безопасности. Прогрессивной частью мирового сообщества осознана и признана ценность гуманистического подхода к этническим проблемам.

Волна насилия и преступности среди молодежи не спадает. Возрастает количество межличностных, межэтнических и межконфессиональных конфликтов. Укрепление такой черты характера подростка, как агрессивность, является одной из серьёзных опасностей, которые возникает на пути личностного развития ребёнка в современном обществе, чреватом человеческими конфликтами. Жестокость, нетерпимость к сверстникам, людям иных национальностей, убеждений, социального положения чаще всего являются недостатком воспитания.

В настоящее время национальной доктриной является воспитание человека культуры, приверженного общечеловеческим ценностям, впитавшего в себя богатство культурного наследия прошлого своего народа и народов других стран, стремящегося к взаимопониманию с ними, способного и готового осуществлять межличностное и межкультурное общение.

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОЙ ЭМИГРАЦИОННОЙ СИТУАЦИИ

В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ

Последующая, после распада СССР, демократизация жизни в стране принесла множество перемен, которые не могли не коснуться как динамики, так и структуры эмиграционных потоков. Она способствовала оформлению группы факторов, связанных с расширением прав и свобод личности, в том числе свободы передвижения. Наша страна провозгласила в Конституции Российской Федерации свободу передвижения, обеспечивающую свободу выезда и въезда в страну, и выбора места жительства.

Среди региональных на первое место выдвигается так называемый «исламский» фактор: укрепление мусульманских общин, требующих обеспечения этнокультурных и конфессиональных интересов в регионе. В условиях распространения ваххабизма, политизации и радикализации требований некоторых этнических групп по пересмотру границ и переделу территорий, "расползания" терроризма, который ассоциируется с конкретными северокавказскими этносами (чеченцами, карачаевцами, народами Дагестана), у русских и у представителей других этнических групп присутствуют страх и опасения перед "чеченским, карачаевским, ногайским, даргинским факторами", которые, по мнению населения, представляют наибольшую угрозу для политической, территориальной и этнокультурной целостности Ставропольского края.

С одной стороны, русские, проживающие на Ставрополье, стараются сохранять традиционную межэтническую толерантность и выполняют важнейшую объединяющую роль. За исключением некоторых групп казачества и представителей Ставропольского краевого отделения РНЕ, которое было создано в 1993 г. и практически распалось параллельно с российской организацией, жители края не исповедуют националистическую идеологию. Но с другой - в этих условиях эмиграция предоставляет больше возможностей для реализации этнопрофессиональных ресурсов, для сохранения этнической дистанции.

Расположение края в центральной части Предкавказья и на северном склоне Большого Кавказа обуславливают его буферную роль в региональном взаимодействии. Относясь к "русским" субъектам Северного Кавказа, Ставрополье граничит с другими "русскими" субъектами - Ростовской областью и Краснодарским краем, а также с республиками Дагестан, Калмыкия, Северная Осетия-Алания, Карачаево-Черкесской, Кабардино-Балкарской и Чеченской. В буферную зону между Ставропольским краем и Чеченской республикой входят как восточные районы Ставрополья (Курский, Степновский), так и Шелковской и Наурский районы Чечни. Два последних района до 1957 г. находились в составе Ставропольского края. Будучи русскими и казачьими по основной массе населения, они изменили свой этнокультурный облик за время первой и второй чеченской войн. Сегодня Ставропольский край взял шефство над этими районами. В свое время жители казачьих станиц Шелковского и Наурского районов помимо своей воли оказались "изъятыми" из политико-правового и социокультурного пространства края и превратились в нетитульное население Чечено-Ингушской республики. В течение нескольких десятилетий шел процесс медленного "поредения" русских, а в ходе событий последнего десятилетия развернулся их эвакуационный исход на Ставрополье. В настроениях некоторой части населения края, в особенности Терского и Ставропольского казачества, прослеживаются идеи реванша - возврата этих районов под эгиду Ставропольского края. Однако на официальном уровне подобные настроения не провозглашаются и не поддерживаются. Таким образом, эмиграционные процессы являются реакцией населения на меняющуюся ситуацию в северо-кавказском регионе и в стране в целом.

Общее число ставропольцев, участвующих в миграционных процессах в 2005 году равняется 45521 тыс. чел., из них в пределах Российской Федерации - 10 654 тыс. чел., в том числе, внутрирегиональные перемещения - 5631 тыс. чел. и межрегиональные - 5023 тыс. чел. В миграционном обмене со странами ближнего и дальнего зарубежья участвовало 528 чел. В страны СНГ и Балтии выбыло 88 чел., а прибыло с этой территории в Ставропольский край 207 чел. В страны дальнего зарубежья выехало 219 ставропольцев, а въехало всего 14 иностранцев.

В результате оттока квалифицированных кадров происходит разрушение школ и коллективов, создававшихся десятилетиями. Кроме того, неизбежно резкое торможение научных разработок и их внедрения. А также снижается эффективность инвестиций в фундамент и прикладную науку. Таким образом, происходит дезорганизация рынка труда научных кадров, а государство лишается в научно технической сфере устойчивости и перспективы.

Это, конечно, влечет за собой социальные последствия, такие как:

- быстрое падение привлекательности научной деятельности в общественном сознании, прежде всего молодежи;

- разрушение заинтересованности во вложениях в нашу науку у зарубежных инвесторов;

- рост безработицы и развитие многих других негативных процессов.

