Доклад на тему характеристика учащихся вспомогательной школы

Раздел Другое
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Характеристика учащихся вспомогательной школы».


Основной контингент учащихся вспомогательной школы составляют умственно-отсталые дети, страдающие олигофренией в степени дебильности.

«Под умственной отсталостью следует понимать стойкое необратимое нарушение психического, в первую очередь интеллектуального, развития, связанное с органически обусловленным недоразвитием либо ранним повреждением головного мозга».

Основным симптомом умственной отсталости является недоразвитие познавательной деятельности в следствии низкой способности к мышлению процессов, обобщения и отвлечения. Для умственно отсталых характерно: поверхностный характер, замедленность, инертность, некритичность и стереотипность мышления, недоразвитие речи.

Особенно нарушено отвлечённое мышление. Ребёнок-олигофрен не умеет анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать и абстрагировать. Вместе с тем и предметно-практическое мышление носит ограниченный характер. Таким детям свойственно нарушение целенаправленности: непоследовательность рассуждений, «соскальзывание» с одного предмета на другой, слабость регулирующей функции мышления.

Ощущение и восприятие умственно отсталых учащихся отличаются слабой дифференцированностью и замедленностью. Нарушены осмысленность, избирательность и точность восприятий; они бедны и поверхностны. Внимание ослаблено и неустойчиво. Представления отличаются нечёткостью, упрощённостью, часто бывают искажёнными, легко уподобляются.

Память ослаблена. Узнавание, запоминание, воспроизведение нарушено. Ученик вспомогательной школы запоминает медленнее, а забывает воспринятый материал значительно быстрее нормального школьника.

Недоразвитие высших форм познавательной деятельности отрицательно сказывается на формировании речи. Степень недоразвития речи зависит в основном от тяжести дефекта. Затруднено понимание смысла слов. Словесное определение, не связанные с конкретной ситуацией, не усваиваются или усваиваются с трудом. Запас слов ограничен. Речь бедна, нарушен её грамматический строй. Пониженная речевая активность умственно отсталых детей ограничивает их коммуникативные возможности. В результате систематической коррекционной работы речь этих детей значительно улучшается. Письменная речь, являющаяся более сложной деятельностью, оказывает влияние на развитие устной речи.

В виду ограниченных познавательных возможностей, потребностей и интересов, неумения использовать имеющийся опыт умственно отсталый школьник более всего склонен к простейшей мотивации своей деятельности и нередко просто удовлетворяет требования учителя и воспитателя. Для учеников вспомогательной школы характерно следующее: слабая ориентировка в задании, неумение планировать, предвидеть результат, обдуманно выбирать средства для решения задачи, выполнения задания, неуверенность в своих силах, стремление обойти встречающиеся трудности, отклонение от поставленной цели, подмена её сходной, более лёгкой.

При умственной отсталости наряду с недоразвитием познавательной деятельности недоразвита и эмоционально волевая сфера. Детям олигофренам свойственна примитивность эмоций и переживаний. Они не могут подавить обиду, влечение, желание.

Недоразвитие высших психических функций и свойств личности умственно отсталого ребёнка сужает круг его отношений и связей. Сфера и масштаб их действия более ограничены и просты, менее интимны и разнообразны, чем у нормального школьника, и отличаются непосредственным характером.

Процесс образования межличностных и внутриколлективных связей осложняется недоразвитием таких качеств, как потребность в общении, способность к коллективным переживаниям.

Для поведения детей-дебилов характерно неумение понять ситуацию, адекватно и критично оценить своё поведение, неспособность отстоять свои убеждения.

Личностные, в частности эмоционально-волевые качества оказывают огромное влияние на характер протекания мыслительных процессов. Многие особенности мыслительной деятельности у умственно отсталых детей можно понять только в связи с особенностями их эмоционально-волевой сферы.

Это краткое описание особенностей психики, характерные в той или иной степени для всех учащихся вспомогательной школы. Между тем в психике умственно отсталых детей существуют различия, обусловленные структурой дефекта и нарушениями познавательной деятельности.

