Доклад Сущность проблемного обучения

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДНР

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГОРЛОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ЭКОНОМИКИ»











ДОКЛАД


Сущность проблемного обучения



Выполнил преподаватель спец.дисциплин Бондаренко Е.П.







Горловка- 2015 г.




СОДЕРЖАНИЕ




Введение

3

1 Понятие и цели проблемного обучения

5

2 Центральные понятия проблемного обучения

7

3 Методы проблемного обучения

8

4 Формы проблемного обучения

10

5 Технологические основы проблемного обучения

11

Выводы

13

Список использованной литературы

14











ВВЕДЕНИЕ

Одним из направлений поиска в области повышения эффективности и результативности учебного процесса является так называемое проблемное обучение. Это один из лучших методов развития познавательной активности, самостоятельности и творческого мышления.

Проблемное обучение - это не новое педагогическое явление. Идея проблемности в обучении имеет глубокие исторические и научно - теоретические корни. Элементы проблемного обучения можно увидеть в эврестичных беседах Сократа, в разработках уроков для Эмиля у Ж. Жака Руссо. Особенно близко подходил к такому учению К.Д.Ушинский. Он писал: «Лучшим способом перевода механических комбинаций в умственные мы считаем метод, который применял Сократ, и названный его именем - Сократовским. Сократ не навязывал своих мыслей слушателям, но зная, какие противоречия ряда мыслей и факторов лежат один около другого в их слабо освещенных головах, призывал вопросами эти противоречивые ряды в светлый круг сознания и таким образом заставлял их продвигать или опровергать один одного, или примеряться в третьей их объединяющей и объясняющей мысли.»

Появление концепции проблемного обучения знаменует собой этап в развитии дидактики и психологии обучения. В отличии от ранее существующих подходов эта концепция принесла в теорию и практику обучения не просто отдельные приемы активизации мышления, а систему формирования творческих способностей тех, кто обучается.

Проблемное обучение представляет собой особенный тип обучения, характерную черту которого составляет его мощная развивающая функция.

Разработка теории и практики этого типа обучения не означает простого усовершенствования положений традиционной дидактики. Проблемное обучение - это целостная дидактическая система, основанная на логико-психологических закономерностях сознательного освоения знаний в учебной деятельности.

Преимущества проблемного обучения: самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности; высокий интерес к учебе; развитие продуктивного мышления; прочные и действенные результаты обучения.

Недостатки проблемного обучения: слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся; большие затраты времени на достижение запроектированных целей.





1 Понятие и цели проблемного обучения



Под проблемным обучением понимают совокупность таких действий, как организация проблемных ситуаций, формулирования проблем, предоставление учащимся необходимой помощи в решении проблем, проверки их решений и , наконец, руководство процессом систематизации и закрепления полученных знаний.

Сущность понятия проблемы как категории диалектической логики лежит в том, что в научных исследованиях она отображает наличие диалектического противоречия в объекте, который познается.

Как категория психологическая, проблема является отображением противоречий в процессе познания объекта субъектом, то есть противоречием в мышлении.

Главные психолого-педагогические цели проблемного обучения:

развитие мышления и способностей учащихся, развития творческих умений;

усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате чего эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении;

воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.

Важным этапом проблемного обучения является создание проблемной ситуации, представляющей собой ощущение мыслительного затруднения. Учебная проблема, которая вводится в момент возникновения проблемной ситуации, должна быть достаточно трудной, но посильной для учащихся. Ее введением и осознанием завершается первый этап.

На втором этапе разрешения проблемы закрытом») учащийся перебирает, анализирует имеющиеся в его распоряжении знания по данному вопросу, выясняет, что их недостаточно для ответа, и активно включается в добывание недостающей информации.

Третий этап («открытый») направлен на приобретение различными способами необходимых для решения проблемы знаний. Этот этап завершается пониманием, как можно решить проблему.

Далее следуют этапы решения проблемы, верификации (проверки) полученных результатов, сопоставления с исходной гипотезой, систематизации и обобщения добытых знаний, умений.

Выделяют несколько типов проблемных ситуаций:

первый тип - проблемная ситуация возникает при условии, если учащиеся не знают способы решения поставленной задачи;

второй тип - проблемная ситуация возникает при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых условиях;

третий тип - проблемная ситуация возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью выбранного способа;

четвертый тип - проблемная ситуация возникает тогда, когда имеются противоречия между практически достигнутым результатом и отсутствием у учащихся знаний для теоретического обоснования.

