- Преподавателю
- Другое
- Педагогические условия формирования готовности учащихся общеобразовательных учреждений к службе в вооруженных силах Российской Федерации
Педагогические условия формирования готовности учащихся общеобразовательных учреждений к службе в вооруженных силах Российской Федерации
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Толстова Т.В. |
Дата | 12.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Педагогические условия формирования готовности учащихся общеобразовательных учреждений к службе в вооруженных силах Российской Федерации
В целях обороны страны государство осуществляет систему мероприятий политического, экономического, социального, военного и правового характера. Это, в свою очередь предполагает дальнейшее совершенствование всей системы военно-патриотического воспитания молодежи.
«Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации», - говорится в статье 59 Конституции РФ.
В соответствии с Конституцией РФ в целях обеспечения надежной защиты Отечества и обороны страны Федеральным законом «Об обороне» закрепляется создание Вооруженных сил, а также установлена воинская обязанность граждан России. В настоящее время основным законодательным актом, определяющим содержание, формы и порядок исполнения воинской обязанности в России, является Федеральный закон РФ «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. за №53-ФЗ.
В соответствии с указанным законом Министерством образования РФ рекомендовано с 1999/2000 учебного года ввести по специальностям среднего профессионального образования (базовый уровень) дисциплину «Основы военной службы».
Жизнь требует внесения целого ряда кардинальных корректив в содержание воспитательного процесса. Оно должно исходить из современных реалий, нового политического мышления, обусловливаться положениями оборонительной военной доктрины России, учитывать приоритет общечеловеческих ценностей.
Одно из важнейших направлений - переход от экстенсивного к интенсивному воспитательному процессу, сориентированному на привитие конкретной личности высоких политических, морально-психологических, нравственных и физических качеств, военных знаний, необходимых умений и навыков, то есть на конечный результат - оптимальный уровень готовности молодого поколения отстаивать независимость нашей страны.
Перестройка военно-патриотического воспитания требует обновления его форм, методов и средств, исходя из изменившихся духовных потребностей и интересов подрастающего поколения, ее образовательного уровня и социально-психологических особенностей.
Повышение эффективности воспитательного процесса зависит и от организаторской стороны дела. Думается, что здесь ключ к успеху в переносе усилий непосредственно в трудовые, воинские и учебные коллективы, усилении индивидуально-воспитательной работы по месту жительства, в молодежных организациях и так далее.
Цель данной работы, выявить и экспериментально проверить педагогические условия эффективности подготовки старшеклассников к военной службе.
В исследовании принимали участие учащиеся двух 11-х классов МОУ СОШ № п. Тюльган Оренбургской области, в количестве 37-ми человек. Учащиеся 11 «А» класса (в количестве 18-ти человек, из них 10 девочек и 8 мальчиков) являлись контрольной группой. Учащиеся 11 «Б» класса (в количестве 18-ти человек, из них 8 девочек и 10 мальчиков) - экспериментальной группой.
Опытно-экспериментальная работа по организации подготовки к военной службе учащихся 11-х классов состоит из трех этапов:
-
констатирующего;
-
формирующего;
-
контрольного.
Организация опытно-экспериментальной работы включает в себя:
-
первичный анализ проблемы готовности старшеклассников к военной службе;
-
изучение литературы по исследуемой проблеме, выделение основных теоретических основ и методов исследования;
-
проведение констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы;
-
разработку формирующего этапа опытно-экспериментальной работы.
Одной из задач исследования является определение критериев оценки реальной практики и тех преобразований, которые произошли в результате поисковой работы.
В педагогической литературе понятие «критерий» характеризуется как средство, с помощью которого измеряются или выбираются альтернативы [23].
Показателями готовности старшеклассников к военной службе будут служить:
- знания;
- умения;
- мотивация к службе в Вооруженных Силах.
Уровень знаний будем определять с помощью теста Л.В. Байбородовой и Ю.В. Индюкова «Военно-патриотическая викторина».
Оценивание результатов проверки знаний учащихся:
85-100 % верных ответов - 5 (отлично), что определяет высокий уровень знаний учащихся (освоение знаний прочное, глубокое, определяющее высокий уровень овладения умениями и навыками в области военной службы);
75-84 % верных ответов - 4 (хорошо), что определяет средний уровень знаний учащихся (при таком усвоении учащийся совершает достаточно много ошибок (до 25 %), однако он имеет объективную возможность их исправлять и находить самостоятельно правильные варианты решений);
60 - 74 % верных ответов - 3 (удовлетворительно) и до 60% верных ответов - 2 (неудовлетворительно), что определяет низкий уровень знаний учащихся (знания непрочные и в последующем стремятся к распаду, если не проводить дополнительной работы по усвоению).
