Основы духовно-нравственной культуры и Светской этики

Раздел Другое
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Утверждаю»

Директор МКОУ «РодниковскаяСОШ»

_________________ Е.А.Маркелова

Приказ № от « » ___ 2014 г.


«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

МКОУ«РодниковскаяСОШ» __________________________________

«____»____________2014г.


«Рассмотрено»

На заседании методического совета школы

Протокол № ___ от «____» ______ 2014г.


Программа учебного предмета

ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР

И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

(модуль «Светская этика»)

Уровень: базовый

Ступень образования: основное начальное образование

Класс 4

Учебный год 2015-2016



Кокшарова Ольга Александровна

учитель первой категории



2015 г.


Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе Программы курса к учебнику М.Т. Студеникина «Основы светской этики» (издательство «Русское слово», 2012г.), уровень обучения - базовый.

Цели и задачи учебного предмета:

Рабочая программа реализует следующие цели и задачи, предусмотренные федеральным компонентом государственного стандарта и программой основного общего образования по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Светская этика»:

ЦЕЛЬ: Формирование нравственных качеств личности

Задачи:

  • Знакомство учащихся с содержанием модуля «Основы светской этики»;

  • Развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;

  • Обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали, полученных в начальной школе;

  • Формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

  • Развитие способностей учащихся к общению в полиэтнической многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Место учебного предмета в учебном плане:

При формировании учебного плана как составляющей организационного компонента основной образовательной программы начального общего образования на преподавание курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе выделено 1 час в неделю во втором полугодии (17 часов в год).

Обоснование выбора учебно- методического комплекса для реализации рабочей программы:

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Светская этика» в 4 классе реализуется на учебных занятиях (уроках) по учебно-методическому комплекту УМК М.Т. Студеникина (включен в Федеральный перечень УМК, допущенных к использованию в общеобразовательных учреждениях в 2015-2016 учебном году).

Обоснование разбивки содержания программы на отдельные темы.

Разбивка содержания программы на отдельные блоки, выделение на данные темы учебных часов в объеме, определенном календарно-тематическим планом строится с учетом:

  • интересов обучающихся,

  • возможностей ОУ и материально-технической базы,

  • наличия методического и дидактического обеспечения,

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.

Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1.

Обоснование тематики содержания учебной программы в части реализации национально-регионального компонента:

Изучение краеведческого материала в рамках введения НРЭО познакомит учащихся с культурно-религиозными традициями Урала. Национально-региональные этнокультурные особенности на предмете Основы религиозной культуры и светской этики (модуль «Светская этика») реализуются в рамках курса.

Межпредметные связи, преемственность.

Программа построена с учетом принципа системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

При изучении учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе используются связи данной дисциплины с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана, такими как: окружающий мир, обществознание, история, литература.

Используемые технологии, методы, формы работы.

Преподавание основ светской этики строится с учетом таких подходов, как:

- целенаправленное включение обучающихся в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной традиции;

- активизация познавательной активности школьников;

- создание условий для позитивной самостоятельной деятельности обучающихся и проч.

Большое внимание на каждом уроке, занятии уделяется мотивации школьников при освоении учебного материала. Способы мотивации выбираются в зависимости от конкретных условий организации учебно-воспитательного процесса, уровня подготовки обучающихся, профессиональных ориентиров и компетенции учителя.

Расширению мотивационных условий изучения курса достигается за счет использования наглядности нового качественного уровня: помимо учебных пособий на печатной основе можно использовать электронное сопровождение курса, имеющее в своем составе графики, таблицы, фотографии, картины, аудио- и видеоматериалы, оригинальные документы, произведения художественной литературы и т.п.

В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, могут быть выделены следующие методы:

Метод моральных дилемм и дискуссий - создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов. Предлагается на основе анализа и доказательств правомерности поведения «героя» выбрать различные варианты ответов. Метод дает возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях.

Эвристические методы - методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового. Позволяют развивать способности человека, вырабатывать новые продуктивные идеи или их сочетания, получать оригинальные и целенаправленные результаты в соответствующей области.