С одной стороны, такое явление как «утечка умов» оценивается как угроза экономике страны, поскольку ослабляет интеллектуальный ее потенциал, поощряет депопуляцию, увеличивает нехватку квалифицированной рабочей силы и переизбыток неквалифицированной. С другой стороны, эксперты видят не только экономическую составляющую, но и политическую. "Утечка умов" является серьезной преградой укреплению демократии, поскольку в процессе эмиграции теряются не только потенциальные плательщики налогов, но и граждане, решающие политическое будущее своей страны, более того, это, скорее всего, как раз та самая активная часть населения, которой страна лишена во время тех или иных выборов.

Педагогические аспекты проекта.

Школьный возраст - это начало осознанного восприятия мира, когда в человеке закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому эти возраста является одним из основных этапов воспитания, в котором воспитываются основные принципы гуманной жизни.

У подрастающего поколения необходимо формировать уважение к другим народам и культурам, готовность к деловому сотрудничеству и взаимодействию, совместному решению общечеловеческих проблем; нужно научить уважать любого человека, представителя иной социокультурной группы; стимулировать желание познавать разные культуры; формировать толерантность к этническим культурам, учить предотвращать или творчески преодолевать конфликты. Необходимо формировать знания, умения и навыки поведения толерантного, принимающего, позитивно-активного в отношениях с другими расами, этносами, народами, нациями.

Проблема понимания и принятия другого всегда неразрывно связана с проблемой понимания себя. Проблемы межнациональных отношений уходят корнями в проблемы формирования культуры личности, как гармоничного единства физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития. В этих условиях остро стоит задача формирования культуры межнациональных отношений в школе.

Культура межнациональных отношений зависит от умения воспринимать и соблюдать общечеловеческие нормы и мораль. Для решения проблем, связанных с формированием культуры межнациональных отношений в образовательном процессе, эти ученые выдвигают ряд задач: воспитание уважения к людям разных национальностей, культивирование бережного отношения к их языкам, социальным ценностям; ориентация на общечеловеческие нравственные ценности, стимулирование непримиримого отношения к проявлениям национализма и расизма, воспитание в духе веротерпимости к религиозным чувствам людей.

Формировать культуру межнациональных отношений необходимо уже в младшем школьном. Именно этот возраст является наиболее оптимальным и действенным периодом для формирования культуры межнациональных отношений.

Вместе с тем, в современном образовании практически отсутствуют методики для формирования культуры межнациональных отношений в рамках школьного образования.

Таким образом, проблема формирования культуры межнациональных отношений в практической работе в образовании остаётся всё еще мало разработанной.

Цель проекта - подобрать и внедрить в образовательную, воспитательную систему подрастающего поколения оптимальную совокупность средств, способствующих формированию культуры межнациональных отношений.

Культура межнационального общения должна рассматриваться как интегративная характеристика, освещающая три основных структурных компонента, в соответствии с которыми выделяются главные направления в педагогической деятельности:

1) познавательный (рациональный, интеллектуальный, когнитивный) - обогащение знаниями по проблемам теории и практики межнациональных отношений;

2) эмоциональный (эмоционально-психологический) - развитие

эмоционально-психологических характеристик;

3) поведенческий (волевой, деятельный) - формирование сознательного активного, деятельного субъекта межнационального общения.

Педагогика межнационального общения предполагает решение следующих задач:

1) воспитание глубокого уважения к многонациональному народу России, любовь к Отечеству;

2) культивирование бережного отношения к людям различных национальностей страны, к их языкам, социальным ценностям;

3) воспитание в духе мира и уважения ко всем народам Земли;

4) воспитание в духе терпимости к религиозным чувствам людей, обеспечение мирного разрешения возникающих конфликтов, культуры на стыке различных религий.

Общение - важнейший фактор формирования личности, средство воспитания. Оно обеспечивает регуляцию поведения человека, его отношения с другими людьми, создает условия для целенаправленного регулирования чувств, поведения, ориентации

Человек формируется как личность в определенной системе общественных отношений (в том числе и национальных), усваивая принятые в обществе нормы и правила, которые определяют в дальнейшем его линию поведения и поступки.

Организационный процесс воспитания культуры межнационального общения включает: определение общей цели и конкретных задач, ознакомление молодежи с системой научных знаний о правах и свободах человека и народов, о нациях и их отношениях, о расах и религиозных конфессиях; формирование гражданских и общечеловеческих чувств и сознания; развитие позитивного опыта культуры общения с людьми разных наций, рас и религиозных конфессий; обеспечение высоконравственной мотивации поступков и поведения учащейся молодежи в процессе их общения.

Воспитание ставит целью приобщить учащихся к общечеловеческим достижениям и ценностям. На мой взгляд, в содержании образования должны быть следующие направления: этнодемографические ситуации в различных странах, на материках и в мире в целом; социально-этнические изменения, происшедшие в мире; единство и неделимость противоречивого, многоэтнического мира; тенденция народов к интеграции в Европе и других регионах мира; планетарные и глобальные проблемы народов.

При организации воспитательного процесса следует исходить из того, что народы стремятся не только к взаимосближению, но и к сохранению собственной социокультурной идентичности.

