Календарно-тематическое планирование по СБО (5 класс)

Раздел Другое
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тематическое планирование

Социально-бытовая ориентировка (5 класс)

Базовая программа: программы специальной (коррекционной) образовательной школы YIII вида: 5-9 кл.: в 2 сб./Под ред. В.В.Воронковой. -

М.: Гуманитарное изд. Центр ВЛАДОС, 2001. - Сб. 1.-232 с. Авторский коллектив: Романина В.И., Васенков Г.В. Под редакцией Павлова Н.П.



Учебный план

Четверть

Кол-во недель

Кол-во часов

I

8 учебных недель и 4 дня

9

II

7 учебных недель 3 дня

7

III

10 учебных недель и 2 дня

10

IY

7 учебных недель и 5 дней

834 учебные недели

1 час в неделю

34 часа в год

Дата

Тема

Кол-во часов

I четверть - 9 часов

1

Введение. Инструктаж по охране труда при проведение занятий по СБО. Введение в предмет «СБО».

1

Тема «Личная гигиена» 3 часа

2

Правила личной гигиены; предметы и средства личной гигиены.

1

3

Уход за полостью рта; уход за ушами; уход за волосами.

1

4

Правила охраны зрения (чтение, просмотр телевизора, гимнастика для глаз).

1

Тема «Культура поведения» 2 часа

5

Поведение в музее, библиотеке.

1

6

Ролевая игра «Запишите меня в библиотеку».

1

Тема «Жилище» 9 часов

7

Виды жилых помещений в городе и деревне.

1

8

Виды помещений в жилых домах (варианты квартир и подсобных помещений).

1

9

Почтовый адрес дома, школы. Написание адреса на почтовой открытке.

1

II четверть - 7 часов

1

Правила протирания пыли; правила подметания пола.

1

2

Гигиенические требования к жилому помещению.

1

3

Инвентарь и приспособления для уборки.

1

4

Последовательность уборки детской комнаты.

1

5

Организация рабочего места школьника.

1

6

Обобщение пройденной темы. Контрольное тестирование.

1

Тема «Питание» 10 часов

7

Значение продуктов питания для здоровья человека.

1

III четверть - 10 часов

1

Кухонная посуда, приборы, приспособление - назначения. Столовая посуда, приборы - назначение.

1

2

Правила мытья и чистки посуды.

1

3

Чайная посуда. Сервировка стола к завтраку.

1

4

Правила заваривания чая.

1

5

Приготовление бутербродов.

1

6

Приготовление блюд из яиц (отварные, яичница).

1

7

Приготовление салата или винегрета (вареные овощи)

1

8

Ролевая игра «Чаепитие в классе"

1

9

Повторение пройденной темы. Контрольное тестирование.

1

Тема «Культура поведения» 2 часа

10

Поведение за столом. Правила приема пищи.

1

IV четверть - 8 часов

1

Упражнения по этикету.

1

Тема «Транспорт» 2 часа

2

Виды городского транспорта (транспортные средства). Оплата проезда в автобусе.

1

3

Правила поведения в транспорте, на улице. ПДД (транспортный, пешеходный маршрут в школу).

1

Тема «Торговля» 1 час

4

Основные виды магазинов. Их назначение. Правила поведения в магазине. (Виды отделов в продовольственном магазине, правила и порядок покупки товара)

1

Тема «Одежда и обувь» 4 часа

5

Виды одежды и головных уборов, их назначение.

1

6

Повседневный уход за одеждой, подготовка ее к хранению.

1

7

Виды обуви, их значение. Повседневный уход за кожаной обувью, обувью из замши, текстиля, шерсти (валяная).

1

8

Обобщающий урок. Подведение итогов. Тестирование по выбору учащегося.

1

Дата

Тема

Образовательные задачи

Кол-во часов

Содержание

Речевая работа

Мат./тех. оснащение, метод. обеспечение урока

Теория

Практика

I четверть - 9 часов


1

Введение. Инструктаж по охране труда при проведение занятий по СБО. Введение в предмет «СБО».

Дать представление (ознакомить) о ПП в кабинете СБО, способствовать формированию навыков соблюдения правил ТБ и санитарно-гигиенических требований. Ознакомить с планом работы, программой.


  1. Инструктаж №1. Общие правила ТБ

  2. Учебная программа на I четверть

Экскурсия по кабинету

Тема «Личная гигиена» 3 часа

2

Правила личной гигиены; предметы и средства личной гигиены.

Ознакомить учащегося с правилами и средствами л/г; способствовать формированию навыков по соблюдению л/г.


  1. Правила и приемы выполнения утреннего туалета (последов.)