Исследовательский метод - организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.

Проектирование - особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповыми занятиями, в результате которого школьники создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, учитывать потенциальные ресурсы и превращать их в реальные, проводить исследования, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.

В начальной школе (4 класс) наиболее широко используются эвристические методы, позволяющие делать акцент на творческой активности. Обучающимся не дается в готовом виде набор определений и истин, а предлагается самим сформулировать наиболее важные выводы.

Из всего арсенала существующих разнообразных форм, методов и вариантов проведения уроков, занятий, выбираются соответствующие особенностям и запросам современных школьников 4 класса, а именно:

  • эвристические беседы;

  • различные виды дискуссий (дебаты, диспуты, панельные дискуссии, дискуссия по типу «Аквариум» и т.д.);

  • учебные и социальные проекты;

  • уроки-экскурсии;

  • деловые и ролевые игры;

  • практикумы;

  • различные викторины и другие конкурсные события;

  • творческие мастерские.

Методы, используемые на занятиях: репродуктивный, эвристический, проблемный

Организационные формы: фронтальная, индивидуальная, групповая

В процессе обучения используются ИКТ, проектные технологии.

НРЭО реализуется во время учебных занятий на предмете «Основы религиозной культуры и светской этики (модуль «Светская этика»)»

Особенности организации учебного процесса: классно - урочная система, индивидуальная (занятия со слабоуспевающими.)

В ходе реализации содержания модуля применяются следующие виды уроков: урок-экскурсия, урок образ, эвристические беседы. Различные виды дискуссий, ролевые игры. Различные викторины и конкурсные события. Для организации занятий используются методы: словесный, наглядный, практический, проблемно поисковый, самостоятельной работы. Особое внимание уделяется работе с текстом: выборочное чтение, метод ИНСЕРТ, комментированное чтение, чтение с остановками, зигзаг. Для этой возрастной категории немаловажное значение имеет работа в группе. При этом используются следующие виды работы: взаимные вопросы и задания, взаимообъяснение, беседа, интервью, драматизация. Самостоятельная практическая деятельность состоит в составлении словаря терминов и понятий. В создании образов, рисунки, фотографии, слайд-шоу.

Задания на дом: чтение, заучивание минимального количества дат, терминов имен) подготовка пересказов (подробных, выборочных, обобщенных), составление опорных конспектов к пересказам, творческие работы (мини-доклад, эссе, рисунки, проекты).

Внеклассная работа учителя по предмету представлена: праздник, экскурсия, походы, заочная экскурсия, КВН, встречи за круглым столом с родителями.



Общая характеристика учебного предмета

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса - «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность»- являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).

Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребенка на принципах гуманизма в тесной связи религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

  • общая историческая судьба народов России, исповедующих разные религии;

  • единое пространство современной общественной жизни, включающее общность государства, языка, образования, культуры, экономики, права, менталитета, развитую систему межличностных отношений;

Включение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в основной вид деятельности обучающихся - в урочную деятельность интегрирует духовно-нравственное развитие и воспитание детей в образовательный процесс, способствуя концентрации содержания воспитания вокруг базовых национальных ценностей:

  • Патриотизм

  • Социальная солидарность

  • Гражданственность

  • Семья

  • Труд и творчество

  • Наука

  • Традиционные российские религии

  • Искусство и литература

  • Природа

  • Человечество

Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимся должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей младших школьников.

Место учебного предмета в учебном плане

При формировании учебного плана как составляющей организационного компонента основной образовательной программы основного общего образования на преподавание курса выделено 1 час в неделю (17 часов - 2 полугодие).


Ценностные ориентиры

Образовательный процесс в рамках учебного курса и в системе межпредметных связей призван обобщить, систематизировать процессы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в начальной школе, заложить основы их дальнейшего духовно-нравственного развития на ступенях основного и среднего (полного) общего образования.