При организации целенаправленного воспитания необходимо исходить из этих объективных процессов, которые и сегодня составляют сердцевину национальных отношений как на мировой арене, так и внутри многонациональных обществ. Из этого обстоятельства вытекает конкретная педагогическая задача - воспитание у детей общечеловеческих, гражданско-патриотических и национальных чувств сознания и поведения.

Культура межнационального общения зависит от уровня общего развития общающихся, их умения соблюдать общечеловеческие нормы нравственности и поведения, взаимной готовности правильно воспринимать инонациональные ценности, их стремление обогащать себя знанием этих ценностей.

Многие говорят, что нужно обращаться к своим истокам, к заветам предков, к возрождению культуры. Все это бесспорно правильно. Если вспомнить, как жили наши предки, то с нашим временем это не сравнить. Но что же для этого нужно? Очевидно, это прежде всего уважение к этнической свободе личности, то есть каждый человек вправе решать сам, кем он является по своей национальности, какой язык он признает для себя родным. Но это не главное. Наши предки говорили, что главным был человек, а не его национальность. Они проявляли внимательное, уважительное отношение к человеку, личности, помогая ему решить проблемы. И мы стараемся придерживаться этого понимания. Уважение к человеку независимо от его национальности является залогом единства и сплоченности народов России. Поэтому гуманное, внимательное отношение к человеку необходимо воспитывать в семье, школе, трудовых коллективах, в средних специальных учебных заведениях. Все учебные заведения должны воспитывать уважение к свободному человеку независимо от национальной принадлежности.

Содержание понятия «этика межнационального общения» детей младшего школьного возраста включает: симпатию, дружелюбие и уважение к сверстникам и взрослым различных национальностей; национальным обычаям и традициям других народов; интерес к их жизни, культуре стремление «присвоить» общечеловеческие ценности.

- Формирование межэтнической толерантности представляет собой сложный и достаточно длительный процесс, охватывающий все время обучения в школе. Определенное отношение к людям разных национальный культур у детей, растущих в поликультурной среде, возникает не только в результате наблюдения за повседневным общением их родителей в производственной деятельности, но и в результате того, что они живут в одном доме, на одной улице, вместе участвуют в подготовке и проведении общих для всех праздников.

Воспитательная работа в данном направлении должна начинаться уже в начальных классах, так как именно в младшем школьном возрасте возникают психологические предпосылки для формирования толерантности как качества личности. К ним относятся осознание своей этнической принадлежности и понимание этнических различий. Кроме того, в младшем школьном возрасте происходит не только систематизация знаний о других народах и культурах, но и закладываются отношение к ним, своеобразная их «оценка», основы поведенческой модели к своей и другим этническим группам.

Проведенное мною исследование показало, что большинство учащихся младших классов имеет низкий уровень (58 %); средний уровень - 17%, высокий уровень имеет низкие показатели (14 %), интолерантности - 8 %.

Это свидетельствует о недостаточной сформированности межэтнической толерантности у младших школьников и необходимости активизации воспитательной работы в данном направлении.

Определенная роль в системе формирования межэтнической толерантности у младших школьников принадлежит внеклассной и внеучебной работе, так как она предоставляет широкие возможности для неформального общения учеников с учителями и между собой, создает условия для свободного, не ограниченного рамками программы, взаимопознания культурных особенностей разных народов через совместную практическую деятельность. При этом школьники получают возможность проявлять свою индивидуальность. Просмотр кино- и телефильмов, прослушивание музыки, посещение выставок произведений изобразительного искусства местных авторов, национальных театров дает возможность непосредственно чувственному восприятию тех или иных видов национального искусства. Творческие кружки, театральные и хореографические объединения учащихся, хорошо продуманные школьные вечера способствуют обогащению художественного и жизненного опыта, развитию творческой активности учащихся в тех или иных видах своего национального искусства и искусства других народов, проживающих рядом. Все это позволяет организовать воспитание детей в духе межэтнической толерантности и культуры мира.

Однако для успешного решения данной проблемы должны быть соблюдены определенные педагогические условия.

К ним мы относим следующие:

- обогащение кругозора школьников информацией о культуре, истории, ценностях своего и других народов;

- создание благоприятного психологического климата для позитивного общения детей, принадлежащих к различным этническим группам;

- включение детей разных национальностей в совместную познавательную и практическую деятельность, специально спроектированные ситуации.

На мой взгляд, реализация определенных педагогических условий и направлений внеучебной воспитательной работы позволит повысить эффективность формирования межэтнической толерантности у детей младшего школьного возраста.

Ребенок «впитывает» родную культуру буквально с первых лет жизни благодаря членам семьи, и прежде всего матери. Затем он продолжает познавать ее с помощью родных и близких, дошкольного образовательного учреждения, ко­торые используют разнообразные средства. Поэтому большинство детей России примерно с четырех лет, а иногда на более раннем возрастном этапе начинают осознавать свою национальную принадлежность, ориентируясь на национальность родителей и язык семейного общения. Правда, некоторые из этих детей затрудняются самостоятельно определить свою национальность. Но если заданный вопрос содержит подсказку, т. е. в нем наряду с другими называется национальность, к которой относится ребенок, дошкольник замечает ее, реагирует на знакомое слово и отвечает правильно. Вместе с тем не все дети (даже старшие дошкольники) обладают национальным самосознанием. Часто они подменяют нацио­нальную принадлежность другими понятиями. На вопрос «В нашей стране живут татары, чуваши, украинцы, белорусы, евреи, якуты, а ты кто?» могут ответить: «Я человек», «Я россиянин», «Я наш».