  2. Содержание в чистоте и порядке личных вещей индивидуального пользования (н/п, з/щ, расческа, полотенце, носки, трусы).

  1. Выполнение утреннего и вечернего туалета: чистка зубов; мытье рук, лица.

  2. Стирка индивидуальных личных вещей

Утренний, вечерний туалет; предмет л/г; средство л/г; гигиена зрения

3

Уход за полостью рта; уход за ушами; уход за волосами.

Ознакомить с правилами уходаза полостью рта, ушами, волосами; способствовать формированию навыков выполнения утреннего туалета.


  1. Периодичность и правила чистки ушей.

  2. Правила ухода за волосами.

  1. Расчесывание волос

  2. Выбор прически

  3. Чистка зубов (повт.)

4

Правила охраны зрения (чтение, просмотр телевизора, гимнастика для глаз).

Ознакомить с правилами охраны зрения при чтении, просмотре телевизора; с правилами освещенности рабочего места


  1. Значение зрения в жизни и деятельности человека.

  2. Правила бережного отношению к зрению

  1. Установка настольной лампы на рабочем месте.

  2. Выполнение гимнастики для глаз (снятие напряжения)

Тема «Культура поведения» 2 часа

5

Поведение в музее, библиотеке.

Ознакомить с правилами поведения в общественных местах, способствовать их осознанию и формированию навыков по их соблюдению

Правила-рекомендации (запись в тетрадь). Способы ведения разговора со старшими, сверстниками.

Разбор ситуаций. Упражнения по этикету.

6

Ролевая игра «Запишите меня в библиотеку».

Способствовать формирования навыков вежливого обращения к взрослым, поддерживания беседы.


  1. Правила поведения при встрече и расставании.

  2. Формы обращения с просьбой, вопросом.

Ситуативные диалоги при встрече, расставании.

Тема «Жилище» 9 часов

7

Виды жилых помещений в городе и деревне.

Ознакомить с видами жилых помещений в городе, селе; способствовать осознания их различия.


  1. Виды жилья (собственное, государственное)

  2. Почтовый адрес дома, школы.

Заполнения почтового адреса на открытке.

Вид жилья; жилое помещение; подсобное помещение

8

Виды помещений в жилых домах (варианты квартир и подсобных помещений).

Ознакомить с видами помещения в жилых домах; способствовать пониманию их назначения, конструкции.


  1. Варианты:

    1. по конструкции;

      1. по назначению;

  2. Правила организации рабочего места школьника

Соблюдать порядок на рабочем столе и во всем жилом помещении.

9

Почтовый адрес дома, школы.

Дать представление о почтовом адресе школы; способствовать запоминанию почтового адреса своего дома.

Последовательность заполнения почтового адреса.

Написание адреса на конверте, почтовой открытке, телеграмме.

II четверть - 7 часов

1

Гигиенические требования к жилому помещению.

Ознакомить с гигиеническими требованиями к жилом помещению; способствовать их осознанию и формированию навыков их соблюдения.

Перечень основных гигиенических требований. Правила влажной уборки.

Проведение влажной уборки в помещении.

2

Инвентарь и приспособления для уборки.

Ознакомить с инвентарем для уборки (включая электропылесос); способствовать осознанию его назначения.

Правила пользования электропылесосом; Т.Б.

Правила и последовательность проведения сухой, влажной уборки.

Подготовка электропылесоса к работе; чистка ковра, мягких игрушек электропылесосом.

3

Правила протирания пыли; правила подметания пола.

Ознакомить с двумя видами бытового труда по уходу за помещением; способствовать формированию навыков по их выполнению.

Значение данных видов бытового труда; предметы труда. Виды мебели, игрушек. Способы удаления пыли. Последовательность действий. Правила подметания пола.

Тренировочные упражнения в выполнение трудовых процессов; имитирующие игры; игровые учебные ситуации. Оценка реальных ситуаций.

4

Последовательность уборки детской комнаты.

Способствовать закреплению навыков в проведении влажной уборки, осознанию преимущества чистоты и порядка в помещении.

Виды труда по уборке помещения (класса); их значение, рациональная последовательность выполнения, необходимый инвентарь.

  1. Тренировочные упражнения в проведении уборки.

  2. учебные игровые ситуации.

  3. Сюжетные рисунки

5

Организация рабочего места школьника.

Способствовать формированию ЗУН знаний учащегося по организации рабочего места, их осознанию и потребности соблюдения.

Правила организации рабочего места в школе (парта), дома (письменный стол).

Дидактические игры «Наведи порядок»; логические задачи; оценка реальных ситуаций.

6

Обобщение пройденной темы. Контрольное тестирование.

