Конспект для самостоятельной подготовки по теме Деньги

Раздел Другое
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Сущность денег и их происхождение, функции денег.

Теоретический минимум.


  • Сущность денег и их происхождение.

Считают, что первые деньги в мире появились в связи с разделением труда и выделением торговли, а конкретнее - в 1 тыс. до н.э. в Китае, а затем в Греции.

У древнейших народов денег не было. Тогда существовало натуральное хозяйство, - каждый должен был обеспечить себя всем необходимым сам, в деньгах потребности не было. Однако, у кого-то лучше получалось выращивать хлеб, у другого - ловля рыбы. Поэтому у разных производителей начинает накапливаться излишек продукта, именно это обусловило возникновение обмена: гончар менял кувшин на мясо, рыбу, а рыбак свою рыбу - на посуду и т.д. Наиболее ранней формой обмена продуктами был бартер.

Бартер- непосредственный обмен одних продуктов или услуг на другие (рис.1).

Конспект для самостоятельной подготовки по теме Деньги

рис.1- Бартерный обмен.

Древними формами денег были такие товары, как скот, меха, табак, рыба, соль и т.п. Роль денег как эталона в обмене всегда приходилась на тот товар, на который имелся наибольший спрос.


  • Формы денег.

С развитием рынка требования к деньгам усложняются, соответственно изменяются и их формы (табл.1).

Таблица 1-типы денег.

Полноценные деньги

Неполноценные деньги

МОНЕТЫ

золотые, серебряные, билонные


СЛИТКИ

золота, серебра, других драг. метала



Бумажные наличные (банкноты, казначейские билеты)

Кредитные (векселя, чеки)

Депозитные

Электронные деньги

Первые монеты появились на территории античной Греции в 1 тыс. до н.э. На старинных монетах не обозначали их номинал, вместо этого они отличались размером, весом, изображением.

В Х ст. первые монеты были отчеканены в Англии, Киевской Руси, Германии, Франции.

На стыке ХV- ХVI ст. в Европе расширились масштабы торговой деятельности. Возникла необходимость введения новой денежной единицы. С 1518 г. ею стал талер, с 1524 г. он бытовал на Украине.

Современные украинские монеты представлены на рис.2.

Конспект для самостоятельной подготовки по теме Деньги






Рис. 2 - Современные украинские монеты.

Следующим этапом в эволюции денег стал выпуск бумажных денег- банкнотов или банковских билетов. Впервые бумажные деньги появились в Китае, в странах Запада бумажные деньги были выпущены в 1661г. в Стокгольме.

Со временем в странах появляются центральные банки. Их исключительным правом стал выпуск банкнот, т.е. эмиссия денег.

Эмиссия денег - выпуск государством в обращение определенного количества денежных знаков.

Электронные деньги- средства, которые проходят через электронную связь между бан4ком и его клиентом и фиксируются на банковских счетах в различной форме.





  • Функции денег.

Деньги выполняют следующие функции:


  1. Мера стоимости.

С помощью денег измеряется стоимость товаров и услуг.


  1. Средство обращения.

Деньги выступают посредником в обмене товаров и обеспечивают их обращение. В условиях товарно-денежных отношений люди могут продавать то, что они имеют и за деньги покупать то, что они хотят. При денежном обращении обмен товаров осуществляется по формуле:

Т (товар) - Д (деньги) - Т (товар)



  1. Средство платежа.

Деньги обсуживают погашение разнообразных долговых обязательств между субъектами экономических отношений.


  1. Средство накопления.

Деньги дают нам возможность использовать стоимость того, что мы продаем сегодня, для осуществления покупок будущего.


  1. Мировые деньги.

Деньги обсуживают международные экономические отношения и обеспечивают торговые связи между странами.



Контрольный минимум


Начальный уровень


  1. Какие из названых типов денег могут быть использованы как сокровище:

    • бумажные деньги,

    • золотые монеты,

    • кредитные карточки.

  2. Приведите примеры бартерных соглашений.

  3. Какие виды денег вы знаете.

Средний уровень.



  1. Расскажите, что послужило причиной возникновения денег.

  2. В чем преимущество пластиковых карточек перед бумажными деньгами?

  3. Дайте определение понятий "деньги", "полноценные деньги", "неполноценные деньги".

Достаточный уровень.

1.Охарактеризуйте функции денег.

2.Проанализируйте, какие последствия имеет увеличение количества денег в обращении.

3. Сравните особенности обращения наличных и безналичных денег. Укажите их преимущества и недостатки.

Высокий уровень.



  1. Проанализируйте и объясните, от чего зависит ценность денег в стране, в каких ситуациях она может увеличиться или уменьшиться.

  2. Объясните такое утверждение: "Деньги - это, что общество провозглашает деньгами".

  3. Проанализируйте связь, которая существует между развитием государства и денежным обращением.

© 2010-2022