Возрождение национальных культур, а отсю­да усиление национального компонента в региональных программах воспитания и обучения подростков способствуют фор­мированию у детей национального самосозна­ния.

Соответствующие знания о каком-либо наро­де могут быть систематизированы так, как это делается в этнографии: материальная культура (поселение, жилище, одежда, украшения, ут­варь, пища, транспортные средства, орудия труда), духовная культура (народные знания, устное творчество, танцы и пр.) и нормативная культура (правила общения между людьми внутри своего этноса и вне его).

Воспитание толерантной личности - процесс сложный, осуществляется всей социальной действительностью, окружающей ребёнка, обществом, под влиянием взаимоотношений в семье, сложившихся взглядов и отношений её членов к другим людям и обществу в целом, под влиянием общения со сверстниками и окружающими людьми. Школа, как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Эти возможности могут быть реализованы как в процессе учебной, так и внеучебной деятельности. Именно в школьном сообществе у ребёнка могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению. Современный школьник должен правильно воспринимать и понимать единство человечества, взаимосвязь и взаимозависимость всех и каждого живущих на планете, понимать и уважать права, обычаи, взгляды и традиции других людей, найти своё место в жизнедеятельности общества, не нанося вреда и не ущемляя права других людей.

Успешность решения проблемы воспитания толерантности зависит от того, как в деятельности педагогов реализуется ряд принципов:

1. Принцип субъектности требует опоры на активность самого ребёнка, его самостоятельность и инициативу, стимулирования его самовоспитания, сознательного поведения и самокоррекции в отношениях с другими людьми;

2. Принцип адекватности требует соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс (т.е. особенностям экономики, политики, духовности общества). Воспитание толерантности должно строиться с учётом разнообразных факторов окружающей социальной среды (национальных, религиозных, семейных, типа поселения, особенностей учебного заведения и т.д.);

3. Принцип индивидуализации предполагает определение индивидуальной траектории воспитания индивидуального сознания и поведения, выделение специальных задач, соответствующих индивидуальным особенностям и уровню сформированности толерантности у ребёнка; раскрытие потенциалов личности, как в учебной, так и во внеучебной работе, предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия;

4. Принцип рефлексивной позиции предполагает ориентацию на формирование у детей осознанной устойчивой системы отношений к какой-либо значимой для них проблеме, вопросу, проявляющихся в соответствующем поведении и поступках;

5. Принцип создания толерантной среды требует формирования в учебном заведении гуманистических отношений, т.е. предполагает взаимную ответственность участников педагогического процесса, сопереживание, взаимопомощь, способность вместе преодолевать трудности. Этот принцип также означает, что в классе и социальном окружении доминируют творческие начала при организации учебной и внеучебной деятельности.

Изложенные выше принципы находят отражение в содержании, формах, методах и приёмах воспитания толерантной личности.

Содержание воспитания толерантности.

Исходя из того, что толерантный человек - хорошо знающий себя и понимающий других людей, воспитание толерантности может включать следующую работу:

· Определение уровня развития качества «толерантность» у отдельных учащихся и в коллективе в целом;

· Самопознание; создание условий для самореализации и саморазвития личности;

· Ознакомление с содержанием понятия «толерантность»;

· Изучение прав и обязанностей человека;

· Правила общения, конфликты и способы их разрешения;

· Культура народов и государств мира, их взаимоотношения; взаимовлияние культур и традиций; многообразие культур своей страны, края;

· Работа с родителями: организация психолого-педагогического просвещения, работа по созданию благоприятной атмосферы в семье, организация совместной деятельности родителей и детей и др.

При организации работы по воспитанию толерантности педагогам необходимо знать и учитывать:

-Индивидуальные особенности каждого ребёнка, особенности воспитания в семье, семейной культуры;

- Национальный состав коллектива учащихся;

-Проблемы в отношениях между детьми и их причины;

-Культурные особенности окружающей среды, этнопедагогические и этнопсихологические черты культуры, под воздействием которой складываются межнациональные отношения среди учащихся и в семьях.

Методы воспитания толерантности - это способы формирования у детей готовности к пониманию других людей и терпимому отношению к их своеобразным поступкам.

В интеллектуальной сфере необходимо формировать знания о ценностях толерантности: идеалы терпимости, принципы отношений с людьми иных социальных и национальных групп. При воздействии на интеллектуальную сферу используется, прежде всего, метод убеждения. Убеждение предполагает разумное доказательство необходимости толерантного поведения. Воспринимая и оценивая предложенную информацию, учащиеся или утверждаются в своих взглядах, позициях, или корректируют их. Убеждаясь в правоте сказанного, учащиеся формируют свою систему взглядов на отношения между людьми. Убеждение как метод в воспитательном процессе реализуется через различные формы, в частности, используются отрывки из различных литературных произведений, исторические аналогии, библейские притчи, басни. Убеждению соответствует самоубеждение - метод самовоспитания, который предполагает, что дети осознанно, самостоятельно, в поиске решения какой-либо социальной проблемы формируют у себя комплекс взглядов. В основе этого формирования лежат логические выводы, сделанные самим ребёнком.