Способствовать обобщению знаний по теме «Жилище», осуществить проверку ЗУН

Разноуровневое тестирование

1 в.>объем, высокая сложность;2 в.<объем, низкая сложность.

Тема «Питание» 10 часов

7

Значение продуктов питания для здоровья человека.

Дать представление о значение продуктов питания для здоровья;учить узнавать продукты по внешнему виду, вкусу и запаху; определить признаки свежих и испорченных продуктов

Основные группы продуктов, действие продуктов на организм, признаки свежих и испорченных продуктов, условия хранения.

Дидактические игры, тренировочные упражнения на узнавание, описание, нахождение различных продуктов. Игровые ситуации. Отгадывание загадок, кроссвордов. Решение логических задач.

III четверть - 10 часов

1

Кухонная посуда, приборы, приспособление - назначения. Столовая посуда, приборы - назначение.

Дать представление о двух видах посуды, их назначение; учить распределять посуду по видам, пользоваться столовыми приборами.

Название предметов посуды; назначение; виды посуды, приборы и приспособления. Правила пользования.

Тренировочные упражнения на узнавание, нахождение, расположение предметов посуды. Дидактические игры: рисование, выкладывание контурных изображений. Решение логических задач.

Посуда. Столовые приборы.

2

Правила мытья и чистки посуды.

Ознакомить а правилами по уходу за кухонной и столовой посудой, ее мытьем, сушкой; способствовать формирования навыков выполнения данного вида бытового труда.

Значение мытья посуды; требования к воде; предметы труда, последовательность выполняемых действий при осуществлении процесса мытья

Моделирование реальных ситуаций. Обсуждение д/кн «Федорино горе». Организация рабочего места. Составление ПОК. Практическое выполнение трудового процесса бригадным способом. Учебные ситуации с сознательно допущенными ошибками.

3

Чайная посуда. Сервировка стола к завтраку.

Ознакомить с правилами сервировки стола; дать представление о чайной посуде; способствовать формированию навыков по сервировке стола, правилам этикета за столом.

Правила и последовательность сервировки стола. Правила пользования чайной ложкой.

Тренировочные упражнения; рисование, складывание разрезных картинок; загадки, дидактические игры.

Сервировка.

4

Правила заваривания чая.

Ознакомить с правилами заваривания чая; способствовать формированию навыков при выполнение заваривания чая; соблюдение ТБ при работе с кипятком.

Влияние чая на организм; виды чая; правила заваривания чая; требования, предъявляемые к приготовлению чая.

Составление ПОК. Чтение инструкции по ТБ. Практическое выполнение трудового процесса.

Виды чая: черный, зеленый, красный, желтый.

5

Приготовление бутербродов.

Ознакомить с классификацией бутербродов; способствовать формированию навыков по приготовлению бутербродов.

Виды бутербродов. Продукты для приготовления бутербродов. Способы приготовления бутербродов (нарезать, порубать, растереть, натереть).размещение продукта на поверхности бутерброда, украшение. Требования к качеству готовых бутербродов.

Упражнения на:

- определение состава бутербродов;

- подбор продуктов для приготовления бутербродов;

- размещение продуктов на поверхности бутербродов;

- обработку продуктов;

- украшение (использование изобразительные и словесные ТП)

Виды бутербродов:

- открытый,

- закрытый,

- закусочный (канапе)

- сандвич.

6

Приготовление блюд из яиц (отварные, яичница).

Ознакомить с питательными свойствами яиц; способствовать формированию навыка по определению доброкачественных яиц; по приготовлению блюд из яиц.

Название блюд: яичница, омлет, яйца вкрутую, всмятку. Питательные свойства яиц. Хранение и обработка яиц. Требования предъявляемые к блюдам из яиц.

Лабораторная работа на определение качества яиц. Практическая работа. Составление ПОК. ТК на варку яиц.

Яичница, омлет.

7

Приготовление салата или винегрета (вареные овощи)

Ознакомить с ролью овощей в питании человека, с классификацией овощей; способствовать формированию навыков по определению качества овощей, приготовление блюд из свежих яиц.

Продукты, используемые для приготовления салата, винегрета; способы обработки продуктов; смешивание ингредиентов, заправка, украшение. ТБ при работе с ножом.

Запись рецептов салатов, винегрета. Упражнение на определение состава салата6 отбор продуктов; обработку продуктов.

Продукт, блюдо. Винегрет, салат.

8

Ролевая игра «Чаепитие в классе"

Способствовать формированию навыков по сервировке стола, правила этикета за столом.

Ингредиенты, необходимые для приготовления чая.

