- Преподавателю
- Другое
- Методические материалы по теме Формы реализации исследовательской деятельности на уроках
Методические материалы по теме Формы реализации исследовательской деятельности на уроках
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Селиванова Н.А. |
Дата | 15.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Формы реализации исследовательской деятельности на уроках.
Исследовательская деятельность является эффективным средством развития теоретического мышления как позволяющая на конкретном материале фиксировать причинно-следственные связи, устанавливать результаты развития процессов, производить содержательные обобщения и восхождение «от частного к общему», носит деятельностный характер. Теоретическое мышление схватывает мир в динамике, позволяя вскрывать причинно-следственные связи, прогнозировать развитие ситуаций (этот его контекст остается скрытым, когда термин «теоретическое мышление» понимается в его бытовом лексическом значении).
Суть концепции исследовательской деятельности учащихся заключается в развитии деятельностного содержания образования на основе создания многопозиционной образовательной среды образовательного учреждения (учащиеся, педагоги, ученые, эксперты и др.). В процессе этой деятельности происходит формирование важнейших психических функций учащихся на каждом возрастном этапе, развитие теоретического мышления, рефлексивных способностей, в конечном счете - становление субъектности личности школьника. Центральным звеном является деятельностное содержание образование, которое конкретизируется через систему представлений о структуре научной картины мира, приобретением личного опыта реализации исследовательских задач, выработке ценностных ориентаций обучающихся.
Цель исследовательской деятельности заключается в приобретении учащимся навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения новых знаний. Можно выделить два вида исследовательской деятельности: учебно-исследовательская и научная исследовательская (рис. 1)
Рис.1
Под учебно-исследовательской деятельностью школьников понимают деятельность, связанную с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением. Учебно-исследовательская деятельность предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. Специфика исследовательской деятельности школьника заключается в том, что ученик чаще всего осуществляет не весь цикл исследования, а выполняет лишь отдельные его элементы.
При организации различных форм исследовательской деятельности отправным является представление о дидактической единице исследовательской деятельности - совместно разрабатываемом учащимся и его руководителем исследовательском задании, в котором задаются нормы исследования (такие, как структура исследования, метод исследования, стандарт представления результатов), создаются условия для самостоятельного аргументированного выбора учащимся тематики и направлений исследований, объекта, версий объяснения результатов (анализа), самостоятельной рефлексии хода проведенного исследования.
Рассмотрим подробнее основные формы реализации исследовательской деятельности:
Формы реализации
исследовательской деятельности
Характеристика подхода
1.
Проблемное ведение уроков базисного компонента учебного плана общеобразовательной школы по традиционным предметам.
Реализуется проблемный подход к ведению урока: представление учителем различных точек зрения на заданную тему; организация дискуссии, в процессе которой происходит анализ представленных учителем первоисточников и высказываются различные мнения, которые затем формулируются в виде выводов. Можно организовать доклады учащихся по поставленным (в качестве домашних) заданиям (с написанием проблемно-реферативных работ), отражающим различные точки зрения на проблему с режиссурой научной дискуссии и формулировкой выводов.
2.
Введение в сетку базисного компонента учебного плана специальных учебных предметов.
Например, курс «методы научных исследований» в рамках которого дается методология исследовательской деятельности с иллюстрацией на конкретных задачах в рамках образовательных областей, отработка постановки и реализации исследовательских задач в рамках домашних заданий, презентация данных заданий на уроках.
3.
Курсы в рамках школьного компонента
Элективные курсы предпрофильного и профильного обучения в области различных естественных и гуманитарных наук, которые строятся на основе выполнения исследовательских проектов.
4.
Программы дополнительного образования
Применение широкого спектра различных форм групповой и индивидуальной работы по дополнительным образовательным программам, фиксация результата как законченной исследовательской работы.
5.
Применение исследовательского подхода при проведении экскурсий традиционного характера.
Постановка индивидуальных исследовательских задач с фиксацией результата в виде отчетных творческих работ.
6.
Реализация общешкольных проектов
Тесная взаимосвязь различных форм образовательной деятельности и реализации годового цикла исследовательской деятельности
7.
Реализация походов и экспедиций
Самостоятельные формы организации исследовательской деятельности и элементы годового цикла проведения учебных исследований.
8.
Проведение научно-практических конференций и конкурсов
Формы презентации исследовательской деятельности.
9.
Осуществление деятельности тематических клубов и молодежных объединений
Юношеские научные общества, малые академии наук и др.