Организация ученического самоуправления в школе 8 вида

В данном материале представлен опыт работы по организации ученического самоуправления в коррекционной школе 8 вида. Ученический коллектив специальной (коррекционной) школы 8 вида имеет довольно сложную структуру. Это определено различной структурой имеющихся у учащихся дефектов. В условиях обучения и воспитания учащихся с нарушениями интеллекта школьное самоуправление является хорошим средством сплочения ученического коллектива, при этом вся деятельность осуществляется детьми, а педагог-организа...  
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Органом общешкольного самоуправления является совет школы, в который входят учащиеся старших классов с достаточно сохранным интеллектом, пользующиеся авторитетом среди учащихся, так или иначе помогающие в управлении школьным коллективом. Деятельность совета школы регламентируется педагогом-организатором и заместителем по воспитательной работе. На заседаниях совета школы создаются рабочие группы: трудовая, санитарная, учебная, спортивная, хозяйственная, художественно-музыкальная. Количество и наименование видов деятельности определяются условиями учебно-воспитательного процесса.

В нашей школе работа по организации школьного самоуправления была проведена в несколько этапов. На первом этапе в каждом классном коллективе были проведены беседы о том, кто такой лидер, какими качествами он должен обладать, кто может быть лидером из одноклассников.

На втором этапе была проведена деловая игра «Выборы президента», которая являлась моделью настоящих «взрослых» выборов. В результате внутриклассных бесед и опросов были выявлены три кандидата на роль школьного президента. Каждый кандидат с помощью наставника из числа педагогов сформулировал свою предвыборную программу, в которой изложил своё видение школьной общественной и творческой жизни. Из числа учащихся с достаточно сохранным интеллектом была создана избирательная комиссия, которая составила списки классов, занималась выпуском бюллетеней и изготовлением урны для голосования. В день выборов эти ребята следили за порядком и дисциплиной во время голосования, вели подсчёт голосов.

В результате голосования определился лидер, который и стал школьным президентом.

На третьем этапе из числа классных лидеров сформировалась Школьная Дума.

На первом заседании ШД были распределены назначения и обязанности министров.

Основное содержание деятельности каждого структурного компонента.

Президент ученического самоуправления:

  • председательствует на всех заседаниях Министерств;

  • координирует работу всех министерств.

  • Осуществляет связь с методическим объединением классных руководителей, со всеми учителями школы.

Секретарь ШД

отвечает за:

  • оперативное (своевременное) ведение документации Совета (протоколы, ШД);

  • собирает информацию о выполнении решений Совета.

Премьер-министр

  • Выполняет обязанности Президента в его отсутствие;

  • Отвечает за ведение документации ШД.

  • Министр образования

  • координирует вопросы образовательного процесса;

  • координирует участие в конкурсах образовательного цикла и предметных неделях, олимпиадах;

  • оказывает помощь в проведении предметных недель;

  • оказывает помощь в организации и проведении интеллектуальных игр и конкурсов.

Министр труда

  • Выполняет решения ШД по трудовому направлению;

  • Вносит и реализует предложения по работе ШД по трудовому направлению;

  • Осуществляет контроль за дежурством по школе и классам;

  • Организует проведение субботников;

  • Контролирует прохождение учащимися трудовой практики;

  • Проводит рейды по проверке сохранности школьной мебели, книг, по проверке сменной обуви, состоянии школьного участка.

Министр культуры и досуга


  • Выполняет решения ШД по культурно-массовому направлению;

  • Вносит и реализует предложения по работе ШД по культурно-массовому направлению;

  • Занимается проведением всех культурно-массовых общешкольных мероприятий: концертов, вечеров, дискотек и др.;

  • Оказывает консультативную помощь классам в подготовке вечеров, огоньков, выступлений на конкурсах самодеятельности.

Министр печати

  • Отвечает за своевременное информирование учеников и педагогов школы;

  • Выпуск школьной газеты;

  • Выпуск школьных радиопередач;

  • Оформление школьного стенда информации.

Министр спорта и здоровья

  • Занимается спортивными мероприятиями школьников;

  • Помогает организовывать спартакиады и олимпиады школы;

  • Пропагандирует здоровый образ жизни.

Отдел тимуровцев

  • участвует в акциях «Мы за чистое село», «Посади дерево», «Помоги ребенку», «Мы за ЗОЖ».

  • Организует помощь инвалидам, престарелым гражданам и ветеранам ВОВ.

Школьный радиоузел

  • Школьные новости;

  • Спортивные новости;

  • Поздравления;

  • Знаменательные даты;

  • А знаешь ли ты?

  • Анекдоты;

  • Рейтинг классов;

  • Викторина;

  • Трансляция музыки;

В работе каждого Совета дела присутствуют основные звенья самоуправления:

  • коллективное целеполагание

  • коллективное планирование

  • подготовка и осуществление задуманного дела

  • коллективный анализ и оценка выполненного дела

  • постановка новых перспектив.

Проблема организации взаимоотношений внутри коллектива является одной из центральных в воспитательном процессе. И это не случайно. В детском коллективе существуют организованные педагогом отношения и отношения стихийные, требующие особого внимания.

Каждый педагог-организатор при организации самоуправления должен помнить:

1. Мастерство организатора зависит главным образом от того, в какой мере учитываются социально-психологические факторы развития коллектива и на какой нравственной основе развёртывается детское самоуправление.

2. необходимо знать скрытые пружины детского общения, характер притязаний, интересов, мотивов поведения - без этого невозможно развивать детскую активность.

3. Следует завоевать доверие учеников - это первое условие в развитии детской самостоятельности. Развивать самоуправление - значит постоянно учить школьников правильному разрешению возникающих противоречий, устранению недостатков, преодолению трудностей. Смысл самоуправления - в формировании инициативы и самостоятельности учащихся.

4. Необходимо привлекать к управлению жизнью школы как можно больше учащихся, не ограничиваться узким кругом актива. Помочь каждому раскрыться, показать свои лучшие стороны, которые могут привлечь к нему сверстников - это задача коллектива.

Большую роль при организации самоуправления имеет работа с лидерами, но при этом надо помнить, что:

1. Роль лидера далеко не всегда соответствует его интеллектуальной и нравственной ценности, и задача педагога - путём постоянного обогащения жизни детей полезными делами, повышения нравственных требований, добиться, чтобы это соответствие было полноценным.

2. В одних занятиях школьник может лидировать, а в других быть рядовым. Задача педагога-организатора состоит в том, чтобы утвердить в коллективе правило: кто лучше умеет, тот и возглавит. Необходимо превратить это правило в норму деятельности, приучить школьников оценивать товарищей по тому, как они относятся к общему делу, насколько им дорого нравственное здоровье класса, школы в целом.

В условиях обучения и воспитания учащихся с нарушениями интеллекта школьное самоуправление является хорошим средством сплочения ученического коллектива, при этом вся деятельность осуществляется детьми, а учитель берет на себя педагогическое руководство.

Там, где воспитательная система сложилась, школьный коллектив выступает как единое целое, как содружество детей и взрослых, объединенных общей деятельностью и общей ответственностью. У школьников и педагогов формируется «чувство школы», что делает возможным осуществление и расширение практики личного подхода.


© 2010-2022