Процесс проблемного обучения оказывается как бы слагающимся из двух необходимых этапов:

постановка практического или теоретического задания, вызывающего проблемную ситуацию;

разрешение этой проблемной ситуации либо путем самостоятельного исследования учащегося, либо путем сообщения учителем сведений, необходимых для решения поставленной проблемы .

2 Центральные понятия проблемного обучения


Проблемное обучение предполагает последовательное и целенаправленное привлечение учащихся к решению учебных проблем и проблемных познавательных задач, в процессе которого они должны активно усваивать новые знания, приобретать навыки и умения в самостоятельном формировании задачи (проблемы) исходя из реальных условий.

Центральными понятиями проблемного обучения являются проблемный вопрос, проблемная задача и проблемная ситуация.

Проблемный вопрос - это «одноактовое» действие. Подобные вопросы стимулируют мысль ,активизируют мышление, заставляют человека думать.

Проблемная задача предполагает ряд действий, для ее решения учащемуся нужно самостоятельно провести частичный поиск .

Проблемная ситуация - сложное психическое состояние, которое затрагивает как познавательную, так и мотивационно-эмоциональную сферу личности. Проблемная ситуация отражает субъективную неопределенность целей, средств (или способов) деятельности и проявляется в познавательном затруднении человека .

Одно из основных положений проблемного обучения состоит в том, что проблемная ситуация как познавательная задача, характеризуется противоречием между имеющимися знаниями и предъявляемыми требованиями, вызывает у учащихся стремление к самостоятельным поискам ее решения путем анализа условий, актуализации имеющихся знаний и способов обработки информации, творческого подхода .

Главным элементом проблемной ситуации является неизвестное, новое, то, что должно быть открыто для правильного действия. Для того чтобы создать проблемную ситуацию в обучении, нужно поставить учащегося перед необходимостью выполнения такого практического или теоретического задания, при котором подлежащее усвоению знание будет занимать место неизвестного. Важнейшей характеристикой неизвестного как центрального элемента проблемной ситуации, в отличии от искомого как центрального элемента задачи, является то, что неизвестное всегда характеризуется какой-либо мерой обобщения .

Проблемная ситуация включает в себя три главных компонента:

  • необходимость выполнения такого действия, при котором возникает познавательная потребность в новом, отношении, способе или условии действия;

  • неизвестное, которое должно быть раскрыто в процессе решения проблемной ситуации;

  • возможности учащегося в выполнении поставленного задания, в анализе условий и открытий неизвестного .

3 Методы проблемного обучения

Уровень и сложность проблемности в обучении обуславливает уровень интеллектуальной активности студентов в усвоении полученных знаний. Функция мышления в обучении заключается в том, что она способствует открытию новых способов действий, которые усваиваются, и новых знаний.

Основным направлением подготовки специалистов для машиностроительной отрасли промышленности является практическое изучение производственных процессов.Для решения этой задачи необходимо широко внедрять проблемно - поисковые методы обучения. Проблемность в обучении является необходимым условием развития технического мышления и создания условий повышения качества подготовки специалистов к профессиональной деятельности.

Выделяют следующие методы, используемые при проблемном обучении:

объяснительный метод - состоит из системы приемов, включающих сообщение и обобщение педагогом фактов данной науки, их описание и объяснение;

репродуктивный метод - применяется для осмысления усвоения теоретических знаний, для обработки умений и навыков, для заучивания учебного материала и т. д.;

практический метод - является сочетанием приемов обработки навыков практических действий по изготовлению предметов, их обработки с целью совершенствования, предполагает деятельность, связанную с техническим моделированием и конструированием;

частично-поисковый метод - является сочетанием восприятия объяснений учителя учеником с его собственной поисковой деятельностью по выполнению работ, требующих самостоятельного прохождения всех этапов познавательного процесса;

исследовательский метод - представляет умственные действия по формулировке проблемы и нахождения путей ее решения.

Процесс проблемного обучения оказывается как бы слагающимся из двух необходимых этапов:

\ постановка практического или теоретического задания, вызывающего проблемную ситуацию;

разрешение этой проблемной ситуации либо путем самостоятельного исследования учащегося, либо путем сообщения учителем сведений, необходимых для решения поставленной проблемы.

