- Преподавателю
- Другое
- Календарно-тематическое планирование по СБО (5 класс)
Календарно-тематическое планирование по СБО (5 класс)
Раздел | Другое |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Яценко С.А. |
Дата | 29.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тематическое планирование
Социально-бытовая ориентировка (5 класс)
Базовая программа: программы специальной (коррекционной) образовательной школы YIII вида: 5-9 кл.: в 2 сб./Под ред. В.В.Воронковой. -
М.: Гуманитарное изд. Центр ВЛАДОС, 2001. - Сб. 1.-232 с. Авторский коллектив: Романина В.И., Васенков Г.В. Под редакцией Павлова Н.П.
Учебный план
Четверть
Кол-во недель
Кол-во часов
I
8 учебных недель и 4 дня
9
II
7 учебных недель 3 дня
7
III
10 учебных недель и 2 дня
10
IY
7 учебных недель и 5 дней
834 учебные недели
1 час в неделю
34 часа в год
№
Дата
Тема
Кол-во часов
I четверть - 9 часов
1
Введение. Инструктаж по охране труда при проведение занятий по СБО. Введение в предмет «СБО».
1
Тема «Личная гигиена» 3 часа
2
Правила личной гигиены; предметы и средства личной гигиены.
1
3
Уход за полостью рта; уход за ушами; уход за волосами.
1
4
Правила охраны зрения (чтение, просмотр телевизора, гимнастика для глаз).
1
Тема «Культура поведения» 2 часа
5
Поведение в музее, библиотеке.
1
6
Ролевая игра «Запишите меня в библиотеку».
1
Тема «Жилище» 9 часов
7
Виды жилых помещений в городе и деревне.
1
8
Виды помещений в жилых домах (варианты квартир и подсобных помещений).
1
9
Почтовый адрес дома, школы. Написание адреса на почтовой открытке.
1
II четверть - 7 часов
1
Правила протирания пыли; правила подметания пола.
1
2
Гигиенические требования к жилому помещению.
1
3
Инвентарь и приспособления для уборки.
1
4
Последовательность уборки детской комнаты.
1
5
Организация рабочего места школьника.
1
6
Обобщение пройденной темы. Контрольное тестирование.
1
Тема «Питание» 10 часов
7
Значение продуктов питания для здоровья человека.
1
III четверть - 10 часов
1
Кухонная посуда, приборы, приспособление - назначения. Столовая посуда, приборы - назначение.
1
2
Правила мытья и чистки посуды.
1
3
Чайная посуда. Сервировка стола к завтраку.
1
4
Правила заваривания чая.
1
5
Приготовление бутербродов.
1
6
Приготовление блюд из яиц (отварные, яичница).
1
7
Приготовление салата или винегрета (вареные овощи)
1
8
Ролевая игра «Чаепитие в классе"
1
9
Повторение пройденной темы. Контрольное тестирование.
1
Тема «Культура поведения» 2 часа
10
Поведение за столом. Правила приема пищи.
1
IV четверть - 8 часов
1
Упражнения по этикету.
1
Тема «Транспорт» 2 часа
2
Виды городского транспорта (транспортные средства). Оплата проезда в автобусе.
1
3
Правила поведения в транспорте, на улице. ПДД (транспортный, пешеходный маршрут в школу).
1
Тема «Торговля» 1 час
4
Основные виды магазинов. Их назначение. Правила поведения в магазине. (Виды отделов в продовольственном магазине, правила и порядок покупки товара)
1
Тема «Одежда и обувь» 4 часа
5
Виды одежды и головных уборов, их назначение.
1
6
Повседневный уход за одеждой, подготовка ее к хранению.
1
7
Виды обуви, их значение. Повседневный уход за кожаной обувью, обувью из замши, текстиля, шерсти (валяная).
1
8
Обобщающий урок. Подведение итогов. Тестирование по выбору учащегося.
1
№
Дата
Тема
Образовательные задачи
Кол-во часов
Содержание
Речевая работа
Мат./тех. оснащение, метод. обеспечение урока
Теория
Практика
I четверть - 9 часов
1
Введение. Инструктаж по охране труда при проведение занятий по СБО. Введение в предмет «СБО».
Дать представление (ознакомить) о ПП в кабинете СБО, способствовать формированию навыков соблюдения правил ТБ и санитарно-гигиенических требований. Ознакомить с планом работы, программой.
-
Инструктаж №1. Общие правила ТБ
-
Учебная программа на I четверть
Экскурсия по кабинету
Тема «Личная гигиена» 3 часа
2
Правила личной гигиены; предметы и средства личной гигиены.
