• Преподавателю
  • Другое
  • Педагогические условия формирования готовности учащихся общеобразовательных учреждений к службе в вооруженных силах Российской Федерации

Педагогические условия формирования готовности учащихся общеобразовательных учреждений к службе в вооруженных силах Российской Федерации

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Педагогические условия формирования готовности учащихся общеобразовательных учреждений к службе в вооруженных силах Российской Федерации

В целях обороны страны государство осуществляет систему мероприятий политического, экономического, социального, военного и правового характера. Это, в свою очередь предполагает дальнейшее совершенствование всей системы военно-патриотического воспитания молодежи.

«Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации», - говорится в статье 59 Конституции РФ.

В соответствии с Конституцией РФ в целях обеспечения надежной защиты Отечества и обороны страны Федеральным законом «Об обороне» закрепляется создание Вооруженных сил, а также установлена воинская обязанность граждан России. В настоящее время основным законодательным актом, определяющим содержание, формы и порядок исполнения воинской обязанности в России, является Федеральный закон РФ «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. за №53-ФЗ.

В соответствии с указанным законом Министерством образования РФ рекомендовано с 1999/2000 учебного года ввести по специальностям среднего профессионального образования (базовый уровень) дисциплину «Основы военной службы».

Жизнь требует внесения целого ряда кардинальных корректив в содержание воспитательного процесса. Оно должно исходить из современных реалий, нового политического мышления, обусловливаться положениями оборонительной военной доктрины России, учитывать приоритет общечеловеческих ценностей.

Одно из важнейших направлений - переход от экстенсивного к интенсивному воспитательному процессу, сориентированному на привитие конкретной личности высоких политических, морально-психологических, нравственных и физических качеств, военных знаний, необходимых умений и навыков, то есть на конечный результат - оптимальный уровень готовности молодого поколения отстаивать независимость нашей страны.

Перестройка военно-патриотического воспитания требует обновления его форм, методов и средств, исходя из изменившихся духовных потребностей и интересов подрастающего поколения, ее образовательного уровня и социально-психологических особенностей.

Повышение эффективности воспитательного процесса зависит и от организаторской стороны дела. Думается, что здесь ключ к успеху в переносе усилий непосредственно в трудовые, воинские и учебные коллективы, усилении индивидуально-воспитательной работы по месту жительства, в молодежных организациях и так далее.

Цель данной работы, выявить и экспериментально проверить педагогические условия эффективности подготовки старшеклассников к военной службе.

В исследовании принимали участие учащиеся двух 11-х классов МОУ СОШ № п. Тюльган Оренбургской области, в количестве 37-ми человек. Учащиеся 11 «А» класса (в количестве 18-ти человек, из них 10 девочек и 8 мальчиков) являлись контрольной группой. Учащиеся 11 «Б» класса (в количестве 18-ти человек, из них 8 девочек и 10 мальчиков) - экспериментальной группой.

Опытно-экспериментальная работа по организации подготовки к военной службе учащихся 11-х классов состоит из трех этапов:

  1. констатирующего;

  2. формирующего;

  3. контрольного.

Организация опытно-экспериментальной работы включает в себя:

  • первичный анализ проблемы готовности старшеклассников к военной службе;

  • изучение литературы по исследуемой проблеме, выделение основных теоретических основ и методов исследования;

  • проведение констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы;

  • разработку формирующего этапа опытно-экспериментальной работы.

Одной из задач исследования является определение критериев оценки реальной практики и тех преобразований, которые произошли в результате поисковой работы.

В педагогической литературе понятие «критерий» характеризуется как средство, с помощью которого измеряются или выбираются альтернативы [23].

Показателями готовности старшеклассников к военной службе будут служить:

- знания;

- умения;

- мотивация к службе в Вооруженных Силах.

Уровень знаний будем определять с помощью теста Л.В. Байбородовой и Ю.В. Индюкова «Военно-патриотическая викторина».

Оценивание результатов проверки знаний учащихся:

85-100 % верных ответов - 5 (отлично), что определяет высокий уровень знаний учащихся (освоение знаний прочное, глубокое, определяющее высокий уровень овладения умениями и навыками в области военной службы);

75-84 % верных ответов - 4 (хорошо), что определяет средний уровень знаний учащихся (при таком усвоении учащийся совершает достаточно много ошибок (до 25 %), однако он имеет объективную возможность их исправлять и находить самостоятельно правильные варианты решений);

60 - 74 % верных ответов - 3 (удовлетворительно) и до 60% верных ответов - 2 (неудовлетворительно), что определяет низкий уровень знаний учащихся (знания непрочные и в последующем стремятся к распаду, если не проводить дополнительной работы по усвоению).