Задачами учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» являются:

  • обеспечение условий для усвоения обучающимися приоритетных традиционных морально-нравственных идеалов, базовых национальных ценностей, моральных норм;

  • знакомство обучающихся с культурно-историческими основами традиционных религий и светской этики в России;

  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственности и морали в жизни личности, семьи, общества;

  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовности, нравственности, морали, полученных обучающимися в младшей школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.

Учебный курс, в содержании которого представлены четыре отечественные религиозные традиции и сущностно связанная с ними этика, создает мировоззренческую и ценностную основу для интеграции разнопредметного гуманитарного учебного содержания в основной школе. Российскую историю, литературу, искусство легче понять и, следовательно, принять, зная их религиозно-культурологические основы, понимая те идеалы, ценности, жизненные приоритеты, которые разделяли и к которым стремились наши предки. Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

Освоение учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:

  • понимание значения духовности, нравственности, морали, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;

  • знание основных норм светской и религиозной морали, религиозных заповедей; понимание их значения в жизни человека, семьи, общества;

  • формирование первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных религий и светской этики в России;

  • формирование уважительного отношения к традиционным религиям и их представителям;

  • формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;

  • знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы традиционной культуры многонационального народа России;

  • укрепление веры в Россию;

  • укрепление средствами образования духовной преемственности поколений.



Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Раздел, тема

Личностные

Метапредметные

Предметные

Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2.

- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;


- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления;

- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

- формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Духовные традиции многонационального народа России

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.









Содержание учебного предмета

Введение

Введение - 1 час

Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.

Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. - 17 часов

Россия - наша Родина.

Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Род и семья - исток нравственных отношений в истории человечества. Ценность родства и семейные ценности. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Нравственный образец богатыря. Дворянский кодекс чести. Джентльмен и леди.
Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре
Отечества. Мораль защитника Отечества. Порядочность. Интеллигентность. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит «быть нравственным» в наше время? Добро и зло. Долг и совесть. Честь и достоинство. Смысл жизни и счастье.

Высшие нравственные ценности. Идеалы. Принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Этикетная сторона костюма. Школьная форма - за и против. Образование как нравственная норма. Человек - то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России

Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

календарные сроки

Тема учебного занятия

Основные виды учебной деятельности


Планируемые результаты

НРЭО

Диагностика

Корректи

ровка

план

факт

личностные

метапредметные

предметные

1

Введение в предмет

анализировать по плану иллюстрации учебника, выразительно читать; осуществлять словарную и графическую работу;

при помощи учителя определить последовательность анализа мультфильма «Крошка Енот».

знать правила коллективной работы, читать по ролям и обсуждать сказку «Вежливый Кролик»

иметь представление о понятиях: этика, этикет, светский. Уметь: проявлять дружелюбие, культуру своего поведения, формулировать вопросы к тексту и отвечать на них

фронтальная

2

Россия - Родина моя

Регулятивные: определение алгоритма составления простого плана.

Познавательные: работа с физической картой России 21 века, атласом для 3-5 класса, текстами и иллюстрациями учебника, плакатами, с загадками.

Коммуникативные: взаимопомощь и доброжелательность общения в коллективе.

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

Интерес к познанию родной страны, усвоение понятий», «государство», «Конституция», «права», «обязанности», «государственные символы»

определение алгоритма ответа по плану.

работа с отдельными статьями Конституции РФ, текстами и иллюстрациями учебника, с плакатами, ответы на вопросы викторины. взаимопомощь и доброжелательность общения среди детей различных национальностей

Расширение представлений о Родине, родном крае, патриотизме. Знакомство с Основным законом страны

Моя Родина

групповая

3

Этика и этикет

Регулятивные: усвоение правил работы с учебником.

Познавательные: чтение текстов, ответы на вопросы, выполнение заданий; работа с карточками по определению значения слов, работа со схемами, словарем.

Коммуникативные: культурное и вежливое общение в коллективе.

Дружелюбное отношение друг к другу; знание практической пользы этики и этикета.

при помощи учителя определить последовательность анализа параграфа. выразительно читать; осуществлять; словарную работу.

знать правила коллективной работы; уметь читать по ролям и обсуждать прочитанное.