Ознакомить учащегося с правилами и средствами л/г; способствовать формированию навыков по соблюдению л/г.
-
Правила и приемы выполнения утреннего туалета (последов.)
-
Содержание в чистоте и порядке личных вещей индивидуального пользования (н/п, з/щ, расческа, полотенце, носки, трусы).
-
Выполнение утреннего и вечернего туалета: чистка зубов; мытье рук, лица.
-
Стирка индивидуальных личных вещей
Утренний, вечерний туалет; предмет л/г; средство л/г; гигиена зрения
3
Уход за полостью рта; уход за ушами; уход за волосами.
Ознакомить с правилами уходаза полостью рта, ушами, волосами; способствовать формированию навыков выполнения утреннего туалета.
-
Периодичность и правила чистки ушей.
-
Правила ухода за волосами.
-
Расчесывание волос
-
Выбор прически
-
Чистка зубов (повт.)
4
Правила охраны зрения (чтение, просмотр телевизора, гимнастика для глаз).
Ознакомить с правилами охраны зрения при чтении, просмотре телевизора; с правилами освещенности рабочего места
-
Значение зрения в жизни и деятельности человека.
-
Правила бережного отношению к зрению
-
Установка настольной лампы на рабочем месте.
-
Выполнение гимнастики для глаз (снятие напряжения)
Тема «Культура поведения» 2 часа
5
Поведение в музее, библиотеке.
Ознакомить с правилами поведения в общественных местах, способствовать их осознанию и формированию навыков по их соблюдению
Правила-рекомендации (запись в тетрадь). Способы ведения разговора со старшими, сверстниками.
Разбор ситуаций. Упражнения по этикету.
6
Ролевая игра «Запишите меня в библиотеку».
Способствовать формирования навыков вежливого обращения к взрослым, поддерживания беседы.
-
Правила поведения при встрече и расставании.
-
Формы обращения с просьбой, вопросом.
Ситуативные диалоги при встрече, расставании.
Тема «Жилище» 9 часов
7
Виды жилых помещений в городе и деревне.
Ознакомить с видами жилых помещений в городе, селе; способствовать осознания их различия.
-
Виды жилья (собственное, государственное)
-
Почтовый адрес дома, школы.
Заполнения почтового адреса на открытке.
Вид жилья; жилое помещение; подсобное помещение
8
Виды помещений в жилых домах (варианты квартир и подсобных помещений).
Ознакомить с видами помещения в жилых домах; способствовать пониманию их назначения, конструкции.
-
Варианты:
-
по конструкции;
-
по назначению;
-
-
-
Правила организации рабочего места школьника
Соблюдать порядок на рабочем столе и во всем жилом помещении.
9
Почтовый адрес дома, школы.
Дать представление о почтовом адресе школы; способствовать запоминанию почтового адреса своего дома.
Последовательность заполнения почтового адреса.
Написание адреса на конверте, почтовой открытке, телеграмме.
II четверть - 7 часов
1
Гигиенические требования к жилому помещению.
Ознакомить с гигиеническими требованиями к жилом помещению; способствовать их осознанию и формированию навыков их соблюдения.
Перечень основных гигиенических требований. Правила влажной уборки.
Проведение влажной уборки в помещении.
2
Инвентарь и приспособления для уборки.
Ознакомить с инвентарем для уборки (включая электропылесос); способствовать осознанию его назначения.
Правила пользования электропылесосом; Т.Б.
Правила и последовательность проведения сухой, влажной уборки.
Подготовка электропылесоса к работе; чистка ковра, мягких игрушек электропылесосом.
3
Правила протирания пыли; правила подметания пола.
Ознакомить с двумя видами бытового труда по уходу за помещением; способствовать формированию навыков по их выполнению.
Значение данных видов бытового труда; предметы труда. Виды мебели, игрушек. Способы удаления пыли. Последовательность действий. Правила подметания пола.
Тренировочные упражнения в выполнение трудовых процессов; имитирующие игры; игровые учебные ситуации. Оценка реальных ситуаций.
4
Последовательность уборки детской комнаты.
Способствовать закреплению навыков в проведении влажной уборки, осознанию преимущества чистоты и порядка в помещении.
Виды труда по уборке помещения (класса); их значение, рациональная последовательность выполнения, необходимый инвентарь.
-
Тренировочные упражнения в проведении уборки.
-
учебные игровые ситуации.
-
Сюжетные рисунки
5
Организация рабочего места школьника.
Способствовать формированию ЗУН знаний учащегося по организации рабочего места, их осознанию и потребности соблюдения.
Правила организации рабочего места в школе (парта), дома (письменный стол).
Дидактические игры «Наведи порядок»; логические задачи; оценка реальных ситуаций.
