Образовательная программа по кукольному театру для школьников

Раздел Другое
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его

неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию воспитательно-

образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития

младших школьников. В программе систематизированы средства и методы театрально-

игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой

деятельности в процессе театральной деятельности.

Особенность данной программы состоит в том, что младший школьник погружается в

занятия театральным творчеством естественно, без принуждения они попадают в мир

музыки, слова, литературы, живописи, хореографии и т.д. при этом рождается

сотворчество, так как театр - это коллективный вид творчества, в котором нужно

общаться, вместе решать возникающие творческие проблемы. От каждого ребёнка

потребуется все его способности, заложенные от природы, даже те, о которых не

подозревают ни ребёнок, ни его родители.

Программа предназначена учащимся 1-4 классов начальной школы. Срок реализации

программы- 3 года, по два раза в неделю.

В результате занятий в кружке ребёнок должен научиться работать в коллективе,

творчески реализоваться, раскрыться и проявить свои лучшие качества.

Цели и задачи

Цель: Обучить каждого ребёнка осмысленной интонационной выразительной речи и

чтению и превратить эти навыки в норму общения; развить познавательные и творческие

способности учащихся через искусство художественного слова, театрализацию,

концертную деятельность, практические занятия по сценическому мастерству.

Основные задачи:

1. Знакомство детей с различными видами театра (пальчиковый, варежковый, теневой,

кукольный)).

2. Поэтапное освоение детьми различных видов творчества.

3. Совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения

образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.

Программные задачи:

1.Прививать любовь к сценическому искусству.

2.Развивать и совершенствовать творческие способности детей средствами

театрального искусства.

3.Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа,

используя игровые, песенные, танцевальные импровизации.

4.Совершенствовать память, внимание, наблюдательность, мышление, воображение,

быстроту реакции, инициативность и выдержку, восприятие детей, умение согласовывать свои действия с партнерами. Воспитывать доброжелательность,

контактность в отношениях со сверстниками. Учить оценивать действия других

детей и сравнивать со своими действиями.

5. Учить действовать на сценической площадке естественно.

6. Закреплять правильное произношение звуков, отрабатывать дикцию, работать

над интонационной выразительностью речи.

Основные направления работы с детьми

Театральная игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный

вид деятельности, свойственный человеку.

Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на

площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; запоминать слова героев

спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность,

образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству;

упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-

эстетические качества.

Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и

свободы речевого аппарата.

Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию,

разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию;

произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце

слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять

словарный запас.

Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями,

профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального

искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура

зрителя).

Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами

театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с

пьесой, сказкой, работу над спектаклем - от этюдов к рождению спектакля.

Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с

воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и

предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями,

выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито,

удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.);

пополнять словарный запас, образный строй речи.

Итоги занятий будут подведены в форме постановки небольшой пьески с

приглашением родителей детей, друзей, педагогов школы.

Содержание курса

1. Вводное занятие. Особенности театральной терминологии.

Знакомство детей с историей театра «Петрушка» в России. Понятие о пьесе, персонажах,

действии, сюжете и т.д. Особенности организации работы театра «Петрушка». Понятие

«кукловод». Ознакомление детей с принципом управления движениями куклы (движение

рук, головы куклы). Техника безопасности. Особенности театральной терминологии.

Практическая работа: отработка техники движений куклы на руке.

2. Устройство ширмы и декораций

Знакомство с понятием «декорация». Ознакомление с элементами оформления

(декорации, свет, цвет, звук, шумы и т.п.) спектакля кукольного театра. Первичные

навыки работы с ширмой. Понятие о плоскостных, полуплоскостных и объемных

декорациях. Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома и т.д.). Понятие о

физико-технических свойств материалов для изготовления театрального реквизита.

Практическая работа: установка ширмы и изготовление элементов декораций.

3. Особенности изготовления кукол.

Знакомство с технологией разработки выкроек кукол. Выбор материалов для изготовления

различных частей куклы. Порядок изготовления головы куклы (куклы-девочки, зайца,

волка, медведя, деда, бабушки и т.д.).

Изготовление одежды кукол. Понятие о терминологии изготовления различных

кукольных персонажей. Практическая работа: изготовление различных кукол.

4. Речевая гимнастика.

Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей кукольного

спектакля (детей, взрослых, персонажей, различных зверей). Голосовые модуляции.

Понятие об артикуляции и выразительном чтении различных текстов (диалог, монолог,

рассказ о природе, прямая речь, речь автора за кадром и т.п.). Речевая гимнастика (в

декорации). Работа со скороговорками. Природные задатки человека, пути их развития.

Посещение спектакля кукольного театра.

Практическая работа: отработка (тренинг) сценической речи.

5. Особенности работы кукловода.

Понятие о разнообразии движений различных частей кукол. Отработка навыков движений

куклы по передней створке ширмы. Особенности психологической подготовки юного

артиста-кукловода.

Закрепление навыков жестикуляции и физических действий. Отработка навыков

движения куклы в глубине ширмы. Понятие о театральных профессиях (актер, режиссер,

художник, костюмер, гример, осветитель и т.д.).

Практическая работа: расчет времени тех или иных сцен, мизансцен и протяженности

всего спектакля.

6. Выбор пьесы

Выбор пьесы. Чтение сценария. Распределение и пробы ролей (два состава). Разучивание

ролей с применением голосовых модуляций. Оформление спектакля: изготовление

аксессуаров, подбор музыкального оформления. Соединение словесного действия (текст)

с физическим действием персонажей. Отработка музыкальных номеров, репетиции.

Посещение кукольных спектаклей в театре. Понятие об актерском мастерстве и о

художественных средствах создания театрального образа. Драматургия. Сюжет, роли.

Практическая работа: тренинг по взаимодействию действующих лиц в предлагаемых

обстоятельствах на сцене.

7. Генеральная репетиция. Спектакль.

Подготовка помещения для презентации кукольного спектакля. Состав жюри. Установка

ширмы и размещение всех исполнителей (актеров). Звуковое, цветовое и световое

оформление спектакля. Установка оборудования для музыкального и светового сопровождения спектакля (имитация различных шумов и звуков). Управление светом,

сменой декораций. Разбор итогов генеральной репетиции.

Практическая работа: организация и проведение спектакля; организация и проведение

гастролей (подготовка коробок для хранения и перевозки ширмы, кукол, декораций);

показ спектакля учащимся начальных классов, дошкольникам; участие в смотре

школьных кукольных театров.

Основные знания и умения:

- знать основные слова, связанные с театром (театр, занавес, декорация, режиссер,

бенифис и т. д.);

- знать и уметь как себя вести в зрительном зале и на сцене;

-уметь управлять куклами;

-уметь использовать жесты и мимику.





Учебно-методическое и материально- техническое обеспечение

1. Алянский Ю.Л. Азбука театра: 50 маленьких рассказов о театре.- Л.:

Дет. лит., 1990.- 159с., ил.

2. Лежнева С.С., Буталова И.И. Сказка своими руками: Минск:

Полымя, 1995.- 63с., ил.

3. Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек- сувениров:

пособие для руководителей кружков.- М.: Просвещение, 1983.-176

ил.

4. От Зимы до Осени: Фольклорный праздник в школе.- М.: Дет.

лит., 1982.- 192с.. ил.

5. Путешествие в антресолию или чудесное превращение перчаток в.

М.: СП «Авангард- ХХвек». 1990.-18с., ил.

6. Царев М. И. Мир театра: Просвещение, 1987.- 255с.

© 2010-2022