Выделяют пять основных форм олигофрении, каждая из которых имеет свою патофизиологическую, клиническую и педагогическую характеристику.

К первой форме относится не осложнённая олигофрения, для которой характерно недоразвитие наиболее сложных форм познавательной деятельности, обусловленное слабостью процессов отвлечения и обобщения. Эта форма на сопровождается грубым поражением в пределах того или иного анализатора и первичным поражением эмоционально-волевой сферы. Дети этой группы в основном уравновешенны, относительно работоспособности; их речь и моторика обычно грубо не нарушены.

Опираясь на положительные особенности этих детей, педагог направляет свои усилия на развитие их речи, мышления, используя систему коррекционно-методических рекомендаций для работы с основной массой учащихся вспомогательной школы.

Ко второй форме олигофрении относится олигофрения, осложнённая нарушениями нейродинамических процессов. При этой форме олигофрении недостаточность познавательной деятельности сочетается с явлениями психомоторной расторможенности и заторможенности.

Одни дети этой группы легко возбудимы, неуравновешенны, другие наоборот, вялы, быстро истощаются. Работоспособность понижена. Ответы таких детей необдуманны, случайны. Особенно большие трудности возникают у них в процессе письма и счёта: они пишут небрежно, пропускают буквы и цифры.

Для этой формы олигофрении характерно нарушение нормального взаимодействия, равновесия между тормозным и возбудительными процессами. В большинстве случаев коррекционно-воспитательная работа педагога направлена на организацию поведения этой группы учащихся. У возбудимых детей он стремится выработать тормозные реакции, заторможенных подбадривает, включает в коллективную деятельность.

При третьей форме олигофрении - олигофрении с психопатоподобными формами поведения - психическое недоразвитие сочетается с явлениями выраженной аффективной возбудимости, расторможенности влечений. Дети, страдающие этой формой заболевания, часто эмоционально возбуждены, приподнятое настроение у них часто сменяется плаксивостью, подавленностью. Критическое отношение к себе и окружающим понижено. Они не обидчивы, несамолюбивы, их школьные интересы выражены недостаточно; работоспособность понижена.

От описанных выше форм четвёртая форма олигофрении отличается нарушениями различных анализаторов. В этих случаях слабоумие сочетается с нарушениями зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата. Отмечается недоразвитие общей моторики, недостаточная координированность движений губ и языка, недоразвитие речевых систем, нарушение двигательных анализаторов.

Всё педагогическая работа с детьми данной группы строится с учётом структуры их дефекта. Учитывая общую моторную недостаточность, организуются занятия по лечебной гимнастике. Для коррекции дефектов речи проводятся логопедические занятия. При наличии тяжёлых дефектов анализаторов эти дети обучаются во вспомогательных классах специальных школ соответствующего типа.

К пятой форме олигофрении относится олигофрения с выраженной лобной недостаточностью. При этой форме заболевания недоразвитие познавательной деятельности связано с резким нарушением целенаправленности.

У одних детей наблюдаются пассивность, вялость, двигательная заторможенность, автоматическая подчиняемость. Другим свойственны расторможенность, импульсивность, суетливость, отвлекаемость но любые раздражители!.

Дети этой группы отличаются общей диспластичностью, нарушением желёз внутренней секреции, резким нарушением моторики. Их речь, при сохранности произношения и относительно богатым словарном запасе, бессодержательна, ненасыщенна штампами, повторениями чужих высказываний. Недоразвитие личности проявляется в некретичности к себе, отсутствии чувства смущения, страха, обиды.

Коррекционная работа педагога с детьми этой группы направлена на максимальное смягчение свойственных им психических нарушений.

Таким образом для правильной и успешной организации учебно-воспитательной работы с детьми-олигофренами, необходимо чётко знать их характерные особенности и качества. Правильная диагностика - верный шаг к успеху в деле воспитания и образования детей данной категории.


© 2010-2022