4 Формы проблемного обучения


Формы проблемного обучения:

проблемное изложение учебного материала в монологическом режиме лекции либо диалогическом режиме семинара;

проблемное изложение учебного материала на лекции, когда преподаватель ставит проблемные вопросы, выстраивает проблемные задачи и сам их решает, а учащиеся лишь мысленно включаются в процесс поиска решения;

частично-поисковая деятельность при выполнении эксперимента на лабораторных работах; в ходе проблемных семинаров, эвристических бесед. Вопросы преподавателя должны вызвать интеллектуальные затруднения учащихся и целенаправленный мыслительный поток;

самостоятельная исследовательская деятельность, когда учащиеся самостоятельно формируют проблему и решают ее с последующим контролем преподавателя.

Условия успешного проблемного обучения:

обеспечение достаточной мотивации, способной вызвать интерес к содержанию проблемы;

обеспечение посильности работы с возникающими на каждом этапе проблемами (рациональное соотношение известного и неизвестного);

значимость информации, получаемой при решении проблемы;

необходимость диалогического доброжелательного общения педагога и учащегося, когда с вниманием и поощрением относятся ко всем мыслям, гипотезам, высказанным учащимися.

5 Технологические основы проблемного обучения

Для реализации проблемной технологии необходимы: отбор самых актуальных, сущностных задач; выявление и учет особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы; построение оптимальной системы проблемного обучения, создание учебных, методических пособий и рекомендаций; применение личностно-деятельностного подхода в учебном процессе; достаточный уровень профессиональной компетентности преподавателя.

Этапы и проведения проблемного урока:

возникновение проблемной ситуации и постановка учебной проблемы (5-10 мин.);

выдвижение предложений и обоснование гипотезы по разрешению учебной проблемы (5-15 мин.);

доказательство гипотезы (10-15 мин.);

проверка правильности решения учебной проблемы.

Примерная структура проблемного урока: актуализация прежних знаний - подготовка к восприятию нового материала; усвоение новых знаний и способов действий - на этом этапе создается проблемная ситуация, определяется проблемная задача, выдвигаются гипотезы ее разрешения, доказательство гипотез, проверка решения; формирование умений и навыков, способов мышления и деятельности посредством применения знаний, полученных в результате разрешения проблемы.

Условия эффективности реализации проблемного обучения выделяются в четыре главных условия проблемного обучения: обеспечение достаточной мотивации учащихся, способной вызвать интерес к содержанию проблемы; обеспечение посильности работы учащихся с возникающими на каждом этапе проблемами (рациональное соотношение известного и неизвестного); значимость для обучаемого информации, получаемой при решении проблемы; необходимость диалогического, доброжелательного общения с учащимися, когда с вниманием и поощрением относятся к различным точкам зрения, гипотезам, предложениям, высказываемым учениками. Не каждый учебный материал подходит для проблемного изложения.











ВЫВОДЫ

Подводя итог выполненной работы, можно сделать такие выводы:

целью умственной деятельности является решение определенного задания, которое содержит в себе что-то неизвестное;

в основе всякой познавательной задачи лежит противоречие между тем, что уже знает учащийся, и тем, что он хочет знать, между уже известным ему и неизвестным.

Психологи отмечают, что первоначальным моментом умственного процесса, как правило, является проблемная ситуация. Мыслить учащийся начинает тогда, когда у него возникает необходимость что-то понять, когда возникает вопрос, познавательное противоречие. Одновременно важно иметь ввиду, что умственный процесс всегда направлен на решение определенного задания. В этом одна из важнейших психолого-дидактических закономерностей: именно наличие у проблемной ситуации противоречивых данных по необходимости рождает процесс мышления, направленный на то, чтобы снять их.

Педагогическая ценность идеи проблемного обучения состоит в первую очередь в том, что благодаря ее реализации учащиеся ясно понимают противоречия как систему познавательных трудностей, преодоление которых ставит их в условия активной деятельности, требуя познавательной самостойкости.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



  1. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. - Ростов на Дону: Феникс, 2000.- 416с.

  2. Григорович Л.А., Марцинковская Т. Д. Педагогика и психология: Учеб. пособие.- М.: Гардарики, 2003. - 480с.

  3. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. - М.: Знание, 1991. - 80с.

  4. Матюшкин А.М. Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций: Учеб. пособие. - М.: КДУ, 2009. - 190с.

  5. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики/ Под ред. М.Н. Скаткина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1982. - 319с.






© 2010-2022