• Преподавателю
  • Другое
  • Статья Формирование профессиональных компетенций у студентов строительных специальностей

Статья Формирование профессиональных компетенций у студентов строительных специальностей

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование профессиональных компетенций у студентов строительных специальностей

Лапкина Наталия Николаевна,

преподаватель специальных дисциплин


В условиях реализации новых Федеральных образовательных стандартов формирование профессиональных компетенций выпускника становится ключевой задачей учреждения СПО, эффективность его деятельности определяется готовностью к работе в условиях реального производства. Исходя из этого, основными конкурентными преимуществами выпускника профессионального учебного заведения стали опыт практической деятельности, профессиональная мобильность, способность усваивать и применять знания в незнакомых ситуациях, выстраивать коммуникацию с другими людьми, а самое главное - желание и умение постоянно совершенствоваться и развиваться.

Именно это имел в виду американский писатель Элберт Грин Хаббард, когда говорил, что «цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя». Эта мысль созвучна с концепцией непрерывного профессионального образования - «образование не на всю жизнь, а образование через всю жизнь».

Компетентностный подход ориентирует на построение учебного процесса сообразно результату образования: в учебную программу или курс изначально закладываются отчетливые и сопоставимые параметры описания того, что студент будет знать и уметь «на выходе».

Поскольку нас интересует компетентностный подход, то на первый план выдвигаются 3 проблемы:

  1. Определение ключевых профессиональных компетенций;

  2. Специфика подготовки специалиста строительной отрасли;

  3. Разработка обоснованной и адекватной практической модели работы специалиста.

Таким образом, педагогическая цель - формирование у студентов опыта практической деятельности на основе теоретических знаний и навыка самообразования.

К достижению этой цели идем через решение следующих задач:

  • научить применять полученные знания в профессиональной деятельности;

  • сформировать у студентов умение учиться, работать над собой, постоянно совершенствоваться, заниматься самообразованием и саморазвитием;

  • показать каждому студенту его собственную неповторимость.

Все это определяет организационно-методическую систему обучения.

Изучение и закрепление материала часто организуется в нетрадиционной форме: семинара, конференции, дебатов, дискуссии. Это учит студентов выражать свои мысли с использованием профессиональных терминов, анализировать, сравнивать, оценивать ответы, вступать в дискуссии друг с другом.

Владея программным обеспечением общего и специального назначения, в частности, Autocad, на этапе объяснения нового материала используются информационно-коммуникационные технологии, которые позволяют реализовать развивающую парадигму образования. Учитывая индивидуальные способности студентам предлагаются разного рода дифференцированный контрольные работы.

Сложившаяся практика в колледже - использование внеаудиторных форм учебных занятий, в частности, экскурсий на функционирующие и строящиеся объекты дорожной и городской инфраструктуры, на предприятия по производству и лаборатории по испытанию дорожно-строительных, конструкционных материалов.

Важную роль в изучении преподаваемых дисциплин играют практические работы, ценность которых состоит в том, что они вооружают студентов не только необходимыми в профессиональной деятельности знаниями, но и формируют навыки самостоятельной постановки эксперимента, проведения испытаний, фиксации и обработки результатов.

Эти навыки являются основой учебно-исследовательской работы студентов. В течение ряда лет мы принимаем участие в научной конференции «Молодые исследователи - регионам» в рамках Молодежного научного форума, который ежегодно проходит в Вологде по инициативе Вологодского государственного технического университета при поддержке Правительства Вологодской области и Администрации города Вологды. На конференции представляются результаты научных исследований молодежи по актуальным проблемам фундаментальных и прикладных наук. Одна из тем, выполненных исследований, была «Защита окружающей среды при строительстве и эксплуатации автомобильных дорог».

Разработанные программы учебных дисциплин и профессиональных модулей согласованы с ведущими предприятиями: ОАО «Вологодавтодор», ПИИ «Промлеспроект». Поэтому вариативная часть сформирована в соответствии с требованиями предприятий-работодателей.

Большое значение для достижения поставленных целей педагогической деятельности отводится учебной и производственным практикам. Практика имеет целью комплексное освоение студентами всех видов профессиональной деятельности по специальности, формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение необходимых умений и опыта практической работы студентами по специальности.

Учебная практика направлена на формирование у студентов практических профессиональных умений, приобретение первоначального практического опыта, по основным видам профессиональной деятельности для последующего освоения ими общих и профессиональных компетенций по избранной специальности.

Практика по профилю специальности направлена на формирование у студента общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта.

Преддипломная практика направлена на углубление студентом первоначального профессионального опыта, развитие общих и профессиональных компетенций, проверку его готовности к самостоятельной трудовой деятельности, а также на подготовку к выполнению дипломного проекта.

Преподаватель, являясь руководителем практики, организует теоретическое обучение таким образом, чтобы его процесс и результаты ставили перед студентами актуальные проблемы практического характера. А во время непосредственно практики не только закрепляются теоретические знания, но и расширяются посредством создания проблемных ситуаций, формируя познавательное отношение к действительности.

О знаниях и практических навыках студентов свидетельствуют результаты промежуточной и государственной (итоговой) аттестации, результаты практики. Качество обучения дисциплине «Геология и грунтоведение» составляет 85,1%, средний балл 4,4.

Примером этого взаимодействия является успешное прохождение производственной практики, что подтверждают ее результаты. Практика 32 из 34 студентов, в 2014-2015 учебном году оценена на «хорошо» и «отлично».

С этим связан и показатель качества дипломного проектирования. Из 12 студентов (за 3 года), выполнявших дипломный проект под моим руководством, 10 человек защитили выпускную квалификационную работу на «отлично».

Востребованность выпускников на рынке труда может быть подтверждена тем, что из 25 выпускников специальности строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов 2014-2015 учебного года 100% трудоустроены, 4 человека из них работают по специальности, 5 человек продолжают обучение по профилю специальности в высших учебных заведениях.

Отмечу, что выпускники колледжа включены в ежегодный справочник «Лучший выпускник Вологодской области-2013», 2 человека вошли в «Золотой кадровый резерв Вологды».

На мой взгляд, только педагог со сформированной профессиональной позицией способен активно влиять на процесс становления нового, быть инициатором нововведений, только педагог, любящий детей, умеющий у них учиться, личным примером саморазвития формирующий в них эти способности, может воспитать творческую личность, нацеленную на самосовершенствование.


© 2010-2022