Во время проведения констатирующего этапа опытно- экспериментальной работы были получены следующие результаты уровня знаний учащихся о военной службе и воинской деятельности. Контрольная группа 11 «А», высокий уровень- 11,1%(2 чел.), средний уровень 38,8 %

( 7чел.), низкий уровень 50,1% (9 чел.). Экспериментальная группа 11 «Б» класс, высокий уровень 5,3% (1 чел.), средний уровень 36,8% (7 чел.), низкий уровень 57,9% (10 чел.).

Для диагностики уровня умений мы будем использовать результаты обучения по: тактической подготовке; огневой подготовке; радиационной, химической и биологической защите (РХБЗ); строевой подготовке; физической подготовке; медицинской подготовке. На основании оценок данных нормативов, мы вывели три уровня умений учащихся по подготовки к военной службе:

Не менее 50% нормативов выполнено на «отлично», остальные- на «хорошо»- высокий уровень;

Не менее 50% нормативов выполнено на «отлично» и «хорошо», остальные не ниже «удовлетворительно»- средний уровень;

При наличии неудовлетворительных оценок- низкий уровень.

Результаты вводной диагностики. Контрольная группа 11 «А», высокий уровень- 11,1%(2 чел.), средний уровень 44,5 % ( 8 чел.), низкий уровень 44,5% (8 чел.). Экспериментальная группа 11 «Б» класс, высокий уровень 10,5% (2 чел.), средний уровень 36,8% (6 чел.), низкий уровень 52,7% (10 чел.).

Что такое мотив? Мотив - это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребности субъекта. Под мотивом также очень часто понимают причину, лежащую в основе выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта [15].

Уровневый показатель определения мотивации учащихся к военной службе, через знание патриотизма. Определяли с помощью дополнения предложений:

4 из 5 положительных ответа, на ответ одного из вопросов есть сомнение- высокий уровень.

2-3 положительных ответа и в 2-3 есть сомнения-средний уровень.

Положительные ответы отсутствуют- низкий уровень.

Результаты диагностики. Контрольная группа 11 «А», высокий уровень- 11,1%(2 чел.), средний уровень 38,8 % (7 чел.), низкий уровень 50,1% (9 чел.). Экспериментальная группа 11 «Б» класс, высокий уровень 10,5% (2 чел.), средний уровень 42,2% (8 чел.), низкий уровень 47,3% (8 чел.).

На формирующем этапе мы произвели внедрение комплексной системы подготовки к военной службе, объединяющая возможности общего образования и дополнительного образования, использующая необходимую материальную базу воинских частей, учреждений военного профессионального образования, общественных организаций, штабов ГО. Все это будет реализовываться через проведение факультативных занятий в экспериментальной группе.

Контрольный (завершающий) этап включал повторные диагностики, математическую обработку полученных результатов, сравнение итоговых данных констатирующего и контрольного экспериментов, выводы по итоговым показателям научно-исследовательской работы.

Уровень знаний учащихся о военной службе и воинской деятельности

Таблица 1

Уровень знаний

11 «А» контрольный класс

18 учеников

11 «Б» экспериментальный класс

18 учеников

До эксперимента

После эксперимента

До эксперимента

После эксперимента

Высокий

2 чел. - 11,1%

4 чел - 22,2%

1 чел. -5,3%

9 чел.-42,2%

Средний

7 чел.- 38,8%

8 чел. - 44,5%

7 чел. - 36,8%

6 чел. -31,5%

Низкий

9 чел. - 50,1%

6 чел. - 33,3%

10 чел. -57,9%

  1. чел. -26,3%


Уровень умений по подготовке к военной службе

Таблица 2

Уровень знаний

11 «А» контрольный класс

18 учеников

11 «Б» экспериментальный класс

18 учеников

До эксперимента

После эксперимента

До эксперимента

После эксперимента

Высокий

2 чел. - 11,1%

3 чел - 16,6%

2 чел. -10,5%

8 чел.-42,2%

Средний

8 чел. - 44,5%

8 чел. - 44,5%

8 чел. - 36,8%

8 чел -42,2%

Низкий

8 чел. - 44,5%

7 чел.- 38,9%

8 чел. -52,7%

2 чел. -15,6%

Представления старшеклассников о патриотизме

Таблица 3

Уровень знаний

11 «А» контрольный класс

18 учеников

11 «Б» экспериментальный класс

18 учеников

До эксперимента

После эксперимента

До эксперимента

После эксперимента

Высокий

2 чел. - 11,1%

3 чел - 16,7%

2 чел. -10,5%

8 чел.-42,2%

Средний

7 чел. - 38,8%

8 чел. - 44,5%

8 чел. - 42,2%

8 чел -42,2%

Низкий

9 чел. - 50,1%

7 чел.- 38,8%

8 чел. -47,3%

2 чел. -15,6%

Список используемой литературы


  1. Платонов, К.К. Вопросы психологии труда/ К.К. Платонов.- М.: Медицина , 1970.-С.217-231.

  2. Ильясова, Т.В. Тестирование как инструмент педагогического измерения: материалы лекций / Т.В. Ильясова. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2005. 96с.


© 2010-2022