Ознакомление с основными общечеловеческими нормами поведения, правилами, принятыми в обществе.

работа в парах

4

Вежливость

Регулятивные: определение правил отработки понятий и терминов.

Познавательные: работа с табличками, выполнение заданий на закрепление, отработка терминов и понятий, чтение текста и составление схемы, проведение инсценировки с цветами.

Коммуникативные: неформальное общение, культурное и вежливое общение в коллективе.

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе


Воспитание вежливого поведения, доброжелательного отношения к окружающим, потребности оценивать свои поступки, осознавать обязанности, оценивать их выполнение, контролировать себя.

групповая

5

Добро и зло

Регулятивные: выявление алгоритма сложного плана изучения нового.

Познавательные: работа с карточками по определению терминов и понятий, практическая работа с предметами.

Коммуникативные: художественное чтение и обсуждение стихов, работа в парах, применение правил разговорной речи.

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;


Формирование представлений о нравственности человека за свои поступки. Отличие доверия от доверчивости. Воспитание доброты и милосердия, доброжелательности, уважения друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела.

групповая

6

Дружба и порядочность

Регулятивные: разработка правил работы в парах.

Познавательные: ответы на вопросы и задания к текстам, выполнение практического задания, работа с таблицами, анализ правил дружбы, объяснение пословиц.

Коммуникативные: работа в парах, определение правил соревнования команд.

Разрешение элементов практических ситуаций в повседневной жизни. Пробуждение стремления совершать добрые дела, быть порядочным человеком.

усвоение правил работы с учебником. чтение текстов; ответы на вопросы, выполнение заданий; работа со словарём по определению значений понятий; работа с условно графической наглядностью. культурное и вежливое общение в коллективе.

Овладение навыками культурного поведения, формирования нравственной культуры учащихся; отработка практических ситуаций проявления порядочности в повседневной жизни. Пробуждать стремление к самосовершенствованию и благородству.

работа в парах

7

Честность и порядочность

Регулятивные: при помощи учителя определение нравственных принципов собственного развития.

Познавательные: составление схемы, отработка терминов и понятий, выполнение практических заданий, этическая беседа по рисункам учебника, соотнесение иллюстрации с текстом, работа с пословицами и поговорками.

Коммуникативные: работа в группах и парах, художественное чтение и обсуждение стихов, сравнение и сопоставление высказываний.

Умение подбирать нужные пословицы и поговорки; соотносить рисунок с текстом; пользоваться словарём в конце учебника; составлять план для сообщения.

определение с помощью учителя принципов выявления межпредметных связей. работа с учебником; чтение стихов, текстов дополнительного чтения, применение схем; проведение беседы; составление плана изучение нового. правила общения во время беседы и диспута; выступления учеников с сообщениями.

Раскрытие межпредметных связей с литературой, историей. Пробуждение у учащихся интереса к вопросам нравственности. Воспитание уважения к традициям своего народа.

групповая

8

Гордость и гордыня

Регулятивные: определение правила составления схемы.

Познавательные: отработка терминов и понятий, выполнение заданий, составление схемы, работа с иллюстрациями учебника,

Коммуникативные: применение правил соревнования команд, чтение и обсуждение стихов, работа с пословицами.

Умение подбирать нужные пословицы и поговорки; соотносить рисунок с текстом; пользоваться словарём в конце учебника; составлять план для сообщения


Формирование эмоционально положительной концепции развития личности на примерах положительных традиций своего народа, реализация межпредметных связей с литературой, русским языком.

групповая

9

Обычаи и обряды русского народа

Регулятивные: с помощью учителя определение принципов выявления межпредметных связей.

Познавательные: работа с учебником, чтение стихов, текстов народного фольклора, просмотр фрагмента видеофильма Роу «Морозко», игра «Бояре», проведение беседы, прослушивание музыки, составление плана изучения нового.

Коммуникативные: правила общения во время беседы и диспута, выступления учеников с сообщениями.

формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.

определение правил составления схемы, сложного плана. отработка терминов и понятий; выполнение заданий, работа по составлению схем; составление кроссворда; ответы на вопросы; работа с иллюстрациями учебника. применение правил соревнования команд; чтение и обсуждение дополнительных текстов; работа с пословицами.