В эмоциональной сфере необходимо формировать характер нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм и идеалов: жалость, сочувствие, доверие, благодарность, отзывчивость, самолюбие, эмпатию, стыд и др. Методом, оказывающим влияние на эмоциональную сферу ребёнка, является внушение и связанные с ним приёмы аттракции.

Под внушением понимают такое психическое воздействие, словесное или образное, которое вызывает некритическое восприятие и усвоение какой-либо информации. Через внушение в сознание входят стереотипы, создаётся настроение. Метод внушения может реализоваться через использование цитат из библии, высказываний великих людей, музыкальных произведений, использование речёвок, заучивание лозунгов и т.д. Процесс внушения часто сопровождается самовнушением, когда ребёнок пытается сам себе внушать ту или иную эмоциональную оценку своему поведению, как бы задавая себе вопрос: «Что бы мне сказал в этой ситуации учитель, или родители?»

Методы воздействия на мотивационную сферу включают стимулирование, в основе которого лежит формирование у детей осознанных побуждений их жизнедеятельности. Стимулирование может осуществляться в различных вариациях. Одобрительный взгляд, одобрительная фраза, когда ребёнок изменяет своё поведение в позитивную сторону. Стимулирует толерантное поведение организация общения и совместной деятельности представителей различных национальных и социальных групп.

В волевой сфере нужно формировать нравственно-волевые устремления в реализации толерантного поведения: мужество, смелость, принципиальность в отстаивании нравственных идеалов. Доминирующее влияние на формирование волевой сферы могут оказать методы требования и упражнения. Для воспитания толерантности более эффективно использование косвенного требования (совета, просьбы, намёка, доверия, одобрения и т.д.). Требование существенно влияет на процесс самовоспитания человека, и следствием его реализации являются упражнения - многократные выполнения требуемых действий: доведение их до автоматизма. Результат упражнений - навыки и привычки - устойчивые качества личности.

В сфере саморегуляции необходимо формировать нравственную правомерность выбора: совестливость, самооценку, самокритичность, умение соотнести своё поведение с другими, самоконтроль и др. К методам воздействия на сферу саморегуляции можно отнести метод коррекции поведения. Он направлен на то, чтобы создать условия, при которых ребёнок внесёт изменения в своё поведение в отношениях с людьми. Такая коррекция может происходить на основе сопоставления поступка учащегося с общепринятыми нормами, анализа последствий поступка, уточнения целей деятельности. В качестве модификации этого метода можно рассматривать пример педагога, который должен выступать эталоном толерантного поведения. Коррекция невозможна без самокоррекции. Опираясь на идеал, пример, сложившиеся нормы, ребёнок может сам изменить своё поведение и регулировать свои поступки, что можно назвать саморегулированием.

Для начальной школы проблема актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедших из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного обучения в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некоей общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация контактов в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества.

Воспитание толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля общения «учитель - ученик». Поэтому одним из условий реализаций моего замысла стало освоение определённых демократических механизмов в организации учебного процесса и общения учеников друг с другом и с учителем. Именно в начальной школе важно научить ребёнка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой - критически относиться к своим собственным взглядам.

Путь к толерантности - это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, прежде всего учителя, ибо он возможен только на основе изменения себя, своих стереотипов, своего сознания.

В основе педагогической деятельности учителя должно быть живое общение с детьми на основе живого слова. И это важно не само по себе, а как путь не просто к толерантности, пониманию, а путь к доброжелательному взаимодействию, пониманию. Если педагог толерантен, то он открыт, доброжелателен.

Он уважает «самость» ребёнка, его индивидуальность, понимает, что поведение ученика имеет для него субъективный, аутентичный смысл. Взаимопонимание рождается в диалоге, в котором учитель постигает своеобразие и целостность личности ребёнка, проникает в глубину его переживаний, опираясь на чувство исследователя и интуицию.

Интерактивное обучение - это погружение в процесс общения, основанного на учебно-воспитательном взаимодействии ученика с другими учащимися и педагогами, педагогами и родителями, учащимися и родителями (в зависимости от того, кто включен в работу).

Цели этой методики - развивать эмпатические способности у педагогов, детей и родителей; воспитывать терпимость к инакомыслию; развивать коммуникативные способности как основной признак личности, обладающей толерантным сознанием; воспитывать у детей среднего школьного возраста неприятие к жестокости, насилию к природе, людям, ко всему окружающему миру.

Практикуются уроки - тренинги, цель которых в том, чтобы создать условия для полноценного общения, смоделировать такие ситуации, в которых

• снимается страх перед самостоятельным высказыванием;

• проявляется готовность принять и оказать помощь в нужной

ситуации;

• развивается навык анализировать свои поступки и происходящие события, осознавать своё отношение к миру;

• формируется умение ценить свою и чужую работу;

• закрепляется чувство радости от совместного труда и творчества.

Эти занятия строят таким образом, чтобы каждый участник мог «прожить» различные ситуации, определить свои способности к лидерству, к поддержке, к творчеству, к признанию заслуг другого, к убеждению, к умению отстаивать свою позицию. Таким образом, каждый узнает себя как партнёра по общению, открывает в себе самые разнообразные стороны личности - те, которые помогают установить контакт, и те, которые мешают этому.