6
Обобщение пройденной темы. Контрольное тестирование.
Способствовать обобщению знаний по теме «Жилище», осуществить проверку ЗУН
Разноуровневое тестирование
1 в.>объем, высокая сложность;2 в.<объем, низкая сложность.
Тема «Питание» 10 часов
7
Значение продуктов питания для здоровья человека.
Дать представление о значение продуктов питания для здоровья;учить узнавать продукты по внешнему виду, вкусу и запаху; определить признаки свежих и испорченных продуктов
Основные группы продуктов, действие продуктов на организм, признаки свежих и испорченных продуктов, условия хранения.
Дидактические игры, тренировочные упражнения на узнавание, описание, нахождение различных продуктов. Игровые ситуации. Отгадывание загадок, кроссвордов. Решение логических задач.
III четверть - 10 часов
1
Кухонная посуда, приборы, приспособление - назначения. Столовая посуда, приборы - назначение.
Дать представление о двух видах посуды, их назначение; учить распределять посуду по видам, пользоваться столовыми приборами.
Название предметов посуды; назначение; виды посуды, приборы и приспособления. Правила пользования.
Тренировочные упражнения на узнавание, нахождение, расположение предметов посуды. Дидактические игры: рисование, выкладывание контурных изображений. Решение логических задач.
Посуда. Столовые приборы.
2
Правила мытья и чистки посуды.
Ознакомить а правилами по уходу за кухонной и столовой посудой, ее мытьем, сушкой; способствовать формирования навыков выполнения данного вида бытового труда.
Значение мытья посуды; требования к воде; предметы труда, последовательность выполняемых действий при осуществлении процесса мытья
Моделирование реальных ситуаций. Обсуждение д/кн «Федорино горе». Организация рабочего места. Составление ПОК. Практическое выполнение трудового процесса бригадным способом. Учебные ситуации с сознательно допущенными ошибками.
3
Чайная посуда. Сервировка стола к завтраку.
Ознакомить с правилами сервировки стола; дать представление о чайной посуде; способствовать формированию навыков по сервировке стола, правилам этикета за столом.
Правила и последовательность сервировки стола. Правила пользования чайной ложкой.
Тренировочные упражнения; рисование, складывание разрезных картинок; загадки, дидактические игры.
Сервировка.
4
Правила заваривания чая.
Ознакомить с правилами заваривания чая; способствовать формированию навыков при выполнение заваривания чая; соблюдение ТБ при работе с кипятком.
Влияние чая на организм; виды чая; правила заваривания чая; требования, предъявляемые к приготовлению чая.
Составление ПОК. Чтение инструкции по ТБ. Практическое выполнение трудового процесса.
Виды чая: черный, зеленый, красный, желтый.
5
Приготовление бутербродов.
Ознакомить с классификацией бутербродов; способствовать формированию навыков по приготовлению бутербродов.
Виды бутербродов. Продукты для приготовления бутербродов. Способы приготовления бутербродов (нарезать, порубать, растереть, натереть).размещение продукта на поверхности бутерброда, украшение. Требования к качеству готовых бутербродов.
Упражнения на:
- определение состава бутербродов;
- подбор продуктов для приготовления бутербродов;
- размещение продуктов на поверхности бутербродов;
- обработку продуктов;
- украшение (использование изобразительные и словесные ТП)
Виды бутербродов:
- открытый,
- закрытый,
- закусочный (канапе)
- сандвич.
6
Приготовление блюд из яиц (отварные, яичница).
Ознакомить с питательными свойствами яиц; способствовать формированию навыка по определению доброкачественных яиц; по приготовлению блюд из яиц.
Название блюд: яичница, омлет, яйца вкрутую, всмятку. Питательные свойства яиц. Хранение и обработка яиц. Требования предъявляемые к блюдам из яиц.
Лабораторная работа на определение качества яиц. Практическая работа. Составление ПОК. ТК на варку яиц.
Яичница, омлет.
7
Приготовление салата или винегрета (вареные овощи)
Ознакомить с ролью овощей в питании человека, с классификацией овощей; способствовать формированию навыков по определению качества овощей, приготовление блюд из свежих яиц.
Продукты, используемые для приготовления салата, винегрета; способы обработки продуктов; смешивание ингредиентов, заправка, украшение. ТБ при работе с ножом.
Запись рецептов салатов, винегрета. Упражнение на определение состава салата6 отбор продуктов; обработку продуктов.
Продукт, блюдо. Винегрет, салат.
8
Ролевая игра «Чаепитие в классе"
Способствовать формированию навыков по сервировке стола, правила этикета за столом.
Ингредиенты, необходимые для приготовления чая.
