Рекомендации для родителей Гиперактивный ребенок. Как с ним справляться?

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Гиперактивный ребёнок. Как с ним справляться?

Слово «гиперактивность» в некоторой степени стало сегодня популярным. Многие родители называют своего ребенка гиперактивным, хотя зачастую малыш просто проявляет свойственную детям активность и подвижность. Как же отличить активного и живого ребенка от гиперактивного???Рекомендации для родителей Гиперактивный ребенок. Как с ним справляться?

Признаком гиперактивности является примерно следующее поведение ребенка: он практически всегда пребывает в возбуждённом состоянии, не может сидеть спокойно, без всякой причины то двигает кистями рук, то стопами, постоянно крутится или вертится на своем стуле, то оборачивается, то карабкается и пытается куда-то залезть, несмотря на то, что это может быть не безопасно. Он пребывает в постоянном движении, не может надолго задержаться даже на самом интересном предмете. Сложностью для окружающих ребенка людей является то, что на него не действуют ни различные просьбы, ни какие-либо уговоры, ни наказание. Он просто не в силах остановиться. У ребенка плохо сформирован механизм самоконтроля, в отличие от его сверстников, даже самых шустрых. Вот здесь и кроется главное отличие ребенка активного от гиперактивного.

Диагноз «гиперактивность» ставят вместе с диагнозом «синдром дефицита внимания» (СДВГ). Определяются они тремя основными критериями: невнимательность, гиперактивность и импульсивность.

Наиболее острой проблема гиперактивности становится тогда, когда ребенок идёт в детский сад, потом в школу. Он попадает в коллектив, живущий по определенным правилам, распорядку, и от каждого члена такого коллектива требуется достаточная степень самоконтроля. И именно там становится заметной гиперактивность и проблемы с вниманием, которые с каждым годом становятся все более серьезными.

Воспитатели и учителя жалуются на постоянное двигательное беспокойство, исходящее от ребенка, он во все вмешивается, часто болтает, пристает к сверстникам. Движения ребенка не имеют определенной цели. Он просто не в состоянии продолжительное время усидеть на одном месте, вскакивает без разрешения, может ходить по классу и т. д. Такие дети отвечают на вопросы, не задумываясь, даже не дослушав их до конца, могут просто выкрикивать ответы, им сложно дождаться своей очереди, независимо от ситуации и обстановки. Учителя жалуются, что ребенок не слушает на уроках, небрежно выполняет домашние задания, а это приводит к отставаниям в учебе, даже несмотря на хороший уровень развития мышления.

Все вышеперечисленное объясняется тем фактом, что центральная нервная система ребенка с СДВГ не может в полной мере справляться с новыми и довольно большими нагрузками для него, как физическими, так и психическими. Это и приводит к снижению успеваемости. В категорию сложных школьных уроков попадает чтение, чаще всего также сложности возникают с математикой и письмом. В итоге ребенок попадает в категорию «неуспевающих», после чего он начинает ощущать негативное отношение, исходящее со стороны учителей и сверстников, а это еще больше усугубляется неадекватным и активным поведением. Поэтому такой школьник начинает чувствовать себя, мягко говоря, неуютно в коллективе.

Что же можно посоветовать родителям, воспитывающим ребенка с СДВГ?

Прежде всего, обратиться к специалистам - детскому невропатологу или психоневрологу. Так как, скорее всего, ребенку необходимо медикаментозное лечение, которое может выписать лишь врач. Если в образовательном учреждении, которое посещает ребенок, есть педагог-психолог, будет нелишним с ним наладить контакт. Данный специалист проконсультирует, как можно скорректировать поведение малыша, даст рекомендации учителям либо воспитателям.

Основные рекомендации родителям ребенка с СДВГ:

1. Прежде всего, у ребенка должен быть установлен четкий режим дня, который включает активные прогулки на свежем воздухе, на которых он сможет не просто безудержно бегать, а сможет участвовать, например, в каких-либо импровизированных соревнованиях или играть в подвижные игры с правилами.

2. Очень важно, чтобы ребенок ложился спать вовремя и мог хорошо высыпаться. Ведь недостаток сна ведет к еще большему снижению внимания и ухудшению самоконтроля. Если ребенок не выспался, то к концу дня он может стать просто неуправляемым.

3. Не нужно прибегать к физическим наказаниям. Взаимоотношения с таким ребенком должны основываться не на страхе, а на доверии. Ему всегда нужно чувствовать вашу помощь и поддержку. Решайте возникающие трудности совместно.

4. Поручите ребенку домашние дела, которые будут ему по силам - покормить кота, вынести мусор - и не выполняйте их за него. Это будет его зона ответственности.

5. Гиперактивные дети чувствительны к любой похвале взрослого. Обращайте внимание на достижения ребенка, хвалите его за них, выражайте открыто свою гордость за успехи ребенка.

6. Детям с СДВГ сложно довести до конца начатое ими дело, особенно, если при выполнении какого-либо задания, они сталкиваются с трудностями. В таких случаях предлагайте детям выполнить лишь часть задания, а не все, а после этого похвалите ребенка.

Главное - не предъявляйте к малышу слишком завышенных требований. Если он не в состоянии выполнить то, что вы, родители, от него требуете, то неминуемо возникнут вспышки агрессии, потеря интереса к деятельности. Вместе с тем, не нужно проявлять излишнюю вседозволенность и попустительство по отношению к ребенку, так как в этом случае он не будет придерживаться необходимых правил поведения. Запреты необходимы, но в меру.

И еще. Хотелось бы сказать о самом главном: ЛЮБИТЕ своего малыша, и чаще говорите ребенку о том, что вы его любите! И помните, что ваше спокойствие - лучший пример для ребенка.


Педагог-психолог Жинель Е.В.

© 2010-2022