Занятия строят в игровой форме. К такому виду работы теперь готовы и дети, и учитель. В каждой предложенной ситуации как обязательные элементы присутствуют все стороны общения. Структура тренинга «информация - взаимодействие - восприятие» позволяет последовательно выработать у каждого участника общения умение находить своё место в групповом решении, при необходимости брать на себя лидирующую роль, адекватно оценивать ситуацию, оказывать помощь и поддержку остальным членам группы.

Игры на восприятие и взаимопонимание помогают не только узнать что-то новое о людях, окружающих нас, но и понять их позицию, открыть для себя некоторые мотивы их поведения.

Игры этого блока помогают развивать уважение и само уважение, преодолевать внутреннее беспокойство, учит умению. поддерживать друг друга, доверять и доверяться самому, преуспевать без соперничества, верить, что всё это необходимо не только в школе, но и в жизни.

Обучение посредством общения основано на умении принять чужую точку зрения в атмосфере, способствующей честности и открытости, на полном согласии я доверии учеников. В данном случае учитель и ученик становятся частью одной команды и работают над достижением общей цели.

Для успешной адаптации учащихся не только к жизни в условиях многонациональной школы, но и за её пределами предлагаю программу «Воспитание культуры толерантности», которая предусматривает такие направления деятельности:

• знакомство детей с принципом уважения человеческого достоинства всех без исключения людей;

• понимание того, что каждый человек - уникальная личность, и уважения требуют любые различия между людьми;

• понимание принципа взаимодополняемости как основной черты различий. Ученики должны понять, что их различия дополняют друг друга, как подарок каждого из них - группе в целом;

• и как результат - приобщение к культуре мира. Дети, на практике

познающие, что такое уважение и терпимость по отношению к другим, получают основы, необходимые для созидания мира и развития сообщества.

Воспитание в духе терпимости направлено на противодействие чувству

страха и отчуждения по отношению к другим людям. У учащихся

формируется личностное отношение к ключевым понятиям культуры,

навыки межкультурного взаимодействия, что и стало основной целью

и ценностью культурологической миссии школы.

Все вышесказанное собирается в целостную, разработанную программу.

Цель данной программы:

Формирование базовых компетентностей: социальных, коммуникативных, ценностно-смысловых и общекультурных через воспитание в детях миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

создание условий для:

-формирования негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме;

- чувства признания себя и других людей, их культуры; уважения к себе и окружающим;

- развития способности к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию;

- формирования умения определять границы толерантности;

- обогащения эмоционального мира детей.

Прогнозируемые результаты программы:

Толерантное поведение детей в их практической деятельности;

Обогащение эмоционального их мира и формирование чувства понимания себя и других людей;

Приобретение учащимися знаний о культуре разных народов, моральных норм поведения;

Овладение коммуникативными умениями и навыками, способностью адекватно выбирать формы и способы общения в различных ситуациях;

Программа имеет следующую логику построения:

- предлагается ведение воспитательной работы по двум блокам в каждом классе: 1 блок - исследование объекта, в отношении которого формируется толерантность,

2 блок - создание воспитательной среды, формирующей толерантную личность ребёнка, и вооружения его способами толерантного взаимодействия.

Для реализации задач второго блока деятельность руководителя и коллектива детей организуется по следующим направлениям:

познание и принятие себя (толерантность к себе) как субъекта семейной культуры, обучение основам толерантного общения в семье; формирование социальных компетенций; познание и принятие культуры малой Родины, формирование толерантности к своему народу; формирование ценностно-смысловых компетенций; познание и принятие других людей, их культуры, взглядов, вероисповедания; формирование коммуникативных и общекультурных компетенций.

Деятельность по данным направлениям может быть организована последовательно от направления к направлению. Жизненные компетентности постоянно пополняются, усовершенствуются с каждым новым направлением.

Основное содержание программы

1. Условия и средства формирования толерантности у детей:

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ Формирование культуры межнациональных отношений и толерантности подрастающего поколения

Принципы воспитания толерантности:

Группа принципов

Название принципа

Сущность принципа

Правила

О

б

щ

е

п

е

д

а

г

о

г

и

ч

е

с

к

и

й

Принцип целенаправленности

Воспитание толерантности требует четкого осознания целесообразности педагогических воздействий, четкого определения цели педагогом. Однако формирование данного качества, основой которого является активная социальная позиция и психологическая готовность, возможно только при наличии мотивации и осознании ребенком того, зачем именно ему необходимо это качество (личная цель) и осознания значимости для общества (социальная цель). Единство целей педагога и ребенка является одним из факторов успешности воспитания толерантности.