определение качества яиц. Практическая работа. Составление ПОК. ТК на варку яиц.

9

Повторение пройденной темы. Контрольное тестирование.

Способствовать обобщению знаний по теме «Питание», осуществить проверку ЗУН.

Разноуровневое тестирование.

Тема «Культура поведения» 2 часа

10

Поведение за столом. Правила приема пищи.

Ознакомить с ПП за столом, правилами приема пищи; способствовать формированию навыков по правилам этикета за столом.

Значение режима питания для жизни и здоровья; название приема пищи в разное время суток; правила приема пищи.

Упражнения: на правильную посадку; пользование столовыми приборами, салфеткой. Игровые ситуации. Разбор ситуаций с сознательно допущенными ошибками.

Этикет.

IV четверть - 8 часов

1

Упражнения по этикету.

Способствовать закреплению осмысленных знаний по теме «Правила поведения за столом»

Составление правил (свода правил)

Запись памятки в тетрадь (рисунки, символы, слова). Самоанализ поведения за столом в процессе ежедневного приема пищи.

Тема «Транспорт» 2 часа

2

Виды городского транспорта (транспортные средства). Оплата проезда в автобусе.

Ознакомить с основными транспортными средствами, видами оплаты проезда. Научить классифицировать транспорт по видам, способствовать определению наиболее рационального маршрута до школы.

Назначение транспорта; виды транспорта; основные части транспорта; виды оплаты проезда.

Упражнение на выделение, называние, узнавание, описание и сравнение транспортных средств. Игровые ситуации. Дидактические игры. Логические задачи.

Транспорт.

3

Правила поведения в транспорте, на улице. ПДД (транспортный, пешеходный маршрут в школу).

Ознакомить с ПП в транспорте, способствовать формированию навыков соблюдения ПДД, различения знаков дорожного движения.

Правила поведения; маршруты общественного транспорта; остановки; интервалы движения; основные ПДД.

Упражнения: по соблюдению ПП в общественном транспорте; пользование формулами речевого этикета пассажиров; различение знаков ДД. Моделирование реальных ситуаций; разрешение проблемных ситуаций.

Маршрут.

Тема «Торговля» 1 час

4

Основные виды магазинов. Их назначение. Правила поведения в магазине. (Виды отделов в продовольственном магазине, правила и порядок покупки товара)

Ознакомить с видами торговых предприятий, назначение продуктовых магазинов; способствовать формированию навыков соблюдения правил поведения в магазине, запоминания стоимости отдельных продуктов питания.

Виды магазинов; ассортимент товаров, указатели видов магазинов; профессии людей; оборудование магазинов; способы приобретения товаров.

Упражнения на определение магазинов, выбор товара. Дидактические игры. Решение логических задач. Составление таблицы: вид магазина -> товар.

Ассортимент, товар.

Тема «Одежда и обувь» 4 часа

5

Виды одежды и головных уборов, их назначение.

Ознакомить с видами одежды, головных уборов, их значением; способствовать формированию навыков по различению (классификации) одежды по признакам.

Виды одежды; название предметов одежды; назначение; виды тканей; части одежды. Лицевая, изнаночная сторона одежды.

Упражнение на выделение, узнавание, описание и сравнение предметов одежды. Дидактические игры. Рисование, загадки. Описание предметов своей одежды.

Части одежды. Лицевая, изнаночная сторона одежды.

6

Повседневный уход за одеждой, подготовка ее к хранению.

Ознакомить с символами по уходу за текстильными изделиями; способствовать формированию навыков по уходу за одеждой и головными уборами.

Виды труда по уходу; значение каждого вида ухода; пути предупреждения загрязнения одежды. Правила хранения одежды в шкафу.

Тренировочные упражнения: в развешивании, складывании, чистке одежды. Записи в тетрадь памятки по уходу (рисунки, символы).

7

Виды обуви, их значение. Повседневный уход за кожаной обувью, обувью из замши, текстиля, шерсти (валяная).

Ознакомить с видами обуви, их назначением, правилами ухода за обувью; способствовать расширению представлений о предметах обуви, их признаках.

Виды обуви; назначение. Виды труда по уходу за обувью, принадлежности для ухода за обувью; подготовка сезонной обуви к хранению.

Упражнения на узнавание обуви по описанию, классификацию по группам, видам. Дидактические игры. Описание своей обуви; задачи-описания. Решение логических задач; моделирование реальных ситуаций (по уходу за обувью).

8

Обобщающий урок. Подведение итогов. Тестирование по выбору учащегося.

Способствовать обобщению знаний по различным темам. Контроль ЗУН по выбранной теме.

Поуровневое тестирование.




© 2010-2022