определение качества яиц. Практическая работа. Составление ПОК. ТК на варку яиц.
9
Повторение пройденной темы. Контрольное тестирование.
Способствовать обобщению знаний по теме «Питание», осуществить проверку ЗУН.
Разноуровневое тестирование.
Тема «Культура поведения» 2 часа
10
Поведение за столом. Правила приема пищи.
Ознакомить с ПП за столом, правилами приема пищи; способствовать формированию навыков по правилам этикета за столом.
Значение режима питания для жизни и здоровья; название приема пищи в разное время суток; правила приема пищи.
Упражнения: на правильную посадку; пользование столовыми приборами, салфеткой. Игровые ситуации. Разбор ситуаций с сознательно допущенными ошибками.
Этикет.
IV четверть - 8 часов
1
Упражнения по этикету.
Способствовать закреплению осмысленных знаний по теме «Правила поведения за столом»
Составление правил (свода правил)
Запись памятки в тетрадь (рисунки, символы, слова). Самоанализ поведения за столом в процессе ежедневного приема пищи.
Тема «Транспорт» 2 часа
2
Виды городского транспорта (транспортные средства). Оплата проезда в автобусе.
Ознакомить с основными транспортными средствами, видами оплаты проезда. Научить классифицировать транспорт по видам, способствовать определению наиболее рационального маршрута до школы.
Назначение транспорта; виды транспорта; основные части транспорта; виды оплаты проезда.
Упражнение на выделение, называние, узнавание, описание и сравнение транспортных средств. Игровые ситуации. Дидактические игры. Логические задачи.
Транспорт.
3
Правила поведения в транспорте, на улице. ПДД (транспортный, пешеходный маршрут в школу).
Ознакомить с ПП в транспорте, способствовать формированию навыков соблюдения ПДД, различения знаков дорожного движения.
Правила поведения; маршруты общественного транспорта; остановки; интервалы движения; основные ПДД.
Упражнения: по соблюдению ПП в общественном транспорте; пользование формулами речевого этикета пассажиров; различение знаков ДД. Моделирование реальных ситуаций; разрешение проблемных ситуаций.
Маршрут.
Тема «Торговля» 1 час
4
Основные виды магазинов. Их назначение. Правила поведения в магазине. (Виды отделов в продовольственном магазине, правила и порядок покупки товара)
Ознакомить с видами торговых предприятий, назначение продуктовых магазинов; способствовать формированию навыков соблюдения правил поведения в магазине, запоминания стоимости отдельных продуктов питания.
Виды магазинов; ассортимент товаров, указатели видов магазинов; профессии людей; оборудование магазинов; способы приобретения товаров.
Упражнения на определение магазинов, выбор товара. Дидактические игры. Решение логических задач. Составление таблицы: вид магазина -> товар.
Ассортимент, товар.
Тема «Одежда и обувь» 4 часа
5
Виды одежды и головных уборов, их назначение.
Ознакомить с видами одежды, головных уборов, их значением; способствовать формированию навыков по различению (классификации) одежды по признакам.
Виды одежды; название предметов одежды; назначение; виды тканей; части одежды. Лицевая, изнаночная сторона одежды.
Упражнение на выделение, узнавание, описание и сравнение предметов одежды. Дидактические игры. Рисование, загадки. Описание предметов своей одежды.
Части одежды. Лицевая, изнаночная сторона одежды.
6
Повседневный уход за одеждой, подготовка ее к хранению.
Ознакомить с символами по уходу за текстильными изделиями; способствовать формированию навыков по уходу за одеждой и головными уборами.
Виды труда по уходу; значение каждого вида ухода; пути предупреждения загрязнения одежды. Правила хранения одежды в шкафу.
Тренировочные упражнения: в развешивании, складывании, чистке одежды. Записи в тетрадь памятки по уходу (рисунки, символы).
7
Виды обуви, их значение. Повседневный уход за кожаной обувью, обувью из замши, текстиля, шерсти (валяная).
Ознакомить с видами обуви, их назначением, правилами ухода за обувью; способствовать расширению представлений о предметах обуви, их признаках.
Виды обуви; назначение. Виды труда по уходу за обувью, принадлежности для ухода за обувью; подготовка сезонной обуви к хранению.
Упражнения на узнавание обуви по описанию, классификацию по группам, видам. Дидактические игры. Описание своей обуви; задачи-описания. Решение логических задач; моделирование реальных ситуаций (по уходу за обувью).
8
Обобщающий урок. Подведение итогов. Тестирование по выбору учащегося.
Способствовать обобщению знаний по различным темам. Контроль ЗУН по выбранной теме.
Поуровневое тестирование.