Формирование эмоционально положительной концепции развития личности на примерах положительных традиций своего народа, реализация межпредметных связей с литературой, русским языком.

обычаи нашего края

индивидуальная

10

Терпение и труд

Регулятивные: определении принципов применения блок-пакетов на уроках этики.

Познавательные: использование блок-пакетов с заданиями, работа на карточках, заполнение схем и таблиц.

Коммуникативные: основы анкетирования, сообщения учащихся, чтение текста по ролям.

наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Реализация межпредметных связей с литературой, историей. Воспитание уважительного отношения к людям другой национальности, ответственности за свои дела и поступки, целеустремлённости.

групповая

11

Семья

Регулятивные: правила анализа текстов по выявлению разумных потребностей.

Познавательные: ответы на вопросы анкеты, отгадывание ребуса, составление схем, работа с иллюстрациями.

Коммуникативные: дружеское общение, взаимопомощь учеников в ходе подготовки выставки, древа родословия.

формирование семейных ценностей. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

Формирование умения соизмерять свои слова и дела, разыгрывая жизненные ситуации, усваивать образцы поведения их героев. Уважительно относится к героям прошлого и настоящего.

генеологическое древо

индивидуальная

12

Семейные традиции

Регулятивные: определение задач по выявлению и сохранению традиций.

Познавательные: работа с табличками, выполнение заданий развивающего характера. Работа с понятиями, составление схем, графическая работа.

Коммуникативные: правила выступления с сообщениями, умение отвечать на вопросы, правила проведения словесных игр.

формирование семейных ценностей развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;


Подводить учеников к мысли о важности сохранения дружеских взаимоотношений в классе и в школе, семье. Продолжить работу по изучению особенности семей классного коллектива. Воспитание чувства гордости за поступки героев наших дней.

семейные ценности

работа в парах

13

Сердце матери

Регулятивные: определение правил изучения общечеловеческих норм

Познавательные: выполнение графического задания; работа в группах с раздаточным материалом, анализ текста и выявление основных идей, работа с анкетой, просмотр фрагмента фильма «Марья-искусница», проведение игры «Моя семья», сценка «Мама и солнышко».

Коммуникативные: определение правил работы в группах.

формирование семейных ценностей

готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Обучение детей ценить и дорожить великим даром общения, определение роли и значения самовоспитания в этом процессе.

групповая

14

Правила твоей жизни

Регулятивные: составление практических заданий по решению жизненных ситуаций.

Познавательные: выполнение практических заданий на доске, работа с текстом, беседа по картине Решетникова «За уроками», участие в игре, отработка логических операций.

Коммуникативные: определение правил работы в командах

Знание основ школьного Устава, запрещающих требований; проявление уважительного отношения к учителям, учащимся школы. Умение подготовить сообщение о правах и обязанностях школьника.

основы составления простого и сложного планов, анализ нового материала; чтение стихов, анализ пословиц; разыгрывание сценок; работа в группах с блок - пакетами; выполнение заданий в парах, развитие речи в разных ситуациях.

Реализация межпредметных связей с другими дисциплинами. Развитие умения находить в тексте знания этического характера, знание основных правил этики. Рассмотрение и анализ конкретных ситуаций из школьной жизни

фронтальная

15

Праздники народов России

Регулятивные: усвоение основ комплексной работы с текстом, с открытками, карточками и схемами.

Познавательные: анализ нового материала, чтение стихов, пословиц, разыгрывание сценок, работа в группах с блок-пакетами, выполнение заданий в парах.

Коммуникативные: развитие культуры поведения на праздниках.

формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.

готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Активизация знаний речевого этикета из межпредметных связей. Воспитание желания узнавать новое о жизни своего и других народов, уважительно к ним относится.

традиционные праздники нашего края

групповая

16

Защитники Отечества

Регулятивные: основы составления простого и сложного плана.