Во время проведения констатирующего этапа опытно- экспериментальной работы были получены следующие результаты уровня знаний учащихся о военной службе и воинской деятельности. Контрольная группа 11 «А», высокий уровень- 11,1%(2 чел.), средний уровень 38,8 %
( 7чел.), низкий уровень 50,1% (9 чел.). Экспериментальная группа 11 «Б» класс, высокий уровень 5,3% (1 чел.), средний уровень 36,8% (7 чел.), низкий уровень 57,9% (10 чел.).
Для диагностики уровня умений мы будем использовать результаты обучения по: тактической подготовке; огневой подготовке; радиационной, химической и биологической защите (РХБЗ); строевой подготовке; физической подготовке; медицинской подготовке. На основании оценок данных нормативов, мы вывели три уровня умений учащихся по подготовки к военной службе:
Не менее 50% нормативов выполнено на «отлично», остальные- на «хорошо»- высокий уровень;
Не менее 50% нормативов выполнено на «отлично» и «хорошо», остальные не ниже «удовлетворительно»- средний уровень;
При наличии неудовлетворительных оценок- низкий уровень.
Результаты вводной диагностики. Контрольная группа 11 «А», высокий уровень- 11,1%(2 чел.), средний уровень 44,5 % ( 8 чел.), низкий уровень 44,5% (8 чел.). Экспериментальная группа 11 «Б» класс, высокий уровень 10,5% (2 чел.), средний уровень 36,8% (6 чел.), низкий уровень 52,7% (10 чел.).
Что такое мотив? Мотив - это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребности субъекта. Под мотивом также очень часто понимают причину, лежащую в основе выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта [15].
Уровневый показатель определения мотивации учащихся к военной службе, через знание патриотизма. Определяли с помощью дополнения предложений:
4 из 5 положительных ответа, на ответ одного из вопросов есть сомнение- высокий уровень.
2-3 положительных ответа и в 2-3 есть сомнения-средний уровень.
Положительные ответы отсутствуют- низкий уровень.
Результаты диагностики. Контрольная группа 11 «А», высокий уровень- 11,1%(2 чел.), средний уровень 38,8 % (7 чел.), низкий уровень 50,1% (9 чел.). Экспериментальная группа 11 «Б» класс, высокий уровень 10,5% (2 чел.), средний уровень 42,2% (8 чел.), низкий уровень 47,3% (8 чел.).
На формирующем этапе мы произвели внедрение комплексной системы подготовки к военной службе, объединяющая возможности общего образования и дополнительного образования, использующая необходимую материальную базу воинских частей, учреждений военного профессионального образования, общественных организаций, штабов ГО. Все это будет реализовываться через проведение факультативных занятий в экспериментальной группе.
Контрольный (завершающий) этап включал повторные диагностики, математическую обработку полученных результатов, сравнение итоговых данных констатирующего и контрольного экспериментов, выводы по итоговым показателям научно-исследовательской работы.
Уровень знаний учащихся о военной службе и воинской деятельности
Таблица 1
Уровень знаний
11 «А» контрольный класс
18 учеников
11 «Б» экспериментальный класс
18 учеников
До эксперимента
После эксперимента
До эксперимента
После эксперимента
Высокий
2 чел. - 11,1%
4 чел - 22,2%
1 чел. -5,3%
9 чел.-42,2%
Средний
7 чел.- 38,8%
8 чел. - 44,5%
7 чел. - 36,8%
6 чел. -31,5%
Низкий
9 чел. - 50,1%
6 чел. - 33,3%
10 чел. -57,9%
-
чел. -26,3%
Уровень умений по подготовке к военной службе
Таблица 2
Уровень знаний
11 «А» контрольный класс
18 учеников
11 «Б» экспериментальный класс
18 учеников
До эксперимента
После эксперимента
До эксперимента
После эксперимента
Высокий
2 чел. - 11,1%
3 чел - 16,6%
2 чел. -10,5%
8 чел.-42,2%
Средний
8 чел. - 44,5%
8 чел. - 44,5%
8 чел. - 36,8%
8 чел -42,2%
Низкий
8 чел. - 44,5%
7 чел.- 38,9%
8 чел. -52,7%
2 чел. -15,6%
Представления старшеклассников о патриотизме
Таблица 3
Уровень знаний
11 «А» контрольный класс
18 учеников
11 «Б» экспериментальный класс
18 учеников
До эксперимента
После эксперимента
До эксперимента
После эксперимента
Высокий
2 чел. - 11,1%
3 чел - 16,7%
2 чел. -10,5%
8 чел.-42,2%
Средний
7 чел. - 38,8%
8 чел. - 44,5%
8 чел. - 42,2%
8 чел -42,2%
Низкий
9 чел. - 50,1%
7 чел.- 38,8%
8 чел. -47,3%
2 чел. -15,6%
Список используемой литературы
-
Платонов, К.К. Вопросы психологии труда/ К.К. Платонов.- М.: Медицина , 1970.-С.217-231.
-
Ильясова, Т.В. Тестирование как инструмент педагогического измерения: материалы лекций / Т.В. Ильясова. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2005. 96с.