развитие интереса к проблеме толерантности;

развитие мотивации к самосовершенствованию и формированию у себя толерантности;

четкое определение конечного результата воспитательных воздействий;

постановка целей (дальней, конкретной и рабочей), исходя из интересов, потребностей, особенностей учащихся;

ориентация педагогом при постановке цели и задач воспитания толерантности на критерии и показатели развития данного качества

Учет индивидуальных и половозрастных особенностей

Воспитание любого нравственного качества (толерантности в том числе) во многом зависит от индивидуальных особенностей воспитанника: уже имеющихся моральных устоев поведения, этических установок, развитости интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер, уровня развития психических процессов, характерологических черт, личного опыта взаимоотношений, наличия и развития природных и духовных способностей и т. д. При формировании толератности следует учитывать также гендерные особенности и, прежде всего, различия в чертах личности и социальном поведении. К таким различиям относят: формы проявления агрессивности (мальчики физически агрессивнее девочек, которые чаще проявляют агрессию в иной форме, пытаясь испортить отношения других детей со сверстниками), степень эмоциональной чувствительности, подверженность влиянию других людей и убеждению себя другими (девочки этому более подвержены)

тщательное изучение особенностей личности воспитанника;

организация педагогических действий на опережение (предупреждение интолерантного поведения, чтобы оно не закрепилось в сознании);

определять методы, приемы и формы воспитания толерантности в соответствии с индивидуальными и половозрастными особенностями, сочетая их с самовоспитанием;

минимизировать проявление агрессии (физической, вербальной, внешней, внутренней), снимать напряжение в группе детей, обучать способам саморегуляции, поддерживать эмоциональную чувствительность, развивать эмпатию и обучать способам адекватного эмоционального реагирования (эмоциональная стабильность), развивать волевую сферу, актуализировать желание общаться с людьми и воспитывать миролюбие, позитивное отношение к людям, показывая границы толерантности;

включать идеи толерантности в игру, продуктивные виды деятельности, в чтение и реальной жизни

Принцип культуросообразности

В процессе воспитания толерантности необходимо учитывать культурную и этническую среду воспитания ребенка. Данный принцип отражается в интерграции воспитания в культуру народа, семьи, мира. Воспитание толератности непосредственно связано с формированием в ребенке умения строить свою жизнь в соответствии с правилами, обычаями и традициями своего народа, мировой культурой в целом, не теряя при этом своей индивидуальности.

опираться на положительный опты взаимодействия ребенка с миром;

учитывать культурный уровень микросреды ребенка (класс, семья, друзья);

отдавать приоритет национальной культуре и этнопедагогике;

использовать потенциал культуры мира

Принципы связи воспитания толерантности с жизнью

Воспитание толерантности во многом зависит от того, насколько ребенок осознает значимость этой категории и связь ее с жизнью, видит ее результаты или последствия интолератности в мире. При этом необходимо ориентироваться не только на ситуации в обществе вообще, но и на жизненные ситуации, связанные с толерантным (интолерантным) взаимодействием в общении ребенка с близкими, друзьями, педагогами.

подготовка воспитанников к реальным взаимоотношениям с окружающим миром;

демонстрация последствий толерантности и интолерантности;

поиск способов решения, сотрудничество и диалог;

возложение ответственности за свое поведение (толеарантные или интолерантные действия)

Принцип уважительного отношения к личности

Независимо от позиции ребенка, его мировоззрения, уважительное отношение к нему является необходимым принципом воспитательного процесса. При формировании толерантности этот принцип приобретает двойную значимость. Уважая и принимая (не обязательно соглашаясь) позицию и мнение ребенка, но при необходимости корректируя их, мы показываем ему пример толерантного отношения к человеку с иным взглядом на мир.

организация общения с позиции педагогического такта, доброжелательности, ориентируясь на гуманное отношение в любых обстоятельствах

Принцип опоры на положительное в ребенке

Воспитывая данное нравственное качество, мы должны поддерживать развитие, видеть в ребенке саморазвивающуюся личность, готовую к изменениям и самореализации. При этом основой успешности процесса воспитания толератности у детей становится актуализация положительных черт, позитивного социального опыта, развитых (пусть даже в небольшой степени) конструктивных умений взаимодействия с людьми.

выявлять, поддерживать и развивать у воспитанников установки на толерантность;

создание ситуации успеха.

Ч

а

с

т

н

ы

е

Принцип социальной обусловленности процесса воспитания толерантности

Воспитание толерантности во многом обусловлено влиянием социальной среды. Чем менее толерантна среда окружения ребенка, тем сложнее процесс ее формирования. Поэтому необходимо изучить социальную среду и переносить в нее идеи толерантности, подбирая для этого соответствующие формы, методы и приемы работы. С данным принципом тесно связан следующий принцип воспитания толератности.

изучение возможностей, особенностей и потенциала микросреды;

опираться на возможности и уровень социальной среды;

интеграция микросреды в воспитательный процесс по формированию толерантности.

Принцип завуалированности педагогических воздействий и опоры на активность ребенка

Специфика нравственного воспитания состоит в том, что действия взрослых по формированию основ поведения детьми воспринимаются как морализаторство, поэтому они часто сопротивляются воздействиям. Для того чтобы избежать подобной ситуации, следует опираться на косвенные методы и приемы работы. Однако толерантность не может быть усвоена под чисто внешним влиянием, она базируется на персональной автономии и является принципом жизни самого человека.

использование в деятельности таких методов как совет, просьба, заражение, анализ воспитывающих ситуаций, поручений и др.;

недопущение в общении нот морализаторства и назидания.

Принцип единства знания и поведения

Данный принцип требует построения воспитательного процесса по формированию толерантности на двух взаимосвязанных уровнях: информационном (предоставляющем знания о толерантности, ее составляющих, ее проявлениях, о многомерности человеческого бытия, формирование установки на толерантность) и на поведенческом (вооружение умениями и навыками толерантного взаимодействия), составляющих единое целое. Основным критерием сформированности толерантности должно стать умение конструктивно, толерантно взаимодействовать с людьми и группами, имеющими определенные отличия.