Познавательные: работа с учебником, иллюстрациями, репродукцией картины Васнецова «Богатыри», с фотографиями Могилы Неизвестного Солдата, памятника Г.К. Жукова, с изображением Георгия Победоносца, чтение стихов и былин, слушание музыки, рисование.

Коммуникативные: основы фронтальной и групповой работы в классе.

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину


Реализация межпредметных связей с другими дисциплинами. Развитие умения находить в тексте знания этического характера, знание основных правил этики. Рассмотрение и анализ конкретных ситуаций из школьной жизни

герои Челябинской области

индивидуальная

17

Итоговое повторение

Регулятивные: составление тестового задания.

Познавательные: выполнение заданий тестового характера, ответы на вопросы, соотнесение пословицы с темой.

Коммуникативные: основы работы в парах и группах.

Компетенции владения основами этики и этикета: знание понятий и определений, соотнесение определения с понятиями, пословиц с изученными темами; выполнение тестовых заданий.

составление тестового задания. выполнение заданий тестового характера, ответы на вопросы, соотнесение пословицы с темой. основы работы в парах и группах

Выявление основных знаний и умений учащихся по курсу, проведение их актуализации. Обобщений и систематизация знаний по курсу этики и этикета. Подготовка к восприятию и усвоению курса обществознания

фронтальная

График контрольных работ в 4 классе


№п\п

Тема

Дата проведения

Цель работы

1

Входящий контроль (ур. 1)


Выявить уровень начальных знаний по курсу

2

Итоговый контроль (ур. 34)


Выявить уровень знаний по курсу



Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса


Дидактическое и методическое обеспечение

Дидактическое обеспечение


Методическое обеспечение


Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики: уч. для 4кл. общеобр. учр. / М.Т. Студеникин. - М.: «Русское слово», 2012

Программа курса к учебнику М.Т. Студеникина Основы светской этики 4 класс: авт.-сост. М.Т. Студеникин. - М.: «Русское слово», 2012


Основы светской этики», пособие для учащихся М. Просвещение 2010


Тематическое планирование курса «Основы религиозных культур и светской этики» (эл. вариант)


«Основы светской этики», пособие для учащихся М. Просвещение 2010

«Основы религиозных культур и светской этики», книга для учителя М. Просвещение 2010


«Основы религиозных культур и светской этики», книга для родителей М. Просвещение 2010


Материально-техническое обеспечение

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Примечание

Компьютер с художественным программным обеспечением.

1


Экран навесной

1


Мультимедийный проектор.

1


Магнитная доска.

1

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и репродукций.

Фотокамера цифровая.

1



Информационно-коммуникационные средства

Видеофильмы

Электронные образовательные ресурсы

Ресурсы интернета


Электронное приложение к курсу «Основы религиозных культур и светской этики» М. Просвещение. 2010



































Планируемые результаты изучения учебного предмета

Обучение детей по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Светская этика», должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

  • формирование семейных ценностей;

  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Требования к метапредметным результатам:

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;

  • определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

  • готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

  • знакомство с основными нормами светской морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

  • понимание значения нравственности в жизни человека и общества;

  • формирование первоначальных представлений о светской этике, её роли в культуре, истории и современности России;

  • становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

  • осознание ценности человеческой жизни.
























Оценочные материалы (КИМ)


Входящий контроль (ур. 1)

Как ты объяснишь слова патриот, Отечество, Родина?

О ком из известных людей ты хотел бы рассказать членам своей семьи и друзьям? Почему?

Как вы понимаете слово светский? Как вы думаете, что такое этика?

Что вы можете рассказать о культуре и морали членам семьи и друзьям?


Итоговый контроль (ур. 34)


Вспомните, что такое мораль ( в случае затруднений обратитесь к записанному в тетрадь определению).

Как вы думаете, как она возникла?

Всегда ли она существовала?

Как вы понимаете слова материальная культура и духовная культура?

Как вы объясните разницу между этими понятиями?

Каковы особенности морали как особого вида духовно-практической культуры?

Как ты думаешь, почему моральные нормы нигде не записаны?

Какой вклад вносишь ты в поддержание морали среди твоих друзей?

Каких людей вы называете добрыми, а каких - злыми?

Как ты думаешь, быть справедливым очень сложно? Обоснуй свой ответ









Приложение

Литература

Учебно-методический комплекс по ОРКиСЭ

«Основы светской этики», пособие для учащихся М. Просвещение 2010

«Основы религиозных культур и светской этики», книга для учителя М. Просвещение 2010

«Основы религиозных культур и светской этики», книга для родителей М. Просвещение 2010

Электронное приложение к курсу «Основы религиозных культур и светской этики» М. Просвещение. 2010

СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Агапова И.А, Давыдова М.А. Праздник в школе: сценарии, кон-курсы, викторины (1-5 кл.). М., 2005.

Азбука для несовершеннолетних / сост. А. Алексеева, А. Стреля¬ный. М., 1985.

Азбука нравственного воспитания / под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой. М., 1975.

Амоева М.А. Классные часы в 5-7 классах. Ростов н/Д., 2003.

Аникин В.П. Живая вода: сборник русских народных песен, ска¬зок, пословиц, загадок. М., 1987.

Архарова Л.И., Гребенкина Л.К., Демидова С.Б. Сценарии праздни-ков, классных часов, игр, развлечений. М., 2005.

Бачинин В.А. Этика: энциклопедический словарь. СПб., 2005.

Басманова Э. Гостевой этикет, или На высшем уровне. М., 2006.

Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками: пособие для учителя. М., 1982.

Вакса О., Потапов С. Уроки вежливости: этикет для детей. М., 2001.

Васильева-Гангнус Л.В. Правила этикета: краткий справочник. М., 1992.

Грамматика нравственности. 5 класс: учебное пособие / под ред. Э.П. Козлова. М., 2007.

Даль В.И. Пословицы русского народа: в 3 т. М., 1994.

Дереклеева И.И. Справочник классного руководителя. 1-4 клас¬сы. М., 2001.

Забрамная С.Д., Боровик О.В. Развитие ребенка - в ваших руках: книга полезных советов для родителей, воспитателей, учителей, психологов, дефектологов. М., 2000.

Иванов В.Г. Этика. СПб., 2009.

Камычек Я. Вежливость на каждый день. М., 2002.

Корнеева И.П. Основы этики: учебно-методическое пособие. Белгород, 2010.

Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 2000.

Курочкина И.Н. Этикет для детей и взрослых: учебное пособие. М., 2001.

Матюхина Ю.А., Попова Н.С. Этикет для маленьких леди и джентльменов. Ростов н/Д., 2009.

Насонкина С.А. Уроки этикета. СПб., 2003.

Нравственное развитие младшего школьника в процессе вос¬питания /под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой. М., 1979.

Остер Г. Вредные советы. М., 1998.

Пальмано 77. Энциклопедия этикета для мальчиков и дево¬чек / пер. с англ. М., 2009.

Панкеев И.А. Энциклопедия этикета. М., 1999.

Пахальян J1.A. Этикет для мальчиков. Ростов н/Д., 2008.

Поддубская Л. Р. Этикет от А до Я. М., 2003.

Потапов С., Вакса О. Этикет для подростков, или Искусство нра-виться себе и другим. М., 1999.

Разум сердца. Мир нравственности в высказываниях и афориз¬мах / сост. В.Н. Назаров, Г.П. Сидоров. М., 1990.

Словарь по этике / под ред. И.С. Кона. М., 1983.

Современная энциклопедия: этикет / авт.-сост. И.Е. Гусев. М., 1999.

Соколова-Смидович О.А. Салон доверительных бесед, или Этикет для девочек. М., 2000.

Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике. М., 1990.

Формановская Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте!»: речевой этикет в нашем общении. М., 1987.

Шемшурина А.И. Основы этической культуры: книга для учителя. М., 2000.

Шемшурина А.И. Этическая грамматика. М., 2004.

Шипицина Л.М., Защиринская О.В. Азбука общения. СПб., 2005.

Этика: словарь изречений и афоризмов. М., 1994.


© 2010-2022