соблюдение взаимосвязи уровней формирования толерантности;

перевод толерантности из области знания в область действия.

Принцип создания толерантной среды в воспитательном пространстве

Воспитание толерантности возможно только в условиях толерантной образовательной среды, модель которой схематично мы изобразим следующим образом:

опора на позитивный опыт толерантного взаимодействия;

создание атмосферы ненасилия и безопасного взаимодействия в коллективе педагогов, в детском коллективе, в отношениях учителей и учащихся;

использование демократического стиля педагогического руководства;

организация диалога и сотрудничества в коллективе;

организация психолого-педагогической поддержки и психологической защищенности членов коллектива.

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ Формирование культуры межнациональных отношений и толерантности подрастающего поколения

Принцип диалогичности и сотрудничества

Диалогизация образовательного пространства и опора на сотрудничество как ведущий тип взаимодействия являются обязательными для соблюдения принципов воспитания толерантности. При этом диалог и сотрудничество должны быть приоритетами взаимодействия в структуре: ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-учитель-среда, ученик-учитель-культура.

актуализация, стимулирование потребности воспитанников к самовоспитанию толерантности;

организация активных форм и методов воспитания толерантности.

Принцип воспитывающей рефлексии

Формируя толерантные установки и поведение, необходимо создавать условия для рефлексии воспитанника произошедших с ним изменений и анализа складывающихся отношений в коллективе, семье, обществе.

побуждать учащихся к осмыслению и осознанию собственных действий, приемов, способов деятельности.

2. Программа предполагает реализацию таких форм воспитания, как:

Формы

(внутренние с привлечением педагогов, психологов, работников культуры, правоохранительных органов, представителей различных религиозных структур, общин и диаспор)

Беседы

Дискуссии

Игровые тренинги

Коммуникативные тренинги

Праздники

Игровые и конкурсные программы

Игры имитационные, деловые, драматизации

Викторины, познавательные игры

Результаты программы можно будет увидеть уже через несколько лет, когда подрастет новое, воспитанное в интернациональном духе, поколение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Мы созданы все разными по характеру, темпераменту и национальности. То, что мы разные, не означает, что кто-то лучше, а кто-то хуже.

Бог создал красивый разнообразный мир. И наша задача сохранить и развить это разнообразие. Убедить наших детей в том, что любой другой человек нравственно равен тебе самому, у него нет преимуществ перед тобой, и - наоборот, у тебя нет преимуществ перед другим.

Необходимо воспринимать другого таким, каким он есть, с его традициями, обычаями, темпераментом, настроением, характером. Воспринимать боль каждого народа как свою боль, как боль всего человечества. Собственно это и есть принципы демократического будущего.

Принять в качестве цели формирование системы национального и международного непрерывного миротворческого образования и воспитания, выражая убеждение в том, что трагический опыт предшествующих тысячелетий и мировых войн создал у человеческого сообщества основы неприятия войн и насилия как средств решения возникающих проблем, а позитивный опыт предотвращения и разрешения крупных конфликтов во второй половине ХХ века показал реальную возможность мирной жизни в XXI веке и в третьем тысячелетии.

Список использованной литературы

Погодина А.А. «Программа по формированию толерантности у подростков в рамках классного коллектива».

Дереклеева Н. И. "Родительские собрания" М., "Вербум", 2001.

Е. Н. Арсенина "Авторские сценарии внеклассных мероприятий в начальной школе" М.: "Глобус", 2001

Н. И. Дереклеева "Справочник классного руководителя" М.: "Вако", 2003.

Л. Н. Яровая "Внеклассные мероприятия" М.: "Вако", 2004

М. П. Нечаев "Практика управления воспитанием в школе" М., 2003,

"Классный руководитель" № 1, 2003.

Е. В. Титова "Если знать, как действовать" М., 1993.

Валкер Д. Тренинг разрешения конфликтов (для начальной школы), - С-П.: Речь, 2001 - 127 с.

Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга, М; 1998.

Гиппиус С.В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств, - С-П.: Речь, 2001 - 346 с.

Дунин-Васович М. Воспитание дошкольников в духе мира // Универсальное и национальное в дошкольном детстве: Материа­лы международного семинара / Под ред. Л. А. Парамоновой; Сост. Т. А. Румер, Л. И. Эльконинова.- М., 1994;

Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61.Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.

4. Дмитриев Т.Д. Многокультурное образование М. Народное образование 1999 г.

Козлова С. А. Я - человек: Программа приобщения ребенка к социальному миру.- М., 1996.

Краткая философская энциклопедия М., Прогресс. Энциклопедия, 1994 г.

Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. Комплексная программа, - С-П.6 Речь, 2001 - 189 с.

Ненасилие. Программа по формированию способности к ненасильственному взаимодействию у детей дошкольного возраста, - Череповец, 1999 - 183 с.

Основы конструктивного общения. Практикум. Составители: Т.Г. Григорьева, Т.П. Усольцева, Новосибирск - Москва, 1997.

Основы конструктивного общения. Хрестоматия. Составители: Т.Г. Григорьева, Т.П. Усольцева, Новосибирск - Москва, 1997 - 197 с.

Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных умений. Методические разработки занятий, М: Новая школа, 1993 - 47 с.

© 2010-2022